Конспект занятия «Дорога к письменности (приобщение детей к истокам русской народной культуры) (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

конспект в подготовительной группе приобщение детей к истокам русской народной культуры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Дорога к письменности

 (приобщение детей к истокам русской народной культуры)

(подготовительная группа)

Задачи: 

      Рассказать детям о происхождении славянского алфавита. Расширить их представления о быте русского народа.  

    Дать представления о том, как учились раньше в школе. Показать, как русский народ бережно относился к книгам, красочно оформлял их.

    Воспитывать чувство гордости за свою Родину

Предварительная работа: рассмотреть иллюстрации книг, беседа с детьми.

Материал: Азбука, пословица на плакате, мокрый песок, глиняная дощечка, береста, рисунки мальчика на листе бумаги, бутылка с водой, табличка со «значками», старославянский алфавит, колокольчик, лучина, лист бумаги, цветные карандаши, иллюстрации буквы.

Ход занятия

Воспитатель: Отгадайте- ка, ребята, мою загадку: «На странице букваря тридцать три богатыря. Мудрецов богатырей знает каждый грамотей.»

Дети: Буквы, алфавит. (показываю алфавит)

Воспитатель: У каждого народа своя азбука. Вот наша родная азбука, эти буквы нам знакомы ю прочтите пословицу. Подумайте и скажите, почему мы так говорим: «Азбука-дорога к мудрости.»

Дети: азбука — это начало, когда знаешь буквы можно научиться читать. Умеешь читать можно прочитать много книг и много узнать.

Воспитатель: Но было время, когда люди на земле не умели ни читать ,ни писать. Еще не существовало букв. Сегодня я хочу вам рассказать вам историю их рождения. А вы мне в этом поможете.

Послушайте стихотворение:

«О светло светлая и красно украшенная Земля Русская!

И многими красотами удивлена еси:

озерами многими удивлена еси, реками и кладезями местночестными,

горами крутыми, холмами высокими,

дубравами чистыми, полями дивными,

зверями различными, птицами бесчисленными,

городы великими, селами дивными…»

А сочинил это стихотворение мальчик Данилка. Жил он в деревне на берегу реки. Больше всего он любил слушать бродячих сказителей. Они рассказывали о подвигах героев, о приключениях отважных мореплавателей, о красоте родной земли.  Очень хотелось запомнить слово в слово эти рассказы, но их так много и такие длинные!

Воспитатель: какая мысль могла прийти в голову Данилке?

На чем мог рисовать Данилка?

Дети: на камне, песке. глине, бересте.

Воспитатель: Молодцы! все это можно использовать для рисования. Давайте   проверим (дети пробуют рисовать на мокром песке (на берегу речки) вода смываем водой; так же рисуют на глине –полить водой). Ребята какой можно сделать вывод.

Дети: побежавшая волна смыла рисунок. А дождь размыл глину, лучи солнца стерли рисунок даже с камня.

Воспитатель: Но земля матушка сохранила свернутый трубочкой кусок березовой коры- бересты. Развернули и вот что увидели это чудом сохранившиеся Данилино послание (показываю берестяной рисунок, переведенный на лист бумаги. Предлагаю детям пересказать, что они видят) Что вы здесь увидели?

Дети: Высокие горы, по реке плывет лодка, красивый город…

Воспитатель: Постепенно рисунки превратились в значки, каждый значке обозначал какое-нибудь слово. (показываю детям значки и предлагаю детям назвать их)

Дети: Сова, лист, нога…

Воспитатель: Как вы думаете, все ли слова можно было записать таким образом?

Дети: Нет слов очень много.

Воспитатель: И вот первыми были Кирилл и Мефодий, которые придумали славянскую азбуку, именно которую мы изучаем. Конечно написанные буквы сильно изменились, некоторые даже исчезли, но основа осталась.(показываю славянскую азбуку). Что в этом открытии хорошего?

Дети: Теперь можно все увиденное не зарисовать, а записать.

Воспитатель: Давайте вспомним кто мы с вами?

Дети: Россияне

 Воспитатель: Много есть на свете и кроме России, всяких хороших государств и земель, но у человека родная мать-одна у него Родина.

А теперь я предлагаю побывать в школе своих прапрабабушек и прапрадедушек (закройте глаза и представьте короткие зимние дни _дети учились зимой.)

Открываем глаза: в классе горит лучина, раздается колокольный звон –это сигнал для начала урока. Когда входит учитель в класс, дети должны были отвесить ему три земных поклона. Тетрадей у детей не было, учебников так же. Учитель показывал буквы, называл их, и дети повторяли за ним.

А-Аз, Б-Буки, В- Веди, Г-Глаголь, Д-Добро

Молодцы. а вот и наступила перемена. Поиграем с вами в игру «Горелки»

(звенит колокольчик и стоя в круги обращаю внимание)

Русские люди любили книги дорожили ими. Первые книги напоминали ларцы. В них было много картинок, буквы ровные, заглавные буквы украшали узорами, различными фигурками (рассматриваем иллюстрации).  Чем украшены буквы? На кого похожи буквы? А хотите сейчас украсить свою любимую букву или первую букву своего имени. (Дети садятся за столы рисуют карандашами)

буквы у вас получились красивые. Ими можно украсить начало любой сказки или рассказа.