Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» в старшей группе Тема: «Весёлая карусель»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 

Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» в старшей группе

Тема: «Весёлая карусель»

Цель: продолжать знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества: песнями, потешками, сказками, загадками; обратить внимание на красоту и особенности народного языка; вовлечь детей в совместную игровую и творческую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры»

в старшей группе

Тема: «Весёлая карусель»

Воспитатель:

Лямцова Любовь Александровна

МБДОУ «Д/c № 46

г. Городец

Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» в старшей группе

Тема: «Весёлая карусель»

Цель: продолжать знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества: песнями, потешками, сказками, загадками; обратить внимание на красоту и особенности народного языка; вовлечь детей в совместную игровую и творческую деятельность.

Материал: импровизированная карусель из лент и обруча, бубен, иллюстрации к сказкам, шапочка Иванушки.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, заучивание потешек, загадок, пословиц.

Ход деятельности:

Воспитатель: Из глубины веков до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые и грустные песни, шуточные потешки. Все эти виды народного творчества принято называть фольклором – английским словом, которое переводится как «народная мудрость». О фольклоре и будем говорить в течение занятия. Чтобы занятие было интересным, отправимся на ярмарку, где испокон веков веселился, водил хороводы, пел песни, катался на качелях и каруселях удалой русский народ. Приглашаю вас на веселую карусель!

(дети заходят в зал)

Воспитатель: Займите место на карусели.

Дети (все хором): Мы на празднике побудем,

Что мы только не увидим.

Карусель с секретом там,

Все расселись по местам.

Где остановка – там секрет.

Загадки, потешки, песни, смех.

Воспитатель: Наша карусель завертелась (звучит русская народная мелодия «Калинка»).

Воспитатель: А вот и первая остановка. А какая, вы должны догадаться. Послушайте, что я вам прочту (чтение сказки «Лиса и журавль»).

Воспитатель: Что вы сейчас услышали: потешку, сказку, песенку?

Правильно, сказку! И остановка наша называется «Сказочная».

А как вы догадались, что я читала сказку?

(ответы детей)

(Рассматривание иллюстраций к сказке «Лиса и журавль»)

Воспитатель: Что здесь необычного?

(ответы детей)

Воспитатель: В сказках у животных с людьми есть и другое сходство: лиса, как и некоторые люди, хитрая; заяц – трусливый, а иногда хвастливый. Как вы думаете, встречаются ли в сказках слова, которые мы в обычной жизни не употребляем?

(ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери словечко», я буду называть слово обычное, а вы подбирать к нему сказочное. (Мишка – косолапый; Лиса – Патрикеевна; Петушок – Золотой гребешок; Кощей – Бессмертный; Зайчишка – трусишка; Волчок – Серый бочок; Избушка – на курьих ножках и т.д.)

Воспитатель: А теперь вспомните как начинаются русские народные сказки      

(Жили были…

Есть люди хорошие…

В некотором царстве…и т.д.)

Воспитатель: Чему же нас учат сказки? (рассуждения детей)

Воспитатель: Александр Сергеевич Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Действительно, в сказке есть всегда урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. А знаете, чем все сказки похожи? В каждой обязательно побеждает Добро.

А теперь предлагаю снова занять свои места на нашей карусели и отправимся дальше.

(дети «садятся на карусель», двигаются по кругу под русскую народную мелодию)

Воспитатель: Сейчас вы сами назовете следующую остановку.

Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро, по рукам.

У кого веселый бубен

Тот загадку скажет нам.

(Дети передают бубен по кругу под музыку. По окончании музыки бубен остается в руках у ребенка, который говорит загадку.)

Воспитатель: Так какая же это остановка? Правильно, «Загадочная». Здесь живут загадки. Давайте вспомним некоторые из них.

(Проводится игра с бубном)

Воспитатель: Закружилась карусель и зовет нас в путь скорей.

(Дети занимаю места на карусели, двигаются под русскую народную песню)

Воспитатель: А эта остановка «Песенная». Всегда русский народ любил песни, веселые и грустные, они помогают работать и отдыхать. Песню можно не только спеть, но и сыграть. Вам знакома народная песня «Где был Иванушка»? Давайте её и исполним.

(Музыкальная хороводная игра «Где был Иванушка»)

Воспитатель: Ну вот и остановка «Песенная» закончилась. Закончилось и наше путешествие. Но со сказками, песнями и загадками мы не прощаемся. Вы еще не раз встретитесь с этими драгоценными дарами русского народного творчества.

(Дети возвращаются в группу)

Загадки к игре «Катись, бубен»:

1. Какая первая игрушка у маленького ребенка? (погремушка)

2. Что привязывали на шею теленку или козленку? (колокольчик, бубенчик)

3. Пять братьев, годами равные, а ростом разные (пальцы)

4. То толстеет, то худеет, на весь дом голосит (гармошка)

5. В лесу то тяп-тяп, дома то ляп-ляп, на колени возьмешь – заплачет (балалайка)

В лесу выросла, из лесу вынесли, на руках плачет, а на полу скачут (балалайка)

6. Сама не ем, а всех кормлю (ложка)

7. Сам пустой – голос густой, дробь отбивает – шагать помогает (барабан)

8. Рядом разные подружки, но похожи друг на дружку, все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка (матрешка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совместная образовательная деятельность по приобщению к истокам русской народной культуры»

Тема: «Знакомство с деревянными ложками»Цель:обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; прививать устойчивый познавательный интерес дете...

Парциальная программа "Приобщение к истокам русской народной культуры"

Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры, места проживания наших предков, основные занятия русских людей, обычаи, праздники, народные приметы, песни, игры....

Парциальная программа "Приобщение к истокам русской народной культуры:"

Программа, представленная в издании, определяет новые ориентиры в нравственнопатриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособ...

Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшей группы

Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшей группы...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»...