Православный кружок как форма духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника.
материал (подготовительная группа) на тему

Евлампьева Ольга Николаевна

Цель и задачи работы кружка православной культуры, формы проведения занятий, план и методические материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Д О К Л А Д

«ПРАВОСЛАВНЫЙ  КРУЖОК  КАК ФОРМА

 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА»

Евлампьева  О.Н.

музыкальный руководитель

 высшей категории

МБДОУ д/с № 6

 г. Павлово

2012 г.

     С  января  2011 года  в  МБДОУ д/с №6  «Антошка» г. Павлово Нижегородской области начал  работу  кружок дополнительного образования «Основы  православной  культуры».Результаты  анкетирования  родителей  показали,  что  ознакомление  дошкольников  с  православной  культурой  необходимо  и  востребовано.(слайды  №1, 2).По личным заявлениям родителей, кружок  посещают  15 детей в возрасте  5-7 лет,  один  раз  в  неделю.

      Основная цель педагога, руководителя кружка: зажечь искорку любви и интереса к традициям родной православной культуры, к истории Отечества, способствовать сохранению чистоты и целомудрия детей.

Задачи работы кружка. (слайд № 3).

Образовательные: 

-  расширять  кругозор  детей, обогащать сознание детей начальными знаниями о православной  культуре, способствуя  удовлетворению познавательных потребностей детей в процессе занятий  православного  кружка;

-  учить детей понимать и  воспринимать  специфику  языка  православной  культуры,  его  выразительные  и  изобразительные  возможности.

Развивающие: 

-  развивать  эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, нравственные  чувства  сопереживания,  благодарения,  ответственности  за  другого  человека;

-  развивать  познавательные  и  интеллектуальные   способности  детей  в  процессе  совместной  со  взрослыми  музыкальной  и  художественной   деятельности  на  основе  образцов  православного  искусства.

Воспитательные:

 -  вызывать  у  детей  интерес  к  миру  православной  культуры, поддерживая  детскую любознательность и активность;

-  формировать опыт нравственного поведения  во  взаимодействии  с  окружающим  миром  людей  и  природы, воспитывать культуру общения.

      Важным в организации работы кружка явилось создание условий (слайды № 4, 5,6, 7, 8 ), выбор помещения, сбор наглядного материала, предметов русского быта,

православной культуры, иллюстраций, репродукций, составление познавательных альбомов и многое другое.

      Для занятий кружка Воскресенская церковь подарила  икону Казанской Пресвятой Богородицы, детские православные журналы  «Саша и Даша»,(слайды  № 9, 10.) в библиотеку для чтения родителей – журналы «Фома» и «Надежда»         ( слайд  № 11. ).  На полках познавательного уголка в группе можно рассматривать детскую Библию, детский Катехизис,  Букварь Тихомирова, впервые изданный в 1872 году,  литературно-художественный православный календарь.( слайд № 12.)

       Для  подготовки  к  занятиям  используется  разнообразная  методическая  литература ( слайд  № 13). Основным  для  занятий  кружка является  учебник для дошкольников, рекомендованный Министерством образования России-

учебник  «Основы  православной  культуры» для  детей  дошкольного  возраста,  составитель  О.К.Харитонова,  под  редакцией  прот. Виктора  Дорофеева, М. 2002г. (слайд  № 14). Используем: методическое  пособие  «Православная культура», автор Шевченко Л.Л., наглядное  пособие «Иллюстрации»: 1-й год обучения, Священная  история  в  рассказах  для  детей  П.Н.Воздвиженского, рабочая  тетрадь-раскраска «Здравствуй  мир»,  «Азбука  в стихах для  маленьких  христиан» свящ. Анатолия Стальбовского.

 Для музыкального развития детей используем на занятиях музыкальное пособие «Звуковая палитра», аудио и видео кассеты и диски. (слайды  № 15, 16)

     Содержание  предмета «Основы  православной  культуры»  имеет в своей  основе  традиционные  отечественные  культурные  ценности – духовность, нравственность, истина,  добро,  красота. В содержание занятий православного кружка включены темы, знакомство с которым способствует  сохранению чистоты и целомудрия детей в их личностном развитии: например, тема «Непослушание в жизни людей», «Что такое совесть?», «Отношение ребенка к родителям и близким; любовь и благодарность». Они  раскрываются  через  такие  познавательные  области,  как  наука,  искусство,  политика,  история,  музыка,  литература.( слайд  № 17) Содержание  кружковой  работы  позволяет осуществлять  интеграцию  образовательных областей  «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Коммуникация».  

      В кружке  «Основы православной  культуры»  дети  приобретают  элементарные  базовые  знания  о  православной  культуре  на основе  художественных  впечатлений,  учатся   разбираться  в  ее   разных  формах  и  видах,  различных  выразительных  средствах.

  Программа, по которой работает кружок «Основы православной культуры», включает следующие тематические разделы: ( слайд  № 18) основы православного мировоззрения, православная этика, православное искусство,  православные праздники,  азбука маленьких христиан.

  При знакомстве с новой темой дети получают яркое эстетическое впечатление  от  изображения  икон (слайды № 19, 20  ), картин  русских  и  зарубежных  художников,  колокольного  звона,  хоровой  церковной  музыки,  классической  музыки, стихов  русских  поэтов  и   современных  детских  песен.

     Формы проведения занятий кружка разнообразны: (слайд № 21)

 интегрированные занятия,  занятия-путешествия во времени,  экскурсии, праздники, развлечения,  занятие-игра,  занятие-беседа, концерт,комплексные занятия.

        Методы и приемы определяются задачами духовно-нравственного воспитания, эстетического образования и познавательного развития дошкольников:

- наблюдение за живой природой, просмотр иллюстраций окружающего мира; (слайды  № 22,23,24 )

- рассматривание репродукций икон, детских православных книг и журналов;

- диалог с детьми, беседа по содержанию темы, вопросы к детям, вопросы детей;(слайды  № 25, 26, 27, 28), вопросы поискового характера;

- анализ сюжета иконы,  сравнение разных по содержанию икон;( слайды № 29,30 )

- рассматривание познавательного альбома;

- познавательная минутка «Знаешь ли ты?»;

- чтение поучительных рассказов, притч, стихотворений, пословиц, поговорок;

- - повторение за взрослым простых молитв, приветствий, благодарений;

- исполнение песен под фонограмму и а саpello; (слайды  № 31,32 )

- слушание православной музыки – колокольной, хоровой;

- фоновое использование произведений классической музыки во время художественной деятельности;

- раскрашивание рисунка в рабочей тетради; (слайды  № 33,34,35,36,37,38, 39, 40 )

- конструирование поделок из бумаги;

- выполнение коллективной художественной работы;

- выставка творческих работ; (слайды № 41, 42 )

- инсценирование библейских рассказов;

- показ кукольного спектакля; ( слайды № 43, 44, 45)

- создание и решение проблемных ситуаций;

-задание на дом;

-игровые приемы  «Найди свою букву», «Копилка», «Поймай слово»,(слайды № 46, 47, ) «Уложи куклу спать», «Помогаю маме», «Помогаю папе»;

- игровые методы ТРИЗ;

- прием «эмпатия»;

- моделирование в пении, в конструировании;

-показ видео материалов.

      В конце учебного года дети знают:

-правила культурного поведения в православной семье;

- предметную среду русского дома;

- особенности мужского и женского домашнего труда в православной семье;

- название христианских символов и их значение;

- несколько коротких молитв, стихотворений русских и современных поэтов;

- что такое Библия, кто такой Иисус Христос, Богородица;

- основные православные праздники;

- что такое икона и кто изображается на иконах;

- православные храмы своего города.

        Использование различных видов деятельности педагога и детей на занятиях кружка позволяет раскрыться индивидуальным талантам каждого ребенка. Одни дети с удовольствием слушают рассказы педагога, включаются с ним в диалог, задают вопросы, активно участвуют в театральных постановках, другие – приобретают мастерство аккуратно раскрашивать рисунок в рабочей тетради, подбирая нужные цвета. Но все дети любят выступать с концертами для малышей и родителей, изготавливать поделки и сувениры для друзей. (слайды № 48, 49, 50)

        В этом году наш кружок участвовал в конкурсе детского прикладного творчества «Рождественская елка» Павловского благочиния. (слайд № 51) Дети вместе с руководителем кружка и воспитателем старшей логопедической группы, родителями выполнили творческую работу в современной технике  из ниток и пластилина. В возрастной группе «Дети до 8 лет» наша работа оказалась одной из лучших  и ее отправили в Нижний Новгород для участия в областном фестивале «Мы – православные нижегородцы».  (слайды № 52,53,54 )  

      В конце учебного года  с детьми проводилась  экскурсия в Вознесенскую церковь, где работники Православного центра рассказали детям об истории Павловских церквей, их архитектуре, о том, что люди делают в храме, как нужно себя вести во время посещения храма.

     Следует отметить, что дети с большим желанием посещают кружок, интересуются иллюстрациями в книгах, любознательны, задают много вопросов по темам занятий, связывая их с окружающей жизнью.

   В проведении народных праздников «Покровские посиделки», «Вербное воскресенье», «Пасха» дети-кружковцы принимали осмысленное и активное участие. У детей формируются художественно-речевые навыки, пополняется словарь, расширяется кругозор, активизируется мыслительная деятельность.

(слайд № 55).

      Мы надеемся, что развитие познавательных способностей и потребностей детей совместно с нравственным совершенствованием пригодится детям в будущем, и каждый из них вырастет «мирным гражданином, честным предпринимателем, храбрым воином, верным супругом, заботливым  хозяином».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...

Православное краеведение как источник духовно – нравственного воспитания детей.

Доклад о работе по православному краеведению с детьми....

«Православная культура как основа духовно – нравственного воспитания»

Материал о духовно-нравственном воспитании детей...

Консультация для воспитателей "Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников"

В настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в Российской Федераци...

Проект "Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка-дошкольникал"

Дошкольный возраста - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить доброе и светлое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их бо...

Организация православных праздников как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Каждый человек, имеющий свою семью, заботиться о будущем для своих детей, о будущем всего поколения. И это будущее в значительной степени зависит от нас, от того, чему мы научим наших детей, что мы см...