Статья "Подвижная игра как средство всестороннего развития ребёнка"
статья на тему

В статье описано значение подвижных игр для всестороннего развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_podvizhnym_igram.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕТРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

                                                    ВОСПИТАТЕЛЬ ГБДОУ 38

                                                     ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

                                           САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СТАТЬЯ

Подвижная игра, как средство всестороннего развития ребёнка

Исследования учёных доказали, что произвольное внимание развивается только в процессе активной деятельности. Для ребёнка дошкольника характерны различные виды деятельности, но всё же как доказал Л.С. Выготский ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игра для дошкольника-это его естественное состояние, одна из важнейших потребностей. Игра по существу делает ребёнка ребёнком  и необходима для его своевременного и полноценного развития. О том, что игра является потребностью ребёнка свидетельствует то, что элементы игрового поведения присуще животным и являются важнейшим условием развития детёныша во взрослую особь,готовую к самостоятельной жизни. То, что игра- это потребность ребёнка доказывает определение игры .

Игра-это один из видов деятельности, характерных для животных и человека, имитирует обстановку предметной и социальной действительности.  

Таким образом в игре дети имеют возможность отражать полученную информацию об окружающем мире, общаться со сверстниками,учиться друг у друга. Также игра способствует развитию всех сторон развития личности,в игре ребёнок воспроизводит быт и труд взрослых, разные события из своего опыта, отношения между людьми. В игре дети учатся подчинять свои желания определенным требованиям — это становится важнейшими предварительными условиями для  воспитания воли. Игра даёт благоприятые условия для  развития моральных качеств личности. 

В педагогике и психологии существует множество классификаций игр.

Свои классификации предлагали многие педагоги и психологи, среди них: Н.К.Крупская, П.Ф.Лестгафт, С.Л.Новосёлова и многие другие.

Но в современной отечественной педагогике принята следующая классификация игр.

Все игры делятся на творческие игры и игры с правилами.

К творческим играм относятся:Сюжетно-ролевая игра, режиссёрская игра, строительно-конструктивные игры, театрализованные игры.

К играм с правилами относятся: Подвижные игры, дидактические игры.

Также принято классифицировать все игры как сюжетные и бессюжетные игры.

Особое место среди игр занимают подвижные игры. Это самый древний вид игры, который встречается даже в животном мире. Чтобы оценить историческое значение подвижных игр необходимо рассмотреть историю возникновения и развития данного вида игр. Подвижная игра зародилась ещё в первобытно-общинном строе. Для этого периода уже было характерно участие в этих играх как детей и взрослых.  По содержанию эти игры имитацией охоты или преодоления трудностей, связанные опять же с охотой,но в этих играх  специально не преследовалась цель учить и развивать подрастающее поколение. Таким образом хоть и в своей примитивной форме подвижная игра уже в доисторические времена способствовала развитию выносливости,силы,ловкости и реакции.  

Игра, в том числе и подвижная, как средство воспитания и развития использовалась уже в Древней Греции. В греческих школах специально организовывали подвижные игры и соревнования с целью развивать физические и моральные качества учеников,тогда же стали использовать и простейшие игрушки: подобия мячей, игрушечное оружие. Игры с такими игрушками развивали силу,выносливость,ловкость,умение быть в команде,а также внимание. В Восточной культуре  использовались подвижные игры для развития физических качеств у таких народов как Китай, кочевые степные народы. Эти народы свои древние игры сохранили до наших дней. В Средние Века наблюдался некий упадок в развитии игровой деятельности, так продолжалось практически до времён Я.А. Каменского.  Наступление эпохи Нового времени открыли для развития подвижных игр новые возможности. Философы и педагоги того времени писали работы,посвящённые играм, пытались понять их значение в развитии детей, пытались составлять описания игр. В то время увеличилось количество прогрессивных учителей, которые специально организовывали подвижные игры в школах с целью развития физических и нравственных качеств.  

Большое место в жизни детей подвижные игры имели в  отечественной истории. Письменные источники хранят большое количество описаний русских народных подвижных игр. Подвижные игры были особой частью жизни детей и взрослых уже с времён Древних славян.  Частью сначала славянской,а затем и русской культуры было включение игр подвижного характера, а также соревнований в повседневную жизнь, существовал своеобразный календарь игр. Игры русских детей зависели от сезона,народного или христианского праздника и приветствовались взрослыми.

С Древнейших времён у русского народа существовали игры для разного возраста,начиная от простейших пальчиковых игр для младенцев и детей раннего возраста, до игр со сложными правилами для старших детей. Русские народные подвижные игры выступали самым доступным средством для развития самых разных движений, физических и моральных качеств, также они развивали речь,мышление,память и внимание. Большое педагогическое значение народных игр для развития ребёнка отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский. В 20 веке как зарубежные,так и отечественные учёные признают значение подвижных игр для развития детей. Велись и ведутся до сих пор научные исследования, разрабатываются новые методики руководства подвижными играми, составляются разнообразные сборники с описаниями подвижных игр. Большое значение в разработке теории и методики руководства подвижными играми имели исследования: Н.К Крупской,П.Ф.Лестгафта, Е.А. Аркина,В.В. Гориневского,Т.И Осокиной,Е.А. Тимофеевой,З.М. Богуславской, Э.Я Степаненковой. Также большой вклад в систематизации опыта русского народа принадлежит собирателю народных игр Покровскому. Таким образом большое значение использованию подвижных игр для развития детей признаётся во всём мире.

Изучив этапы исторического развития использования подвижных игр в воспитании и развитии детей нельзя переоценить значение их для развития ребёнка.

В современной педагогике подвижной игре отводится особое место.

В подвижных играх развиваются  все группы мышц. Нагрузка постепенно увеличивается и тем самым развивает и укрепляет всю мускулатуру,как крупную, так и мелкую, всё это способствует развитию таких качеств как сила и быстрота. Постепенное увеличение нагрузки способствует развитию  общей выносливости ребёнка, тем самым укрепляется общее здоровье ребёнка особенно дыхательная, сердечно-сосудистая и костно-мышечная система. Большое значение эти игры имеют на оздоровление и укрепление здоровья детей, закаляют детский организм,особенно если они проводятся на воздухе.

Большое значение подвижные игры имеют для развития физических качеств детей, таких как ловкость,сила,быстрота,а также автоматизации движений. В физическом воспитании подвижные игры  используют для решения целого комплекса задач. В первую очередь в подвижных играх развиваются все основные движения:бег,ходьба,ползание, лазание, метание,прыжки, активно развивает чувство равновесия и умение владеть своим телом.  В подвижных играх эти движения используются в разных условиях и тем самым дают детям возможность реализовать себя в движении, научиться использовать двигательный опыт на практике. Все движения выполняются самостоятельно в разнообразной среде,от качества выполнения задания зависит сама игра, тем самым развиваются такие качества как самостоятельность и способность к самоконтролю. Использование оценки игры даёт детям представление о значении каждого участника игры в общем деле. Дети испытывают радость,когда его движениям даётся положительная оценка и вызывает у детей желание стараться,быть более ловким,сильным,внимательным, стимулирует желание детей подражать лучшему, тем самым закладываются основы таких важных качеств личности как ответственность, упорство, целеустремлённость и старательность и выступает хорошей профилактикой развития  таких отрицательных качеств как небрежность и грубость. Участие в играх большого количества детей приучает детей согласовывать свои действия с другими детьми,развивается не просто  умение быть в коллективе. Игра даёт возможность проявить себя в разных позициях. Подвижные игры,возникающие по инициативе детей развиваю у детей лидерские качества, так как предложить игру, созвать всех на игру,организовать игру требует от детей определённых коммуникативных навыков, проявлений смелости,инициативы и организаторских навыков. Всё это выступает профилактикой против развития таких отрицательных черт личности как нерешительность, стеснительность,пассивность, мешает развитию закомплексованности. Но достижение этой цели будет невозможно если в детском коллективе допускать проявления детской жестокости, грубости, позволять детям высмеивать неудачи и особенности других детей.  Тем самым участие детей в подвижных играх создаёт благоприятную почву для развития нравственных качеств личности. В подвижных играх дети имеют возможность проявить себя не только с позиции лидера, они учатся принимать чужие правила, подчиняться им уступать, сдерживать свои желания, учитывать интересы всех, а не только себя,всё это способствует развитию воли. Развитию волевого поведения способствует и тот факт,что сама по себе игра не состоится без дисциплины. Детям прививается дисциплинированность, которая необходима для формирования навыков учебной деятельности и для формирования навыков самоорганизации. Подвижные игры  благоприятно действуют на мотивационную сферу ребёнка. У детей появляется мотивация быть лучше, выиграть,помочь команде. Всё это учит детей ставить перед собой определённые цели и их достигать.

Подвижная игра способствует ознакомлению детей с окружающим миром. Для этого используют  разнообразные сюжеты,отражающие деятельность людей и животных. Закрепляются знания о предметах и явлениях,поведении животных, сезонных изменениях в природе. Включение народных игр и игрового фольклора способствует приобщению детей к культуре своего народа и к общей мировой культуре.

Участие детей в изготовлении атрибутов к играм (масок, пособий для эстафет),

разучивание стихов,считалок, закличек, использование музыкального сопровождения, участие в играх с имитационными движениями,где необходимо выразительно передавать образ-всё это способствует художественно-эстетическому развитию детей. В старшем дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание добиваться красивых, точных движений, не допускать небрежности в движении, всё это оказывает влияние на формирование общего облика ребёнка, где важнейшее место занимает воспитание правильной осанки.

Подвижные игры замечательно организуют детскую жизнь, делая её эмоционально насыщенной и богатой впечатлениями, дети учатся организовывать свой досуг полезными для здоровья занятиями. Всё это закладывает основу для формирования здорового образа жизни.

Таким образом подвижная игра выступает средством всестороннего развития ребёнка и имеет большое педагогическое значение.

Существует множество определений подвижной игры, но самым распространённым является следующее.

Подвижная игра-это сознательная двигательная активная, всегда эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

В теории и методике физического воспитания существует несколько классификаций подвижных игр, но самой полной и распространённой считается классификация Д.В. Хухлаевой.

По степени сложности игры делятся на элементарные и сложные

По наличию сюжета  игры делятся на сюжетные,бессюжетные, игры-атракционы и игры-забавы.

По колличеству участников  игры делятся на коллективные и индивидуальные

По распределению участников  игры делятся на командные и общие

По использованию предметов игры делятся на игры с использованием предметов (мячей,обручей,скамейки) и игры без использования предметов.

По физической нагрузки  игры делятся на игры большой подвижности,игры средней подвижности и игры малой подвижности.

По двигательному содержанию  игры делятся на игры с бегом,прыжками,метанием,ползанием,  лазанием.

Также игры классифицируют:

По развивающему значению  игры делятся на игры направлены на развитие ловкости,выносливости, внимания,реакции на сигнал и так далее.

По историческому значению  игры делятся на современные и старинные

По авторству  игры делятся на народные и авторские

Также игры делят на традиционные и нетрадиционные

По принципу сезонности  игры делятся на сезонные и универсальные

В своих разработках по руководству и описанию подвижных игр Д.В. Хухлаева даёт следующую характеристику всем видам игр.

Сюжетные игры имеют заявленный сюжет и чёткие правила Сюжет отображает явления знакомые детям, игровые действия зависят от сюжета роли, которую выполняет ребенок.

Бессюжетные подвижные игры направлены на ловлю,действия с предметами («Догони мяч», «Из кружка в кружок») не обозначены сюжетом,  но имеют сходства с сюжетными играми тем,что в них также присутствуют правила,

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания переносятся в необычные условия и могут содержать элемент соревнования.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей).

К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует все игроки и обусловлены высоким темпом движения.

Игры средней подвижности -игры с активным участием большого количества детей,игроки активны, темп движений невысокий (ходьба, передача предметов) или движение дети выполняют подгруппами.

 Игры малой подвижности-игры этого вида очень распространены,так как их можно проводить в любом помещении,темп выполнения движений низкий ,эти игры используют с целью дать детям отдых, снять напряжение и усталость, часто их используют как подвижно-дидактические игры,оптимальны для развития внимания,ориентировки в пространстве.

Далее в соответствии с темой исследования необходимо рассмотреть методику руководства подвижными играми в старшем дошкольном возрасте. Большой вклад в изучение и разработку методики руководства подвижными играми большой вклад внесли A.B. Кенеман, М. М. Конторович, Т.Н. Осокина, Е.А. Тимофеева.  

При проведении подвижной игры большое значение имеет оценка того,насколько дети готовы к её освоению. Необходимо обратить внимание на уровень сформированности движений и игровой опыт детей. Если используется сюжетная игра,то нужно проанализировать насколько данный сюжет интересен,понятен и знаком детям. Перед проведением новой игры нужно хорошо разучить все необходимые движения и действия. Важна роль предварительной работы: чтения художественной литературы,рассматривание иллюстраций,игрушек,наблюдение. Все атрибуты и пособия для игр готовятся заранее, а в старшем возрасте привлекают к ней детей. Необходимо определить место,время проведения игры,а также количество детей,которые будут в неё играть. От подготовки к игре зависит успешность её проведения. 

Ознакомление с новой игрой не должно затягиваться. Правила игры нужно объяснять чётко,кратко и понятно. В младшем возрасте можно сразу ставить перед детьми игровую задачу. Перед игровой детям надо объяснить,а иногда и показать игровые действия, правила, показать все сигналы и ориентиры, затем с помощью вопросов проверить усвоена ли полученная информация. В играх,где необходима большая концентрация внимания детям надо дать установку быть внимательнее. В старшем возрасте важно напомнить детям необходимость чётко выполнять правила,а то потеряется смысл игры,делать акцент на качестве,а не на скорости. В старшем возрасте велика роль водящего. На этапе освоения игры роль ведущего может брать воспитатель,но позже эту роль должны принимать дети. Важно избегать конфликтов при выборе ведущего. Ведущего можно назначить только в том случае,когда игра мало знакома детям,на роль ведущего лучше назначить активного и раскрепощённого ребёнка чтобы он задал темп игре и показал менее активным и инициативным детям образец. Для выбора ведущего можно применять считалки,жеребьёвку, игровой приём.

В процессе игры необходимо следить за выполнением правил игры качеством движений. Игра должна проходить ярко,эмоционально и доброжелательно,нельзя допускать грубость по отношению к другим детям.

Большое значение в старшем дошкольном возрасте имеет оценка игры. При оценке необходимо отметить как положительные,так и отрицательные стороны. Оценивать нужно и ведущего и других игроков. Особое внимание надо уделять проявлениям находчивости,взаимопомощи,выдержки и качеству выполнения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка

С/ролевые игры:структура, содержание и видыРуководство с/р игройВажность использования предметов- заместителей...

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.

Материал теоретический по использованию сюжено-ролевой игры для всестороннего развития дошкольника...

Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Система работы.

 В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В материале рассматриваются виды игр и игровой деятельности...

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.

Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. ...

Статья на тему: «Игра, как средство всестороннего развития ребёнка в разные периоды дошкольного возраста».

Игра, как средство всестороннего развития ребёнка в разные периоды дошкольного возраста....