буклет "Применение технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками"
консультация (подготовительная группа) на тему

буклет "Применение  технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерная последовательность  вопросов к детям  при систематизации представлений об объекте с помощью системного  оператора.

Для природных объектов

  1. Что это? (называется объект и обозначается  картинкой)
  2. Что он умеет?
  3. Из каких частей он состоит? Для чего каждая часть? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта?
  4. Где находиться (живёт) наш объект? Кто его «друзья»?  (представители того же класса).
  5. Каким этот объект был раньше? Откуда он появился?
  6. Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?
  7. Умел ли он тогда выполнять «главное дело»?
  8. Как измениться объект, когда вырастет? Какие новые «дела» у него появятся?
  9. Что нужно, чтобы так произошло?

Для объектов рукотворного мира

  1. Что это? (называется объект и обозначается  картинкой)
  2. Для чего люди  его придумали?
  3. Какие ещё вы знаете объекты с таким же назначением?
  4. Какие части есть у объекта? Как каждая из них помогает выполнению назначения?
  5. Как раньше люди решали свою проблему, когда этого объекта не было?
  6. Каким был «предшественник»?
  7. Что не устроило людей? Зачем они стали придумывать этот объект?
  8. Что сейчас нас не устраивает? Что хотелось бы изменить?

Во временной линии можно идти по сезонам (временам года(, надсистему определять не по функциям, а по признакам. Всё зависит от задач, которые ставит перед собой воспитатель.

 

МКДОУ  «Детский сад №11 «Берёзка» общеразвивающего вида

Применение  технологии ТРИЗ в работе с младшими дошкольниками

Использование триз в детском саду

Подготовил: воспитатель высшей категории

Понкратова Н.В.

                                               г. Киров,   2015

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта"

(Г. С. Альтшуллер).

    ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Основная цель ТРИЗ-педагогики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

Рекомендации по снятию отрицательных эффектов в процессов ведения «мозгового штурма»

Отрицательный эффект

Приём снятия эффекта

  1. Дети отвечают хором, никто никого не слушает

А) Строить систему работы  по обучению ребёнка умению слушать другого.

Б) Более простой, но менее ценный приём – поднятая рука как внешний тормоз.

В) Введение правила «скажешь, когда выслушаешь другого».

  1. Дети повторяют идею, выдвинутую другими детьми.

А) Не фиксировать внимания на ответах  повторяющегося плана.

Б) Найти противоречие. Показать несовершенство выдвигаемой идеи.

  1. Проблемная ситуация задана, но дети молчат. Идей нет.

А) Вопрос обратить к конкретному, наиболее активному ребёнку.

Б) Внести предмет  или картину по теме обсуждения.

В) Заранее подготовить «провокатора» - это может быть более старший ребёнок или взрослый. В спор между ведущим и «провокатором»  подключить детей в качестве судей.

  1. Идей много. Дети подробно о них рассказывают.  Времени всех выслушать нет.

А) Предложить детям самостоятельную идею в продуктивной деятельности.

Б) Индивидуальное обсуждение каждой идеи в другие промежутки времени.