Проект "Они прославили Россию" (подготовительная группа)
проект (подготовительная группа) на тему

Емелина Людмила Борисовна

Разработка проекта, направленного на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о россиянах, прославивших свою страну

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oni_proslavili_rossiyu.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Они прославили Россию» (подготовительная группа)

Паспорт проекта:

Творческое название проекта

«Они прославили Россию»

Тематическое поле

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о россиянах, прославивших свою страну

Автор проекта

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 30 «Зоренька» Емелина Людмила Борисовна

Участники

Воспитатели, дети, родители подготовительной группы, специалисты ДОУ

Вид проекта

Познавательно-исследовательский

Срок реализации

Средней продолжительности (2 месяца)

Направление развития

В соответствии с ФГОС ДО:

  • Приоритетное направление (ОО) «Познавательное развитие»
  • В содержание проекта заложен принцип интегративности (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие)

Актуальность проекта

Развитие социальных процессов, осуществляемое в рамках современного общества, усиливает интерес человечества к проблеме своего развития, к своей истории, к историческим ценностям. В связи с этим вопросы исторического образования подрастающего поколения, в том числе и детей старшего дошкольного возраста, выступают на первый план.

Актуальность и своевременность данной проблемы отражена в словах гениального русского поэта А.С. Пушкина, который считал воспитание у человека уважения к прошлому, к давно минувшему, одной из отличительных черт образованности.

Исследователи отмечают, что у детей имеется интерес к прошлому – историческим событиям, историческим личностям, историческим предметам и явлениям (Л.С. Выготский, О.В. Дыбина, А.В. Запорожец, М.В. Крулехт, А. Ю. Кузина, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже и др.); что исторический материал способствует воспитанию у дошкольников любви к Отечеству (Л.А. Венгер, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, В.И. Логинова, А.А. Люблинская, А.П. Усова  и др.); что элементарное ознакомление дошкольников с историческим прошлым родной Отчизны формирует у них уважение к истории и культуре как своего, так и других народов (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, А.В. Запорожец О.Л. Князева, М.Д. Маханева и др.).

Цель

На примере конкретных исторических личностей воспитывать интерес к истории своей Родины

Задачи

Образовательные:

  1. Уточнить и расширить знания о россиянах, прославивших свою страну,
  2. Закрепить представления о знаменитых земляках

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей и старшего поколения (бабушки, дедушки).
  2. Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей.
  3. Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством русских художников, писателей, композиторов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать гордость за своих земляков и за свою принадлежность к россиянам.

Ресурсное обеспечение проекта

Информационные ресурсы:

  • Диагностический инструментарий (беседы с детьми);
  • Методическая, энциклопедическая и художественная литература;
  • Наглядно-демонстрационный материал;
  • Ресурсы Интернет, использование ИКТ.

Социальное партнерство в рамках реализации проекта:

  • Нижегородская государственная детская областная библиотека;
  • Военкомат Советского района;
  • Мини-музей школы № 151
  • Отдел образования Нижегородской епархии.

Предполагаемый результат

Дети:

  • Осуществляют проектную деятельность вместе со взрослыми коллективно и в подгруппе;
  • Проявляют интерес к жизни, подвигам, творчеству знаменитых людей России;
  • С помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствии с поставленными задачами;
  • Используют полученные знания в разных видах деятельности.

Родители:

  • Активно участвовали в реализации проекта, знакомя детей с земляками (родственниками), прославившими родной край, Родину;
  • Оказали помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги, энциклопедии, фотографии);
  • Принимали участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т.д.

Педагоги:

  • Повысили педагогическую компетентность по теме проекта;
  • Создали условия для восприятия сведений о людях, прославивших Россию;
  • Пополнили педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т.д.
  • Организовали воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности;
  • Организовали итоговую презентацию по результатам проектной деятельности.

Продукт проектной деятельности

Портфолио семей воспитанников «Моя семья в истории родного края»

Создание аллеи славы «Знаменитые воспитанники и выпускники детского сада»

Экскурсия по аллее славы для воспитанников других групп и родителей (экскурсоводы – дети подготовительной группы)

Мотивация проектной деятельности:

Воспитатель приносит в группу портреты известных людей (писатели, художники, композиторы), а также фотографии памятников известных людей Нижнего Новгорода и России. Дети рассматривают портреты и фотографии, в создавшейся ситуации общения воспитатель задает вопросы: «Знаете ли вы, чей это портрет?», «Чем известен данный человек?», «Кому посвящен этот памятник?», «Как вы думаете, почему установили памятник, посвященный этому человеку?» и т.п.

Реализация проекта по этапам:

Этап

Содержание деятельности

Подготовительный

  1. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа.
  2. Составление плана по реализации проекта.
  3. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и др.
  4. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.
  5. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта.
  6. Подбор методической литературы.
  7. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации).

Практический

  1. Организация деятельности по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями)

Презентационный

  1. Обработка результатов, выводы по реализации проекта.
  2. Подготовка к презентации.
  3. Презентация проекта на групповом родительском собрании

Контрольный

  1. Информационная справка об итогах проектной деятельности с предложениями о продолжении темы проекта.

Психолого-педагогическое содержание проекта

Формы работы

Содержание психолого-педагогической работы с детьми

Непосредственно образовательная деятельность

Занятие по познавательному развитию

«Знаменитые россияне»

Уточнить знания о россиянах, прославивших свою страну. Закрепить представления о знаменитых земляках. Рассказать, как чтят память людей, прославивших свой город, свою страну.

Занятие по познавательному развитию

«О творчестве А.С.Пушкина»

Познакомить детей с творчеством знаменитого русского поэта А.С.Пушкина, воспитывать уважительное отношение к его творчеству

Занятие по познавательному развитию

«Богатыри земли русской»

Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями

Занятие по познавательному развитию

«Чкаловская лестница»

Познакомить детей с историей создания Чкаловской лестницы, с личностью нашего земляка - Валерия Чкалова, его заслугами перед Отечеством.

Занятие по познавательному развитию

«Знаменитые спортсмены России»

Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами, формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, желание быть похожими на них.

Чтение художественной литературы.

Былины «Добрыня и змей», «Илья-Муромец и Соловей-разбойник», «Никита Кожемяка»

Продолжать знакомить с былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину.

Продуктивная деятельность (рисование).

«Картинки для азбуки» (по мотивам репродукций В.Лебедева к рассказам Л.Толстого)

Познакомить с книгой Л.Толстого «Азбука».

Помочь увидеть особенности рисунков художника-иллюстратора. Развивать умение изображать предметы, названия которых начинаются с определенного звука.

Продуктивная деятельность (художественный ручной труд)

«Богатырь»

Обобщить представления о защитниках России. Развивать умение создавать объемное изображение по чертежу.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Беседы:

«Каких известных людей, прославивших нашу Родину вы знаете?»

«Какие земляки – нижегородцы вам известны? Чем они прославились?»

«Какие памятники известным людям вы знаете в нашем городе?»

Уточнить и обобщить представления детей о россиянах, прославивших свою Родину.

Экскурсия к памятнику Б.Панина и в музей воинской славы военкомата Советского района

Познакомить детей с личностью известного земляка Б.Панина, рассказать о его героическом прошлом. Рассказать детям о других земляках – защитниках нашей Родины в годы ВОВ.

Экскурсия в мини-музей школы № 151

Познакомить детей со знаменитыми учащимися и выпускниками школы № 151

Рассматривание репродукций портретов знаменитых деятелей науки, искусства, военачальников: А.Суворова, А.Пушкина, Л.Толстого, Н.Некрасова, М.Глинки, П.Чайковского, С.Рахманинова, В.Васнецова, И.Репина, К.Циолковского, Ю.Гагарина

Расширять представления детей о знаменитых соотечественниках, о их достижениях в науке, искусстве, литературе и др.

Рассматривание вырезок из газет и журналов, иллюстрирующих спортивные достижения наших спортсменов

Знакомить детей с достижениями наших спортсменов.

Слушание музыкальных произведений великих композиторов: П.Чайковского, М.Глинки, С.Рахманинова, М.Мусоргского

Продолжить знакомство детей с музыкальными произведениями великих композиторов

Дидактическая игра

«Узнай и назови»

Закрепить знания детей об знаменитых людях и том, чем они известны.

Сюжетно-ролевая игра

«Экскурсоводы»

В город приехали дети из других стран. Экскурсоводы показывают им памятники известным людям, которые находятся в родном городе.

Сюжетно-ролевая игра

«Детское телевидение»

Открылась новая программа на телевидении: дети снимают передачу об известных людях Нижнего Новгорода.

Самостоятельная деятельность детей

  1. Самостоятельное рассматривание иллюстраций, репродукций портретов известных людей.
  2. Внесение воспитателем атрибутов для самостоятельной сюжетно-ролевой игры дети.

Работа с родителями:

Форма

Тема

Содержание

Экскурсия

«Чкаловская лестница и памятник В.Чкалову»

Предложить родителям совместно с детьми совершить экскурсию к памятнику В. Чкалову и чкаловской лестнице. Сделать семейные фотографии для презентации.

Экскурсия

«Памятники известным людям Нижнего Новгорода»

Предложить родителям совместно с детьми совершить экскурсию к памятникам известным людям Нижнего Новгорода, сделать семейные фотографии, составить рассказы об известных людях, которым посвящены памятники.

Выставка

«Выставка портретов знаменитых россиян»

Предложить родителям подготовить к групповой выставке репродукции портретов знаменитых россиян.

Портфолио

«Моя семья в истории родного края»

Предложить родителям совместно с детьми создать портфолио своей семьи с биографическими сведениями о своих родственниках, которые стали известными, внесли вклад в развитие своей малой Родины.