Профилактика профессионального выгорания сотрудников детского сада.
рабочая программа по теме

Профилактика профессионального выгорания сотрудников путем снятия эмоционального напряжения с помощью игр по групповому сплочению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика профессионального выгорания сотрудников

путем снятия эмоционального напряжения с помощью игр по групповому сплочению.

Цель: профилактика профессионально выгорания специалистов детского сада. Задачи:

  1. сплочение коллектива;
  2. умение работать в группе;
  3. формирование благоприятного психологического климата в группе;
  4. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  5. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
  6. развитие умения работать в команде;

Целевая группа: сотрудники.

Длительность: 5 занятий по 45 мин.

Техническое сопровождение: раздаточный материал.

Занятие №1.

        Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Ход занятия:

Ритуал начала занятия «Давайте познакомимся».

«Начнем наше занятие  с того чтобы, каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какое-нибудь движение или действие. Например, я назову свое имя и хлопну в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить Ваше действие».

«Экспресс-оценка выгорания».        

        Перед началом занятий сотрудника выдается бланк «Экспресс-оценка выгорания». Сотрудники отвечают на вопросы, которые  расположенные на бланке.

        Инструкция: На следующие предложения нужно отвечать «да» или «нет». Количество положительных ответов нужно подсчитать.

1.

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.

да

нет

2.

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.

да

нет

3.

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

да

нет

4.

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики).

да

нет

5.

На протяжении последних трех месяцев я отказался (отказалась) от курсов повышения  квалификации, от участия в конференциях и т. д.

да

нет

6.

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т. д.), я придумал (а) обидные прозвища, которые использую мысленно.

да

нет

7.

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

да

нет

8.

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

да

нет

9.

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем…

да

нет

10.

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

да

нет

Для того чтобы нам было интересно и весело, нам нужны помощники – правила. С первого занятия вводятся правила.

«Правила нашей  группы».

На ватмане записываются правила нашей группы.

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивая.
  • Говорить только от своего лица.
  • Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
  • Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
  • Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения.

Упражнение «Знакомимся».

 Цель: найти общее в коллективе.

        Все сидят на стульях. Один из игроков встает и говорит, что он любит делать (что-то одно), если есть люди, кто любит то же самое, они тоже встают, а если есть, кому это нравится на половину, то встаем наполовину.

        Упражнение: «Отгадай».

        Цель: сплочение коллектива, координация действий, распределение ролей.

        Необходимо изобразить, используя всех участников команды: электричку, зоопарк и т.д. Участники второй команды должны отгадать, что изображают участники первой команды, а затем наоборот.

        Упражнение: «Построимся».

        Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от техникума, по цветам радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

Заключение.

        Ритуал (обратная связь): «Ваши ощущения на конец занятия» (берем за основу погодные условия).

Занятие №2.

        Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Ход занятия:

Ритуал начала занятия «Говорящие руки».

 Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

        Участники образуют два круга: внешний и внутренний, стоят лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют, молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

        Варианты инструкции:

  1. поздороваться с помощью рук;
  2. помириться руками;
  3. побороться руками;
  4.  выразить поддержку с помощью рук;
  5. пожалеть руками;
  6. выразить радость;
  7. пожелать удачи;
  8. попрощаться руками.

        Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было, сложно молча передать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Упражнение «Животные».

Цель: упражнение способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

        Психолог раздает  карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Психолог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении). Инструкция: прочитайте, пожалуйста, что написано на карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось». После того как все участники группы нашли свою пару, психолог спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?». После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Упражнение «Веселый счет».

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

Упражнение «Коллажирование на свободную тему».

        Цель: развить способность группы приходить к общему мнению, идти на компромисс, уметь договариваться.

        Материалы: ватман, простые карандаши, глянцевые журналы, клей, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

        Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями. Примером может служить включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

        На основе данной техники нами были разработана методика «Коллажирование на свободную тему», целью которой является знакомство студентов-психологов со стратегиями социального взаимодействия и повышение их коммуникативной компетентности. В ходе работы они получают возможность осознать особенности своего индивидуального стиля взаимодействия с окружающими людьми, что является значимым для эффективного осуществления ими будущей профессиональной деятельности. Особенностью данной методики является то, что создание коллажей происходит в групповой форме, что позволяет включить участников в совместную деятельность и проследить особенности их социального взаимодействия.

Ход упражнения: группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, глянцевые журналы и клей. Группа определяется с тематикой коллажа (природа, животные и т.д.), вместе договариваются, кто рисует выбранный рисунок (желательно, чтоб вместе, рисунок должен быть объемным). Участники должны распределить цвета и то место на ватмане, которое они будут заполнять.

Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.

Анализ коллажа: расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет.

Вопросы для обсуждения: Были ли трудности при выборе рисунка? Возникали ли разногласия в ходе работы?

Заключение:

Продолжить фразу: «Сегодня мне… Сегодня для меня и так далее».

Занятие №3.

        Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Ритуал: «Давайте поздороваемся».

        По сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок - здороваемся за руку;

2 хлопка - здороваемся плечами;

3 хлопка - здороваемся спинами

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

Упражнение  «Поменяйтесь местами».

Цель: сплочение коллектива, узнавание друг о друге нового.

        Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.д. Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

Например, поменяются местами те, кто:

  • работает всю жизнь в одном учреждении;
  • работает в настоящее время по новой программе;
  • любит свою работу;
  • работает педагогом уже больше 10 лет;
  • мечтал быть педагогом с детства и т.д.

        После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили.

Упражнение «Руки».

Цель: направлено на развитие внимания.

        Все сидят в кругу. Психолог ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит «Руки». Этот игрок стоит не подвижно, а оба соседа должны поднять руки: справа - левую, слева - правую. Кто ошибается, то становится ведущим.

Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива.

        Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат, букву «К», треугольник.

Психологический смысл: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение: Трудно было выполнить задание? Что помогло при его выполнении?

Упражнение «Коллективный рисунок».

        Сейчас мы с вами создадим наш коллективный рисунок. Сейчас каждый из вас по очереди  будет подходить к ватману и зарисовывать там, что захочется  (по одному изображению).

Заключение.        

Ритуал (обратная связь): «Ваши ощущения на конец занятия» (одним словом).

Занятие №4.

        Цель: настроить группу на совместную работу, обучение взаимодействию в команде, приобретение навыков невербального общения.

Ритуал начала занятия: «Передай мяч».

        Передавая мяч,  сотрудники здороваются и называют друг друга ласковыми именами. Например: «Здравствуй, Сашенька!»

Упражнение «Копирование движений».

Цель: внимание, сосредоточенность.

        Участники стоят в кругу. По условному сигналу ведущего каждый из них начинает выполнять какое-нибудь несложное физическое упражнение по своему выбору. Через 5-10 сек. Ведущий подает сигнал, по которому  каждый участник начинает выполнять то упражнение, которое до этого выполнял сосед слева. Игра продолжается, пока каждое упражнение не пройдет и не вернется своему автору.

        Психологический смысл упражнения: эта игра вносит оживление и позволяет подключить к работе всех участников. Развивается наблюдательность, возрастает степень групповой сплоченности.

Упражнение «БИП».

Цель: развивать навыки социальной перцепции и тактильного контакта.

Участники садятся в плотный круг, чтобы между соседями не осталось свободного места. Водящий становится в центр с завязанными глазами, несколько раз поворачивается вокруг своей оси, после чего приближается к сидящему в кругу участникам и «вслепую» садится  кому-нибудь на коленки. Обладатель коленок, на которые сел водящий, произносит измененным голосом короткое слово «БИП». Задача водящего  угадать по голосу, на чьих коленях он сидит.

        Упражнение служит хорошей разминкой и обычно оставляет яркий положительный  эмоциональный след.

Упражнение «Комплименты».

        Участники стоят в кругу и в произвольном порядке перекидывают друг другу мяч. Бросок должен сопровождаться  комплиментом тому, кому кидаешь мяч.

Упражнение «Вавилонская башня».

Цель: обучение взаимодействию в команде, приобретение навыков невербального общения.

Материалы: цветные маркеры, флипчарт, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Инструкция: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д.

Условия: участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню.

Заключение.

Ритуал (обратная связь): «Ваши ощущения на конец занятия» (одним словом).

Занятие №5.

        Цель: настроить группу на совместную работу,  развитие наблюдательности, заключительное занятие.

Ритуал: «Приветствие».

        Цель: развитие доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок.

        Участникам предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому: «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому что…».

Упражнение  «Садовник».

Цель: развитие внимания.

Ход игры: Выберите ведущего. Им нередко становится взрослый человек.
Все дети берут себе названия цветов. Ведущий начинает игру, произнося следующий текст: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…», и называет один из цветков из числа избранных детьми. Например, "…кроме розы». «Роза» немедленно должна откликнуться: «Ой!». Ведущий или кто-то из игроков спрашивает: «Что с тобой?» «Роза» отвечает: «Влюблена». Тот же игрок или ведущий спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например, «В фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» и т. д. Если вы не откликнулись, когда назвали ваш цветок, или сами «влюбились» в того, кого здесь нет, то вы проиграли. Игра начинается сначала.

Упражнение «Подмигиши».

Цель: развитие внимания, снижение психоэмоционального напряжения.

        Для игры необходимо поставить в круг стулья. Участники по двое занимают свои места: один садится нас стул, другой встает сзади стула. Один стул надо оставить пустым, за ним будет стоять ведущий. Обговаривается, что те, кто сидит, - первые номера, а кто стоит, - вторые. Вторые сторожат первых.

        Когда все готовы, ведущий начинает внимательно рассматривать сидящих на стульях и подмигивает кому-нибудь из первых  игроков. Тот, кому ведущий дал такой сигнал, должен быстро пересесть со своего места на пустой стул ведущего. А вторым, в свою очередь, надо заметить знак ведущего и удержать первых на месте. Удерживают так: кладут сверху руки  на плечи и прижимают к спинке стула. Держать заранее руки над плечами нельзя.

        Игра становится захватывающей и очень веселой тогда, когда играют в быстром темпе: ведущий не очень долго рассматривает игроков, игроки внимательно  следят за ведущим и, если необходимо, быстро меняются местами.

Упражнение «Дотроньтесь до …?»

Цель: направленно на внимание и слух.

Нужно как можно быстрее дотронуться до того, что я буду называть…

  1. дотроньтесь правой рукой – уха соседа справа;
  2. коснитесь левой рукой – колена соседа справа;
  3. коснитесь левой рукой чего-то мягкого;
  4. дотроньтесь правой ногой до ножки стула соседа слева;
  5. дотроньтесь левой рукой до спинки стула соседа справа.

Упражнение «Таможня».

Цель: тренировка уверенного поведения в ситуациях, когда нужно убедить других людей в своей искренности. Для «таможенников» - тренировка наблюдательности, проницательности.

        Выбираются 3-4 добровольца, которые  берут на себя роли «таможенников». Их задача -  выявить среди остальных участников путем расспросов и наблюдения тех, кто транспортирует «запрещенные предметы». Последние (спичечные коробки) даются некоторым участникам тайком, чтобы «таможенники» не видели, кому они достались. После этого каждый участник поочередно подходит к «таможне», там ему могут задать любые вопросы для выяснения того, имеется ли у него «запрещенный груз» (обыск не производится, «контрабандисты» выявляются только путем расспросов). Когда все участники пройдут, «таможенники» совещаются и выносят свои вердикты – кто с их точки зрения, «контрабандист». После этого участники, у которых на самом деле был запрещенный груз, демонстрируют его, что позволяет оценить точность предположений «таможенников».

Обсуждение:

- На основе чего «таможенники» делали свои предположения?

- Если произошли ошибки, чем они были вызваны?

- В чем различия между удачливыми и неудачливыми «контрабандистами»? (уверенность, спокойствие, выдержка)

 -Если кто-то оказался «невинной жертвой», то какими особенностями поведения это было спровоцировано, насколько для этого человека характерна позиция «невинной жертвы» в других жизненных ситуациях и как ее можно избежать?

Заключение.

        Участники обмениваются впечатлениями и мнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие – практикум для педагогов детского сада на тему: «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

Цели:Познакомить педагогов с понятием «профессиональное выгорание», симптомами его проявления и причинами возникновения;Освоить методы профилактики синдрома «профессионального выгорания»....

«Создание психологического комфорта в группах детского сада всеми участниками педагогического процесса, как метод профилактики профессионального выгорания педагогов»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто...