Программа-проект "Семь-Я" (выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (законными представителями))
рабочая программа (старшая группа) на тему

Шобонова Таисия Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 459»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа-проект

"Семь-Я"

(выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (законными представителями))

 

 

 

 

 

 

Шобонова Таисия Владимировна,

воспитатель I кВ. категория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.Новгород, 2012-1016гг.

 


Пояснительная записка

 

       На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

     Одной из первых задач ФГОС ДО, является задача «взаимодействие с семьями воспитанников и включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДО», где родители выступают как партнеры педагогов в воспитании своих детей. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения маленького ребенка в мир, сохраняя и развивая его индивидуальные особенности: направленность интересов и способностей, возможности и здоровья.

     Идея сотрудничества – одна их самых популярных в современной педагогике. Взаимная деятельность детского сада и семьи по достижению общей цели может существенно повысить качество этой деятельности.

Одной из причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к воспитательно – образовательному процессу является отсутствие единого плана включающего в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательно – образовательный процесс, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности.

     Поэтому основная мысль нашей программы – превратить интерес детского сада к воспитательно – образовательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими партнерами.

 

 

Цель: помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей.

Задачи:

  • Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим.
  • Сформировать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости.
  • Способствовать пополнению знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
  • Показать способы и возможности в управлении собственным поведением и поведением детей.
  • Развивать способности родителей в общении с детьми.
  • Организовать сотрудничество со специалистами ДО (педагог – психолог, социальный – психолог) в разумном выстраивании отношений с ребенком.
  • Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.

 

Ожидаемый результат

 

I. Коллективом группы ДО (опрос).

  • Неформальные отношения с семьями воспитанников.
  • Формирование навыков целеполагания: умению ставить конкретные задачи в взаимодействии с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание), а также выбору адекватных методов и форм.
  • Формирование (приобретение) коммуникативным навыкам.
  • Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
  • Изучение особенностей семьи.
  • Повышение педагогической компетентности родителей.
  •  

II. Родителями (анкеты) опрос воспитанников.

  • Повышение педагогической компетентности.
  • Формирование интереса родителей к себе как главному лицу в воспитании и образовании своего ребенка.
  • Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
  • Подготовка их ребенка к социальным отношениям.

 

 

Направления взаимодействия с семьей:

 

  • Изучение особенностей семьи: методы и формы воспитания ребенка и установление контактов с семьей.
  • Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.
  • Включение родителей в решение проблем детского сада, коллективное обсуждение семейных проблем по воспитанию и взаимоотношениям с детьми и их решение.
  • Обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности.

 

Методы и формы взаимодействия с семьей.

 

1. Планирование системного подхода воспитателей группы и семьи.

1.1 Педагогический проект «Семья» (2012-2016гг.)

2. Взаимодействие с семьей по оказанию помощи в выборе правильных методов воспитания.

2.1 Диагностика семьи;

  • Наблюдение;
  • Анкетирование;
  • Беседа;
  • тренинги (психолог + педагог);

3. Организация индивидуальной деятельности с родителями:

  • беседы;
  • домашние задания;
  • анкетирование, (опрос);
  • консультации (по требованию);
  • посещение НОД родителями;

4. Формы и методы коллективного сотрудничества:

  • родительский комитет;
  • практикум;
  • семинар – практикум;
  • лекции, доклады, дискуссии, беседы;
  • показы;
  • коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол);
  • родительские собрания, конференции.

5. Разработки методических и педагогических консультаций.

5.1 Советы психолога (других специалистов).

5.2 Памятки для родителей.

5.3 Заповеди.

6. Домашние задания через:

  • родительские уголки (групповые, общие д/с);
  • ширмы, папки – передвижки;
  • стенгазеты, листовки, тематические и рекламные буклеты;
  • социальные сети;
  • сайт ДОУ, сайт (страничка в соцсетях) воспитателя.

 

7. Сотрудничество с семьями детей, не посещающих детский сад.

7.1 Изучение социального заказа;

  • дни открытых дверей;
  • реклама услуг ДО (газеты, буклеты, листовки)
  • консультации;
  • информирование на сайте ДОУ.

 

 

Этапы организации взаимодействия с семьей

I этап. Подготовительный.

(взаимодействие с администрацией ДО, социальным педагогом, педагогом – психологом, другими специалистами).

 

1. Знакомство коллектива с семьями воспитанников, с их проблемами в воспитании ребенка.

1.1 Отбор эффективных методов и приемом диагностики семьи, детей посещающих детский сад (анкеты, опросы, беседы) по направлению.

а) Состав семьи, профессия, образовательный уровень.

б) Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи:

– тон обращений друг к другу;

– характер отношений;

– своеобразная автономность каждого члена в семье;

в) Что родители, считают важным в воспитании?

г) Что является предметом основной заботы родителей: здоровье, умственное развитие и т.д.?

д) Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений.

е) Система воспитательных воздействий.

ж) Организация совместных форм деятельности в семье:

– общность во всех семейных делах, вовлечение в них ребенка.

З) Вопросы дополнительного образования ребенка.

и) Социальный заказ родителей (с учетом их финансовых возможностей).

 

II этап. Организационный.

 

1. Формирование групп родителей по интересам.

1.1 Посвящение в родителей (традиционный праздник).

2. Формирование базы данных по результатам анкет, опросов родителей.

3. Создание условий для реализации планов взаимодействия с родителями.

4. Формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи.

 

III этап. Практический.

 

1. Организация деятельности педагогов по формированию у родителей специальных знаний по детской психологии, педагогике.

1.1.         Семинары, семинары – практикумы.

1.2.         Круглые столы, конференции.

1.3.         Совместные НОД, открыты показы.

1.4.         Система консультаций.

1.5.         Домашние задания.

1.6.         Родительские собрания.

2. Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог.

2.1.Праздники и развлечения (календарные, спортивные, семейные, традиционные).

2.2. Экскурсии, походы, целевые прогулки.

2.3. Участие в совместных проектах, конкурсах, выставках (музыкальных, литературных, декоративно - прикладных и изобразительного творчества).

2.4. Субботники, акции.

2.5. Использование профессиональных качеств и знаний родителей в организации мастер – классов, для детей и родителей.

2.6. Мероприятия по улучшению предметно – пространственной развивающей среды прогулочного участка и группы детского сада.

 

IV этап. Итоговый.

 

1. Анкетирование, опрос родителей, педагогов.

2. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания (через печать, рекламные буклеты, круглый стол, сайт ДОУ, сайт воспитателя).

3. Ежегодный Фестиваль “Семья года”.

4. Анализ эффективности работы с последующей ее коррекцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_semya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 459»

Программа-проект

"Семь-Я"

(выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (законными представителями))

Шобонова Таисия Владимировна,

воспитатель I кВ. категория.

Н.Новгород, 2012-1016гг.

Пояснительная записка

       На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

     Одной из первых задач ФГОС ДО, является задача «взаимодействие с семьями воспитанников и включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДО», где родители выступают как партнеры педагогов в воспитании своих детей. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения маленького ребенка в мир, сохраняя и развивая его индивидуальные особенности: направленность интересов и способностей, возможности и здоровья.

     Идея сотрудничества – одна их самых популярных в современной педагогике. Взаимная деятельность детского сада и семьи по достижению общей цели может существенно повысить качество этой деятельности.

Одной из причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к воспитательно – образовательному процессу является отсутствие единого плана включающего в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательно – образовательный процесс, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности.

     Поэтому основная мысль нашей программы – превратить интерес детского сада к воспитательно – образовательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими партнерами.

Цель: помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей.

Задачи: 

  • Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим.
  • Сформировать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости.
  • Способствовать пополнению знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
  • Показать способы и возможности в управлении собственным поведением и поведением детей.
  • Развивать способности родителей в общении с детьми.
  • Организовать сотрудничество со специалистами ДО (педагог – психолог, социальный – психолог) в разумном выстраивании отношений с ребенком.
  • Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.

Ожидаемый результат

I. Коллективом группы ДО (опрос). 

  • Неформальные отношения с семьями воспитанников.
  • Формирование навыков целеполагания: умению ставить конкретные задачи в взаимодействии с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание), а также выбору адекватных методов и форм.
  • Формирование (приобретение) коммуникативным навыкам.
  • Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
  • Изучение особенностей семьи.
  • Повышение педагогической компетентности родителей.

II. Родителями (анкеты) опрос воспитанников. 

  • Повышение педагогической компетентности.
  • Формирование интереса родителей к себе как главному лицу в воспитании и образовании своего ребенка.
  • Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
  • Подготовка их ребенка к социальным отношениям.

Направления взаимодействия с семьей:

  • Изучение особенностей семьи: методы и формы воспитания ребенка и установление контактов с семьей.
  • Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.
  • Включение родителей в решение проблем детского сада, коллективное обсуждение семейных проблем по воспитанию и взаимоотношениям с детьми и их решение.
  • Обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности.

Методы и формы взаимодействия с семьей.

1. Планирование системного подхода воспитателей группы и семьи.

1.1 Педагогический проект «Семья» (2012-2016гг.)

2. Взаимодействие с семьей по оказанию помощи в выборе правильных методов воспитания.

2.1 Диагностика семьи;

  • Наблюдение;
  • Анкетирование;
  • Беседа;
  • тренинги (психолог + педагог);

3. Организация индивидуальной деятельности с родителями:

  • беседы;
  • домашние задания;
  • анкетирование, (опрос);
  • консультации (по требованию);
  • посещение НОД родителями;

4. Формы и методы коллективного сотрудничества:

  • родительский комитет;
  • практикум;
  • семинар – практикум;
  • лекции, доклады, дискуссии, беседы;
  • показы;
  • коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол);
  • родительские собрания, конференции.

5. Разработки методических и педагогических консультаций.

5.1 Советы психолога (других специалистов).

5.2 Памятки для родителей.

5.3 Заповеди.

6. Домашние задания через:

  • родительские уголки (групповые, общие д/с);
  • ширмы, папки – передвижки;
  • стенгазеты, листовки, тематические и рекламные буклеты;
  • социальные сети;
  • сайт ДОУ, сайт (страничка в соцсетях) воспитателя.

7. Сотрудничество с семьями детей, не посещающих детский сад.

7.1 Изучение социального заказа;

  • дни открытых дверей;
  • реклама услуг ДО (газеты, буклеты, листовки)
  • консультации;
  • информирование на сайте ДОУ.

Этапы организации взаимодействия с семьей

I этап. Подготовительный.

(взаимодействие с администрацией ДО, социальным педагогом, педагогом – психологом, другими специалистами).

1. Знакомство коллектива с семьями воспитанников, с их проблемами в воспитании ребенка.

1.1 Отбор эффективных методов и приемом диагностики семьи, детей посещающих детский сад (анкеты, опросы, беседы) по направлению.

а) Состав семьи, профессия, образовательный уровень.

б) Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи:

– тон обращений друг к другу;

– характер отношений;

– своеобразная автономность каждого члена в семье;

в) Что родители, считают важным в воспитании?

г) Что является предметом основной заботы родителей: здоровье, умственное развитие и т.д.?

д) Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений.

е) Система воспитательных воздействий.

ж) Организация совместных форм деятельности в семье:

– общность во всех семейных делах, вовлечение в них ребенка.

З) Вопросы дополнительного образования ребенка.

и) Социальный заказ родителей (с учетом их финансовых возможностей).

II этап. Организационный.

1. Формирование групп родителей по интересам.

1.1 Посвящение в родителей (традиционный праздник).

2. Формирование базы данных по результатам анкет, опросов родителей.

3. Создание условий для реализации планов взаимодействия с родителями.

4. Формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи.

III этап. Практический.

1. Организация деятельности педагогов по формированию у родителей специальных знаний по детской психологии, педагогике.

  1. Семинары, семинары – практикумы.
  2. Круглые столы, конференции.
  3. Совместные НОД, открыты показы.
  4. Система консультаций.
  5. Домашние задания.
  6. Родительские собрания.

2. Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог.

2.1.Праздники и развлечения (календарные, спортивные, семейные, традиционные).

2.2. Экскурсии, походы, целевые прогулки.

2.3. Участие в совместных проектах, конкурсах, выставках (музыкальных, литературных, декоративно - прикладных и изобразительного творчества).

2.4. Субботники, акции.

2.5. Использование профессиональных качеств и знаний родителей в организации мастер – классов, для детей и родителей.

2.6. Мероприятия по улучшению предметно – пространственной развивающей среды прогулочного участка и группы детского сада.

IV этап. Итоговый.

1. Анкетирование, опрос родителей, педагогов.

2. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания (через печать, рекламные буклеты, круглый стол, сайт ДОУ, сайт воспитателя).

3. Ежегодный Фестиваль “Семья года”.

4. Анализ эффективности работы с последующей ее коррекцией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО. Доклад на тему: "Выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников для решения образовательных задач".

В материале представлен доклад на тему: "Выстраивание партнерского взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста для решения образовательных задач. Тренинг как одна из форм развития комп...

Деловая игра для родителей воспитанников (законных представителей) «Азбука финансов»

Деловая игра для родителей воспитанников (законных представителей)  «Азбука финансов»...

Коммуникативная компетентность педагога в общении с родителями воспитанников (законными представителями)

Презентация опыта работы на фестиваль педагогических идей "Навстречу друг другу"...

Конкурс -игра для родителей воспитанников (законных представителей) «Слабое звено» тем: «Знаем ли мы законы»

Цель:1.Пропоганда правового воспитания родителей.2.Знакомство с основными статьями Конвенции о правах ребенка.3.Уточнить и закрепить знания родителей о правах человека.Правила игры:Правильно и быстро ...