Проект "Мы рисуем осень"
материал (старшая группа) на тему

Худошина Татьяна Алексеевна

Развитие познавательно-творческой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_risuem_osen.odt14.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Бутовская СОШ»

Проект на тему«Мы рисуем осень»

Подготовила: воспитатель группы «Ягодка»

Худошина Т.А.

Проект на тему «Мы рисуем осень»

(познавательно-творческий)

 Сухомлинский В. А. писал:

 "Мир, окружающий ребёнка, - это,

прежде всего, мир природы

 с безграничным богатством явлений,

 с неисчерпаемой красотой.

 Здесь, в природе, вечный источник

детского разума.

 Очень важно с ранних лет

 развивать в детях умение созерцать,

наслаждаться ею, вглядываться

 в неё и вслушиваться".

Название проекта: «Мы рисуем осень».

Тип проекта: познавательно-творческий

Классификация проекта: краткосрочный.

Продолжительность проекта: 1 месяц - октябрь.

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).

Направленность развития деятельности: комплексная (познавательная, изобразительная, речевая).

Состав участников: групповой.

Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы «Ягодка» МБОУ "Бутовская СОШ"; родители; воспитатель: Худошина Т.А.

Цель:

 - Использование детских работ в оформлении помещений детского сада.

 - Расширить и систематизировать знания детей об осени.

Задачи проекта:

- Создание творческой, доброжелательной обстановки в свободной художественной деятельности.

- Развитие эстетического восприятия детей через наблюдение мира природы на экскурсиях, прогулках, иллюстрациях и картинах художников.

- Учить детей изображать несложные сюжеты и предметы объектов природы не традиционными техниками рисования под руководством воспитателя.

- Создавать индивидуальные и коллективные пейзажные композиции.

 - Продолжать знакомить  детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей осени.

 -Формировать у детей  интерес к окружающему миру, родной природе.                                  

 - Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в осенних пейзажах.

 - Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Проблема:

В старшем дошкольном возрасте  еще не достаточно овладев средствами изображения, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что лишает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к художественной деятельности. Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное. Необходимо его обучить методам и приемам владения и использования различных материалов, не требующими от ребенка четкого графического изображения, и все-таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Поэтому необходим особый подход к художественно – творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Главное, чтобы образовательная деятельность приносила детям только положительные эмоции.  Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Актуальность:

Дошкольный возраст – это сенситивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них ребенок может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

В художественно-эстетическом развитии детей важным является – способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью и самостоятельностью. Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи. Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.

Выполнение проекта:

1 этап – подготовительный

Методическая работа:

-Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.

- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, животных и птицах; загадки, пословицы и поговорки на осеннюю тему, осенние приметы и т. д.)

- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему.

- Обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы».

- Подбор аудиозаписей по данной теме.

- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, бумага и т. д.) .

- Формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.

Предполагаемый результат:

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.

- Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.

- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.

- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

- Развитие продуктивной деятельности детей.

- Плодотворный результат по художественному творчеству детей через нетрадиционные формы рисования.

- Развитие детского творчества.

- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

2 этап – реализация проекта

В работе с детьми:

Совместное создание эстетической среды в группе:

- внесение в уголок ИЗО: букета осенних листьев с разной окраской и формой; муляжей овощей, фруктов и грибов;

- рассматривание и сравнение гроздьев рябины и калины.

Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия:

- картина Левитана «Золотая осень»;

- папка-раскладушка «Природа осенью»;

- альбом «Осенние зарисовки»;

- презентация «Природа осенью».

Овладение детьми доступных изобразительных умений и навыков в рисовании:

- техника «Монотипия»;

- техника «рисование по-мокрому»;

- техника «рисование листочками»;

- техника «рисование из кляксы».

- Нетрадиционное обучение составления коллажа разными изобразительными техниками.

- Совместная вечерняя деятельность детей и воспитателей.

Наблюдение природы:

- прогулки с детьми и наблюдение за ветром; за небом; за сезонными изменениями в природе; за листопадом; за перелетными птицами; за цветником; за березой; за осенним дождем.

Умение видеть красоту вокруг себя и любоваться ею:

- интерактивная прогулка «В гости к красавице Осени»;

- экскурсия по экологической тропе;

- экскурсия к пруду;

- экскурсия по березовой аллее;

- беседы об увиденном.

Рассматривание произведений живописи и знакомство с художниками:

- интерактивная экскурсия в художественную галерею: Исаак Левитан «Золотая осень», «Дубовая роща. Осень»;  Василий Поленов «Золотая осень»;  А.И.Куинджи «Осень»;  И. Остроухов «Золотая осень»; А.Васнецов «Осенние листья», «Осенняя ветка», «Осенний день»; Е.Корнеев «Клёны»; И. Грабарь «Рябинка»; И.Бродский «Осень», «Золотая осень»; Е.Волков «Октябрь».

- произведения живописи, созданные в реалистической манере «Листопад», «Дерево», «Роща», «Осень».

Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней:

- поэзия: В. Степанов «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»; И. Бунин «Листопад»; А. Майков «Осенние листья»; А. Плещеев «Скучная картина»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»; В. Берестов «Тучка»; С. Маршак «Радуга»; М. Яснов «Дождик».

- проза: «Букет» Ю. Коваль; «Бабушкин садик» С. Георгиев; «Грибы» В. Катаев; «Туман» М. Гумилёвская; «Белка готовится к зиме» Г. Скребицкий.

- пословицы и поговорки на осеннею тематику; осенние приметы.

- викторина загадок про осень.

Знакомство с музыкальными произведениями:

- прослушивание музыкальных произведений: Вивальди цикл "Времена года" "Осень "; Чайковский цикл "Времена года" «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке».

- разучивание песен А. Филлипенко, Т.Волгиной «Урожайная», «Осень наступила».

Игровая деятельность:

- дидактические игры: «Угадай растение по описанию», «Угадай растение по названию», «Найди листок, какой покажу», «Кто быстрее найдет березу, ель, орех», «Найди пару».

- сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес», «На природе всей семьей», «На экскурсию».

- подвижные игры: «Осенние листочки»; «Раз-два-три! Этот лист бери!»; «Осенние листья клёна»; «Рябина и птицы»; «Осенний букет»; «А нас дождик не намочит»; «Поймай листок»; «Гуси-лебеди»; «Белки-шишки-орехи»; «Кто быстрее добежит до березки?»; «Карусель»; "Хозяин сада и яблоки".

- игры малой подвижности: "Шагаем"; "Засолка капусты"; «Сдуй листок со стола».

- игры-ситуации: «Какая погода лучше?», «На пруду».

В работе с родителями:

- Были проведены консультации: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей», «Осенние забавы».

- Индивидуальные беседы: «Творческий ребёнок», «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»

- Наглядность в виде информационных файлов: «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Осень»

- Картотека: «Стихи об осени».

3 этап – подведение итогов:

- Фотовыставка - «Красота родной природы».

- Проведен «День открытых дверей»

- Оформление выставки детских работ «Осень глазами детей».

- Оформление выставки семейного творчества «Осень на опушке  краски разводила…»

- Презентация проекта.

- Оформление детскими работами помещений детского сада.

Результаты нашей работы:

1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.

2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, поговорками, приметами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективных беседах. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

3. Главной целью данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения в своих работах. Дети познакомились с различными нетрадиционными  техниками рисования, с удовольствием использовали их в своих рисунках, раскрывая всю красоту осенней природы.

Используемая литература:

Буренина Л.И., Колунтаева Л.И.Проектирование интерактивной программы предшкольного образования. С.-Петербург, 2007г.

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Творческий центр СФЕРА., М. 2006г.

Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых.

Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993г.

Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр

Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет

Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, № 9.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008.-96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы рисуем Осень

Вот такой рисуют мои маленькие художники Осень, которая  приходила к ним на праздник!...

Презентация " Художники рисуют осень"

Презентация по теме "Художники рисуют осень"....

Конспект занятия "Рисуем Осень"

Знакомство детей с творчеством Антонио Вивальда, научить слушать , чувствовать и понимать музыку. Изобразить музыку на листе бумаги с помощью кисти и красок....

"Рисуем осень"конспект занятия по рисованию в средней группе

Знакомство детей с новой техникой рисования – печать листьями, закрепление умения  детей аккуратно использовать краску при работе, развитие фантазии, творческих способностей, мелкой  моторик...

Конспект ООД по речевому развитию. Тема: "Я рисую осень".

Речевое развитие организовано с использованием технологий развития связной речи дошкольников Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко и социо-игровых подходов к педагогике Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой, В. М. Бук...

Рисуем осенние листья

Данный материал поможет справиться с такой задачей, как нарисовать осенние листья...