ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
рабочая программа

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm.docx104.81 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

 

 

 

Оглавление

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        3

1.1 Пояснительная записка        3

1.2 Цели и задачи        3

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы        4

1.4 Планируемые результаты        5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        6

2.1 Содержание образования по образовательным областям        6

2.2 Формы работы по образовательным областям        7

2.3 Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей        9

2.4 Тематическое планирование        10

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        19

3.1 Учебно-методическое обеспечение программы        19

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды        20

3.3 Работа с родителями        21

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.          

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» разработана на основе:

1. Авторской парциальной программы Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение к истокам русской народной культуры»;

2. ООП ДО МБДОУ «Детский сад №5 «Елочка»;

3. Календарным графиком МБДОУ «Детский сад №5 «Елочка»;

4. Учебного плана МБДОУ «Детский сад №5 «Елочка».

Реализация парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой осуществляется в рамках образовательной деятельности и в совместный деятельности педагога с детьми. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей: с детьми второй младшей (3-4лет), средней (4-5 лет), старшей (5-6) и подготовительной к школе группы (6-7 лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 35 занятий (1 раз в неделю, 15 мин.), с детьми средней группы проводятся 35 занятий (1 раз в неделю, 20 мин.), с детьми старшей группы 35 занятий (1 раз в неделю, 25 мин.), с детьми подготовительной к школе группы – 35 занятий (1 раз в неделю, 30 мин.).

 

1.2 Цели и задачи

Цели:

- расширение представления о жанрах устного народного творчества;

- знакомство со своеобразием и самостоятельностью произведений фольклора, богатства и красочности народного языка:

- воспитание у детей нравственных, трудовых, экологических, патриотических чувств.

Задачи:

  • Создать условий в группе для приобщения детей к русской народной культуре.
  • Сформировать первоначальное представление детей о культуре, истории и жизни русского народа.
  • Познакомить с культурным опытом наших предков: жилищем, предметами быта, ремёслами.
  • Познакомить детей с устным народным творчеством, использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы.
  • Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, раскрыть таланты русского народа.
  • Познакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у детей творческое воображение при изготовлении своих работ в русском стиле.
  • Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность, любознательность.
  • Развивать представления детей о традициях семьи, преемственности, связывающей разные поколения.
  • Расширять представления детей об истории, культуре, людях родного города и края.
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, играм.
  • Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, честность, правдивость, трудолюбие, верность используя все виды русского фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
  • Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю, городу, стране.

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

  • Культурологический принцип: принцип культуросообразности в воспитании, согласно современной трактовке, предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
  • Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
  • Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
  • Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье, ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
  • Принцип системности и последовательности от простого к сложному, чтобы знания детей накапливались постепенно, с усложнением изучаемых тем.
  • Принцип комплексного и интегративного подхода — использование различный видов и форм взаимодействия с детьми
  • Принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников, мне удаётся сделать так, чтобы предмет, оказавшись в руках ребёнка, стал действительно ценным, значимым для него.
  • Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.
  • Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей.
  • Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик
  • Принцип исторической последовательности обобщающих факторов.
  • Принцип комплексного и интегративного подхода — использование различный видов и форм взаимодействия с детьми
  • Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

1.4 Планируемые результаты

 

В результате реализации программы:

ребенок раннего возраста:

- проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки), с помощью взрослых рассказывает, договаривает их.

- проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра.

 

 среднего и дошкольного возраста знает:

- основные литературные понятия по фольклору;  

- краткое содержание прочитанных литературных произведений;

- быт и традиции русского народа;

- песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.

умеет:

 - рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;

 - использовать в игре предметы быта русского народа;

 - создавать творческие работы по фольклорным произведениям

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание образования по образовательным областям  

Образовательная область 

         Содержание психолого - педагогической работы 

         

Социально- коммуникативное развитие

  1. Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого.
  2. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.

3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.

Познавательное развитие

  1. Расширить представление о жанрах устного народного творчества.
  2. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

3. Формирование целостной картины мира.

4. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции).

5. Содействие атмосферы национального быта.

6. Понимать историческую преемственность с современными аналогами (лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа и т.д.).

7. Знакомить детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания

Речевое развитие

  1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи.
  2. Способствовать развитию любознательности.
  3. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве.

3. Развивать умение рассказывать русские народные сказки.

 Художественно- эстетическое развитие

 

1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью.  

2.Приобщать детей ко всем видам национального          искусства: сказки, музыка, пляски          

3. Знать и различать народное искусство, промыслы.

4. Понимать познавательное значение фольклорного          произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного          творчества в его различных проявлениях с бытом,          традициями, окружающей природой.          

4. Воспитывать интерес к народному искусству, его          необходимости и ценности, уважение к труду и таланту          мастеров.  

Физическое развитие

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх.

3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.

 

2.2 Формы работы по образовательным областям  

Образовательные области

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Физическое развитие

1. Игровые беседы с элементами движений

2. Игра

3.Интегративная деятельность

4. Ситуативный разговор

5. Проблемная ситуация

                 

1. Игра

2. Беседа

3. Рассказ

4. Рассматривание

5. Интегративная деятельность

  1. Физкультурные досуги
  2. Спортивные состязания
  3.  Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
  4. Проектная деятельность
  5. Проблемная ситуация

Социально-коммуникативное

1. Игровое упражнение

2. Индивидуальная игра

3. Совместная с воспитателем игра

4.Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе)

5. Чтение

6. Беседа

7. Наблюдение

8. Рассматривание

9. Праздник

10. Поручение

 

1. Индивидуальная игра

2. Совместная с воспитателем игра

3. Совместная со сверстниками игра

4. Чтение

5. Беседа

6. Наблюдение

7. Педагогическая ситуация

8. Экскурсия

9. Ситуация морального выбора

10. Проектная деятельность

11. Интегративная деятельность

  1. Праздник
  2. Рассматривание
  3.  Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов

15. Экспериментирование

16. Поручение и задание

17. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевое развитие

 

 

 

 

 

 

 

1.Рассматривание

2.Игровая ситуация

3.Дидактическая игра

4.Ситуация общения

5.Беседа

6.Интегративная деятельность

7.Хороводные игры с пением

8.Игра- драматизация

9.Чтение

10.Обсуждение

11.Рассказ

12.Игра

         

1. Чтение

2. Беседа

3. Рассматривание

4. Решение проблемных ситуаций

5. Игра

6. Проектная деятельность

7. Создание коллекций

8. Интегративная деятельность

9. Обсуждение

10. Рассказ

11. Инсценирование

  1. Ситуативный разговор с детьми
  2. Сочинение загадок
  3. Проблемная ситуация
  4. Использование различных видов театра

Познавательное развитие

1. Рассматривание

2. Наблюдение

3. Игра- экспериментирование

4. Исследовательская деятельность

5. Развивающая игра

6. Ситуативный разговор

7. Рассказ

8. Интегративная деятельность

9. Беседа

10. Проблемная ситуация

1. Создание коллекций

2. Проектная деятельность

3.Исследовательская деятельность

4. Экспериментирование

5. Развивающая игра

6. Наблюдение

7. Проблемная ситуация

8. Рассказ

9. Беседа

10. Интегративная деятельность

  1. Экскурсия
  2. Коллекционирование
  3. Моделирование
  4. Игры с правилами

Художественно-

эстетическое развитие

1.Рассматривание эстетически привлекательных предметов

2. Игра

3. Организация выставок.

Изготовление украшений

4.Слушание соответствующей возрасту народной, деткой музыки

5. Экспериментирование со звуками и материалами (песком, глиной)

6.Музыкально-дидактическая игра

7.Разучивание музыкальных игр и танцев

8. Совместное пение

1. Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности

2. Создание макетов, коллекций и их оформление

3. Рассматривание эстетически привлекательных предметов

4. Игра

5. Организация выставок

6. Слушание соответствующей возрасту народной, детской музыки

7.Музыкально-дидактическая игра

8.Интегративная деятельность

9.Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение

10. Музыкальное упражнение

  1. Попевка, распевка
  2. Танец
  3. Творческое задания
  4. Концерт- импровизация

  15. Музыкальная сюжетная игра

2.3 Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей

Возраст детей

Регламентированная

Нерегламентированная

деятельность (НОД)

деятельность, мин

В день

В месяц

Совместная

Самостоятельная

деятельность

деятельность

2

– 3 года

1 по 10 мин

42 - 45 мин

18 - 24 мин

3

– 4

года

1 по 15 мин

42 – 45 мин

18 – 24 мин

4

– 5

лет

2 по 20 мин

42 мин

18 – 21 мин

5

– 6

лет

2 по 20-25 мин

36 – 39 мин

15 – 21 мин

6

– 7

лет

2 по 30 мин

33 – 36 мин

15 – 18 мин

Итого в год: 35 час

2.4 Тематическое планирование

Младшая группа

Месяц

НОД

Совместная

самостоятельная

деятельность

Сентябрь

«Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми «избы».

Знакомство с её Хозяйкой.

«Ходит сон близ окон».

Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и

Колыбельными песнями.

Октябрь

«Чудесный сундучок».

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки.

Загадывание загадок об овощах.

1. «Репка». Кукольный театр.

2.Знакомство детей с рукомойником.

Повторение потешки

«Водичка-водичка, умой моё личико».

3. Развлечение «Осень в гости к нам пришла».

Ноябрь

«Как у нашего кота».

Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой.

Заучивание потешки

«Как у нашего кота».

1.Повторение потешки «Как у нашего кота».

2.Дидактическое упражнение

«Похвали котика».

3.Игра с котёнком в

катушку на ниточке

Декабрь

«Сундучок Деда Мороза».

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде.

«Уж ты, зимушка- зима».

Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку».

Январь

 «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

1.Развлечение «Пришла коляда-отворяй ворота».

Знакомство детей с

Рождеством.

2. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит».

Знакомство детей с самоваром.

Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».

Февраль

«Гость на гость-хозяйке радость».

Знакомство детей с

Медведем Мишуткой. Лепка

посуды

1.Показ сказки Л.Н.Толстого «Три медведя».

2.Сюжетно-ролевая игра «Напоим куклу чаем».

Март

Хозяйкины помощники.

Знакомство детей с предметами обихода-коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской.

1. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая».

Знакомство детей с

Масленицей.

2. Нет милее дружка, чем родимая матушка».

Этическая беседа

«Моя любимая мама».

Апрель

«Петушок – золотой гребешок».

Знакомство детей с новым персонажем – Петушком.

Разучивание потешки о петушке.

1. «Приди, весна, с радостью».

Разучивание заклички «Весна, весна красная».

2. Театрализованная деятельность по сказке «Заюшкина избушка».

Май

«Трень – брень, гусельки».

Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

1. Кукольный театр по сказке «Кот, лиса и петух».

2. «Здравствуй, солнышко-колоколнышко!».

Разучивание потешки про солнышко.

3. Прощание с «избой».

Дидактическая игра «Чудесный сундучок».

Прощание детей с

Хозяйкой до осени.

Средняя группа

Месяц

НОД

Совместная

самостоятельная

деятельность

Сентябрь

1. «Во саду ли, в огороде».

Разучивание потешки «Наш козёл».

Дидактическая игра

«Что растёт в саду и огороде».

Загадывание загадок об овощах и о фруктах.

2. Коровушка и бычок. Знакомство детей с домашними животными.

Разучивание потешки про корову и бычка.

1. «Чудесный мешочек».

Повторение песенки

– потешки «Наш козёл».

Дидактическая игра

«Чудесный мешочек».

2. Лепка овощей из солёного теста.

Раскрашивание овощей после высыхания.

3. «Приглашаем в гости к нам». Игра-упражнение

«Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

Октябрь

1. «Бычок – чёрный бочок». Повторение потешки про бычка.

Знакомство со сказкой «Бычок –чёрный бочок, белые копытца».

2. Знакомство со сказкой «Гуси –лебеди».

Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

1. «Чудесный сундучок».

Дидактическая игра

«Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных).

Повторение попевок и потешек о домашних животных.

2. Сюжетно – ролевая игра «Магазин овощей».

3. Подвижная игра

«Гуси – лебеди».

Ноябрь

1. «Сошью Маше сарафан».

Знакомство с женской русской народной одеждой.

2. «Золотое веретено». Знакомство спредметами обихода– прялкой и веретеном.

1.Развлечение

«Осенины».

2. Чтение сказки

«Золотое веретено»

3. П/и «Жмурки».

Декабрь

1. «Зимовье зверей».

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок».

2. «Одень зверей».

Аппликация по готовым формам.

Самостоятельный пересказ сказки

«Зимовье зверей».

1. «Здравствуй, зимушка- зима».

Загадки о зиме.

Разучивание русской народной песенки

«Как на тоненький ледок».

2. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!».

Знакомство с праздником Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка».

3. «Лисичка –сестричка».

Пальчиковый театр по сказке «Лисичка

– сестричка и серый волк».

Январь

1. «Сундучок Деда

Мороза». Беседа

«Подарки Деда

Мороза».

Разучивание заклички «Мороз, мороз, не морозь мой нос».

1. Развлечение

«Рождественские святки».

2. Вечер зимних загадок.

3. п/и «Снежная крепость».

4. «Петушок – золотой гребешок».

Упражнение в вежливом обращении к гостю.

Дидактическая игра

«Похвали Петушка».

Кукольный театр

«Петушок и бобовое зёрнышко».

Февраль

1. «Волшебные спицы». Знакомство со спицами и вязанием на них.

Беседа о шерстяных изделиях и о том откуда берётся шерсть (козья, овечья).

2. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая».

Знакомство с

Масленицей.

Разучивание песенки

«Блины».

1. «Лиса и козёл».

Дидактическая игра

«Похвали лису».

Повторение потешек о домашних животных. Игра - драматизация «Лиса и козёл».

2. «Сарафан для лисички». Ручной труд. Аппликация из шерстяных цветных ниток.

3. «Весёлые ложки».

Знакомство с предметами обихода

– деревянными ложками.

Загадывание загадок о животных.

Март

1. «При солнышке – тепло, при матушке

– добро». Беседа о маме с включением пословиц и поговорок.

Составление рассказа «Какая моя мама». Пение песенок о маме.

2. «Весна, весна, поди сюда!». Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне.

Заучивание заклички о весне.

1. Развлечение

«Масленица дорогая

– наша гостьюшка годовая».

2. «Лисичка со скалочкой».

Знакомство с предметом обихода

– скалкой.

Настольный театр

«Лисичка со скалочкой».

3. «Пришла весна!».

Повторение заклички о весне.

Коллективная аппликация из цветных лоскутков «Пришла весна».

Апрель

1. «Шутку шутить –людей насмешить».

Знакомство с потешным фольклором –дразнилками, скороговорками.

2. Русская свистулька. Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

1. «Небылица –небывальщина».

Знакомство с небылицами.

Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

2. «Чудесный сундучок».

Раскрашивание свистулек.

Дидактическая игра

«Угадай по звуку».

Слушание народных мелодий.

3. «Крошечка –

Хаврошечка».

Просмотр мультфильма по Сказке «Хаврошечка».

Май

1. Времена года.

Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

2. «Волшебная палочка». Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

1. Русская балалайка.

Знакомство с балалайкой.

Пословицы и поговорки о балалайке.

2. Игра с Колобком.

Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки

«Колобок».

3. Прощание с «избой». Знакомство детей с новой сказкой (по выбору Хозяйки).

Прощальное чаепитие.

Старшая группа

Месяц

НОД

Совместная

самостоятельная

деятельность

Сентябрь

1. «Гуляй, да присматривайся».

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах.

Разучивание песенки

– попевки «Восенушка –осень».

2. «Вершки да корешки».

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь».

1. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья).

2.Дидактическая игра «Вершки да корешки».

3. Вечер загадок.

4. П/и «Гуси –лебеди».

5.Игровая ситуация «На обед винегрет».

Октябрь

1. «Хлеб – всему голова». Беседа

«Откуда хлеб пришёл?».

Знакомство со старинными орудиями труда –цепом и серпом.

Пословицы и поговорки о хлебе.

2. «Октябрь пахнет капустой». Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках

(Покров).

1. Знакомство с предметами обихода

– деревянным корытцем, тяпкой.

2. Повторение попевки «Восенушка – осень».

3. Игра – драматизация по сказке «Заяц –хваста».

Разучивание потешки «Зайчишка – трусишка».

4. Лепка кондитерских изделий из солёного теста.

5. П/и «Жмурки».

Ноябрь

1. «Друг за дружку держаться – ничего не бояться».

Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Беседа о взаимовыручке и поддержке.

2. Гончарные мастеровые.

Дидактическая игра

«Что как называется?».

Рассказ о гончарном промысле.

Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин».

1. Развлечение

«Капустник».

2. Беседа о страхе.

Пальчиковый театр по сказке «У страха глаза велики».

3. «Знаешь ли ты сказки?».

Литературная викторина по сказкам.

4. С/р игра «Магазин кондитерских изделий».

5. П/и «Горшок»

Декабрь

1. «Здравствуй, зимушка – зима!».

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок.

Разучивание заклички «Ты

Мороз, Мороз,

Мороз».

2. «Пришла коляда – отворяй ворота».

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании.

Разучивание колядки.

1. «С Новым годом со всем родом!».

Беседа о традициях празднования

Нового года. Пение колядок.

2. «Новогодняя игрушка». Ручной труд.

3. «Проказы старухи зимы». Вечер загадок о зиме.

Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз,

Мороз».

4. Игра драматизация по сказке «Лиса и рак».

5.П/и «Два Мороза».

Январь

1. «Хороший город

Городец». Рассказ о городе Городце и городецкой росписи.

Пение частушек.

1. Развлечение

«Рождественские святки».

2. «Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных особенностях января.

3. Просмотр мультфильма по сказки «Морозко».

4. «Лиса – обманщица».

Викторина по сказкам.

Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

5. Дидактическая игра «Составь узор».

Составление узоров из готовых форм по городецкой росписи.

Февраль

1. «Гуляй, да присматривайся».

Беседа о характерных особенностях февраля.

Чтение сказки «Два

Мороза».

2. «Ой ты,

Масленица!».

Рассказ о

Масленице. Пение обрядовых песен.

1. Сказка для Кузи.

Самостоятельное рассказывание детьми сказок.

Словесная игра

«Аюшки».

2. Письмо Нафане.

Составление детьми письма Нафане – другу домовёнка Кузи. Повторение обрядовых песен, посвящённых

Масленице.

3. Праздник «Ой ты,

Масленица».

4.Физкультурный досуг «Папа и я – спортивные друзья».

5. П/и «Горелки»

Март

1. «Нет милее дружка, чем родимая матушка». Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

2. «Гуляй, да присматривайся».

Беседа о характерных признаках весны. Разучивание заклички о весне

«Жаворонки, прилетите».

1. Изготовление поделок в подарок маме.

2. Рисование «Весна

– красна»

Повторение заклички о весне «Жаворонки, прилетели».

3. Праздник «8

Марта». 4. «Мудрёному и счастье к лицу».

Прослушивание сказки «Семилетка».

Загадывание загадок.

5. С/р игра «Моя семья».

Апрель

1. «Шутку шутить – людей насмешить».

Знакомство с потешным фольклором.

Составление детьми потешного рассказа.

Загадывание загадок о весенних явлениях.

2. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит». Рассказ о весенних полевых работах.

Самостоятельный посев детьми семян.

1. «Небылица в лицах, небывальщина».

Развлечение с русскими народными небылицами.

2. «Весна, весна, поди сюда!». Пение закличек о весне.

Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне».

3. «Чудо – писанки».

Рисование на объёмной форме (скорлупе яйца). Знакомство с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).

4. Красная горка.

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

5.Литературная викторина по русским народным сказкам.

Май

1. «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся». Рассказ о войнах – защитниках

Отечества.

Чтение сказки «Каша из топора».

2. «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать».

Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода.

1. Игра – драматизация «Каша из топора».

2. «Весна красна цветами».

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне.

Отгадывание загадок.

3. Кукольный театр по сказке Н.Павловой «Под кустом».

4. Коллективная аппликация из лоскутков «Русская изба».

5. Прощание с «избой». Словесные народные игры.

Рассказывание докучных сказок.

Пение частушек.

6. Физкультурный досуг на основе русских народных игр.

Подготовительная к школе группа

Месяц

НОД

Совместная

самостоятельная

деятельность

Сентябрь

1. «Восенушка –осень – сноп последний косим».

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах.

Повторение заклички

«Восенушка – осень».

2. «Хлеб – всему голова». Беседа о старинных способов уборки хлеба.

Знакомство с жерновами и их использованием.

1. Повторение примет осени и заклички

«Восенушка – осень».

2. «К худой голове своего ума не приставишь». Беседа об уме и о глупости.

Знакомство со сказкой

«Про Филю».

Словесная игра «Филя и Уля».

3. «Град на усть Оки».

Рассказ о Нижнем

Новгороде.

Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи).

4. Повторение пословиц и поговорок о хлебе.

5. «Снедь Московская: хлебы». Рисование натюрморта.

Октябрь

1. «Октябрь – грязик

– ни колеса, ни полоза не любит».

Беседа о характерных приметах октября.

Рассказ о народном празднике Покрове.

2. «Камень град».

Знакомство с легендами о строительстве

Нижегородского кремля –пограничной крепости

Московского государства.

1. Повторение пословиц об осени.

2. «Злое истребление».

Рассказ о монголо– татарском нашествии и предания о граде

Китеже. Знакомство со старинным оружием.

3. «Золотая осень».

Рисование природы

Сахалина.

4. П/и «Совушка –сова».

5. «Удивительное рядом». Конкурс поделок из природного материала.

Ноябрь

1. Синичкин день.

Заключительная беседа об осени.

Рассказ о праздниках

Синичкин день и

Кузьминки.

2. «Где живёт перо

Жар-птицы?».

Знакомство детей с хохломской росписью и её

традициями

(«кудрина», «травка»).

1. «Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая Хохлома».

Рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи.

2. «Большой урожай рябины – морозная зима». Пословицы и народные приметы о рябине.

3. Развлечение

«Рябинник».

4. П/и «Жмурки».

5. Игра – викторина

«Восенушка – осень»

(пословицы, поговорки, загадки, заклички, песни, народные приметы).

Январь

1. «Пришла Коляда накануне

Рождества». Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Пение песенок.

2. «Зимние узоры».

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

1. «Пришла Коляда накануне Рождества».

Развлечение.

2. Зимний спортивный праздник.

3. «Морозные узоры».

Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения.

4. «Дело мастера боится». Чтение сказки

«Семь Симеонов».

Дидактическая игра

«Кому что нужно для работы»..Повторение пословиц о труде и мастерстве.

Февраль

1. «Гжель прекрасная».

Знакомство с гжельским художественным промыслом.

2. «На героя и слава бежит». Рассказ о русских богатырях.

1. «Гжель прекрасная».

Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.

2. Физкультурный досуг «Папа и я – спортивные друзья».

3. «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!». Беседа о

Масленице. Пение песен, частушек.

4.Праздник «Ух ты,

Масленица!».

Март

1. «Сердце матери лучше солнца греет».

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

2. «Живёт в народе песня».

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько».

1. Русская матрёшка.

Рассказ о матрёшке.

Разучивание частушек.

2. Поэзия народного костюма. Рассказ о народном костюме.

Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи).

3. «Грач на горе – весна на дворе». Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

4. «Шутку шутить – людей насмешить». Беседа о народном юморе. Словесная игра

«Путаница».

5. П/и «Горелки».

Апрель

1. Красная горка.

Рассказ о Пасхе.

Словесные народные игры

«Садовник»,

«Бирюльки».

2. «Путешествие на златогривой чудо – тройке». Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно – прикладном творчестве

(городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха.

1. «Шутку шутить – людей насмешить».

Развлечение (докучные сказки, скороговорки, дразнилки, игры).

2.Повторение словесных и народных игр «Садовник»,

«Бирюльки».

3. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи).

4. «Чудо – писанки».

Рисование на объёмной форме (скорлупе яиц).

5. Праздник «Пасха».

6. Самостоятельная посадка и выращивание семян цветов.

Май

1. «Человек без Родины, что соловей без песни».

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках.

2. Прощание с «избой».

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне.

1. Просмотр презентаций о героях

ВОВ.

2. Коллективное изготовление панно из лоскутков «Русская кухня».

3. Литературная викторина по русским народным сказкам.

Игра – драматизация.

4. «Край родной, навек любимый». Экскурсия в лес. Русские подвижные игры на открытом воздухе.

5. Посадка цветов, оформление клумб.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1 Учебно-методическое обеспечение программы

Учебно-методические пособия

Автор

Название

Количество

1

Князева О.Л.,

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Образовательная программа.

Маханева М.Д.

1

2

Куприна Л.С.,

Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.

1

Бударина Т.А.

Электронные образовательные ресурсы

Название

Количество

1

CD-ROM. Ознакомление с предметным и социальным окружением во второй младшей группе детского сада.

(Дыбина О.В.)

1

2

CD-ROM. Ознакомление с предметным и социальным окружением в средней группе детского сада. (Дыбина

О.В.)

1

3

CD-ROM. Ознакомление с предметным и социальным окружением в старшей группе детского сада. (Дыбина

О.В.)

1

4

CD-ROM.  Ознакомление с предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе детского сада. (Дыбина О.В.)

1

5

CD-ROM.   Практическая энциклопедия дошкольного работника. Изобразительное искусство для дошкольников. Натюрморт, пейзаж, портрет. (Краснушкин Е.В.)

1

6

CD-ROM.Русские народные сказки.

6

7

CD-ROM. Русские народные сказки.

6

8

Издательство «Учитель».  Ягоды.  Грибы. Компакт-диск для компьютера: наглядно-дидактический материал.

1

9

Аудиоэнциклопедия «Как жили на Руси»

1

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду педагоги выделили место в старшей группе и оборудовали его в виде комнаты в русской избе, где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти и т. д. Почему было выбрано место в старшей группе? Так как была осознана необходимость «одушевления избы» и было решено, что Хозяйкой избы станет воспитатель этой группы Л.А. Карпикова, которая ведёт в детском саду кружок «Лапоток» и увлечена этим направлением развития детей. В поисках старинных бытовых предметов участвовали не только сотрудники ДОУ, но и родители воспитанников.

Обстановка избы предельно проста, что соответствует тогдашнему деревенскому образу жизни. Вдоль стены тянется лавка, над ней полки- полавочники. В углу обеденный стол. На бечёвке висит лубяная зыбка (люлька - кроватка для младенца), рядом находится прялка, установлена небольшая печь. Отдельно от избы находится колодец. Почти вся хозяйственная утварь , орудия труда сделаны из дерева, т. к. крестьяне занимались деревообрабатывающими ремёслами.

Основной задачей педагогов было введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому небольшая печь сделана из лёгкого дерева. её можно перемещать в другое место и обыгрывать с детьми. В старинном сундуке хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек.

В обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными промыслами всей России. На полках размещены разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.).

Таким образом, в русской избе разместились: лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник –голик; на полках – предметы прикладного искусства.

Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили люльку с куклой-младенцем. Детей встречает Хозяйка избы. В будние дни Хозяйка встречает детей в традиционной домашней одежде русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник.

Посещения избы детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними. В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами и т. п.). Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки.

Для организации НОД и самостоятельной деятельности в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра. Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр.

Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички.

Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, необходимы специальные наглядные средства. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

3.3 Работа с родителями

Младшая группа

Месяц

Взаимодействие с

родителями

Сентябрь

1.Сбор урожая на огородах.

2.Изготовление поделок из овощей.

3. Изготовление нарядов для игровой зоны «Ряжение».

Октябрь

1.Участие в конкурсе поделок из природного материала

«Удивительное рядом».

2.Наглядно- информационный материал «Русский фольклор и его значение в развитии ребёнка»

Ноябрь

Изготовление атрибутов театрализованной деятельности по сказке «Репка».

Декабрь

1.Участие в конкурсе поделок «Мастерская Деда

Мороза».

2.Консультация «Одежда по сезону»

Январь

1.Помощь в изготовлении чугунков.

2.Наглядно-информационный материал «Русский фольклор о зиме».

Февраль

1. Фотовыставка

«Мы играем».

2. Физкультурный досуг по русским народным играм

«Папа и я – спортивная семья».

Март

1. Участие в подготовки развлечения

«Масленица».

2. Чаепитие за самоваром с мамами по русским народным традициям.

Апрель

1. «Весенняя неделя добра».

Изготовление скворечников; весенние поделки.

2. Наглядная информация

«Русский фольклор весной».

Май

1. Помощь в посадке цветочных клумб; оформлении детских участков.

Средняя группа

Месяц

Взаимодействие с

родителями

Сентябрь

1. Сбор урожая на огородах.

2. Поделки из овощей.

Октябрь

1. Участие в конкурсе детских поделок из природного материала

«Удивительное рядом».

2. Консультация

«Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей».

Ноябрь

1. Участие в развлечении

«Осенины».

2. Наглядная информация «Народный фольклор осени».

Декабрь

1. Помощь в подготовке к Новому году.

2. Заучивание колядок и стихов к празднику.

3. Участие в конкурсе детских поделок

«Мастерская Деда

Мороза».

Январь

1. Участие в подготовке развлечения

«Рождественские святки».

2. Изготовление атрибутов к развлечению.

3. Участие в вечере зимних загадок.

4. Наглядная информация

«Русский фольклор зимы».

Февраль

1. Вязание одежды для кукол из шерстяных ниток.

2. Физкультурный досуг «Папа и я – спортивная семья».

3. «Бабушкин сундук». Помощь в пополнении русской «избы» старинными вещами.

Март

1. Участие в подготовки и проведении развлечения

«Масленица» и праздника «8 – Марта».

2. «За самоваром».

Чаепитие по русским народным традициям.

3. Участие в выставке детских рисунков «Весна, весна, поди сюда!».

Апрель

1. Наглядная информация

«Русский фольклор весной».

2. Выращивание семян цветов.

Май

1. Участие в организации чаепития.

2. Помощь в посадке цветочных клумб.

Старшая группа

Месяц

Взаимодействие с

родителями

Сентябрь

1. Сбор урожая на огородах; ягод в лесу.

2. Сбор природного материала для поделок.

3. Участие в выставке «Самая интересная поделка из овощей».

Октябрь

1. Консультация

«Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей».

2. Участие в конкурсе детских поделок из природного материала «Удивительное рядом».

Ноябрь

1. Участие в подготовке развлечени «Капустник».

2. Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

3. «Бабушкин сундук».

Пополнение русской «избы» старинными вещами.

Декабрь

1. Разучивание с детьми стихов и колядок к праздникам.

2. Наглядная информация

«Русский фольклор зимой».

3. Участие в кон курсе поделок «Мастерская Деда Мороза».

4. Помощь в организации Новогоднего праздника.

Январь

1. Участие в подготовке развлечения

«Рождественские святки».

2. Изготовление атрибутов к развлечению.

3. Участие в выставке детских рисунков «Зимушка хрустальная».

Февраль

1. Помощь в подготовке праздника

«Масленица».

2. Участие в физкультурном досуге «Папа и я – спортивные друзья».

Март

1. Испечь печенье

«Жаворонки», бублики.

2. «За самоваром».

Чаепитие по русским народным традициям.

3. Участие в выставке детских рисунков «Весна – красна».

Апрель

1. Участие в развлечениях

«Небылица в лицах, небывальщина»,

Красная горка.

2. Выращивание семян цветов.

3. Наглядная информация

«Русский фольклор весной».

Май

1. Участие в физкультурном досуге.

2. Помощь в посадке цветочных клумб.

3. Фотовыставка

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Подготовительная к школе группа

Месяц

Взаимодействие с

родителями

Сентябрь

1. Сбор урожая на огородах, ягод в лесу.

2. Заготовка природного материала для поделок и семян для подкормки птиц зимой.

3. Участие в выставке «Самая интересная поделка из овощей».

4.Наглядная информация

«Русский фольклор осенью для развития детей 6-7 лет».

Октябрь

1. Участие в конкурсе поделок «Удивительное рядом».

2. Консультация

«Приобретение детьми культурного богатства русского народа».

3. «Бабушкин сундук».

Пополнение русской «избы» старинными вещами.

Ноябрь

1.Участие в развлечении

«Рябинник».

2. Участие в игре-викторине «Восенушка- осень».

Январь

1. Подготовка атрибутов к праздникам.

2.Участие в развлечении

«Пришла Коляда накануне Рождества».

3.Участие в спортивном празднике.

Февраль

1. Участие в физкультурном досуге.

2. Участие в подготовке праздника «Ух ты,

Масленица!».

3. Фотовыставка

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Март

1. Заучивание с детьми пословиц, закличек, песен о весне.

2. Испечь пряники, бублики.

3. «За самоваром».

Чаепитие по русским народным традициям.

Апрель

1. Участие в празднике «Пасха».

2. Выращивание семян цветов.

3. Наглядная информация

«Русский народный фольклор весной».

Май

1. Участие в литературной викторине.

2. Помощь в оформлении цветочных клумб.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ о результатах работы кружка по освоению детьми дополнительной образовательной программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Горница» за 2015-2016 учебный год

ОТЧЕТ о результатах работы кружка по освоению детьми дополнительной образовательной программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Горница» за 2015-2016 учебный год...

Дополнительная образовательная программа «Посиделки». Приобщению к истокам русской народной культуры".

Дополнительная образовательная программа«Посиделки». Приобщению к истокам русской народной культуры(для детей старшего дошкольного возраста) Пояснительная записка Рабочая програм...

«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...

Парциальная программа "Приобщение к истокам русской народной культуры"

Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры, места проживания наших предков, основные занятия русских людей, обычаи, праздники, народные приметы, песни, игры....

Парциальная программа "Приобщение к истокам русской народной культуры:"

Программа, представленная в издании, определяет новые ориентиры в нравственнопатриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособ...

Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» в старшей группе Тема: «Весёлая карусель»

Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» в старшей группеТема: «Весёлая карусель»Цель: продолжат...