МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СИНТЕЗ ОБУЧЕНИЯ И РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА
статья (старшая группа) на тему

Тарасова Людмила Борисовна

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskaya_igra.docx282.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 37 Муниципального образования Кореновский район

Транслирование в педагогических коллективах

опыта практических результатов

профессиональной деятельности

музыкального руководителя

Людмилы Борисовны Тарасовой

Станица Раздольная 2012г.

 

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

 КАК СИНТЕЗ ОБУЧЕНИЯ И РАЗНОСТОРОННЕГО

 РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА

                                 

                                                         «Для дитяти игра – действительность,

                                      и действительность  гораздо более ин-

                                                          тересная, чем та, которая его окружает.»

К.Д. Ушинский

   

Цель: оптимизация эффективности воспитательно-образовательного процесса  в ДОУ.

Задачи:  

воспитательные:

- сформировать у детей личностные качества: душевную чуткость, умение ощущать гармонию окружающего мира, доброту, восприимчивость к прекрасному;

развивающие:

- развивать музыкальные и творческие способности: слух, ритм, память, образное мышление;

- развивать певческие и двигательные навыки;

- развивать коммуникативные качества;

образовательные:

- создать условия для получения детьми знаний о музыкальных жанрах, средствах выразительности, творчестве композиторов.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

1.ВСТУПЛЕНИЕ…………………………………………………..с.2

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………….с.3

Игры для развития музыкальных способностей………………..с.3

- игры для развития звуковысотного слуха……………………....с.3

  - игры для развития чувства ритма……………………………….с.4

  - игры для развития тембрового слуха…………………………...с.6

  - игры для развития внутреннего слуха…………………………..с.7

- определи жанр…………………………………………………….с.7

- игры для развития динамического слуха………………………..с.7

- «Веселые ладошки»……………………………………………….с.8

- «Музыкальный зонтик»…………………………………………..с.9

- «Как? Вот так!»……………………………………………………с.10  

Музыкально- оздоровительные развивающие игры…………….с.12

- игровые фонопедические упражнения…………………………..с.12

- игровой массаж……………………………………………………с.16

- речевые игры со звучащими жестами……………………………с.17 

- музыкотерапия..................................................................................с.19

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...с.24

Список использованных информационных материалов………….с.25 

 

 

 

2

  1. ВСТУПЛЕНИЕ.

     Известно, что игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей.  С помощью правильно подобранных игр возможно решение многих задач воспитания и обучения детей.

     Игра – неотъемлемая часть жизни любого ребенка. Игру можно рассматривать как своеобразную форму общественной жизни ребенка – дошкольника. С помощью игры он познает мир, учится общаться с окружающими, приобретает новые знания и т. д. Но как из всего разнообразия детских игр выбрать то, что нужно растущему человеку? Конечно, предпочтение отдается развивающим играм, которые позволяют детям углублять знания об окружающем мире, приобретать новые навыки и улучшать уже полученные, воспринимать окружающий мир во всем его многообразии.

     Меня, как и многих педагогов, радует, что на современном этапе реформы образования в России приветствуются новаторские программы и технологии, ориентированные, прежде всего, на социально – эмоциональное развитие ребенка, и получение знаний рассматривается не как цель, а как средство образования.

Трудно переоценить роль музыки как средства развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное.

     Музыкально – дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности дошкольников. Основное их назначение – привить детям любовь к музыке в доступной для них форме. Дети, погружаясь в музыкальный мир, открывают для себя волшебство звука, узнавая о его свойствах (высоте, ритмическом рисунке, тембровости).

     Отгадывая знакомые мелодии, тренируют музыкальную память. Знакомясь с вокальными, оркестровыми произведениями, произведениями a/capella, узнают об их жанровости. Благодаря ее величеству ИГРЕ  дети могут свободно путешествовать по СТРАНЕ МУЗЫКИ.

3

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

   Я хочу предложить вашему вниманию дидактическое пособие «Нотбука»  для детского сада, разработанное и рекомендованное Московским Институтом Открытого Образования (МИОО), которое использую в непосредственно образовательной деятельности, в групповой и индивидуальной работе с воспитанниками разных возрастных групп в МДОБУ Д/С №37 МО Кореновский район.

         Это пособие включает в себя магнитную доску с нотным станом,     ритмические палочки, нотки, деревянные картинки на магнитах, карточки на все свойства звука (раздаточный материал), лесенку. С помощью этого дидактического пособия мне удается увлечь детей музыкой.  

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Игры для развития звуковысотного слуха

«Выложи направление мелодии»

 (5 – 7 лет) 

Пособия: «Нотбука», кружочки – ноты, любые музыкальные инструменты (фортепиано, металлофон, аккордеон, баян и т. д.)

ВАРИАНТ 1: Ребенок – ведущий (либо педагог) играет на инструменте мелодию вверх, вниз или на одном звуке. Вызвавшийся отвечать другой ребенок должен на «Нотбуке» выложить ноты – кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

ВАРИАНТ 2: Менять количество участников: двое – трое ведущих, группа  

вечающих.

ВАРИАНТ 3: Ребенок – ведущий (либо педагог) исполняет на инструменте

мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на

месте и передвигает указку или любую магнитную фигурку по ноткам, заранее выложенным на «Нотбуке», соответственно услышанному движению мелодии.

4

«Определи регистр»

(4 – 7 лет)

Пособия: «Нотбука», валдайские колокольчики (можно фортепиано), фигурки мишки, зайчика, птички на магнитах, кружочки – ноты.

ВАРИАНТ 1: Ребенок – ведущий (или педагог) поочередно звенит то одним колокольчиком (с низким звучанием), то другим (со средним звучанием), то третьим (с высоким звучанием), либо играет на фортепиано звуки разных регистров. Вызванный ребенок на нотном стане «Нотбуки» выкладывает соответственно кружочки – ноты.

ВАРИАНТ 2: Ребенок – ведущий (или педагог) поочередно звенит то одни  колокольчиком (с низким звучанием), то другим (со средним звучанием), то третьим (с высоким звучанием), либо играет на фортепиано звуки разных регистров. Вызванный ребенок на нотном стане «Нотбуки» выкладывает соответственно фигурки мишки зайчика, птички.

Игры для развития чувства ритма

«Ритмическое лото » 

(5 – 7 лет)

Пособия: «Нотбука», палочки – фишки разной толщины и цвета. Долгие звуки изображают широкие палочки красного цвета, короткие звуки изображают узкие палочки желтого цвета.

ВАРИАНТ 1: Ведущий (педагог) придумывает свой ритмический рисунок мелодии и изображает его на «Нотбуке». Дети пропевают на удобный слог придуманные попевки и прохлопывают заданный ритмический рисунок. Прохлопывать ритм можно просто в ладоши, а можно условиться, где на разных частях тела будут показаны долгие, а где короткие звуки.

ВАРИАНТ 2: Ведущий придумывает свой ритмический рисунок мелодии и пропевает его.  Дети должны услышать заданный ритм и выложить его на «Нотбуке».

5

ВАРИАНТ 3. Усложнение для более старших детей заключается в том, что по  ритмическому рисунку дети могут назвать знакомую песенку или пьесу.

«Игра с бубном»  

(4 -6 лет)

Пособия: Бубны; съемные маски животных – лисы, волка, медведя, комарика; решето, «кадка меда».

Одной группе детей раздаются маски животных – лисы, волка, медведя. Лисе в руки дается решето.  Другой группе детей – бубны. Ведущий – комарик – с бубном.

Воспитатель (музыкальный руководитель) нараспев декламирует стихи (или поет), интонационно выделяя голосом сильные доли и показывая детям, когда играть на бубне. Дети в масках животных выполняют действия согласно тексту (импровизируют).

Ну-ка, детки, все ко мне,

Да не стойте в стороне!

Расскажу я вам потешки

Со стихами вперемешку.

                   Как у наших у ворот

                   Удивляется народ:

                   Комар в бубен бьет

                   И ребяток всех зовет.

Тут такие чудеса –

С решетом пришла лиса.

Стала воду носить,

Хвостом тесто месить.

                  А за нею серый волк,

                 В пирогах он знает толк.

                 Волк лисичке помогает,

                 Тесто в решете мешает.

6

Из лесу медведь ревет,

Кадку меда он несет:

«Заходи, народ честной,

Будет пир у нас горой!»

«Эхо»  

(4 -7 лет)

ВАРИАНТ 1.

Музыкальный руководитель в доступной форме рассказывает детям, что такое эхо и где оно бывает. Простукивает или прохлопывает ритмический рисунок и предлагает детям точно повторить по одному.

ВАРИАНТ 2.

Вместо музыкального руководителя задавать ритмический рисунок может ребенок.

Игры для развития тембрового слуха.

«Музыкальные инструменты» (4-7 лет)

Пособия: «Нотбука», карточки с изображением гармошки, бубна, погремушек, ксилофона, маракаса, металлофона.

ВАРИАНТ 1. Для игры необходимы все перечисленные выше инструменты, ширма – «Нотбука». Ведущий играет или постукивает на инструменте, который спрятан за ширмой. Дети отгадывают, что это за инструмент, поднимая соответствующую карточку или выкладывая ее на «Нотбуке».

ВАРИАНТ 2. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на столе под колпаками лежат музыкальные инструменты. Педагог вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

ВАРИАНТ 3. Ведущим показывается карточка, а дети – исполнители играют на соответствующих инструментах.

ВАРИАНТ 4. Дети очень любят играть в оркестре. Одним из простых и эффективных приемов игры детей в оркестре является сопровождение детьми на

7

детских музыкальных инструментах звучащей в записи или исполняемой педагогом музыки: по подгруппам или tutti.

Игры для развития внутреннего слуха.

«Светофор» (авторская)

Пособия: «Светофор» - двусторонний знак в формате А-4: с одной стороны на зеленом фоне изображена поющая кошечка с закрытыми глазами, с другой стороны на красном фоне молчащая кошечка с открытыми глазами.

ВАРИАНТ 1. Используется при разучивании новых песен.  Светофор красный - педагог поет фразу из песни, дети молчат и слушают. Светофор зеленый – дети повторяют услышанную фразу вместе с педагогом или самостоятельно.

ВАРИАНТ 2. Светофор красный – дети поют фразу «про себя», педагог играет ее на инструменте. Светофор зеленый – следующую фразу поют вслух.

ВАРИАНТ 3. Игру можно усложнить для более одаренных детей. Чередовать пение  «вслух» и «про себя» без подыгрывания на инструменте и без помощи педагога.

Знакомство с жанровостью

Определи жанр (5-7 лет) 

Пособия: Карточки с изображением детей: поющего, шагающего, танцующего, такие же фигурки на магнитах.

ВАРИАНТ 1: Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения, дети отгадывают и показывают соответствующие карточки (выкладывают магнитные фигурки на «Нотбуке») 

ВАРИАНТ 2: Педагог исполняет поочередно три пьесы.  Дети узнают, называют их, определяя с помощью пособия характер музыки,  ее жанр. После этого дети по одному, группами или все вместе выполняют действия в соответствии с исполняющимися пьесами: маршируют, поют, танцуют.

 Игры для развития динамического слуха  

а)определение силы звука (громко - тихо) (4 – 7лет)

Пособия: Карточки розового, оранжевого, красного цвета

8

ВАРИАНТ 1: Исполняется пьеса с яркими динамическими контрастами. Дети

отмечают изменения в динамике с помощью пособия: для тихого звучания – карточка розового цвета, для умеренно громкого – оранжевая карточка, для очень громкой музыки – красная карточка.

ВАРИАНТ 2: То же самое делает один ребенок на «Нотбуке» с помощью магнитных дощечек, остальные дети анализируют, правильно ли выполнено задание.

б) определение характера музыки (3-7 лет)

Пособия: Магнитные дощечки и карточки с изображением солнышка, солнышка с тучкой, тучки.

Используются те же приемы.

Живой интерес, удовольствие, желание принять участие в предлагаемом виде деятельности вызывают у детей, как правило, самодельные игры и игрушки. Идея использования бросового материала не нова, и придумать необычное назначение привычным для детей предметам иногда бывает очень интересно. Для развития у детей акустического и тембрового слуха можно изготавливать пособия для игр из капсул от шоколадных яиц, колпачков от фломастеров, пластиковых бутылок  и т.п.

Благодаря красочно оформленным пособиям у детей возникает интерес к музыке, быстрее развиваются музыкально – сенсорные способности. Музыкальные задания, выполняемые с помощью красочных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, стимулируют его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Я предлагаю вашему вниманию несколько игр с самодельными музыкальными пособиями.

«Веселые ладошки» (3-5 лет) 

Дети учатся определять прикладной характер музыки (ладошки спят, гуляют, пляшут), выполнять движения ладошками в соответствии с музыкой.  У детей развиваются коммуникативные навыки, развивается моторика рук. 

9

Пособие: Вырезанные из картона ладошки с изображением забавных мордочек (к ладони прикреплен браслетик из резинки)

Музыкальный руководитель обращает внимание детей на ладони, проситпо казать их ему. Спрашивает, что умеют делать ладошки (хлопать). Дети хлопают, педагог их хвалит, затем предлагает послушать сказку про веселые ладошки. Показывает детям «веселые ладошки», помогает надеть их на руки, рассказывает:  «Жили – были веселые ладошки. Однажды встали они рано утром и отправились гулять. Каждому встречному веселые ладошки кивали головкой и говорили: «Привет!» (Под музыку дети шагают по залу и ладошками приветствуют друг друга). Ладошки были рады встрече с друзьями и от радости пускались в пляс (Звучит плясовая музыка, ладошки «пляшут»). Танцевали, танцевали веселые ладошки и устали, легли отдохнуть и уснули (Звучит колыбельная мелодия, дети плавно качают ладонями перед собой) »

На последующих занятиях педагог исполняет музыку, дети выполняют соот    ветствующие движения 

«Музыкальный зонтик» (4 – 7 лет)

Дети учатся чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки. Игра развивает слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования в оркестре, воспитывает интерес к игре на музыкальных инструментах.

Пособия: Музыкальные инструменты - бубен, барабан, ложки, дудочка, колокольчик, маракасы, гармошка, треугольник. Зонтик, награни которого приклеены изображения этих инструментов, вырезанные из цветной самоклеящейся бумаги.

Дети стоят в кругу, под веселую и ритмичную музыку воспитатель вращает зонтик, сопровождая свои действия песенкой:

Зонтик медленно вращаем,

Ручкой глазки закрываем,

Зонтик будет выбирать,

10

На чем тебе сейчас играть.

По окончании музыки дети открывают глаза, и каждый ребенок берет тот инструмент, изображение которого видит перед собой. Затем все вместе играют в оркестр. Целесообразно играть с подгруппой детей. По желанию игру можно повторить несколько раз, чтобы дети получили возможность поиграть на разных инструментах.

«Как? Вот так!» (3-4 года)

Эта игра поможет детям быстрее освоить музыкально-ритмические движения и танцевальные элементы. Благодаря четкому ритмическому строению диалога между педагогом и детьми, образными сравнениями, малыши начинают самостоятельно  выполнять движения уже после одного – двух показов. Игра может использоваться не только на музыкальных занятиях, но и во время праздников, досугов. Стихи, положенные на любой простой  мотив, пропеваются педагогом, и дети, подражая взрослому, стараются отвечать нараспев.

М.Р.: Как фонарики горят?

Д.: Вот так, вот так! (вращают кистями рук, поднятыми над головой) 

- Руки полочкой лежат –

- Вот так, вот так! (покачивают перед грудью руками, положенными одна на другую)

-Как тарелочки стучат?

- Вот так, вот так! (выполняют хлопушки «тарелочкой») 

- А пружиночки скрипят?

- Вот так, вот так! (мягко пружинят ногами)

- Колокольчики звенят?

-Вот так, вот так! (хлопки поднятыми над головой руками)

- А комарики летят?

- Вот так, вот так! (поочередные хлопки возле правого и левого уха)

- Распашоночки лежат

11

- Вот так, вот так! (поочередно ноги на пятку, одновременно разводя руки в  стороны)

- Ножки по полу стучат

- Вот так, вот так! (притопывают)

Давнюю историю  имеет музыкальное развитие ребенка в аспекте физического. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействуют не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

     П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

     В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду » Н.Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

     Валеологические  песенки-распевки, с которых начинаются все музыкальные занятия, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия – технологии здоровьесбережения  -  в сочетании с дидактическими и развивающими играми очень эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

12

МУЗЫКАЛЬНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Игровые фонопедические упражнения

     Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.

Упражнение «Резиновая игрушка» (на развитие нижнего дыхания)

Купили в магазине

Резиновую Зину,

Резиновую Зину

В корзине принесли.

                      А. Барто

Она сказала:

Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.

Ш-ш-ш-ш! Потом сказала: -С-с-с-с! Затем сказала:

Х-х-х-х! Потом устало:

Ф-ф-ф-ф! Потом так страшно:

К-к-к-к!

И так обычно:

Т-т-т-т!

Потом легонько:

-П-п-п-п!

И очень твердо:

Б-б-б-б! Жужжала тихо:

Ж-ж-ж-ж!

И вовсе сдулась:

-З-з-з-з!

Упражнение «Погреемся»

Мерзнут на ветру ладошки,

 Мы погреем их немножко.

13

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом - «А-а-а».

Далее чередуют: на правую - бесшумно, на левую - с голосом, потом наоборот.

Упражнение «Посчитаем»

Дети считают, усиливая голос от шепота до крика.

Например: 1 - шепотом,

2 - тихо,

- громче,

- еще громче и т. д.

Упражнение «Капризка»

Я не буду убираться!

Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть,

Никого не слушать!

Затем дети сначала кричат: «A-al», затем воют: «У-у!», а потом визжат: «И-и!».

Упражнение «Голоса вьюги»

Активно и сильно произносить «В-в-в-ы», «3-з-з-ы».

Недаром вьюга злится.

«В-в-в-ы!», «3-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»

Прошла ее пора.

«В-в-в-ы!», «3-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»

Весна в окно стучится:

«Динь! Динь! Динь!»        Коротко и активно в разных

регистрах.

И гонит со двора:

«У-у-у-ух!»        Глиссандо вверх.

14

Упражнение «Страшная сказка»

Произносить последовательность гласных звуков без видимых движений губ и челюстей.

Темнота спустилась в дом,

Тихо ходит старый гном:

Топ-топ, топ-топ.        Произносят тихим голосом.

Песню он поет свою,

 А какую - не пойму!

-У-у-у!

У-у-о-о!

У-у-а-а!

У-у-а-и!

У-а-и-э!

У-а-и-э-ы!        Поют тихо.

Вот и старый черный кот

Вслед за гномиком идет:

Туп-туп, туп-туп.        Произносят шепотом.

Кот не хочет ночью спать,

Хочет кот кричать:

- Мя-а-а-у-у-у-у!        Кричат громко, «завывая».

Ы-ы-ы!

Ы-ы-э!

Ы-ы-э-и!

Ы-э-и-а!

Ы-э-и-а-о!

Упражнение «Вопрос - ответ» 

Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в

15

фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей).

Кричу в лесу:

А-а-а-у-у-у!        Переход от звука [а]

А мне в ответ:        внизу к звуку [у] вверху.

А-а-а-у-у-у!

Опять кричу:

А-а-а-у-у-у!

А мне в ответ:

А-а-а-у-у-у!

Постепенно «Ау» заменить следующими последовательностями: «У-у», «У-о», «О-а», «А-э», «Э-ы».

Упражнение «Ракета»

Переход от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных. Соединение в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

Сел вчера я на ракету

И на ней летал по свету.

А-а-а-а-а!

А-а-э-э!

А-а-у-у!

А-а-э-э-у-у!

А-а-э-э-у-у-ы-ы!

Упражнение «Ракета приземлилась»

В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

16

Упражнение «Динозаврик»

Четыре диназаврика, ура, ура, ура!

Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!

Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!

И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: «У-о-а-э-ы-и-скрип».

Игровой массаж

ВЕСЕЛЫЕ МЕДВЕЖАТА 

(комплекс игрового массажа тела по «Гимнастике маленьких волшебников») Медвежата проснулись

На дворе звенит весна!

Нашим мишкам не до сна.

Дети лежат расслабленно на спине.

Мохнатые проснулись,

Сладко потянулись!

Вдох - тянутся левая нога и левая рука. Дыхание задерживается, рука и нога максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «Д-д-да-а-а».

То же самое, но правой рукой и правой ногой. После задержки дыхания на выдохе ребенок произносит: «Весна-а-а».

Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки -вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести: «Шум-м-но».

Медвежата проголодались

Кушать мишки захотели –

Зиму целую не ели.

Дети поглаживают живот по часовой стрелке, похлопывают ребром ладони, кулачком, снова поглаживают, пощипывают.

17

Надо мишек накормить,

Пирогами угостить.

Мы замесим тесто.

«Месят тесто», снова поглаживают живот.

Сделаем начинку

С лесными грибами

И сладкой малинкой.

Мишки играют

Мишки шерстку причесали.

Дети  сидят  по-турецки,   поглаживают  область грудной клетки, воздействуя на биоактивные точки грудного отдела.

И в машинки поиграли!

Дети ставят пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делают вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж» - «заводят машину». Затем 5-6 раз совершают вращательные движения против часовой стрелки. Сняв все пальцы с грудины, со звуком «пи-и-и» нажимают на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал - «машина завелась»).

Речевые игры со звучащими жестами

Солнышко

Солнышко, солнышко ,                    ритмичные хлопки.

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут,                     Притопы.

По камушкам скачут.                   Легкие прыжки с хлопками.

18

Листопад

Осень, осень! Листопад!        Ритмичные хлопки.

Лес осенний конопат.           Щелчки пальцами.

Листья рыжие шуршат         Трут ладошкой о ладошку.

И летят, летят, летят!            Качают руками.

Дождь

Дождь, дождь, дождь с утра.        Хлопки чередуются со шлепками

по коленям.

Веселится детвора!                   Легкие прыжки на месте.

Шлеп по лужам,                   Притопы.
Шлеп-шлеп.

Хлоп в ладоши,                      Хлопки.
Хлоп-хлоп.

Дождик, нас не поливай,        Грозят пальцем.

А скорее догоняй!                   Убегают от «дождика».

Фома

Стучит бренчит по улице:                 Притопы с хлопками

Фома едет на курице,                                    Шлепки по бедрам

Тимошка - на кошке                              Щелчки

По кривой дорожке.                             Показывают руками правую дорожку

Фома песенки поет,                «Пружинка» с хлопками

Тимка семечки грызет.                

Ехали, ехали,                        Кружатся дробным шагом

В темный лес заехали.

В лесу мишка сидит                Присаживаются на корточки

И на нас рычит:

-Р-р-р-р!                                Убегают от мишки.

19

Снег

Как на горке - снег, снег,                Поднимают руки вверх, два хлопка

И под горкой - снег, снег,                Приседают на корточки, два шлепка 

И на елке - снег, снег,                        Поднимают руки вверх, два хлопка

И под елкой - снег, снег.                Приседают на корточки, два шлепка

А под снегом спит медведь.                 Притопы

Тише, тише. Не шуметь!                Произносят шепотом, указательный палец возле губ.

Музыкотерапия

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ

Зайчата

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Вот пушистые зайчата

Мирно спят в своих кроватках.

Но зайчатам хватит спать,

Пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем,

Ручку левую потянем,

Глазки открываем,

С ножками играем:

Поджимаем ножки,

Выпрямляем ножки,

А теперь бежим скорей

По лесной дорожке.

С боку на бок повернемся

И уже совсем проснемся!

20

Просыпайтесь, глазки!

Просыпайтесь, глазки! Глазки все проснулись?

Дети лежат на спине, легко поглаживают закрытые глаза.

Просыпайтесь, ушки! Ушки все проснулись?

Растирают уши ладошками.

Просыпайтесь, ручки! Ручки все проснулись?

Растирают руки от кисти до плеча.

Просыпайтесь, ножки! Ножки все проснулись?

Стучат пяточками по кровати.

Просыпайтесь, детки!

Мы проснулись!

Потягиваются, затем хлопают в ладоши.

Потягушка

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки.

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся,

Вот уже растем, растем, растем!

Н. Пикулева

Дети потягиваются, вытягивают поочередно то правую руку, то левую, выгибают спинки

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Маленькие детки

Маленькие детки спят,

Носиками все сопят,

Носиками все сопят,

Сон волшебный все глядят.

21

Сон волшебный и цветной,

И немножечко смешной.

Снится зайка озорной,

Он спешит к себе домой.

Снится розовый слоненок –

Он, как маленький ребенок,

То смеется, то играет,

Но никак не засыпает.

Спите, маленькие детки!

Воробей сидит на ветке.

Он чирикает, и слышно:

Тише, тише, тише, тише...

Н. Байдавлетова

Колыбельная медвежат (казачья)

Баю-баюшки-баю!

Саше песенку пою

Про веселых медвежат,

Что под елкою сидят.

Один лапу сосет,

Другой семечки грызет.

Третий сел на пенек,

Звонко песенку поет:

«Саша, спи, засыпай,

Свои глазки закрывай...»

22

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ

*Музыка для свободной деятельности детей.

Классические произведения:

1.Бах И. «Прелюдия До-мажор»;

2.Бах И. «Шутка»;

3.Брамс И. «Вальс»;

4.Вивальди «Времена года»;

5.Гайдн «Серенада»;

6.Кабалевский Д. «Клоуны»;

7.Лядов А. «Музыкальная табакерка»;

8.Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»;

9.Моцарт В. «Турецкое рондо»;

10.Рубинштейн «Мелодия»;

11.Чайковский П. «Детский альбом»;

12.Чайковский П. «Времена года»;

13.Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета);

14.Шопен Ф. «Вальсы»;

15.Штраус И. «Вальсы».

Детские песни:

1.«Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский);

2.«Бу-ра-ти-но!» (Ю.Энтин, А.Рыбников);

3.«Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский);

4.«Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский);

5.«Где водятся волшебники» (Ю.Энтин, М.Минков);

6.«Если добрый ты» (М.Пляцковский, Б.Савельев);

7.«Колокола» (Ю.Энтин, Е.Крылатов);

8.«Крылатые качели» (Ю.Энтин, Е.Крылатов);

9.«Настоящий друг» (М.Пляцковский, Б.Савельев);

23

10.«Песенка бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков);

11.«Прекрасное далеко» (Ю.Энтин, Е.Крылатов)

12.«Танец  утят» (французская народная песня).

* Музыка для пробуждения после дневного сна.

Классические произведения:

1.Боккерини «Менуэт»;

2.Григ Э. «Утро;

3.Дворжак А. «Славянский танец»;

4.Лютневая музыка 17 века;

5.Лист Ф. «Утешение»;

6.Мендельсон Ф. «Песни без слов»;

7.Моцарт В. «Сонаты»;

8.Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов»;

9.Мусоргский М. «Рассвет на Москве-реке»;

10.Сен-Санс К. «Аквариум»;

11.Чайковский П. «Вальс цветов»;

12.Чайковский П. «Песня жаворонка».

* Музыка для релаксации.

Классические произведения:

1.Альбинони «Адажио»;

2.Бах И. «Ария» из сюиты №3;

3.Бетховен Л. «Соната №14 (Лунная)»;

4.Глюк К. «Мелодия»;

5.Григ Э. «Песня Сольвейг»;

6.Дебюсси К. «Лунный свет»;

7.Римский-Корсаков  «Море»;

8.Свиридов Г. «Романс»;

9.Сен-Санс К.  «Лебедь»;

10.Чайковский П. «Октябрь. Осенняя песнь»;

24

11.Чайковский П. «Сентиментальный вальс»;

12.Шопен Ф. «Ноктюрн соль-минор»;

13.Шуберт Ф. «Аве Мария»;

14.Шуберт Ф. «Серенада»;

15.Шуман Р. «Грезы».

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игровая деятельность в дошкольном учреждении – тема поистине неисчерпаемая, и поэтому  нет предела для развития и совершенствования этого вида деятельности с использованием передового опыта в системе музыкального и музыкально – оздоровительного воспитания подрастающего поколения.

25

СПИСОК

использованных информационных материалов

1. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., Издательский центр «Академия», 2001.

2. Русские народные загадки, скороговорки, считалки. М., АСТ, Астрель, 2005.

3. «Музыкальный руководитель» № 1/2012.

4. Арсенина Е.Н.. Энциклопедия детских игр. Ярославль, Академия развития, 2007.

5. www.notbooka.ru 

Муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 37

муниципального образования Кореновский район

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

КАК СИНТЕЗ ОБУЧЕНИЯ И РАЗНОСТОРОННЕГО

(творческого, эстетического, умственного, нравственного, физического)

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА

                         

Обобщение опыта  

  музыкального руководителя

     МДОБУ д/с № 37 МО Кореновский район

        Л.Б. ТАРАСОВОЙ

Станица Раздольная 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте.

Картотека   содержит   методические   рекомендации для   родителей,   обучающих   ребенка   грамоте.  С помощью этих рекоменд...

КАРТОТЕКА методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте

Картотека содержит методические рекомендации для ро­дителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих ре­комендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детском саду, или обуч...

Методические рекомендации логопеда родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте. Буква Ш

Методические рекомендации логопеда родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте. Буква Ш...

Методические рекомендации логопеда родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте. Буква С

Игры для формирования у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте....

Методические рекомендации логопеда родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте. Буква О

Методические рекомендации логопеда родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте. Буква О...