Мастер-класс для педагогов «ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников»
методическая разработка на тему

1.    Актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач;  

2.    Создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией   решения изобретательских задач;

3.    Содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_triz_starostenko_n.n._dou10_2.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"

Мастер-класс для педагогов

«ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников»

Подготовила и провела:

Старостенко Наталья Николаевна,

воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного

вида №10 г.Шебекино Белгородской области"

        2017г.

Цели мастер-класса:

  1. Актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач;  
  2. Создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией   решения изобретательских задач;
  3. Содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.  

Ход мастер-класса

Не обрушивайте на ребенка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В.А. Сухомлинский

        Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС - воспитание поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но не всегда традиционные формы помогают решить эту проблему. Необходимо использование новых форм, методов и технологий.

        Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя–фантаста Генриха Самуиловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих фантазеров, которые позврослев, могут стать изобретателями, генераторами новых идей.

        Уважаемые коллеги, в как вы думаете, в каких видах деятельности может применяться ТРИЗ-технология? (ответы)

        ТРИЗ – технологию мы используем практически во всех видах деятельности (в образовательной, в самостоятельных и совместных играх и в режимных моментах). Это позволяет нам формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология позволяет каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению, а также развитию творческого воображения, под которым понимается создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом.

        ТРИЗ технология включает в себе следующие методы:

  • Мозговой штурм;
  • Метод «Синектики»;
  • Морфологический анализ;
  • Метод фокальных объектов (МФО);
  • Системный оператор (надсистема и подсистема,
  • Метод маленьких человечков (ММЧ).

        Сегодня мы остановимся более подробно на таких  методов РТВ как метод фокальных объектов и мозговой штурм.

        Одним из методов активизации мышления является метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов. Слово «фокальный» означает, что объект находится в зоне, в фокусе внимания. МФО используют для преодоления шаблонов мышления при модификации устройств, создании рекламы и написании статей. Этот метод подходит для развития воображения у детей от 5 лет.

МФО, план действий:

  • Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект)
  • Выбрать 3-4 случайных объекта, «ткнув пальцем в небо»
  • Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов
  • Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и  развить их путем свободных ассоциаций.
  • Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи.

        МФО прост в освоении и универсален, а выдвигаемые идеи будут далеки от шаблонов. Конечно, не все варианты новых сочетаний свойств объекта будут удачными, поэтому важно критически оценить полученные варианты, отобрав наиболее сильные.

Пример создания нового объекта с помощью МФО

Совершенствуемый объект: стол

Случайные объекты: еж, льдинка, лампа

Характерные свойства или признаки случайных объектов

Льдинка: холодная

Еж: колючий

Лампа: светящаяся

Новые сочетания

Стол холодный

Стол колючий

Стол светящийся

Новые идеи

Стол со множеством колючек-ножек для устойчивости.

Стол с холодильником.

Стол с подсветкой.

        Предлагаю и вам создать новый объект при помощи методов фокальных объектов (педагогам предлагается назвать слово – совершенствуемый объект, и три любых слова – случайные объекты, подобрать характерные свойства, назвать новые сочетания и придумать новые идеи).

Следующий метод, про который мы поговорим, называется «Мозговой штурм». С детьми мозговой штурм возникает незапланировано при решении возникшей задачи (бытовой или сказочной), во время игры, образовательной деятельности, при обсуждении какого-либо поступка, случая или чтения художественной литературы. Мозговой штурм относится к методам коллективной выработки какой-либо идеи. Этому методу характерно то, что решение задачи, познание нового приходит часто внезапно, а не как длительный непосредственный результат мышления.

Правила мозгового штурма – это исключение всякой критики, проведение совместного анализа идей, поощрение самых невероятных идей, большое количество ответов и предложений, а также улучшение чужих идей.

Суть мозгового штурма – дать свободный выход мыслям из подсознания, создавать условия расковывающие ребенка.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темами мозгового штурма могут быть:

-как не промокнуть под дождем;

-как выгнать лису из заячьей избушки;

-как сделать разноцветную льдинку;

-что можно сделать из шишки;

-как достать сосульку и т. д.

Предлагаю вам с помощью мозгового штурма решать следующую задачу: вам надо быстро охладить стакан с кипятком. Давайте определим, что есть в условии задачи? (Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи). 

Варианты решений:

- Добавить холодную воду.

- Налить в большую миску.

- Добавить много варенья или сахара.

- Переливать через воронку.

- Погружать холодные ложки.

- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

А сейчас предлагаю коллегам придумать задачу, которую следует решить, используя метод мозгового штурма (педагог придумывает тему, остальные воспитатели высказывают свои ответы-решения).

Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. В таких случаях мы спрашиваем: "А что ты предложишь свое?". Повторяем вопрос ребенку лично. Бывает, что дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Тогда мы задаем наводящие вопросы, обращаемся к самому сообразительному ребенку. Если нам не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам оценить значимость проведенного мастер-класса. Возьмите каждый по одной фишке и положите в кармашек, который соответствует вашему мнению.

Вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина - мне это не нужно, выброшу.

Желаем вам успехов в использовании ТРИЗ-технологии в развитии творческого воображения у ваших воспитанников! Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы «ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников»

    Тема « ТРИЗ в детском саду» в последнее время стала актуальной. Сейчас уже никто не сомневается в том, что дает ТРИЗ детям. Самая главная цель, которую ставлю перед со...

ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников

Мастер-класс для педагогов  дошкольной организации...

Мастер-класс «3D Ручка как средство эстетического развития творческой личности дошкольников »

Мастер-класс«3D Ручка как средство  эстетического развития творческой личности дошкольников  »...