Технология дифференцированного обучения детей дошкольного возраста
материал на тему

Колодяжная Наталия Александровна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация в переводе с латинского обозначает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.

Дифференцированное обучение - это форма организации образовательного процесса, при которой воспитатель, работая с группой детей, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная группа) и это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию образовательного процесса для различных групп детей.

Главная цель дифференцированного   и индивидуализированнного подходов на занятии — участие каждого ребенка, обеспечение развитию, достижению роста каждого, возможность совершенствования навыков и способностей

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

- по уровню умственного развития (уровню достижений);

- возрастному составу (разновозрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные группы, команды);

- личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту);

- уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха);

- области интересов (музыкальные, хореографические, языковые, математические и т.д.).         

Технология дифференцированного обучения направлена на построение педагогического процесса, таким образом, при котором каждый из дошкольников станет успешным в учебно-познавательной деятельности.

Технология основывается на изучении и понимании ребенка, на учете особенностей ребенка при построении общения с ним.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуализированного подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по – настоящему действенный воспитательно– образовательный процесс.

Дифференцированный подход нацелен, в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков.

В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.

При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не на него.

В своей работе с детьми использую дифференцированный подход.

Например,  использование развивающих игр во время непосредственно образовательной деятельности в области познания. Для выполнения одного и того же задания «Построить ракету» детям с высокой обучаемостью предлагаю построение с помощью кубиков Никитина, для более слабой подгруппы – с помощью блоков Дьенеша. Или, при составлении узоров из кубиков Никитина, образцы также могут быть разной степени сложности.. Используя палочки Кюизенера даю  задание с определенным количеством цветов или палочек, выложить узор по образцу и т. п. При работе с карточками более сильным детям, даю дополнительные задания. При работе с блоками Дьенеша, более сильным детям даю карточки с отрицаниями.

В играх «Собери картинку», более сильным детям даю задание собрать картинку, разрезанную на более мелкие части, а детям более слабым – картинку, разрезанную на несколько частей.

 При работе в подгруппах мальчиков и девочек первые более охотно строят тракторы, корабли и дома, а вторые выкладывают цветы, украшения, предметы одежды. В слабой подгруппе дети выполняют задания с помощью воспитателя, в более сильной подгруппе – самостоятельно.

 Разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива. Например, на занятии по лепке «Украсим доску хохломским узором», «Пасхальные яйца» , дети работали в парах, которую выбрали по своему желанию. Так же, играя и делая постройки из деревянного конструктора, дети сами выбирают себе партнеров по игре.

Технология дифференцированного обучения предусматривает не эпизодическую, а систематическую работу в данном направлении. К примеру, для всей группы дается одинаковое задание, при этом сильным детям уменьшаю время на его выполнение, а слабым – даю  вспомогательный материал (алгоритм, схемы, таблицы и т. д.). В таком случае используется индивидуальный подход, а также знание воспитателя особенностей детей. Другой способ дифференцированного обучения – на различных этапах занятия детям предлагаю разные задания, причем отличающиеся  своей сложностью.

Использование в обучении детей дошкольного возраста индивидуального и дифференцированного подходов качественно влияет на положительное отношение детей к процессу обучения, на повышение уровня работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения программного материала каждым ребенком и группой в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку Из опыта работы МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Волшебный дворец”

Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языкуИз опыта работы МАДОУ   “ЦРР – детский сад № 36  “Во...

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Мастер – класс для родителей по теме:«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста второму государственному русскому языку в Республике Татарстан

Описывается использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста второму государственому русскому языку....

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Воспитатель демонстрирует  родителям игры и игровые упражнения . с помощюь которых изучаются правила дорожного движения с детьми младшего возраста...

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку

Применение современных инновационных игровых технологий в практической работе с детьми дошкольного возраста, приводят к устойчивым положительным результатам в речевом развитии детей. В игре дети естес...

Использование информационно-коммуникативной технологии при обучении Детей дошкольного возраста

С детьми ИКТ можно использовать в процессе ООД в любой образовательной деятельности в качестве современного наглядного материала.ООД с использованием ИКТ может быть:- фронтальной;- индивидуальной;- гр...

«Технологии дифференцированного обучения детей дошкольного возраста»

Дифференцированное обучение - это форма организации образовательного процесса, при которой воспитатель, работая с группой детей, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса ...