ТРИЗ в работе с дошкольниками
презентация

Нечаева Оксана Викторовна
Развитие нестандартного системного  мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_nechaeva.pptx888.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ «Гимназия №93 г. Челябинска» Воспитатель первой категории Нечаева Оксана Викторовна Презентация на тему: «ТРИЗ в работе с дошкольниками»

Слайд 2

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 г . Это универсальная методическая система, целью которой является не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Слайд 3

ЗАДАЧИ ТРИЗ: развитие нестандартного системного мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий; формирование целостной картины мира; воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи; развитие речи, памяти, творческого воображения

Слайд 4

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТРИЗ Основной принцип ТРИЗ: «Не делай как я, а иди в том же направлении!» Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения.

Слайд 5

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТИЛЮ ОБЩЕНИЯ: Надо выслушать КАЖДОГО ЖЕЛАЮЩЕГО. Давать отрицательных оценок – НЕЛЬЗЯ. Только положительное в оценке. И при этом лучше говорить не «правильно», а «ИНТЕРЕСНО», «НЕОБЫЧНО», «ЛЮБОПЫТНО», «ХОРОШО ». Научить детей возражать вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то в замен или доказывая .

Слайд 6

МЕТОДЫ ТРИЗ Мозговой штурм Синектика (метод аналогий ) Морфологический анализ Метод фокальных объектов (МФО) Да - нет – ка Типовое фантазирование Системный оператор Метод моделирование маленькими человечками

Слайд 7

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТРИЗ Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д .) Примеры вопросов для обсуждения : как помешать медведю развалить теремок; как исполнить мелодию без музыкальных инструментов; как рассказать сказку без слов; как нарисовать без красок; где найти лето зимой; как не испачкать пол грязными подошвами ботинок

Слайд 8

СИНЕКТИКА Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. По мнению автора, развить творческие способности ребёнка помогут аналогии: Эмпатия — перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа. Примеры заданий : изобрази повадки кошки во время охоты на воробья; изобрази свою походку в папиных ботинках; представь, что ты котёнок, который очень любит музыку, промяукай мелодию детской песенки. Прямая аналогия — основывается на нахождении буквального сходства природных и технических объектов, например, полёт самолёта и птицы, глубоководное плавание подводной лодки и рыбы. Фантазия — аналогия, возникающая в фантастическом, воображаемом мире, например, счастье — радуга, солнечные лучи, дружба — мостик или цветок и т.д..

Слайд 9

КРУГИ ЛУЛЛИЯ Французский монах Раймонд Луллий (13 - 14 век) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки) . Круги Луллия могут использоваться и в продуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.

Слайд 10

Варианты кругов с картинками могут самыми разнообразными, в зависимости от того, какую ставите цель. Примеры кругов: Круг №1. Герои знакомых сказок. Круг №2. Волшебные предметы Круг №3. «Отрицательные» персонажи сказок Круг №4. «Нейтральные» персонажи сказок Круг №5. Любые животные Круг №6. Детёныши животных Круг №7. Различные природные зоны Круг №8 Туловища различных животных Круг №9 Головы животных Круг №10Хвосты животных Круг №11 Разные варианты ног животных Игра «Мамы и детеныши»

Слайд 11

ДОСТОИНСТВА ТРИЗ: является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов; позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка; стимулирует взаимообмен оригинальными идеями; помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей; стимулирует творчески активное самостоятельное мышление; развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности; помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения

Слайд 12

Игра «Теремок» Цель : типовые проблемы фантазирования. Ход игры : детям раздают различные предметы, воспитатель-ведущий сидит в теремке. Каждый приходящий может попасть туда, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевые слова : - Тук-тук, кто в теремочке живет? - Это я, лисичка, а ты кто? - Волк - Чем ты похож на меня? Чем ты отличаешься от меня?

Слайд 13

Игра «Четвертый лишний» Цель : научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

Слайд 14

Игра «Мир вокруг нас» Цель : совершенствовать умение детей классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные. Дети определяют в какую часть их надо сложить.

Слайд 15

Игры-головоломки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ТРИЗ в работе с дошкольниками с ОНР"

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Умелое использование приемов и методов ...

буклет "Применение технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками"

буклет "Применение  технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками"...

«Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками».

Данная теория дает  возможность детям  самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Ещё один огромный плюс этой теории заключа...

ТРИЗ в работе с дошкольниками.

Материал может использоваться для консультации педагов. Содержит теоретическую часть и примеры игр....

Применение технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками.

Методические рекомендации по реализации технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками....

Примеры использования авторских игр по технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками.

   На данный период разработано много авторских игр по технологии ТРИЗ. Многие из них можно приобрести и использвать в работе с детьми для решения задач развития речи, мышления, памят...

Нетрадиционные техники рисования с элементами ТРИЗ в работе с дошкольниками

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенк...