Парциальная программа "Приобщение к истокам русской народной культуры:"
рабочая программа

Аллес Наталья Ивановна

Программа, представленная в издании, определяет новые ориентиры в нравственнопатриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya-programma.docx230.84 КБ

Предварительный просмотр:

Парциальная программа

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской  народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.

Программа, представленная в издании, определяет новые ориентиры в нравственнопатриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ. Книга является частью учебно-методического комплекта, который включает в себя помимо публикуемых материалов рабочие тетради для самостоятельной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения и в семье. Содержание комплекта соответствует государственным образовательным стандартам по направлению развития у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре. Издание адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Содержание парциальной программы  интегрировано в содержание раздела «Познавательное  развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие» ООП ДО  для детей дошкольного возраста от 3 до 8 лет.  

Содержание

1. Целевой раздел__________________________________________________________3

1.1. Пояснительная записка___________________________________________________3-4

1.2. Планируемые результаты освоения Программы_______________________________4

2. Содержательный раздел___________________________________________________4 2.1. Содержание образования по образовательным областям_______________________4-6

2.2. Формы работы по образовательным областям________________________________6-8

3. Организационный раздел__________________________________________________9

  1. Модель воспитательно- образовательного процесса__________________________9-22

  1. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды___22-23

  1. Описание материально-технического обеспечения программы________________23-30

2

Аннотация к ОП «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой определяет новые ориентиры в нравственно  патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.

Цели и задачи реализации Программы

Цели:

  • расширить представление о жанрах устного народного творчества;

  • показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:

  • воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • содействие атмосфере национального быта;
  • широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;

  • учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;

  • знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.

3

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Проявляет интерес к устному народному

Знает основные литературные понятия по

творчеству (песенки, сказки, потешки,

фольклору;

скороговорки), с помощью взрослых

краткое содержание прочитанных

рассказывает, договаривает  их.

литературных произведений;

Проявляет желание участвовать в

быт и традиции русского народа;

театрализованных и подвижных  играх, с

песни, частушки, потешки, загадки,

интересом следит за действиями героев

пословицы, поговорки, заклички.

кукольного театра.

Умеет рассказывать русские народные

сказки, потешки и обыгрывать их;

Использует в игре предметы быта русского

народа;

Создаёт творческие работы по

фольклорным произведениям

  1. Содержательный раздел

  1. Содержание образования по образовательным областям

Образовательная

Содержание психолого - педагогической работы

область

1.

Формирование представления о народной культуре;

развитие навыков игровой деятельности; формирование

гендерной, семейной, гражданской принадлежности;

патриотических чувств причастности детей к наследию

прошлого.

2.

Развитие свободного общения со взрослыми и

Социально-

сверстниками.

коммуникативное

развитие

3.

Формирование основ безопасности собственной

жизнедеятельности в различных видах деятельности.

1.

Расширить представление о жанрах устного народного

творчества.

2.

Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

Познавательное

3.

Формирование целостной картины мира. Приобщение

детей к народной культуре (народные праздники и традиции).

развитие

Содействие атмосферы национального быта. Понимать

историческую  преемственность с современными аналогами(

лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит.д.).

4

Знакомить детей с зависимостью использования предметов от

образа жизни людей, от места их проживания

1. Широкое использование фольклора: песен, загадок,

пословиц, поговорок; развитие устной речи.

Способствовать развитию любознательности.

2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе

Речевое развитие

углубления знаний о русском народном быте, традициях,

праздниках, искусстве.

3. Развивать умение рассказывать русские народные

сказки.

1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью.

2.Приобщать детей ко всем видам национального

искусства: сказки. музыка, пляски

3. Знать и различать народное искусство, промыслы.

Художественно-

Понимать познавательное значение фольклорного

произведения, а также самобытности народных промыслов(

эстетическое развитие

мотив, композиция, цветовое решение), связи народного

творчества в его различных проявлениях с бытом,

традициями, окружающей природой.

4. Воспитывать интерес к народному искусству, его

необходимости и ценности, уважение к труду и таланту

мастеров.

5

1. Сохранение и укрепление физического и психического Физическое развитие здоровья детей.

  1. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх.

  1. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.

  1. Формы работы по образовательным областям

Образовательные области

Младший дошкольный

Старший дошкольный

возраст

возраст

1.

Игровые беседы с

1.

Игра

элементами движений

2.

Беседа

2.

Игра

3.

Рассказ

3.

Интегративная

4.

Рассматривание

деятельность

5.

Интегративная

Физическое развитие

4. Ситуативный разговор

деятельность

5.

Проблемная ситуация

6.

Физкультурные досуги

7.

Спортивные состязания

8.

Совместная деятельность

взрослого и детей

тематического характера

9.

Проектная деятельность

10. Проблемная ситуация

1.

Игровое упражнение

1.

Индивидуальная игра

2.

Индивидуальная игра

2.

Совместная с

3.

Совместная с

воспитателем игра

воспитателем игра

3.

Совместная со

4.Совместная со

сверстниками игра

сверстниками игра (парная,

4.

Чтение

в малой группе)

5.

Беседа

5.

Чтение

6.

Наблюдение

Социально-

6. Беседа

7.

Педагогическая ситуация

коммуникативное

7. Наблюдение

8.

Экскурсия

8.

Рассматривание

9.

Ситуация морального

9.

Праздник

выбора

10. Поручение

10. Проектная деятельность

11. Интегративная

деятельность

12. Праздник

13. Рассматривание

14. Просмотр и анализ

мультфильмов,

видеофильмов

15. Экспериментирование

6

16.

Поручение и задание

17.

Совместная

деятельность взрослого и

детей тематического

характера

1.Рассматривание

1.

Чтение

2.Игровая ситуация

2.

Беседа

3.Дидактическая игра

3.

Рассматривание

4.Ситуация общения

4.

Решение проблемных

5.Беседа

ситуаций

6.Интегративная

5.

Игра

деятельность

6.

Проектная деятельность

7.Хороводные игры с

7.

Создание коллекций

Речевое развитие

пением

8.

Интегративная

8.Игра- драматизация

деятельность

9.Чтение

9.

Обсуждение

10.Обсуждение

10.

Рассказ

11.Рассказ

11.

Инсценирование

12.Игра

12.

Ситуативный разговор с

детьми

13.

Сочинение загадок

14.

Проблемная ситуация

15.

Использование

различных видов театра

1.

Рассматривание

1.

Создание коллекций

2.

Наблюдение

2.

Проектная деятельность

3.

Игра-

3. Исследовательская

экспериментирование

деятельность

4.

Исследовательская

4.

Экспериментирование

деятельность

5.

Развивающая игра

5.

Развивающая игра

6.

Наблюдение

Познавательное развитие

6. Ситуативный разговор

7.

Проблемная ситуация

7.

Рассказ

8.

Рассказ

8.

Интегративная

9.

Беседа

деятельность

10.

Интегративная

9.

Беседа

деятельность

10. Проблемная ситуация

11.

Экскурсия

12.

Коллекционирование

13.

Моделирование

14.

Игры с правилами

1.

Рассматривание

1.

Изготовление украшений

эстетически

для группового помещения

привлекательных предметов

к праздникам, предметов

2.

Игра

для игры, сувениров,

3.

Организация выставок.

предметов для

Художественно-

Изготовление украшений

познавательно-

эстетическое развитие

4. Слушание

исследовательской

соответствующей возрасту

деятельности

народной, деткой музыки

2.

Создание макетов,

5.

Экспериментирование со

коллекций и их оформление

звуками и материалами

3.

Рассматривание

7

(песком, глиной)

эстетически

6. Музыкально-

привлекательных предметов

дидактическая игра

4.

Игра

7. Разучивание

5.

Организация выставок

музыкальных игр и танцев

6.

Слушание

8. Совместное пение

соответствующей возрасту

народной, детской музыки

7.

Музыкально-

дидактическая игра

8.

Интегративная

деятельность

9.

Совместное и

индивидуальное

музыкальное исполнение

10.

Музыкальное

упражнение

11.

Попевка, распевка

12.

Танец

13.

Творческое задание

14.

Концерт- импровизация

15.

Музыкальная сюжетная

игра

Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей

Возраст детей

Регламентированная

Нерегламентированная

деятельность (НОД)

деятельность, мин

В день

В месяц

Совместная

Самостоятельная

деятельность

деятельность

2

– 3 года

1 по 10 мин

42 - 45 мин

18 - 24 мин

3

– 4

года

1 по 15 мин

42 – 45 мин

18 – 24 мин

4

– 5

лет

2 по 20 мин

42 мин

18 – 21 мин

5

– 6

лет

2 по 20-25 мин

36 – 39 мин

15 – 21 мин

6

– 7

лет

2 по 30 мин

33 – 36 мин

15 – 18 мин

Итого в год: 35 час

8

  1. Организационный раздел

  1. Модель воспитательно – образовательного процесса

Тематическое планирование

Младшая группа

Совместная

Взаимодействие с

Месяц

НОД

самостоятельная

родителями

деятельность

«Милости просим,

«Ходит сон близ

1.Сбор урожая на

гости дорогие»

окон». Знакомство с

огородах.

Первое

колыбелькой

2.Изготовление

Сентябрь

посещение

(люлькой, зыбкой) и

поделок из овощей.

детьми «избы».

колыбельными

3. Изготовление

Знакомство с её

песнями.

нарядов для игровой

Хозяйкой.

зоны «Ряжение».

«Чудесный

1.«Репка».

1.Участие в

сундучок».

Кукольный театр.

конкурсе поделок из

Знакомство с

2.Знакомство детей с

природного

сундучком, в

рукомойником.

материала

котором живут

Повторение потешки

«Удивительное

Октябрь

загадки.

«Водичка-водичка,

рядом».

Загадывание загадок

умой моё личико».

2.Наглядно-

об овощах.

3. Развлечение

информационный

«Осень в гости к нам

материал «Русский

пришла».

фольклор и его

значение в развитии

ребёнка»

«Как у нашего кота».

1.Повторение

Изготовление

Знакомство детей с

потешки «Как у

атрибутов

Ноябрь

обитателем «избы» -

нашего кота».

театрализованной

котом Васькой.

2.Дидактическое

деятельности по

Заучивание потешки

упражнение

сказке «Репка».

«Как у нашего кота».

«Похвали котика».

3.Игра с котёнком в

катушку на ниточке

«Сундучок Деда

«Уж ты, зимушка-

1.Участие в

Мороза».

зима». Игровая

конкурсе поделок

Декабрь

Загадывание загадок

ситуация «Оденем

«Мастерская Деда

о зиме, о зимней

куклу на прогулку».

Мороза».

одежде.

2.Консультация

«Одежда по сезону»

. «Стоит изба из

1.Развлечение

1.Помощь в

кирпича, то холодна,

«Пришла коляда-

изготовлении

то горяча».

отворяй ворота».

чугунков.

Знакомство с

Знакомство детей с

2.Наглядно-

печкой, чугунком,

Рождеством.

информационный

9

Январь

ухватом, кочергой.

2. «Фока воду

материал «Русский

кипятит и как

фольклор о зиме».

зеркало блестит».

Знакомство детей с

самоваром.

Дидактическая игра

«Напоим куклу

чаем».

«Гость на гость-

1.Показ на

1. Фотовыставка

хозяйке радость».

фланелеграфе

«Мы играем».

Знакомство детей с

сказки Л.Н.

2. Физкультурный

Февраль

медведем

Толстого «Три

досуг по русским

Мишуткой. Лепка

медведя».

народным играм

посуды

1.Сюжетно-ролевая

«Папа и я –

игра «Напоим куклу

спортивная семья».

чаем».

Хозяйкины

1.«Масленица

1. Участие в

помощники.

дорогая - наша

подготовки

Знакомство детей с

гостьюшка годовая».

развлечения

предметами

Знакомство детей с

«Масленица».

Март

обихода-

Масленицей.

2. Чаепитие за

коромыслом,

2. Нет милее дружка,

самоваром с мамами

вёдрами, корытом,

чем родимая

по русским

стиральной доской.

матушка».

народным

Этическая беседа

традициям.

«Моя любимая

мама».

«Петушок – золотой

1. «Приди, весна, с

1. «Весенняя неделя

гребешок».

радостью».

добра».

Апрель

Знакомство детей с

Разучивание

Изготовление

новым персонажем –

заклички «Весна,

скворечников;

Петушком.

весна красная».

весенние поделки.

Разучивание

2. Театрализованная

2. Наглядная

потешки о петушке.

деятельность по

информация

сказке «Заюшкина

«Русский фольклор

избушка».

весной».

Май

«Трень – брень,

1. Кукольный театр

1. Помощь в посадке

гусельки».

по сказке «Кот, лиса

цветочных клумб;

Знакомство с

и петух».

оформлении детских

русским народным

2. «Здравствуй,

участков.

инструментом –

солнышко-

гуслями.

колоколнышко!».

Разучивание

потешки про

солнышко.

3. Прощание с

«избой».

Дидактическая игра

«Чудесный

сундучок».

Прощание детей с

Хозяйкой до осени.

10

Средняя группа

Совместная

Взаимодействие с

Месяц

НОД

самостоятельная

родителями

деятельность

1. «Во саду ли, в

1. «Чудесный

1. Сбор урожая на

огороде».

мешочек».

огородах.

Разучивание

Повторение песенки

2. Поделки из

потешки «Наш

– потешки «Наш

овощей.

Сентябрь

козёл».

козёл».

Дидактическая игра

Дидактическая игра

«Что растёт в саду и

«Чудесный

огороде».

мешочек».

Загадывание загадок

2. Лепка овощей из

об овощах и о

солёного теста.

фруктах.

Раскрашивание

2. Коровушка и

овощей после

бычок. Знакомство

высыхания.

детей с домашними

3. «Приглашаем в

животными.

гости к нам». Игра-

Разучивание

упражнение

потешки про корову

«Вежливое

и бычка.

обращение к

гостям». Повторение

потешек о козле,

коровушке, бычке.

1. «Бычок – чёрный

1. «Чудесный

1. Участие в

бочок». Повторение

сундучок».

конкурсе детских

потешки про бычка.

Дидактическая игра

поделок из

Октябрь

Знакомство со

«Кто спрятался?»

природного

сказкой «Бычок –

(отгадывание

материала

чёрный бочок, белые

загадок о домашних

«Удивительное

копытца».

животных).

рядом».

2. Знакомство со

Повторение попевок

2. Консультация

сказкой «Гуси –

и потешек о

«Устное народное

лебеди».

домашних

творчество, как

Разучивание

животных.

выразительное

потешки «А тари,

2. Сюжетно –

средство в речевом

тари, тари».

ролевая игра

развитии детей».

«Магазин овощей».

3. Подвижная игра

«Гуси – лебеди».

1. «Сошью Маше

1.Развлечение

1. Участие в

сарафан».

«Осенины».

развлечении

Знакомство с

2. Чтение сказки

«Осенины».

женской русской

«Золотое веретено»

2. Наглядная

народной одеждой.

3. П/и «Жмурки».

информация

Ноябрь

2. «Золотое

«Народный

веретено».

фольклор осени».

Знакомство с

11

предметами обихода

– прялкой и

веретеном.

1.»Зимовье зверей».

1. «Здравствуй,

1. Помощь в

Знакомство со

зимушка- зима».

подготовке к

сказкой «Зимовье

Загадки о зиме.

Новому году.

зверей». Повторение

Разучивание русской

2. Заучивание

песенки «Как на

народной песенки

колядок и стихов к

тоненький ледок».

«Как на тоненький

празднику.

Декабрь

2. «Одень зверей».

ледок».

3. Участие в

Аппликация по

2. «Сею, сею,

конкурсе детских

готовым формам.

посеваю, с Новым

поделок

Самостоятельный

годом поздравляю!».

«Мастерская Деда

пересказ сказки

Знакомство с

Мороза».

«Зимовье зверей».

праздником Нового

года. Разучивание

колядки

«Щедровочка».

3. «Лисичка –

сестричка».

Пальчиковый театр

по сказке «Лисичка

– сестричка и серый

волк».

1.»Сундучок Деда

1. Развлечение

1. Участие в

Мороза». Беседа

«Рождественские

подготовке

«Подарки Деда

святки».

развлечения

Мороза».

2. Вечер зимних

«Рождественские

Январь

Разучивание

загадок.

святки».

заклички «Мороз,

3. п/и «Снежная

2. Изготовление

мороз, не морозь

крепость».

атрибутов к

мой нос».

4. «Петушок –

развлечению.

золотой гребешок».

3. Участие в вечере

Упражнение в

зимних загадок.

вежливом

4. Наглядная

обращении к гостью.

информация

Дидактическая игра

«Русский фольклор

«Похвали Петушка».

зимы».

Кукольный театр

«Петушок и бобовое

зёрнышко».

1. «Волшебные

1. «Лиса и козёл».

1. Вязание одежды

спицы». Знакомство

Дидактическая игра

для кукол из

со спицами и

«Похвали лису».

шерстяных ниток.

вязанием на них.

Повторение потешек

2. Физкультурный

Беседа о шерстяных

о домашних

досуг «Папа и я –

изделиях и о том

животных. Игра -

спортивная семья».

откуда берётся

драматизация «Лиса

3. «Бабушкин

шерсть (козья,

и козёл».

сундук». Помощь в

Февраль

овечья).

2. «Сарафан для

пополнении русской

12

2. «Масленица

лисички». Ручной

«избы» старинными

дорогая – наша

труд. Аппликация из

вещами.

гостьюшка годовая».

шерстяных цветных

Знакомство с

ниток.

Масленицей.

3. «Весёлые ложки».

Разучивание песенки

Знакомство с

«Блины».

предметами обихода

– деревянными

ложками.

Загадывание загадок

о животных.

1. «При солнышке –

1. Развлечение

1. Участие в

тепло, при матушке

«Масленица дорогая

подготовки и

– добро». Беседа о

– наша гостьюшка

проведении

маме с включением

годовая».

развлечения

пословиц и

2. «Лисичка со

«Масленица» и

поговорок.

скалочкой».

праздника «8 –

Составление

Знакомство с

Марта».

рассказа «Какая моя

предметом обихода

2. «За самоваром».

Март

мама». Пение

– скалкой.

Чаепитие по

песенок о маме.

Настольный театр

русским народным

2. «Весна, весна,

«Лисичка со

традициям.

поди сюда!». Рассказ

скалочкой».

3. Участие в

о старинных

3. «Пришла весна!».

выставке детских

обычаях встречи

Повторение

рисунков «Весна,

весны. Загадывание

заклички о весне.

весна, поди сюда!».

загадок о весне.

Коллективная

Заучивание заклички

аппликация из

о весне.

цветных лоскутков

«Пришла весна».

1. «Шутку шутить –

1. «Небылица –

1. Наглядная

людей насмешить».

небывальщина».

информация

Знакомство с

Знакомство с

«Русский фольклор

потешным

небылицами.

весной».

фольклором –

Разучивание и

2. Выращивание

Апрель

дразнилками,

самостоятельное

семян цветов.

скороговорками.

придумывание

2. Русская

небылиц.

свистулька. Рассказ

2. «Чудесный

о глиняной

сундучок».

свистульке. Лепка

Раскрашивание

свистулек.

свистулек.

Дидактическая игра

«Угадай по звуку».

Слушание народных

мелодий.

3. «Крошечка –

Хаврошечка».

Просмотр

мультфильма по

сказке

13

«Хаврошечка».

1. Времена года.

1.

Русская

1. Участие в

Рассказ о временах

балалайка.

организации

года с

Знакомство с

чаепития.

использованием

балалайкой.

2. Помощь в посадке

соответствующих

Пословицы и

цветочных клумб .

загадок. Повторение

поговорки о

Май

закличек, песенок о

балалайке.

временах года.

2.

Игра с Колобком.

2. «Волшебная

Самостоятельное

палочка». Узнавание

творческое развитие

знакомых сказок по

сюжета сказки

отрывкам из них,

«Колобок».

иллюстрациям,

3.

Прощание с

предметам.

«избой». Знакомство

детей с новой

сказкой (по выбору

Хозяйки).

Прощальное

чаепитие.

Старшая группа

Месяц

НОД

Самостоятельная

Взаимодействие с

деятельность

родителями

1. «Гуляй, да

1.

Дидактическая

1. Сбор урожая на

присматривайся».

игра «С какого

огородах; ягод в

Рассказ о первом

дерева детки?»

лесу.

осеннем месяце, его

(плоды, листья).

2. Сбор природного

приметах.

2.Дидактическая

материала для

Сентябрь

Разучивание песенки

игра «Вершки да

поделок.

– попевки

корешки».

3. Участие в

«Восенушка –

3.

Вечер загадок.

выставке «Самая

осень».

4.

П/и «Гуси –

интересная поделка

2. «Вершки да

лебеди».

из овощей».

корешки».

5.

Игровая ситуация

Знакомство со

«На обед винегрет».

сказкой «Мужик и

медведь».

1. «Хлеб – всему

1.

Знакомство с

1. Консультация

голова». Беседа

предметами обихода

«Устное народное

«Откуда хлеб

– деревянным

творчество, как

пришёл?».

корытцем, тяпкой.

выразительное

Знакомство со

2.

Повторение

средство в речевом

старинными

попевки «Восенушка

развитии детей».

орудиями труда –

– осень».

2. Участие в

цепом и серпом.

3.

Игра –

конкурсе детских

Октябрь

Пословицы и

драматизация по

поделок из

поговорки о хлебе.

сказке «Заяц –

природного

2. «Октябрь пахнет

хваста».

материала

капустой». Беседа о

Разучивание

«Удивительное

14

характерных для

потешки «Зайчишка

рядом».

октября явлениях

– трусишка».

природы, народных

4.

Лепка

обычаях и

кондитерских

праздниках

изделий из солёного

(Покров).

теста.

5.

П/и «Жмурки».

1. «Друг за дружку

1.

Развлечение

1. Участие в

держаться – ничего

«Капустник».

подготовке

не бояться».

2.

Беседа о страхе.

развлечения

Рассказывание

Пальчиковый театр

«Капустник».

сказки «Крылатый,

по сказке «У страха

2. Фотовыставка

мохнатый да

глаза велики».

«Приобщение детей

масленый». Беседа о

3.

«Знаешь ли ты

к истокам русской

взаимовыручке и

сказки?».

народной

Ноябрь

поддержке.

Литературная

культуры».

2. Гончарные

викторина по

3. «Бабушкин

мастеровые.

сказкам.

сундук».

Дидактическая игра

4.

С/р игра «Магазин

Пополнение русской

«Что как

кондитерских

«избы» старинными

называется?».

изделий».

вещами.

Рассказ о гончарном

5.

П/и «Горшок»

промысле.

Знакомство со

сказкой «Лиса и

кувшин».

1. «Здравствуй,

1.

«С Новым годом

1. Разучивание с

зимушка – зима!».

со всем родом!».

детьми стихов и

Беседа о

Беседа о традициях

колядок к

характерных

празднования

праздникам.

особенностях

Нового года. Пение

2. Наглядная

декабря с

колядок.

информация

Декабрь

использованием

2.

«Новогодняя

«Русский фольклор

пословиц,

игрушка». Ручной

зимой».

поговорок.

труд.

3. Участие в

Разучивание

3.

«Проказы старухи

конкурсе поделок

заклички «Ты

зимы». Вечер

«Мастерская Деда

Мороз, Мороз,

загадок о зиме.

Мороза».

Мороз».

Повторение

4. Помощь в

2. «Пришла коляда –

заклички «Ты

организации

отворяй ворота».

Мороз, Мороз,

Новогоднего

Рассказ о

Мороз».

праздника.

рождественских

4.

Игра

праздниках и

драматизация по

колядовании.

сказке «Лиса и рак».

Разучивание

5.П/и «Два Мороза».

колядки.

1. «Хороший город

1.

Развлечение

1. Участие в

Городец». Рассказ о

«Рождественские

подготовке

городе Городце и

святки».

развлечения

городецкой росписи.

2.

«Гуляй, да

«Рождественские

Пение частушек.

присматривайся».

святки».

15

Беседа о

2. Изготовление

характерных

атрибутов к

особенностях

развлечению.

января.

3. Участие в

3. Просмотр

выставке детских

мультфильма по

рисунков «Зимушка

Январь

сказки «Морозко».

хрустальная».

4. «Лиса –

обманщица».

Викторина по

сказкам.

Разыгрывание

сюжета сказки

«Лисичка –

сестричка и серый

волк».

5. Дидактическая

игра «Составь узор».

Составление узоров

из готовых форм по

городецкой росписи.

1. «Гуляй, да

1. Сказка для Кузи.

1. Помощь в

присматривайся».

Самостоятельное

подготовке

Беседа о

рассказывание

праздника

характерных

детьми сказок.

«Масленица».

Февраль

особенностях

Словесная игра

2. Участие в

февраля. Чтение

«Аюшки».

физкультурном

сказки «Два

2. Письмо Нафане.

досуге «Папа и я –

Мороза».

Составление детьми

спортивные друзья».

2. «Ой ты,

письма Нафане –

Масленица!».

другу домовёнка

Рассказ о

Кузи. Повторение

Масленице. Пение

обрядовых песен,

обрядовых песен.

посвящённых

Масленице.

3. Праздник «Ой ты,

Масленица».

4.Физкультурный

досуг «Папа и я –

спортивные друзья».

5. П/и «Горелки»

1. «Нет милее

1. Изготовление

1. Испечь печенье

дружка, чем родимая

поделок в подарок

«Жаворонки»,

матушка». Беседа о

маме.

бублики.

маме. Изготовление

2. Рисование «Весна

2. «За самоваром».

поделки в подарок

– красна»

Чаепитие по

маме.

Повторение

русским народным

2. «Гуляй, да

заклички о весне

традициям.

присматривайся».

«Жаворонки,

3. Участие в

Март

Беседа о

прилетели».

выставке детских

характерных

3. Праздник «8

рисунков «Весна –

признаках весны.

Марта».

красна».

16

Разучивание

4. «Мудрёному и

заклички о весне

счастье к лицу».

«Жаворонки,

Прослушивание

прилетите».

сказки «Семилетка».

Загадывание

загадок.

5. С/р игра «Моя

семья».

1. «Шутку шутить –

1. «Небылица в

1. Участие в

людей насмешить».

лицах,

развлечениях

Знакомство с

небывальщина».

«Небылица в лицах,

потешным

Развлечение с

небывальщина»,

фольклором.

русскими

Красная горка.

Составление детьми

народными

2. Выращивание

потешного рассказа.

небылицами.

семян цветов.

Загадывание загадок

2. «Весна, весна,

3. Наглядная

о весенних явлениях.

поди сюда!». Пение

информация

2. «Апрель ленивого

закличек о весне.

«Русский фольклор

не любит,

Словесное

весной».

проворного

упражнение «Какие

голубит». Рассказ о

краски и для чего

Апрель

весенних полевых

нужны весне».

работах.

3. «Чудо – писанки».

Самостоятельный

Рисование на

посев детьми семян.

объёмной

форме(скорлупе

яйца). Знакомство с

искусством

миниатюры на яйце

(славянскими

писанками).

4. Красная горка.

Знакомство с

традициями

народных гуляний

на Пасхальной

неделе. Словесные

игры. Пение

частушек.

5.Литературная

викторина по

русским народным

сказкам.

1. «Победа в воздухе

1. Игра –

1. Участие в

не вьётся, а руками

драматизация «Каша

физкультурном

достаётся». Рассказ

из топора».

досуге.

о войнах –

2. «Весна красна

2. Помощь в посадке

защитниках

цветами».

цветочных клумб.

Отечества. Чтение

Повторение

3. Фотовыставка

сказки «Каша из

закличек, песенок,

«Приобщение детей

топора».

пословиц о весне.

к истокам русской

2. «А за ним такая

Отгадывание

народной

17

Май

гладь – ни

загадок.

культуры».

морщинки не

3. Кукольный театр

видать». Знакомство

по сказке Н.

детей с различными

Павловой «Под

способами глажения

кустом».

белья. Загадывание

4. Коллективная

загадок о предметах

аппликация из

обихода.

лоскутков «Русская

изба».

5. Прощание с

«избой». Словесные

народные игры.

Рассказывание

докучных сказок.

Пение частушек.

6. Физкультурный

досуг на основе

русских народных

игр.

Подготовительная к школе группа

Месяц

НОД

Самостоятельная

Взаимодействие с

деятельность

родителями

1. «Восенушка –

1. Повторение примет

1. Сбор урожая на

осень – сноп

осени и заклички

огородах, ягод в

последний косим».

«Восенушка – осень».

лесу.

Беседа о первом

2. «К худой голове

2. Заготовка

осеннем месяце, его

своего ума не

природного

особенностях и

приставишь». Беседа

материала для

приметах.

об уме и о глупости.

поделок и семян для

Повторение

Знакомство со сказкой

подкормки птиц

Сентябрь

заклички

«Про Филю».

зимой.

«Восенушка –

Словесная игра «Филя

3. Участие в

осень».

и Уля».

выставке «Самая

2. «Хлеб – всему

3. «Град на усть Оки».

интересная поделка

голова». Беседа о

Рассказ о Нижнем

из овощей».

старинных способов

Новгороде.

4.Наглядная

уборки хлеба.

Прослушивание

информация

Знакомство с

русских народных

«Русский фольклор

жерновами и их

песен (в грамзаписи).

осенью для развития

использованием.

4. Повторение

детей 6-7 лет».

пословиц и поговорок

о хлебе.

5. «Снедь Московская:

хлебы». Рисование

натюрморта.

1. «Октябрь – грязик

1. Повторение

1. Участие в

– ни колеса, ни

пословиц об осени.

конкурсе поделок

полоза не любит».

2. «Злое истребление».

«Удивительное

Беседа о

Рассказ о монголо–

рядом».

18

характерных

татарском нашествии и

2. Консультация

приметах октября.

предания о граде

«Приобретение

Рассказ о народном

Китеже. Знакомство со

детьми культурного

празднике Покрове.

старинным оружием.

богатства русского

Октябрь

2. «Камень град».

3.

«Золотая осень».

народа».

Знакомство с

Рисование природы

3. «Бабушкин

легендами о

Сахалина.

сундук».

строительстве

4.

П/и «Совушка –

Пополнение русской

Нижегородского

сова».

«избы» старинными

кремля –

5.

«Удивительное

вещами.

пограничной

рядом». Конкурс

крепости

поделок из природного

Московского

материала.

государства.

1. Синичкин день.

1.

«Чудо – чудное,

1.Участие в

Заключительная

диво – дивное –

развлечении

беседа об осени.

Золотая Хохлома».

«Рябинник».

Рассказ о

Рисование

2. Участие в игре-

праздниках

декоративной посуды

викторине

Синичкин день и

по мотивам

«Восенушка- осень».

Ноябрь

Кузьминки.

хохломской росписи.

2. «Где живёт перо

2.

«Большой урожай

Жар-птицы?».

рябины – морозная

Знакомство детей с

зима». Пословицы и

хохломской

народные приметы о

росписью и её

рябине.

традициями

3.

Развлечение

(«кудрина»,

«Рябинник».

«травка»).

4.

П/и «Жмурки».

5.

Игра – викторина

«Восенушка – осень»

(пословицы,

поговорки, загадки,

заклички, песни,

народные приметы).

1. «Зима – не лето,- в

1.

«Светит, да не

1.Участие в

шубу одета». Беседа

греет». Беседа о

конкурсе детских

о характерных

разных источниках

поделок

особенностях зимы.

освещения. Показ

«Мастерская Деда

Использование

теневого театра.

Мороза».

Декабрь

русской народной

2.

«Пришёл мороз –

2.Помощзь в

песенки «Как на

береги ухо и нос».

организации

тоненький ледок».

Просмотр

праздника Нового

2. Снегурочка –

мультфильма по сказке

года.

внучка Деда Мороза.

В.Ф. Одоевского

3.Наглядная

Чтение сказки

«Мороз Иванович».

информация

«Снегурочка».

Загадывание загадок о

«Русский фольклор

Прослушивание

морозе.

зимой»

фрагментов оперы

3.

Повторение песенки

Н.А. Римского –

«Как на тоненький

Корсакова

ледок».

19

«Снегурочка» (в

4.

«Мастерская Деда

грамзаписи).

Мороза». Ручной труд:

новогодние поделки.

5.

П/и «Два Мороза».

1. «Пришла Коляда

1.

«Пришла Коляда

1. Подготовка

накануне

накануне Рождества».

атрибутов к

Рождества». Беседа

Развлечение.

праздникам.

о рождественских

2.

Зимний спортивный

2.Участие в

праздниках,

праздник.

развлечении

святочных гаданиях.

3.

«Морозные узоры».

«Пришла Коляда

Январь

Пение песенок.

Рисование

накануне

2. «Зимние узоры».

декоративное по

Рождества».

Знакомство с

мотивам

3.Участие в

творчеством

кружевоплетения.

спортивном

вологодских

4.

«Дело мастера

празднике.

кружевниц.

боится». Чтение сказки

«Семь Симеонов».

Дидактическая игра

«Кому что нужно для

работы»..Повторение

пословиц о труде и

мастерстве.

1. «Гжель

1.

«Гжель прекрасная».

1. Участие в

прекрасная».

Самостоятельное

физкультурном

Знакомство с

рисование детьми

досуге.

гжельским

гжельских узоров.

2. Участие в

художественным

2.

Физкультурный

подготовке

Февраль

промыслом.

досуг «Папа и я –

праздника «Ух ты,

2. «На героя и слава

спортивные друзья».

Масленица!».

бежит». Рассказ о

3.

«Масленица

3. Фотовыставка

русских богатырях.

Прасковейка,

«Приобщение детей

встречаем тебя

к истокам русской

хорошенько!». Беседа о

народной

Масленице. Пение

культуры».

песен, частушек.

4.

Праздник «Ух ты,

Масленица!».

1.«Сердце матери

1.

Русская матрёшка.

1. Заучивание с

лучше солнца

Рассказ о матрёшке.

детьми пословиц,

греет». Этическая

Разучивание частушек.

закличек, песен о

беседа о маме с

2.

Поэзия народного

весне.

включением

костюма. Рассказ о

2. Испечь пряники,

народных пословиц

народном костюме.

бублики.

и поговорок.

Прослушивание

3. «За самоваром».

2. «Живёт в народе

русских народных

Чаепитие по

Март

песня». Беседа о

песен (в грамзаписи).

русским народным

русской народной

3.

«Грач на горе –

традициям.

песне. Знакомство с

весна на дворе». Беседа

пословицами и

о русских обычаях

поговорками о

встречи весны. Пение

20

песне. Разучивание

закличек о весне.

русской народной

4. «Шутку шутить –

песни «Ой, вставала

людей насмешить».

я ранёшенько».

Беседа о народном

юморе. Словесная игра

«Путаница».

5. П/и «Горелки».

1. Красная горка.

1. «Шутку шутить –

1. Участие в

Рассказ о Пасхе.

людей насмешить».

празднике «Пасха».

Словесные

Развлечение (докучные

2. Выращивание

народные игры

сказки, скороговорки,

семян цветов.

«Садовник»,

дразнилки, игры).

3. Наглядная

«Бирюльки».

2.Повторение

информация

Апрель

2. «Путешествие на

словесных и народных

«Русский народный

златогривой чудо –

игр «Садовник»,

фольклор весной».

тройке». Знакомство

«Бирюльки».

детей с образом коня

3. Прослушивание

в русском народном

народных песен,

декоративно –

воспевающих русскую

прикладном

тройку (в грамзаписи).

творчестве

4. «Чудо – писанки».

(городецкая,

Рисование на объёмной

палехская,

форме (скорлупе яиц).

хохломская

5. Праздник «Пасха».

роспись). Рассказ о

6. Самостоятельная

мастерах Палеха.

посадка и

выращивание семян

цветов.

1. «Человек без

1. Просмотр

1. Участие в

Родины, что соловей

диафильмов о героях

литературной

без песни».

ВОВ.

викторине.

Заключительная

2. Коллективное

2. Помощь в

беседа о прошлом

изготовление панно из

оформлении

родного края и

лоскутков «Русская

цветочных клумб.

героях – земляках.

кухня».

Май

2. Прощание с

3. Литературная

«избой».

викторина по русским

Заключительная

народным сказкам.

беседа о русской

Игра – драматизация.

избе и национальной

4. «Край родной, навек

кухне.

любимый». Экскурсия

в лес. Русские

подвижные игры на

открытом воздухе.

5. Посадка цветов,

оформление клумб.

21

3.2. Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды

Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду педагоги выделили место в старшей группе и оборудовали его в виде комнаты в русской избе, где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти и т. д. Почему было выбрано место в старшей группе? Так как была осознана необходимость «одушевления избы» и было решено, что Хозяйкой избы станет воспитатель этой группы Л.А. Карпикова, которая ведёт в детском саду кружок «Лапоток» и увлечена этим направлением развития детей. В поисках старинных бытовых предметов участвовали не только сотрудники ДОУ, но и родители воспитанников.

Обстановка избы предельно проста, что соответствует тогдашнему деревенскому образу жизни. Вдоль стены тянется лавка, над ней полки- полавочники. В углу обеденный стол. На бечёвке висит лубяная зыбка (люлька - кроватка для младенца), рядом находится прялка, установлена небольшая печь. Отдельно от избы находится колодец. Почти вся хозяйственная утварь , орудия труда сделаны из дерева, т. к. крестьяне занимались деревообрабатывающими ремёслами.

Основной задачей педагогов было введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому небольшая печь сделана из лёгкого дерева. её можно перемещать в другое место и обыгрывать с детьми. В старинном сундуке хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек.

В обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными промыслами всей России. На полках размещены разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.).

Таким образом, в русской избе разместились: лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник –голик; на полках – предметы прикладного искусства.

Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили люльку с куклой-младенцем. Детей встречает Хозяйка избы. В будние дни Хозяйка встречает детей в традиционной домашней одежде русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник.

Посещения избы детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними. В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами и т. п.). Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки.

Для организации НОД и самостоятельной деятельности в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра. Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр.

22

Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички.

Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, необходимы специальные наглядные средства. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

3.3. Материально-техническое обеспечение программы

Методические рекомендации к программе

Учебно-методические пособия

Автор

Название

Количество

1

Князева О.Л.,

Приобщение детей к истокам русской

Маханева М.Д.

народной культуры. Образовательная

1

программа.

2

Куприна Л.С.,

Знакомство детей с русским народным

1

Бударина Т.А.

творчеством. Методическое пособие.

Электронные образовательные ресурсы

Название

Количество

1

CD-ROM.  Ознакомление  с  предметным

и

социальным

1

окружением  во  второй  младшей  группе

детского  сада.

(Дыбина О.В.)

2

CD-ROM.  Ознакомление  с  предметным

и

социальным

1

окружением в средней

группе детского  сада.

(Дыбина

О.В.)

3

CD-ROM.  Ознакомление  с  предметным

и

социальным

1

окружением в старшей

группе детского сада.

(Дыбина

О.В.)

4

CD-ROM.  Ознакомление  с  предметным

и

социальным

1

окружением в подготовительной к школе группе детского

сада. (Дыбина О.В.)

5

CD-ROM.   Практическая   энциклопедия

дошкольного

1

работника.

Изобразительное

искусство

для

дошкольников.

Натюрморт,

пейзаж,

портрет.

(Краснушкин Е.В.)

6

CD-ROM.Русские народные сказки.

6

7

Аудио-кассета. Русские народные сказки.

6

8

Издательство  «Учитель».  Ягоды.  Грибы.

Компакт-диск

1

для компьютера: наглядно-дидактический материал.

9

Аудиоэнциклопедия «Как жили на Руси»

1

23

ОСНАЩЕНИЕ ДОУ

Автор

Название

Количество

1

Нищева Н.В.

День России. День Конституции. День

1

народного единства. Праздничное

оформление интерьеров ДОУ.

Музыкальный зал.

ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Методические пособия

1

Буре Р.С.

Социально-нравственное воспитание

Методическое

2

дошкольников. Для занятий с детьми

пособие

3-7 лет. ФГОС.

2

Колобанова А.И.

Проект «Герои дней воинской

1

славы». Старший дошкольный

возраст.

3

Патриотическое воспитание детей

1

дошкольного возраста.

Ознакомление с событиями Великой

Отечественной войны 1941-1945

годов.

4

Ривина

Знакомим дошкольников с семьей и

1

родословной 2-7 лет

Наглядно-дидактические пособия

1

Азбука безопасности. Один дома.

Демонстрационный

1

материал

2

Две столицы. Картотека предметных

Наглядный

1

картинок. Выпуск 19.

дидактический

материал

3

Ермакова И.А.

Поиграй со мной, мама!

1

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Методические пособия

1

Веракса Н.Е.

Ознакомление с природой. Система

Методическое

2

работы в средней группе детского

пособие

сада.

2

Веракса Н.Е.

Познавательно-исследовательская

3

деятельность дошкольников. Для

занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС.

3

Веракса Н.Е.

Проектная деятельность

Методическое

3

дошкольников. Для занятий с детьми

пособие

5-7 лет. ФГОС.

4

Вохринцева С.В.

Урожай «Овощи»

Методическое

1

пособие

5

Дыбина О.В.

Ознакомление с предметным и

Методическое

2

социальным окружением. Средняя

пособие

группа. ФГОС.

6

Дыбина О.В.

Ознакомление с предметным и

Методическое

2

социальным окружением. Старшая

пособие

группа. ФГОС.

Дыбина О.Б.

Что было до Игры-Путешествие в

7

прошлое предметов.

7

Крашенников Е.Е.

Развитие познавательных

3

способностей дошкольников 4-7 лет.

ФГОС.

8

Ознакомление с предметным и

Методическое

1

социальным окружением. Система

пособие

24

работы в подготовительной группе.

9

Соломенникова

Ознакомление с природой в детском

Методическое

1

О.А.

саду. Первая младшая группа.

пособие

ФГОС.

10

Толкачева Ю.В.,

Игротека. Выпуск 7. Колесо

1

Ступикова Л.Г.

истории. Игра-путешествие во

времени.

11

Толкачева Ю.В.,

Игротека. Выпуск 8. Музей

1

Ступикова Л.Г.

прошлого.  Игра-путешествие в мир

рукотворных вещей.

12

Шорыгина Т.А.

Беседы о домашних и декоративных

2

птицах

Наглядно-дидактические пособия

1

Беседы по картинкам «Весна. Лето».

Демонстрационный

1

Комплект наглядных пособий для

материал

дошкольных учреждений и

начальной школы.

2

Ботякова О.А.

Картотека предметных картинок.

Наглядный

1

Выпуск 20. Часть 1. Традиционный

дидактический

костюм в культуре народов России.

материал

3

Бунеев Р.Н.,

Наглядный и раздаточный материал

Наглядный и

1

Бунеева Е.В.,

для дошкольников. Часть 1. Овощи,

раздаточный

Вахрушев А.А.

фрукты, ягоды.

материал

4

Бунеев Р.Н.,

Наглядный и раздаточный материал

Наглядный и

1

Бунеева Е.В.,

для дошкольников. Часть 2. Деревья,

раздаточный

Вахрушев А.А.

грибы, цветы.

материал

5

Бунеев Р.Н.,

Наглядный и раздаточный материал

Наглядный и

1

Бунеева Е.В.,

для дошкольников. Часть 11.

раздаточный

Вахрушев А.А.

Животные.

материал

6

Бунеев Р.Н.,

Наглядный и раздаточный материал

Наглядный и

1

Бунеева Е.В.,

для дошкольников. Часть 5. Одежда,

раздаточный

Вахрушев А.А.

обувь.

материал

7

Бунеев Р.Н.,

Наглядный и раздаточный материал

Наглядный и

1

Бунеева Е.В.,

для дошкольников. Часть 4. Посуда.

раздаточный

Вахрушев А.А.

материал

8

Бунеев Р.Н.,

Наглядный и раздаточный материал

Наглядный и

1

Бунеева Е.В.,

для дошкольников. 10. Птицы.

раздаточный

Вахрушев А.А.

материал

9

Бытовая техника. Дидактический

Дидактический

1

материал «Окружающий мир».

материал

В деревне. Серия «Рассказы по

Дидактический

1

картинкам».

материал

10

Васильева И.

Мир вокруг нас «Фрукты».

Дидактический

1

материал

11

Васильева И.

Познаем окружающий мир

Дидактический

1

«Фрукты».

материал

12

Вохринцева С.В.

Весна. Дидактический материал

Дидактический

1

«Окружающий мир»

материал

13

Вохринцева С.В.

Посуда. Дидактический материал

Дидактический

1

«Окружающий мир»

материал

14

Вохринцева С.В.

Садовые цветы. Дидактический

Дидактический

1

материал «Окружающий мир»

материал

15

Вохринцева С.В.

Окружающий мир «Деревья и

Дидактический

1

листья»

материал

16

Вохринцева С.В.

Окружающий мир «Дикие

Дидактический

1

животные». Формат А3.

материал

17

Вохринцева С.В.

Окружающий мир «Насекомые-1»

Демонстрационный

1

(ФГТ) ДМ-29

материал

18

Вохринцева С.В.

Окружающий мир «Насекомые-2»

Демонстрационный

1

(ФГТ) ДМ-30

материал

19

Вохринцева С.В.

Окружающий мир «Птицы» (ФГТ)

Демонстрационный

1

ДМ-33

материал

25

20

Вохринцева С.В.

Окружающий мир «садовые цветы»

Демонстрационный

1

(ФГТ) ДМ-34

материал

21

Времена года (плакаты в коробке)

Дидактический

1

материал

22

Времена года. Серия «Рассказы по

Дидактический

1

картинкам».

материал

23

Герои сказок.  Серия «Мир в

Дидактический

1

картинках»

материал

24

Демонстрационные картинки

Демонстрационный

1

СУПЕР Птицы домашние и

материал

декоративные. 16

демонстрационных картинок с

текстом (173*220 мм)

25

Демонстрационные картинки

Демонстрационный

1

«Птицы России» 16 картинок с

материал

текстом на обороте + 16

раздаточных карточек

26

Демонстрационный материал

Демонстрационный

1

«Овощи»

материал

27

Демонстрационный материал

Демонстрационный

1

«Ягоды»

материал

28

Демонстрационный материал

Демонстрационный

1

«Домашние птицы»

материал

29

Демонстрационный материал

Демонстрационный

1

«Насекомые»

материал

30

Демонстрационный материал

Демонстрационный

1

«Фрукты»

материал

31

Дерягина Л.Б.

Растения и животные России

1

32

Дидактический материал «Ягоды».

Дидактический

1

материал

33

Домашние животные. Серия «Мир в

Дидактический

1

картинках».

материал

34

Домашние животные и птицы

Наглядно-

1

дидактическое

пособие

29

Емельянова Э.

Откуда что берется? Хлеб.

Наглядно-

1

Наглядно-дидактическое пособие

дидактическое

для детей младшего возраста

пособие

Животные  домашние питомцы.

Дидактический

1

Серия «Мир в картинках».

материал

30

Игра «Цветы. Лесные, луговые,

1

садовые».

Инструменты домашнего мастера.

Дидактический

1

Серия «Мир в картинках».

материал

31

Как предки одежду шили

1

32

Картинки «Наша Родина  Россия»

1

33

Картотека предметных картинок.

Наглядный

1

Выпуск 18. Одежда. Обувь.

дидактический

Головные уборы.

материал

34

Картотека предметных картинок.

Наглядный

1

Выпуск 4. Животные наших лесов,

дидактический

домашние животные, их детеныши.

материал

35

Карточки для развития ребенка

1

«Деревья России».

36

Карточки для развития ребенка

1

«Дикие животные».

37

Карточки для развития ребенка

1

«Домашние животные».

38

Карточки для развития ребенка

1

«Домашние птицы» (мамы и дети).

39

Карточки для развития ребенка

1

26

«Зима, весна, лето, осень».

40

Карточки для развития ребенка

1

«Насекомые».

41

Карточки для развития ребенка

1

«Овощи на грядке».

42

Карточки для развития ребенка

1

«Профессии и ремесла».

43

Карточки для развития ребенка

1

«Транспорт».

44

Карточки для развития ребенка

1

«Ягоды».

Колобок. Серия «Рассказы по

Дидактический

1

картинкам».

материал

45

Куликовский Д.

Мир вокруг нас «Садовые цветы».

Дидактический

1

материал

Курочка Ряба. Серия «Рассказы по

Дидактический

1

картинкам».

материал

46

Лото «Животные»

1

47

Лото «Кто что ест»

1

48

Мир растений-2/Разрезные карточки.

Разрезные карточки

1

Деревья и кустарники. Полевые

растения. Комнатные растения.

Грибы.

49

Мир человека-1/Разрезные карточки.

Разрезные карточки

1

Продукты питания. Посуда. Мебель.

Одежда.

50

Нефедова К.

Мебель

1

51

Нищева Н.В.

Картотека предметных картинок.

Наглядный

1

Выпуск 7. Первоцветы, полевые,

дидактический

луговые, садовые цветы.

материал

52

Нищева Н.В.

Картотека предметных картинок.

Наглядный

1

Выпуск 9. Домашние, перелетные,

дидактический

зимующие птицы.

материал

53

Нищева Н.В.

Картотека предметных картинок.

Наглядный

1

Выпуск 16. Мебель. Посуда.

дидактический

материал

54

Нищева Н.В.

Картотека предметных картинок.

Наглядный

1

Выпуск 18. Одежда. Обувь.

дидактический

Головные уборы.

материал

55

Нищева Н.В.

Картотека предметных картинок.

Наглядный

1

Садовые и лесные ягоды. Комнатные

дидактический

растения. Выпуск 6.

материал

Овощи. Серия «Мир в картинках».

Дидактический

1

материал

Овощи и фрукты (плакаты в

Дидактический

1

коробке)

материал

Окружающий мир «народное

Дидактический

1

творчество-2» НД-50

материал

Посуда. Серия «Мир в картинках».

Дидактический

1

материал

56

Птицы обитающие на территории

Демонстрационный

1

нашей страны.

материал

57

Расскажите детям 3-7 лет о грибах

Карточки

для

1

(карточки для занятий в детском

занятий  в

детском

саду и дома)

саду и дома

58

Расскажите детям 3-7 лет о деревьях

Карточки

для

1

(карточки для занятий в детском

занятий  в

детском

саду и дома)

саду и дома

59

Расскажите детям 3-7 лет о лесных

Карточки

для

1

животных (карточки для занятий в

занятий  в

детском

детском саду и дома)

саду и дома

27

60

Расскажите детям 3-7 лет о птицах

Карточки

для

1

(карточки для занятий в детском

занятий  в

детском

саду и дома)

саду и дома

61

Расскажите детям 3-7 лет о рабочих

Карточки

для

1

инструментах (карточки для занятий

занятий  в

детском

в детском саду и дома)

саду и дома

62

Расскажите детям 3-7 лет о хлебе

Карточки

для

1

(карточки для занятий в детском

занятий  в

детском

саду и дома)

саду и дома

63

Рассказы по картинкам. Мой дом.

1

Репка. Серия «Рассказы по

Дидактический

1

картинкам».

материал

Родная природа. Серия «Рассказы по

Дидактический

1

картинкам».

материал

64

Серия интегрированных занятий для

1

детей старшего дошкольного

возраста по ознакомлению с бытом и

традициями Руси (+ репродукции).

65

Смирнова Т.В.

Ребенок познает мир

1

66

Съедобные грибы. Дидактический

Дидактический

1

материал «Окружающий мир».

материал

Теремок. Серия «Рассказы по

Дидактический

1

картинкам».

материал

Фрукты. Серия «Мир в картинках».

Дидактический

1

материал

Цветы. Серия «Мир в картинках».

Дидактический

1

материал

67

Шалаева Г.А.

Мир вокруг нас

1

68

Шапиро А.И.

Секреты знакомых предметов.

2

Нитка, веревка, канат.

69

Шапиро А.И.

Секреты знакомых предметов.

1

Свеча.

70

Шапиро А.И.

Секреты знакомых предметов.

2

Труба.

71

Шорыгина Т.А.

Беседы о тайге и ее обитателях

1

72

Шорыгина Т.А.

Домашние животные

1

73

Ягоды лесные. Наглядно-

Наглядно-

1

дидактическое пособие для занятий

дидактическое

с детьми 3-7 лет.

пособие

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Методические пособия

1

Нищева Н.В.

Формирование навыка пересказа у

Методическое

1

детей дошкольного возраста.

пособие

Образовательные ситуации на

основе текстов русских народных

сказок.

2

Титаренко В.А.

Практический материал к

Многофункциональ

1

сказкотерапии и развитию речи

ное пособие

дошкольников.

3

Ушакова О.Д.

Загадки, считалки и скороговорки.

1

4

Аникина В.П

Русские народные сказки

1

5

Лащевская О.

Большая книга русских сказок

1

Наглядно-дидактические пособия

1

Вохринцева С.В.

Сказка за сказкой «Гуси-лебеди»

Демонстрационный

1

материал

2

Вохринцева С.В.

Сказка за сказкой «Курочка Ряба»

Демонстрационный

1

материал

28

3

Вохринцева С.В.

Сказка за сказкой «Бычок

Демонстрационный

1

смоляной бочок»

материал

4

Вохринцева С.В.

Сказка за сказкой «Как коза избушку

Демонстрационный

1

построила»

материал

5

Вохринцева С.В.

Сказка за сказкой «Кот и петух»

Демонстрационный

1

материал

6

Вохринцева С.В.

Сказка за сказкой «Лиса и волк»

Демонстрационный

1

материал

7

Карточки для развития ребенка

1

«Герои сказок»

8

Карточки расскажи сказку: Колобок,

1

Волк и семеро козлят.

9

Книжка с пазлами «Заюшкина

1

избушка»

10

Книжка с пазлами «Колобок»

1

11

Книжка с пазлами «Репка»

1

12

Книжка с пазлами «Теремок»

1

13

Мамы всякие нужны.

Демонстрационный

1

Демонстрационные картины с

материал

методическими рекомендациями по

обучению дошкольников

рассказыванию.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Методические пособия

1

Бианки В.

Синичкин календарь.

1

2

Гербова В.В.

Книга ля чтения в детском саду и

1

дома. 2-4 года.

3

Гербова В.В.

Книга для чтения в детском саду и

Пособие

2

дома. Хрестоматия 5-7 лет.

4

Гербова В.В.,

Книга для чтения в детском саду и

Пособие

1

Ильчук Н.П.

дома. Хрестоматия 4-5 лет.

5

Гербова В.В.,

Книга для чтения в детском саду и

Пособие

3

Ильчук Н.П.

дома. Хрестоматия 2-4 года.

6

Дыбина О.Б.

Предметный мир как средство

Методические

7

формирования творчества детей.

рекомендации

7

Комарова Т.С.

Детское художественное творчество.

Пособие

2

8

Комарова Т.С.

Народное искусство в воспитании

2

детей.

9

Комарова Т.С.,

Коллективное творчество

2

Савенков А.И.

дошкольников.

10

Комарова Т.С.

Развитие художественных

Методическое

1

способностей дошкольников 3-7 лет.

пособие

ФГОС.

11

Никита Кожемяка

1

12

Слизкова Т.Б.

Хрестоматия для старших

1

13

Соломенникова

Радость творчества. Ознакомление

2

О.А.

детей 5-7 лет с народным

искусством.

14

Театральная деятельность в детском

1

саду

15

Халезова Н.Б.

Декоративная лепка в детском саду.

1

16

Хрестоматия для чтения детям 1-3

1

лет.

Наглядно-дидактические пособия

1

Вохринцева С.В.

Окружающий мир: «Музыкальные

Дидактический

1

инструменты: духовые». НД-51

материал

2

Вохринцева С.В.

Окружающий мир: «Музыкальные

Дидактический

1

инструменты: струнные». НД-53

материал

3

Вохринцева

Раскраска «Росиночка». Хохломская

1

29

роспись.

4

Вохринцева

Раскраска «Росиночка». Гжель-2

1

5

Вохринцева

Раскраска «Росиночка». Дымковская

1

роспись.

6

Вохринцева

Раскраска «Росиночка». Полохов

1

майданская роспись.

7

Вохринцева С.В.

Учимся рисовать «Гжель-1» УЧ-1

Дидактический

1

материал

8

Вохринцева С.В.

Учимся рисовать «Гжель-3» УЧ-3

Дидактический

1

материал

9

Гжель. Орнаменты и изделия

Дидактический

1

(плакаты в коробке)

материал

10

Городецкая роспись по дереву.

1

Серия «Мир в картинках».

11

Дымковская игрушка. Серия «Мир в

1

картинках».

12

Каргополь. Серия «Мир в

1

картинках».

13

Картины русских художников.

Демонстрационный

1

Ф.Васильев., И.Шишкин. Формат

материал

А3.

14

Картины русских художников.

Демонстрационный

1

В.Васнецов., И. Билибин. Формат

материал

А3.

15

Конкевич С.И.

Картотека предметных картинок.

Наглядный

1

Выпуск 8. Музыкальные

дидактический

инструменты.

материал

16

Краснушкин Е.В.

Мир искусства. Пейзаж. (4-7 лет)

Демонстрационный

1

материал

17

Краснушкин Е.В.

Мир искусства. Сказка в русской

Демонстрационный

1

живописи. 5-9 лет.

материал

18

Курочкина

Знакомим с натюрмортом: цикл

Демонстрационный

1

«Большое искусство 

материал

маленьким»/Детство.

19

Музыкальные инструменты.

Наглядно-

1

Наглядно-дидактическое пособие

дидактическое

для занятий с детьми 3-7 лет.

пособие

20

Мурычева Н.Н.

Картотека предметных картинок.

Наглядный

1

Выпуск 33. Песенки-загадки о

дидактический

музыкальных инструментах.

материал

21

Набор обучающих карточек

1

«Музыкальные инструменты».

22

Набор обучающих карточек

1

«Шедевры художников».

23

Полохов  Майдан (плакаты в

Дидактический

1

коробке)

материал

24

Учимся рисовать «Хохломская

Дидактический

1

роспись  2» УЧ-12.

материал

25

Филимоновская свистулька (плакаты

Дидактический

1

в коробке)

материал

26

Хохлома (плакаты в коробке)

Дидактический

1

материал

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методические пособия

1

Степаненкова Ю.Я.

Сборник подвижных игр 2-7 лет.

Методическое

3

ФГОС.

пособие

2

Теплюк С.Н.

Игры-занятия на прогулке с

Методическое

1

малышами. ФГОС.

пособие

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к основам русскойнародной культуры"

Приобщение детей дошкольного возраста к основам русской народной культуры...

Реализация парциальной программы «Социокультурные истоки». Сценарий открытого занятия на тему: «Добрый мир руками детей» с участием родителей.

Цель: Формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получить значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире.Зад...

Тематическое планирование вечеров развлечений в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)

Тематическое планирование вечеров развлечений в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» концентрирует в себе духовно-нравственные ценности русского народа, российск...

Тематическое планирование мастер-классов, семинаров для педагогов в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)

laquo;Социокультурные истоки» - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ" на 2017 -2018 учебный год

Программа разработана для подготовительной к школе группы...

Рабочая программа по парциальной программе "Социокультурные истоки"

Данная программа по социокультурным истокам для старшего дошкольного возраста....