Развитие познавательной активности детей через экологические игры.
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Сысоева Надежда Петровна

Это тема важна по целому ряду причин: игра - это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть также широко использована в познавательных процессах; игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общения с ней проходящие на ее фоне будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и развития творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx62.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей через экологические игры.

(Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию)

Оглавление

Введение. 

Глава I. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного

возраста.

§ 1. Что такое познавательные способности.

§2. Познавательные процессы.

§3. Основные направления работы по развитию

познавательных способностей.

Глава II. Развитие познавательной активности через экологические

игры. 

§1. Использование экологических игр в познавательных

процессах.

§2. Роль экологических игр в развитии познавательных

процессов.

Глава  III.  Анализ  результативности  работы  по  развитию

познавательных способностей дошкольников. 

§ 1. Диагностика развития познавательных способностей.

§2. Методики выявления сформированное  экологических

знаний у дошкольников.

§3. Результаты исследования.

Заключение.

Список использованной литературы.

"Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир Природы с

безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума"

В. Сухомлинский

Введение

Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился; ощущать и воспринимать окружающий мир -людей, природу, культуру, различные предметы и явления; помнить, думать, соображать; говорить и понимать речь других людей; быть внимательным.        

      Все  эти  способности  развиваются,  совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной

деятельности человека.

      Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт знания, накопленные

человечеством, развить свои интеллектуальные и другие способности.

Основной   деятельностью,   которое   обеспечивает   формирование

психических свойств и качеств ребенка дошкольного возраста, является

учебная познавательная деятельность. Причем наиболее интенсивно она

осуществляет функцию развития личности тогда, когда, только

складывается.

      Познание детьми окружающего мира должно происходить не только путем сообщения им какого-либо объема знаний, но и посредством

творческой поисковой деятельности. Надо побуждать детей на основе

имеющихся представлений делать "открытия". Это будут не научные

открытия, это открытия для себя: раньше они этого не знали, не видели, а

теперь "открыли".

     "Дети должны быть доведены до самостоятельного исследования и до собственных выводов. Им надо как можно менее объяснять и как можно

более наводить их на собственные открытия" (Герберт Спенсер).

     Мысль английского философа XVII века как бы продолжает

современный педагог В.А. Сухомлинский : "Мы должны воспитывать так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только

при этом условии однообразная, напряженная, утомительная работа

школьника окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким

людям переживания творца".

Мыслителями прошлого и современными учеными, педагогами -

практиками высказано немало полезных и добрых советов о том, какими

способами лучше обучать, развивать творческие способности ребенка.

                                                         Глава I.

Развитие познавательных способностей у детей

                          дошкольного возраста.

§1. Что такое познавательные способности?

К.Д. Ушинский писал: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях."

     Именно в дошкольном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание. Дошкольник - еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическим способностями. Они отличаются большей или меньшей подвижностью, усидчивостью, работоспособностью. Дети по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, воспринимают и осознают на занятиях материал, у них свой, индивидуальный стиль познавательной деятельности,  свои особенности внимания,  восприятия,  памяти, воображения. Они различаются по умственному развитию и способностям, характеру, склонностям, устойчивости интересов, вкусам, привычкам, привязанностям, идеалам, мотивам учения, свойствам темперамента. Каждый из них представляет собой неповторимую индивидуальность. Причем все особенности влияют друг на друга, находятся в зависимости одна от другой. Ребенок - неповторимая личность именно потому, что вн ем по-своему сочетаются, сплетаются индивидуальные особенности всех

психических процессов и психологических свойств.

     Психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или познавательными способностями.   К таким способностям относятся: ощущение, восприятия, внимание, память, мышление и воображение.

§2.Познавательные процессы.

Ощущение

Простейшими, но очень важными психическим познавательными процессами являются ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме, дают возможность ориентироваться в окружающих условиях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.

Ощущения - отражения отдельных свойств предметов и явлений при их

непосредственном воздействии на органы чувств. Они - начальный

источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем

величину, форму, свет, плотность, температуру, вкус, запах окружающих

нас предметов и явлений, улавливая различные звуки, постигаем движения

и пространства. Именно ощущения дают материал для сложных

психических процессов - восприятия, мышления, воображения. Если бы

человек был лишен всех ощущений, он никакими способами не мог бы

познать окружающий его мир. Так, людям, слепым от рождения не дано

представить, что такое красный или зеленый или любой другой любой

цвет, глухим от рождения - что такое звук человеческого голоса, пение

птиц и прочее.

     Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующих

им ощущения: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и

вкусовых. Современная наука значительно расширила представления о видах

ощущений человека.

    Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на

зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Не редко развитию

ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более

сложными познавательными процессами - памятью,  мышлением,

воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех

познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития

ребенка, который чаще всего в полной мере не реализуется.

     Мы не используем всех возможностей данных нам природой. Свои

ощущения можно упражнять и тренировать, и тогда окружающий мир

откроется человеку во всем своем многообразии и красоте.

Восприятие

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущение, но и через восприятие. Это звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличительности особенности. В результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета - о его цвете, температуре, вкусе и прочее. Но в реальной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электрической лампы, слышим мелодии музыкального инструмента или голос человека и прочее. В отличии от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предмета и явления окружающего мира в целом.

     Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостный ситуаций

объективного мира совокупности их свойств и частей при непосредственном

их воздействии на органы чувств. Глаз, ухо .рука и другие органы чувств

лишь обеспечивают процесс восприятия, который зависит от психических

особенностей личности. Из огромного числа многообразных воздействий мы

с большой отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые, то

что находиться в центре внимания. Дошкольники лучше замечают ярко

окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Мы

воспринимаем не все из того, что бросилось нам в глаза, а вычленяем

наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и

речь объединяются в единый процесс умственной деятельности.

Внимание

    Во время бодрствования человек постоянно что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Он выделяет то, что представляет для него интерес.

     Внимание- это направленность и сосредоточенность нашего сознания

на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно -

предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства

других людей и свой собственный внутренний мир.

     Внимание - это всегда характеристика какого-то психического

процесса, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь

различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления,

когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное

вспоминаем; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить

себе. Таким образом, внимание - это способность человека выбирать важное

для себя и сосредотачивать на нем все свое восприятие, мышление,

воображение и другое.

     Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые

месяцы жизни. С возрастом оно развивается - увеличивается круг объектов,

на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной

особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек

- это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее,

и учение и трудовая деятельность у него протекает успешно.

"Управляя вниманием, - писал Л.С. Выготский, - мы берем в свои руки

ключ к образованию и к формированию личности и характера."

Память

Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия

памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов.

И.М.Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая

бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении

новорожденного.

Память- это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение

того, что мы раньше воспринимали, переживали, или делали.

Память- это удивительное свойство человеческого сознания, это

возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то

произвело на нас впечатление.

У каждого человека есть свои особенности памяти. Память может быть

хорошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим.

Выделяют различные виды памяти в зависимости от того, что человек

запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить.

К.Д.Ушинский говорил, что педагог, желающий что-нибудь прочно

запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно

больше органов чувств детей - глаз, ухо, голос, чувство мускульных

движений и даже, если возможно, обоняние и вкус - приняли участие в акте

запоминания.

Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом,

положительное отношение к запоминаемому. Вообще эмоции имеют

большое значение в запоминании. Хуже всего запоминается то, что

безразлично. То, что понравилось хочется запомнить. Желание запомнить,

активная позиция ребенка способствует развитию его памяти. Поэтому для

развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные

упражнения на запоминание. Но и пробуждения интереса к знаниям, к

отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Мышление

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его

понять. Понять - это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать

самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее

сложным познавательным процессом, который называется мышлением.

Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь

только на восприятие окружающих предметов и явлений или на

запоминании того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы

надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся

знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосредованно, т. е. через

посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится

возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать,

чувственно воспринимать и представлять.

Наиболее существенной особенностью процессов мышления является

то, что человек выходит за пределы своего непосредственного опыта.

Опосредованный характер мышления дает нам возможность значительно

расширить познание действительности. Область того, о чем мы мыслим,

шире того того, что мы воспринимаем. Опираясь на восприятие, но выходя за

его пределы мы познаем с помощью мышления далекого прошлого Земли,

развитие растительного и животного мира, историю человечества, открываем новые законы и прочее. В результате всех этих рассуждений мы можем сказать теперь, что мышление - это опосредованное (или отражение)

действительности.

Познавательные интересы, любознательность, проявляющаяся в

вопросах человека, имеют важнейшее значение в развитии его мышления. Не случайно детские психологи и писатели уделяют серьезное внимание

вопросам, которые задают маленькие дети - "почемучки". Так, К.Чуковский

в своей замечательной книге "От 2 до 5" пишет о том, что большинство

вопросом, с которыми обращается к нам ребенок вызвано насущно

потребностью его неутомимого мозга возможно скорее постичь окружающее, что те взрослые, которые отмахиваются от "докучных" вопросов ребенка, совершают непоправимо жестокое дело: они насильно задерживают его умственный рост, тормозят его духовное развитие.

Мышление выражается в умении быть свободным от принятых

шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня, быстро менять свои действия при изменении обстановки, оперативно переключаться с одного способа решения, поведения на другой,

разнообразить попытки решения проблемы и тем самым скорее находить

новые пути их решения.

Воображение

Воображение - способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта.

Воображение очень важный психический процесс присущий только

человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий

мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения

искусства. Все - от первых сказок, которые мы слышим в детстве и до

величайших открытий первоначально обязано силе воображения человека.

Другими словами, именно воображение обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Воображение влияет на повседневное поведение человека, его

настроение, поведение, даже на его ощущения. Например, если мы ярко,

образно представляем себе какой-нибудь значимое для нас событие, то наше переживания близки к тем, которые мы будем испытывать, когда это событие свершится. Л.С. Выготский называл это "законом эмоциональной реальности воображения".

Образы воображения могут приобретать побудительную силу,

становиться мотивами поведения и деятельности. Таким образом, значение

воображения   в   жизни   человека   чрезвычайно   велико.   Данные

психологических исследований свидетельствуют, что наиболее интенсивно

воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте (от 4-5 до 15-

16 лет). Между тем когда речь заходит о развитии, то и в дошкольных и тем

более в школьных образовательных учреждениях имеют в виду прежде всего развитие памяти, мышления, внимания и не уделяют внимания развитию воображения, считая, что оно и так присуще ребенку от природы и не нуждается в специальном развитии. Исследования показывают, что если

воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его

возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению

творческих возможностей. Поэтому воображение необходимо специально

развивать, тренировать, и делать это важно и в раннем детстве, и в

дошкольном, и в школьном возрасте.

§3. Основные направления работы по

развитию познавательных способностей.

Необходимыми компонентами творчества, по мнению психологов, являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов.

Исходя из этого, в своей работе мы ориентируемся на следующие

основные направления:

- развитие воображения;

- развитие мышления;

- формирование качеств творческой личности;

- формирование культуры общения, поведения, чувств.

В первую очередь следует раскрыть задачи по развитию

воображения, ведь именно оно помогает освободиться от инерции

мышления. Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не

существует в действительности преобразовывать представление памяти,

обеспечивающее в конечном счете создание заведомо нового, отражать

реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях,

учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом,

знакомом, привычном.

Основной   задачей   по   развитию   мышления  является

формирование таких качеств мышления, которые формируют креативность,

т.е. способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем

мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Давая определение творческого мышления американский психолог Дж.

Гилферд связывает креативность с развитием качеств дивергентного

мышления.

Дивергентное мышление опирается на воображение и служит

средством по рождению оригинальных идей; в отличие от конвергентного

мышления, предполагающего единственный правильный ответ, дивергентное мышление основывается на том, что на один вопрос может быть дано несколько, даже множество правильных ответов.

Дивергентное мышление является важнейшим элементом творческой

деятельности и характеризуется следующими качествами:

- быстротой  -  способностью  высказывать  максимальное

количество идей;

- гибкостью - способностью высказывать широкое многообразие

идей;

- оригинальность - способность порождать новые нестандартные

идеи;

- точностью (законченностью) - способностью совершенствовать или придавать завершенный вид своему «продукту».

Очень тесно с выше изложенным перекликается ТРИЗ ( Теория

Решения Изобретательных Задач). Для стимулирования познавательной

активности  дошкольников  "тризовские"  методы  являются  очень

действенными и плодотворными.

Таким образом, к основным направлениям работы по развитию

творческого мышления добавляются: формирование системности мышления

- способности воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем

многообразии связей; учить детей устанавливать между любыми вещами, на

первый взгляд далёкими друг от друга по внешним и функциональным

свойствам, какую - нибудь связь: временную, пространственную, звуковую,

причинную и т.д.; развитие диалектичности мышления - способность видеть

в любых системах противоречия, мешающие развитию, умения устранять эти

противоречия, решать проблемы.

Одним из важных направлений в развитии креативности дошкольников

является формирование качеств творческой личности. Это предполагает

решение таких задач, как:

- формирование независимости мышления т.е. умения находить

собственные решения, оригинальные ответы, открыто высказывать

смелые идеи и гипотезы, защищая и аргументировано отстаивая

собственное мышление;

- развитие целеустремленности и настойчивости в поисках

решения проблем, стремление доводить начатое до конца;

- формирование умения принимать критику без обид , а также

способности видеть недостатки в собственных суждениях и оценках,

высказывать критику в адрес других с позитивных позиций, с желанием;

- развитие умения сочувствовать, сопереживать людям, животным,

растениям, предметам, которые нас окружают;

- поощрение в ребёнке инициативности, изобретательности,

уверенности в своих силах, способностях;

- развитие умения сохранять уверенность в своих способностях,

несмотря на временные трудности и неудачи.

Формирование качеств творческой личности невозможно без развития

способностей,  социально-психологической  адаптации  к  различным

ситуациям, способность входить в контакт с разными людьми, влиять на них,

располагать их к себе , что возможно при достаточно сформированных

навыках культуры общения, поведения, чувств.

Задачи по формированию культуры общения включают:

- развитие  умения  адаптироваться  к людям,  правильно

воспринимать и оценивать их самих и их поступки, налаживать хорошие

взаимоотношения в различных социальных ситуациях;

- воспитание культуры общения, основных коммуникативных

качеств и навыков;

- развитие умения воздерживаться от неуместных слов, действий

замечать и понимать состояние и настроение других людей, не перебивать

говорящего, терпеливо выслушивать, уметь налаживать общение с

незнакомыми детьми;

- развитие относительной непринужденности в общении, умения

как отстаивать свою правоту, так и прислушиваться к мнению других

людей.

Все указанные задачи взаимосвязаны и должны решаться в комплексе

на каждом занятии.

Глава II

Развитие познавательной активности через

экологические игры.

§1 Использование экологических игр в познавательных

процессах.

Роль экологических игр в познавательных процессах велика. Решая

задачи, поставленные в игре, ребенок учится рассуждать, делать выводы,

обобщения, при этом тренируется их память, внимание, развивается

произвольное восприятие. Дети легко вычленяют отдельные признаки

предметов, явлений, сравнивают их группируют, классифицируют по

определенным общим признакам, чертам. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.

Однако воспитательную ценность экологических игр нельзя сводить

только к развитию умственных способностей и расширению кругозора

ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое внимание на

становление личности ребенка, эстетическое его развитие.

В ознакомлении детей с природой полезно использовать игры с

природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и

кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения. Овощи и фрукты

хорошо знакомы и интересны детям. Их привлекает их форма,

окраска, величина, запах, вкус. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в

течение года их можно использовать в различных играх для развития

ощущений.

Комнатные растения - обязательные обитатели уголка природы детского

сада. Их удобно использовать в играх прежде всего потому, что почти

половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого

покрова и перестают привлекать детей. Большинство комнатных растений

остается зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой.

Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка

бурными изменениями, красками, запахами, тем самым помогает развивать

воображение, фантазию.

Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают

различать деревья, кустарники, цветы, запомнить их названия.

Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных

признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды,

семена, кору.

Игры с природным материалом можно проводить в естественных

условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, в парке,

на лугу не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры,

необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которыми

воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть

доступны детям для наблюдения.

Однако проведение игр в естественных условиях имеют свои

сложности. Это прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают

внимание на посторонние предметы , на людей и т.д. Поэтому необходимо

продумывать интересные игровые действия , занять всех детей решением

единой задачи.

Если игра проводится в помещении, природный материал размещают

так , чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета

и все детали, посредством этих игр у детей развивается восприятие.

Можно выделить два типа экологических игр с природным

материалом: ,бессюжетные и сюжетные. Игры, в которых все дети

выполняют одно-два однородных действия, относятся к бессюжетным. Если

же в игре действия согласно ее правило выполняются соответствующими

участниками (исполняются роли), а содержание отражает определенный

сюжет, то это игры сюжетные. Такие игры требуют некоторых знаний,

умение применять их в соответствующей ситуации, способствуют развитию

творческих способностей.

В ходе различных развивающих экологических игр дети разного

дошкольного возраста путем многократных повторений усваивают объем

знаний в соответствии с программой "Детство".

Последовательность проведения игр дается в соответствии с

постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня

представлений детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в

разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они

усложняются за счет увеличения количества растений, более разнообразных

правил и игровых действий.

Воспитатель сам может придумать различные варианты игр: ввести в

них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об

окружающей детей природе, шире использовать игры в познавательных

процессах.

§2 Роль экологических игр в познавательных процессах.

Эта тема важна по целому ряду причин:

- игра - это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства,

она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть также широко

использована в познавательных процессах ;

- игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы,

общение с ней, проходящие на её фоне будут особенно эффективны;

- игра создаёт оптимальные условия для воспитания и развития творческих способностей детей.

Немаловажны игры с правилами .подвижные , дидактические,

словесные, с помощью этих игр можно хорошо закрепить у детей

полученные о природе представления, упражнять в их использовании .

Велика роль игровых обучающих  ситуаций  (ИОС)- специально

продуманных с позиций задач обучения коротких сюжетно - ролевых игр.

Это игры воспитателя с детьми. Воспитатель - главный в этой игре: он

продумывает сюжет, роли, слова и диалоги, игровые действия т.е. всё то, что

может ему помочь решить дидактическую или воспитательную задачу,

реализовать творческое развитие детей. Воспитателю следует помнить, что

это с начала и до конца им организованная игра, в которой он не идет за

детьми, а ведёт их за собой. Как правило, в ИОС воспитатель берёт на себя

ведущую роль, а иногда исполняет две роли ~ игрового персонажа и

воспитателя. При этом нельзя забывать, что интонация голоса, слова,

действия - всё должно соответствовать исполняемым ролям.

При использовании ИОС у детей возникают сильные положительные

эмоции - от самой игры и от того, что с ними играет взрослый. Такая

ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых

знаний. Усвоения их детьми, для выработки умственных и практических

навыков.   Моральные  усилия  педагога  компенсируются  высокой

обучаемостью детей.

Типы ИОС : с игрушками - аналогами, с литературными персонажами,

игры - путешествия. Правильно и интересно обыгранная игрушка,

изображающая растение или животное легко создает представление об

отличие живого существа от предмета (игрушки), представление о

специфики живого и возможных действий с ним, о специфики неживого и

возможной игровой и практической деятельности с ним. ИОС создают

раздают разнообразные и неоднократно повторяемые игровые действия с

игрушкой и атрибутикой, исполняемые как взрослыми, так и детьми.

При использовании ИОС с литературными персонажами уделяется

специальное внимание «биографическим особенностям» героев широко

известных сказок, рассказов. При создании игровых ситуаций следует

опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в

привычных условиях.

Например:

- Красная Шапочка ходит всё время лесом к бабушке, а это

означает, что она может встретить не только волка, но и других зверей,

она может вообще никого встретить, она может что-нибудь собирать,

находить что-нибудь интересное;

- Айболит - доктор, он лечит зверей, но он может лечить и

растения, делать, что особенно важно, профилактические осмотры

животных, детей и т.д.

В процессе этих игр дети сами начинают создавать новые ИОС с

использованием своих игрушек, литературных героев, сюжетов необычных

путешествий. Легкое включение детей в игровые действия положительно

влияют на их личностные проявления- развивает уверенность в себе,

способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и

переживать, развивать свои творческие способности.

Работа ведется в тесном контакте всех взрослых, работающих с детьми

, и родителями. С этой целью проводятся:

1. ежедневные индивидуальные консультации,

2. групповые консультации, и родительские собрания,

3. открытые занятия,

4. дни открытых дверей,

5. родителей мы тоже привлекаем к оформлению группы,

участка, изготовлению пособий и оборудования.

                                       Глава III

Анализ результативности работы по развитию

познавательных способностей дошкольников.

§1 Диагностика развития познавательных способностей.

Для того, чтобы влиять на развитие познавательных способностей

ребенка,  необходимо знать особенности воображения, оценить его

уровень. Нужно дойти до сознания каждого ребенка, неоднократно

выслушать его. Для этого мы делим детей на подгруппы, опираясь на

результаты диагностики.

В начале года проводится обследование детей, устанавливается связь с

каждым ребенком.Что и как целесообразно проверять диагностикой? В

программе "Юный эколог" основными категориями являются две-

1'экологические знания" и "отношение" , при этом ведущей и более широкой

является вторая. "Отношение" аккумулирует в себе знания и эмоции

одновременно, содержит интеллектуальный и чувственный компоненты. В

дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе, сколько как

средство формирования отношения. Диагностика должна быть направлена

на выявление того, и другого компонента. Не следует выявлять только одни

знания, так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко

вступают в противоречие с ним.

Иногда  ребёнок  обладает  определенными  знаниями  может

сформулировать их, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.

Как же проявляются знания и отношения? Как обнаружить их в

диагностической процедуре? Знания (осознанные) всегда вербальны. Их

легко обнаружить, задавая детям вопросы или предъявляя им картинки,

предметы, которые они должны назвать, объединить, разложить каким-то

определенным способом, а потом объяснить, что и как они сделали, почему

произвели именно эти операции. Можно организовать словесную

дидактическую игру, реакции детей в которой будут отражением их знаний.

Отношение выявить сложнее, так как оно проявляется по-разному: в

переживаниях, в положительных и отрицательных эмоциях, в отдельных

поступках, в систематическом поведении и вербально (в вопросах, в

сообщениях, в готовности слушать пояснения взрослых, в чтении книг).

Самые яркие проявления отношения - поведенческие, которые сочетают

практические действия или поступки, высказывания, эмоции. Такую палитру

отношений можно выявить, как правило только в реальных жизненных

ситуациях. Поэтому методика диагностики отношения к природе должна

Глава III

Анализ результативности работы по развитию

познавательных способностей дошкольников.

§1 Диагностика развития познавательных способностей.

Для того, чтобы влиять на развитие познавательных способностей ребенка,  необходимо знать особенности воображения, оценить его уровень. Нужно дойти до сознания каждого ребенка, неоднократно выслушать его. Для этого мы делим детей на подгруппы, опираясь на результаты диагностики.

В начале года проводится обследование детей, устанавливается связь с

каждым ребенком .Что и как целесообразно проверять диагностикой? В

программе "Юный эколог" основными категориями являются две-

1'экологические знания" и "отношение" , при этом ведущей и более широкой

является вторая. "Отношение" аккумулирует в себе знания и эмоции

одновременно, содержит интеллектуальный и чувственный компоненты. В

дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе, сколько как

средство формирования отношения. Диагностика должна быть направлена

на выявление того, и другого компонента. Не следует выявлять только одни

знания, так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко

вступают в противоречие с ним.

Иногда  ребёнок  обладает  определенными  знаниями  может сформулировать их, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.

Как же проявляются знания и отношения? Как обнаружить их в

диагностической процедуре? Знания (осознанные) всегда вербальны. Их

легко обнаружить, задавая детям вопросы или предъявляя им картинки,

предметы, которые они должны назвать, объединить, разложить каким-то

определенным способом, а потом объяснить, что и как они сделали, почему

произвели именно эти операции. Можно организовать словесную

дидактическую игру, реакции детей в которой будут отражением их знаний.

Отношение выявить сложнее, так как оно проявляется по-разному: в

переживаниях, в положительных и отрицательных эмоциях, в отдельных

поступках, в систематическом поведении и вербально (в вопросах, в

сообщениях, в готовности слушать пояснения взрослых, в чтении книг).

Самые яркие проявления отношения - поведенческие, которые сочетают

практические действия или поступки, высказывания, эмоции. Такую палитру

отношений можно выявить, как правило только в реальных жизненных

ситуациях. Поэтому методика диагностики отношения к природе должна

быть приближена к реальной жизни. Её можно построить в форме

естественного эксперимента - специально организованных ситуаций в

обычной среде обитания детей. При этом выявляются уровень развития

каждого ребенка, уровень его знаний по программе, выясняются психические

возможности. Обследование проводится два раза в год, чтобы убедиться, есть

ли динамика.

Анализ выявленных результатов позволяет выделить несколько

подгрупп детей с разным типом решения задач на воображение, что и будет

впоследствии учитываться в работе по развитию познавательных

способностей детей.

Помимо этого, в течение года в процессе занятий с детьми часто

проводится экспресс диагностика по методике О.М.Дьяченко позволяющая

отслеживать динамику развития творческого воображения.

§2    Методики    выявления    сформированности

экологических знаний у дошкольников.

Для выявления уровня сформированности экологических знаний дошкольников мы решили воспользоваться разработками О.Соломенниковой (кандидат педагогических наук),созданной на основе программы «Юный эколог»С.Н. Николаевой. Разработки контрольных заданий диагностики были опубликованы в июльском номере журнала «Дошкольное воспитание»за 2004 год.

§3 Результаты исследования.

Протокол результатов исследования по методике О.М.Дьяченко.

Цель исследования: диагностика компонентов творческого мышления,

деление детей на группы по уровню развития.

Компоненты творческого мышления:

*быстрота(беглость)мышления- оценивается количеством образов,

возникших у ребенка за определенное время, богатством и разнообразием

ассоциаций, количеством образовавшихся связей;

* оригинальность мышления- оценивается количеством возникших у

ребенка и описанных им образов, не встречающихся в высказываниях у

других детей.

В эксперименте участвуют десять детей старшего возраста.

Обследование проводится индивидуально.

Детям предлагаются последовательно двадцать карточек, на каждой из

них нарисована фигура. Фигуры представляют собой как сложные контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т.п.), так и простые

геометрические фигуры (овал, квадрат, треугольник и т.п.). Испытуемого

просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая - нибудь

картинка.

Далее оценивается степень оригинальности, необычности созданного

ребенком изображения (по количеству неповторяющихся у него рисунков, с

одной стороны, и отсутствию повторов с рисунками других детей - с другой.

Оценивается их характер использования заданного для дорисовывания

эталона). Исследование выявило шесть типов решений детьми задач на

воображение.

1. Изобразительное решение характеризуется тем, что

ребенок не принимает задачу на построение образа воображения с

использованием заданного элемента. Денис не дорисовывает

заданный предмет, а рисует рядом что - то своё ( свободное

фантазирование).

2. Света и Артём дорисовывают фигуру на карточке так, что

получается изображение отдельного объекта (дерево, ветви и т.п.),

но изображение контурное, схематическое, лишенное деталей.

3. Коля и Марина изображают отдельные объекты, но с

разнообразными деталями.

4. Алина и Илья также изображают отдельный объект, но уже

включают в его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто

мальчик, а мальчик, делающий зарядку, и т.п.).

5. Женя и Карина изображают несколько объектов, но по

воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собачкой).

6. Максим при этом типе задания использует фигуру

качественно по-новому. Если в первых четырех типах она

выступала как основная часть картинки, которую дорисовал

ребенок, то в данном случае фигура включается как один из

второстепенных элементов ( например треугольник это уже не

крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует

картину). Максим проявил большую свободу в использовании

заданных элементов для создания образа воображения.

     Различие образов, возникающих у детей, зависит от различия их

психических процессов, общего уровня интеллекта, жизненного опыта,

личных качеств. Оригинальность мышления детей относительно независима

от общего уровня интеллекта, опыта детей.

Протокол результатов исследования уровня экологических знаний по методике О.Соломенниковой.

Задание 1 (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей

представителей мира животных.

Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части

( хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте

изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте

изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы,

барана, собаки, волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа,

зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны,

снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки,

стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Детям предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбрать

животных и разместить их на карте с учетом места их проживания. На второй

карте разместить птиц по своему усмотрению. На третьей карте из

оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить

ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией.

Спросить по каким признакам он разместил животных на картах.

После того, как ребенок справится с заданием, предлагается ему

выбрать   два изображения животных, три изображения птиц и три

изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в

соответствии с выбранными картинками.

*Как называется животное (птица, насекомое)?

*Что ты можешь рассказать о нем?

*Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень

Даша без труда распределяет представителей животного мира по

видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со

средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда ,связно и

последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и

эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень

Максим иногда допускает незначительные ошибки при распределении

представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой

выбор в основном относит представителей фауны со средой обитания. Знает

характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На

поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают

очень краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое

отношение к животным, птицам, насекомым.

Уровень ниже среднего

Денис часто допускает ошибки при распределении представителей

животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда

соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать

характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а

если и отвечает то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает

свое отношение к животным, птицам, насекомым.

Задание 2

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель. Определить уровень знаний характерных особенностей неживой

природы.

Оборудование. Три баночки( с песком, с камнями, с водой).

Детям предлагается определить содержимое баночки. После того, как

ребенок назовет объекты неживой природы, задаются следующие вопросы:

• Какие свойства песка ты знаешь?

• Где и для чего человек использует песок?

• Какие свойства камней ты знаешь?

• Где и для чего человек использует камни?

• Какие свойства воды ты знаешь?

• Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов.

Высокий уровень.

Алина без труда определяет содержимое баночек. Правильно

называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют

объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы

проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень.

Артем в основном правильно определяет содержимое баночек.

Называет основные отличительные характеристики объектов неживой

природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит

примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Уровень ниже среднего.

Алла допускает значительные ошибки при определении

содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные

признаки, характеристики неживой природы. Затрудняется при ответе

на вопрос, для чего они используются.

Задание 3.(Проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень отношения к миру природы.

Инструкция к проведению.

Детям предлагается ответить на следующие вопросы

• Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними

животными (если они есть)? (Если у ребенка нет домашних

животных, спрашивает: "Если бы у тебя дома была кошка или

собака, как бы ты стал ухаживать за ними?")

• Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями

Уголка природы в детском саду (если они есть)? (Если в детском

саду их нет, спрашивает: "Если бы в детском саду были рыбки,

попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?").

• Что ты вместе с ним взрослыми можешь сделать, что бы на

участке детского сада всегда росли растения?

• Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов.

Высокий уровень.

Илья полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

Знает как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка

природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью

животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень.

Эля отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно

ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью

животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

Уровень ниже среднего.

Руслан затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет

представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и

обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между

деятельностью человека и жизнью животных, птиц растений. Затрудняется

выразить свое отношение к проблеме.

                                     Заключение

Целью данной работы являлось исследование основных проблем

развития познавательных способностей через экологические игры. На

основании нашего исследования можно сделать вывод о том, что два понятия

"познавательные способности" и "игры"- тесно переплетаются, влияют друг

на друга, помогают развивать индивидуальные особенности каждого

ребенка.

Анализ педагогической и психологической литературы показал, что

развитие познавательных способностей уделяется огромное внимание.

Ученые признают, что современный человек в современном мире

просто обязан быть личностью творческой, с высоко развитым интеллектом,

психологически раскрепощенным, инициативным.

Нынешние дошкольники - это люди XXI века, века стремительных

скоростей и всеобъемлющей информации, века острых проблем и серьезных

перемен.

Старые подходы усвоения знаний, когда обучение сводится лишь к

запоминанию и воспроизведению приемов действия, неизбежно устаревают.

Однообразно, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает

интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и могут постепенно

способность к творчеству. В этих условиях проблемы воспитания

творческой личности стоят особенно остро.

В работе над развитием познавательных способностей через

экологические игры очень важна роль воспитателя. Дети сами не в состоянии

полностью  организовать  свою деятельность,  оценить  полученные

результаты. Воспитатель должен руководить процессом развития и

воспитания. Его задача уловить и развить детскую фантазия причинно -

следственное мышление, языковое чутье, умение сочинять сказки и рассказы,

решать сложные проблемные задачи. Воспитатель обязан творчески

подходить к развитию способностей детей, чтобы жизнь была радостной

желанной. В детском саду закладывается психологический фундамент для

будущего дошкольника.

На этом фоне решающее значение приобретает диагностика

познавательных способностей детей. Она позволяет дать объективную

оценку качеству новых образовательных программ и эффективности всего

педагогического процесса.

В заключение хочется выразить признательность всем авторам

образовательных программ, новых технологий, методических пособий и

разработок. Без них трудно было бы представить себе работу современного

педагога.

Список использованной литературы.

1. Богат В., НюкаловВ. Развивать творческое мышление. Дошкольное

воспитание. 1996.№ 1.

2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., Знание, 1986. с.30-36.

3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с

растениями. М., 1981.

4. Крылов.Е. Школа творческой личности. Дошкольное воспитание. 1992

№7-11; 1993 №3; 1994 №5, 10.

5. Кряжева Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. 1996.

6. Лук А,Н. Учись мыслить. М., 1995.С.98.

7. Матвеева Л. Ребенок познает мир. Дошкольное воспитание. 2004. №8.с.17.

8. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М.,2004.с.91.

9. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. 2003. с.151.

10. Развитие познавательных способностей. Под редакцией И.В.Дубровиной.

М.,2003.

11. Рыжова Н. Блок «Я и природа ». Дошкольное воспитание. 2004.№12.с.24.

12. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний. Дошкольное

воспитание. 2004.№7 с.21.

13-Шустерман М., Шустерман 3. Думаем, изобретаем, открываем мир.

М.,1996.