мастер-класс для педагогов "Игра-средство развития творческой личности дошкольников"
материал по теме

Купцова Елена Николаевна

мастер-класс для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс для педагогов.17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:

 «Игра – средство развития творческой личности дошкольника».

Автор-составитель: Купцова Е.Н., воспитатель первой квалификационной категории.

Цель проведения: расширить знания педагогов через знакомство с развивающими играми как средством развития творческой личности дошкольника.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, сюжетные картинки, плотный мешочек с предметами, листы бумаги с незаконченным изображением предмета, чистые листы бумаги, цветные карандаши.

Предварительная работа: обработка специальной литературы.

Количество участников: неограниченно.

Длительность проведения:

Ход мастер – класса.

Я рада вас видеть на своём мастер-классе, тема которого «Игра-средство развития творческой личности дошкольника». Я предлагаю вам окунуться в мир игр, представив себя на месте дошкольника. Но для начала немного теории.

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Именно дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих  способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Одним из основных средств развития творческой личности дошкольника является игра, как в детском саду, так и дома. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает   развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ.

Игра помогает непроизвольно вовлечь ребёнка  в процесс, заинтересовать его, свободно и без принуждения начать «творить». А главное, чтоб в результате у детей возникло положительное эмоциональное  отношение к играм и упражнениям на развитие творческого воображения и мышления, возросла познавательная активность и интерес, появилось стремление к новизне, к фантазированию.

 Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Мир открытий и фантазий ребёнка открывается через различные виды игр (театральные, дидактические, настольные, развивающие, сюжетно-ролевые и другие).

Но сегодня я хочу познакомить вас с рядом творческих  игр, направленных на развитие памяти, внимания,  воображения, восприятии, мышления  дошкольников, которые я использую в НОД, а также в самостоятельной деятельности детей.

Игры на развитие восприятия.

«Узнай предмет на ощупь».

Для проведения игры необходимо положить в плотный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы, напёрсток, катушку, конфету, карандаш, кубик и т.д. Ребёнок, не глядя в мешочек, должен угадать, какой предмет он взял в руки.

«Найди игрушку»

Взрослый ставит игрушку в определённое место. Ребёнок определяет местоположение игрушки с помощью наводящих вопросов (справа/слева, выше/ниже и т.д.)

Игры на развитие памяти.

«Фотоаппарат»

Детям на несколько секунд показывается несколько карточек с изображением. Просит ребёнка « зафотографировать» всё в своей памяти. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый прячет одну из карточек и спрашивает у ребёнка, что изменилось.

2-ой вариант.

Показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), затем убирается. После чего даётся другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.

Игры на развитие внимания.

«На стол, под стол, стучать!»

Ребёнок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается запутать его. Сначала взрослый говорит команду и сам её выполняет, а ребёнок повторяет за ним. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за взрослым, он начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Ребёнок должен делать то, что говорит взрослый, а  не то, что он выполняет.

«Топ – хлоп»

Ведущий произносит фразы – понятия – правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если неправильное – дети топают. Примеры: летом всегда идёт снег, картошку едят сырую, зимой можно загорать, у лисы шёрстка белого цвета и т.д.

Игры на развитие воображения.

«Дорисуй картинку»

Ребёнку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребёнку не удаётся сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

«Имитация движений»

Варим суп. Попросить ребёнка показать, как вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп половником.

Для детей старшего возраста можно придумать более сложные действия.

Игра на развитие мышления и воображения.

«Подумай и нарисуй»

Попросите ребёнка нарисовать:

- пожар, но огонь рисовать нельзя (например, лестницы, пожарные машины, дым).

- жаркий летний день, но солнце рисовать нельзя.

- дождь, но капли и лужи рисовать нельзя ( вода, льющаяся из водостока, люди под зонтами).

Игры на развитие мышления.

«Что будет, если…»

Ведущий задаёт вопрос – ребёнок отвечает.

«Что будет, если я встану ногами в лужу?»

«Что будет, если в ванну с водой упадёт мяч ? Котёнок? Камень? Полотенце»

«Что будет, если солнце исчезнет?»

Затем можно поменяться ролями.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество. Всё зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель – помочь каждому ребёнку вырасти творчески одарённой, нестандартно мыслящей , успешной личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников»

Мастер – класс«Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников» Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развити...

Мастер-класс для педагогов «ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников»

1.    Актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач;  2.    Создание условий для о...

Мастер-класс «Гофротрубочки», как средство в развитие творческих способностей дошкольников.

Создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, в технике гофротрубочки, воспитание творческой активности, общее и творческое раз...

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников».

Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой и доступной игровой форме дать детям представление о музыке,о ее выразительныз возмлжностях....

Презентация к выступлению на город. Мастер-класс "Рисование песком, как средство развития творческих способностей дошкольников."

Мастер-класс. Рисование песком, как средство развития творческих способностей дошкольников....