Кружок по духовно нравственному воспитанию "Лад"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Кружок по духовно нравственному воспитанию "Лад"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_lad.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Лад»

Пояснительная записка

          В настоящее время проблема духовно-нравственного развития детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. 
         Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. 

Актуальность

          На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. 
        Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки. 

         Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям и семьи, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. 
         В нашей группе ознакомление детей с нравственными нормами поведения происходит через знакомство с бытом, традициями русского народа в процессе  деятельности кружка «Лад».

        Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Цель:  приобщение детей младшего дошкольного возраста к культурному прошлому своего народа, что поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Задачи:

  • формировать первоначальные представления о быте, жизни родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры;
  • развивать способность слушать новые русские народные сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям, обогащать словарный запас;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Ожидаемые результаты:

         Данный процесс реализации кружковой работы будет способствовать формированию и повышению нравственной культуры дошкольников; развитие толерантности,  межличностных отношений.

        У детей повысится интерес к русским народным сказкам, потешкам, появится умение эмоционально на них откликаться, они научатся использовать  в  активной речи потешки, считалки, загадки.
Произойдёт  духовное общение детей, родителей и педагогов.

Перспективное планирование кружка «Лад» (ссылаюсь на программу О.Князевой  «Приобщение  детей к истокам русской народной культуры)

На 2014-2015 учебный год II младшая группа «А»

Воспитатель Понкратова Н.В.

Цель:  приобщение детей младшего дошкольного возраста к культурному прошлому своего народа, что поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Месяц

Неделя

Тема занятия

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Милости просим, гости дорогие»

«Ходит сон близ окон»

«Во саду ли, в огороде»

«Репка»

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Чудесный сундучок»

«Как  у нашего кота»

«Котик, котик, поиграй»

«Девочка и лиса»

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Водичка, водичка, умой моё личко»

«С гуся вода, а с Ванечки худоба»

«Идёт коза рогатая»

«Волк и семеро козлят»

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

«Колобок»

«Уж ты, зимушка- зима»

«Сундучок Деда Мороза»

Январь

3 неделя

4 неделя

«Пришла коляда – отворяй ворота»

«Три медведя»

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Масленица – дорогая – наша гостьюшка годовая»

«Маша и медведь»

«Хозяйкины помощники»

«Половичку курочка веничком метёт»

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

«Приди, весна, с радостью»

«Петушок – золотой гребешок»

«Заюшкина избушка»

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

«Трень – брень, гусельки»

«Кот лиса и Петух»

Петушок с семьёй»

«Курочка Ряба»

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Здравствуй солнышко – колоколнышко!»

«Сорока – белобока кашу варила»

«Кто в тереме живёт?»

«Прощание с избой»

Использованная литература: О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Тематическое планирование кружка

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

  1. «Милости просим, гости дорогие»
  2. «Ходит сон близ окон»
  3. «Во саду ли, в огороде»
  4. «Репка»

  1. Знакомство с «избой».  Создание у детей хорошего настроения в условиях естественной, разговорно-игровой формы с потешками  и прибаутками.
  2. Знакомство с колыбельными песенками, новыми прибаутками и песенками про котика и кошечку, а также с обстановкой избы и предметами быта.
  3. Вовлечение детей в подвижные и дидактические народные игры.
  4. Продолжать знакомить с русским народным творчеством, сказкой.

Октябрь

  1. «Чудесный сундучок»
  2. «Как  у нашего кота»
  3. «Котик, котик, поиграй»
  4. «Девочка и лиса»

  1. Развивать логическое мышление, внимание при разгадывании загадок.
  2. Знакомить с новыми прибаутками и песенками про котика и кошечку, а также с обстановкой избы и предметами быта.
  3. Закрепить в памяти прибаутки, привлечь всех детей к играм, инсценировкам, пляскам.
  4. Знакомство с прибаутками, песенками, игрой и сказкой.

Ноябрь

  1. «Водичка, водичка, умой моё личко»
  2. «С гуся вода, а с Ванечки худоба»
  3. «Идёт коза рогатая»
  4. «Волк и семеро козлят»

  1. Знакомство с рукомойником и формирование культурно – гигиенических навыков.
  2. Развивать память при заучивании потешки.
  3. Продолжать знакомить детей с малыми формами народного творчества.
  4. Формировать умение пользования основными предметами домашней утвари, привлечь детей к посильной помощи, отметить желание помочь друг другу героев сказки.

Декабрь

  1. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»
  2. «Колобок»
  3. «Уж ты, зимушка- зима»
  4. «Сундучок Деда Мороза»

  1. Положительная оценка трудолюбия и желания помочь в работе. Закрепление знаний о предметах домашнего обихода и умений пользоваться ими.
  2. Знакомство с летними крестьянскими работами, со сказкой «Колобок».
  3. Продолжать прививать культурно – гигиенические навыки.
  4. Формировать умение анализировать и делать выводы при разгадывании загадок.

Январь

  1. «Пришла коляда – отворяй ворота»
  2. «Три медведя»

  1. Создание радостного праздничного настроения с помощью веселых колядок.
  2. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.

Февраль

  1. «Масленица – дорогая – наша гостьюшка годовая»
  2. «Маша и медведь»
  3. «Хозяйкины помощники»
  4. «Половичку курочка веничком метёт»

  1. Формировать первичные знания о масленице.
  2. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых, воспитание дружелюбия через использование сюжета русской народной сказки.
  3. Дать понятие о русском гостеприимстве, традиционных русских блюдах и посуде, о поведении за столом.
  4. Продолжение разговора о гостеприимстве. Вызвать ласковое отношение к маленькому гостю. Знакомство с русскими прибаутками.

Март

  1. «Нет милее дружка, чем родимая матушка»
  2. «Приди, весна, с радостью»
  3. «Петушок – золотой гребешок»
  4. «Заюшкина избушка»

  1. Продолжать воспитывать уважение к своим родителям. 
  2.   Знакомство с традицией зазывать весну, птиц, с закличкой как формой русского фольклора.
  3. Продолжать знакомить с прибаутками, песенками, игрой и сказкой о петушке.
  4. Формировать умение слушать сказку до конца не перебивая воспитателя, продолжение темы помощи старшим, воспитание уважительного отношения к окружающим, умения мириться и раскаиваться в плохих поступках.

Апрель

  1. «Трень – брень, гусельки»
  2. «Кот лиса и Петух»
  3. «Петушок с семьёй»
  4. «Курочка Ряба»
  5. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

  1. Познакомить детей с русским народным инструментом – гуслями.
  1. Отметить, что добро всегда побеждает, а обманывать и быть злым – плохо.
  2. Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского.
  3. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.
  4. Познакомить детей с самоваром.

Май

  1. «Здравствуй солнышко – колоколнышко!»
  2. «Сорока – белобока кашу варила»
  3. «Кто в тереме живёт?»
  4. «Прощание с избой»

  1. Продолжать знакомить детей с малыми формами народного творчества.
  2. Продолжать знакомить детей с предметами обихода.
  3. Знакомство со сказкой «Теремок», Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко, напомнить, что хорошая работа приносит радость.
  4. Создать у детей веселое настроение игрой на шумовых инструментах и предметах домашней утвари, напомнить их название и назначение.

Направление кружка: духовно - нравственное

Форма работы с детьми:

  • Чтение народных сказок;
  • Проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр;
  • Тематические выставки;
  • Знакомство детей с бытом русского народа;
  • Слушание русских народных песен;
  • Продуктивная деятельность;

Форма работы с педагогами:

Музыкальным руководителем -

Подбор русской народной музыки

Физинструктором -

Подбор физминуток, народных игр.

План работы с родителями

Месяц

Мероприятие

Тема

Сентябрь

Консультация

«Духовно – нравственное воспитание детей»

Октябрь

Выставка поделок из природного материала

«Русь православная»

Ноябрь

Консультация

«О важности формирования духовно – нравственных ценностей у детей»»

Декабрь

Изготовление открыток к Рождеству

«К нам гости пришли»

Январь

Папка - передвижка

«Рецепты воспитания нравственности ребёнка»

Февраль

Выставка православной литературы

«Живой родник»

Март

Конкурс чтецов

«Православная книга»

Апрель

Выставка поделок

«Пасхальные сувениры»

Май

Драматизация сказки

«Репка»

График работы: еженедельно с 16.00 по 16.20 (среда, четверг)

Январь – 21, 29

Февраль – 4, 12, 18, 26

Март – 4, 12, 18, 26

Апрель – 1, 9, 15, 23, 29

Май – 7, 13, 21, 27

 (Девочек 7 человек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»

Приобщение детей к традициям своего народа, к  культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и ...

Православный кружок как форма духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника.

Цель и задачи работы кружка православной культуры, формы проведения занятий, план и методические материалы....

Кружок по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Малыш и сказка»

План работы кружкао духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста   «Малыш и сказка»...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»

Модифицированная программа «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»Предлагаемый опыт кружковой деятельности  фольклорного кружка могут быть внедрены в работу учр...

Духовно-нравственное развитие дошкольников. Кружок "ТРОПИНКА". Рабочая программа.(фрагмент).

Цель  - гармоничное развитие личности ребёнка.Задачи:-прививать ребенку моральные ценности (доброта, преданность, взаимовыручка, ответственность );-развивать внутренний мир ребенка; - познав...

КРУЖОК ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания....

презентация Кружок по развитию духовно – нравственной культуры «Азбука добра»

Цель: развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных, духовных и нравственных ценностей....