Педагогический опыт
материал (подготовительная группа) на тему

Педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_po_teme.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт по теме:
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

 

Введение

Понятие «творчество» имеет многозначный характер и в литературе трактуется по-разному. В широком смысле творчество понимается, как деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаёт то, чего раньше не существовало.

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А.Б. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков и другие).

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.

Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. Режиссёр К.С. Станиславский советовал своим актёрам учиться у детей, игру которых всегда отличает искренность и правда.

Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области искусства.  «Детская одарённость проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания».

 

Актуальность темы

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста  различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.

Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь - это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

 

Теоретические обоснования опыта

В современных дошкольных учреждениях  развивающий  потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

1. Согласно первой тенденциитеатрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность.

2. Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детство» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх - драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» программы «Детство» (автор –  кандидат педагогических наук, профессор Т.Н. Бабаева). Общим для них всех является наличие зрителей. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

С точки зрения Н.А. Ветлугиной художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения  и творчества. Именно эта концепция положена в основу технологии реализации содержания раздела «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» программы «Детство».

Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

  • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:

  • в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета;
  • в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева;
  • в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театрально-игровая деятельность». В программе «Детство» театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

  • как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;
  • как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается».

 

Цель, задачи.

Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.
  2. Познакомить детей с различными видами театра.
  3. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
  4. Обучать приёмам кукловождения  различных видов кукол.
  5. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.
  6. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
  7. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время театрализации.

Исходя из целей и задач, я наметила для себя следующие этапы работы:

  1. Изучить разделы : «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», «В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается».
  2. Изучить книгу «Театрализованные занятия в детском саду» .
  3. Изучить журнал «Воспитатель в ДОУ» по теме опыта.
  4. Изучить статьи в интернете по теме «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте».
  5. Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.
  6. Составить перспективный план работы.

Принципы реализации темы:

  1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей. Принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
  2. Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год, начиная с раннего дошкольного возраста.
  3. Принцип доступности. Учитываются  возрастные особенности, потребности, интересы, уровень  подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
  4. Принцип интеграции образовательных областей. Содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
  5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

 

Опыт работы

Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды в 1 младшей группе. Для детей ясельного возраста был оформлен уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, ширма. Также изготовила настольный театр «Репка», «Колобок», приобрела театр би-ба-бо «Курочка Ряба», мягкий настольный театр «Курочка Ряба». Оформила книжный уголок. Куда поместила книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены сказки на CD носителях. Оформлена  картотека «Пальчиковые игры».

В работе с детьми раннего возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д. Драматизация – одна из групп театрализованной игры. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре – драматизации ребенок использует какой–либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим.

Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. 

Каждый день я   ребятам читала произведения из  разных жанров, стараясь голосом и мимикой передать характер героев.

Вместе с ребятами мы обыгрывали потешки («Кисонька - мурысонька», «У Алёнки в гостях» и другие), произведения А. Барто («Зайка», «Бычок»), имитировали движения различных животных (кошечка, лисичка, медведь, волк и других животных). А также драматизировали сказки – «Курочка ряба», «Репка». Конечно же, малыши ещё не в совершенстве передают образы героев, но они очень стараются. А какое удовольствие это им доставляет! Чтобы дети развивались творчески в играх-драматизациях, я предлагала им поиграть с игрушками-зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия. А ещё ребята, самостоятельно использовали театр на фланелеграфе, разговаривали от имени героев сказок, действовали с картинками - героями.

В свободной и непосредственно-образовательной деятельностях играли с пальчиками: «Грибы», «Наши мамы», «Посуда», Домашние животные», «Дикие животные» и другие.

На занятиях использовала театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

В течение года я составила проект по сказке «Колобок», тематическое планирование на неделю по теме «Неделя детской книги», где прослеживалась работа по играм - драматизациям, показала итоговое мероприятие по тематической неделе – дети драматизировали сказки «Репка», «Курочка Ряба» (показали эти сказки ребятам 2 младшей группы).

Выявление творческих способностей начинается с раннего детства. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Ещё в своих работах Н.К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать у детей творческое начало.

Игра-драматизация – форма деятельности ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. В процессе работы на выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков.

Вместе с детьми во второй младшей  мы продолжили работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц. Рассмотрев альбом «Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения, бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Зарядка зверей» и других имитировали движения животных и птиц. С помощью физ.минуток также передавали движения животных («Конь меня в дороге ждёт», «Три мишки», «Медвежата в чаще жили», «Жил-был зайчик»). В течение года работала с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

Затем мы имитировали цепочку последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя – весёлые матрёшки захлопали в ладоши и стали танцевать, зайчик увидел лису и испугался, непослушный котёнок обжёг себе лапу и расплакался.

В зависимости от времени года дети  имитировали, как листочки летят по ветру и падают на дорожку, как ветер поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.

Следующая ступень в работе – это бессловесная игра-импровизация с одним персонажем. Текст читает воспитатель, и дети импровизируют. Нами были показаны потешки «Заинька, попляши», «Едем, едем на лошадке», «Привяжу я козлика», «Кошкин дом», стихотворение И. Токмаковой «Как на горке снег, снег».

Также в работе с детьми я использовала игры на развитие слуха («Угадай по звуку», «Угадай, кто поёт?»), на развития звукоподражания («Зверята», «Кто как кричит»), на формирование речи (игры с пальчиками), которые в дальнейшем помогли лучше передать характер персонажа.

С целью эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни о петушке, воробушке, осени и зиме, колыбельные. А также рисовали и лепили для сказочных героев или по произведениям («Тили-тили-тили бом! Загорелся Кошкин дом!» - рисование  красками и поролоном, «Заборчик для петушка», «Выросла репка», лепка: «Вкусные морковки для зайки», «Миски для трёх медведей», «Лепим колобка», аппликация: «Украсим варежку для лисоньки», «Катится колобок по дорожке»).

С целью формирования актёрского мастерства, обучения кукловождению мною были показаны разные сказки на фланелеграфе, настольный и пальчиковый театр. Проведены игры «Гуси», «Жучка», «Зайчик», «Курочка», «Веселятся все игрушки», где дети обучались приёмам кукловождения.

Вместе с детьми мы продолжили драматизировать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», а так же попробовали показать сказку «Колобок», «Теремок», произведение К.Чуковского «Цыплёнок». Делали утреннюю гимнастику по сказкам «Три медведя», «Колобок».

А в январские каникулы один день посвятили театру. В этот день мы драматизировали произведение «Почему плакал котёнок», пересказывали сказку «Колобок», показывали настольный театр «Репка», по картинке угадывали героев знакомых сказок, конструировали дома для сказочных героев, играли в подвижные игры.

В средней группе я продолжила тему «Театрализованная деятельность». Была дополнена предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом детей: костюмы, виды театров, аудиозаписи классических и детских произведений, альбом «Художники-иллюстраторы», художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей. В музыкальный уголок были добавлены озвученные и неозвученные музыкальные инструменты. Дополнена коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Приобретены дидактические игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков), «Сказка за сказкой», «Истории в картинках» (последовательное составление сюжета).

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации.Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игрыВ возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

  • Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - «артистов»).
  • Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
  • Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
  • Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
  • Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

В начале года я оформила папку «Виды театров», благодаря которой познакомила детей с понятием театр (здания, афишы, фойе, сцена, зал), его разновидностями. Рассказала о правилах поведения в театре.

В течение года в средней группе вместе с детьми мы изготавливали сказки настольного театра («Три поросёнка»)  и пальчикового театра («Заюшкина избушка», «Колобок»). А потом дети самостоятельно показывали их своим друзьям.

Также была продолжена работа над этюдами (из книги «Психогимнастика» М.И. Чистякова). Вместе с ребятами мы проиграли следующие этюды: «Ой! Ой! Живот болит!», «Грязь», «Два сердитых мальчика», «Петрушка прыгает» и другие. Рассказывали стихи руками: «Моя книга», «Пять малышей». Я читала стихотворение, а дети воспроизводили текст соответствующими выразительными движениями рук.

С целью формирования представлений о дружбе, развитии доброжелательного отношения к окружающим, желании поддержать друга были проведены игры: «Угадай название сказки», «Назови друга ласково», «Изобрази отгадку» (с помощью мимики и жестов изобразить героев сказки), «Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?», беседы: «Скажи хорошее о друге», «Как можно пожалеть». А также игры на развитие умений составлять последовательный сюжет произведения: «Любимые сказки», «Из какой сказки иллюстрация?»

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно

способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

В средней группе дети участвовали в постановках сказок: «Теремок», «Под грибом», «Колобок – колючий бок», также были драматизированы отрывки из сказки «Три поросёнка». Детям был показан настольный театр «Колобок – колючий бок», «Под грибом», «Про машину», «Три поросёнка», проведена литературная викторина по сказкам К.И.Чуковского.                  

На занятиях и в  свободной деятельности дети слушали произведения классической и детской музыки. А потом самостоятельно играли на музыкальных инструментах (озвученных и не озвученных), как в оркестре. А ещё мы вместе с детьми озвучили стихотворение на детских музыкальных инструментах «Прогулка в зимний лес».

Во время проведения занятий для создания интереса, организации детей  продолжала использовать игровой приём: приход разных персонажей из художественных произведений. В течение года мы продолжали лепить, рисовать по сказкам. Мы лепили ёжиков, грибы, зайчат, мышек, снеговиков, лисят, танцующую матрёшку, медвежат по сказке «Два жадных медвежонка». Рисовали зайчика под ёлочкой, белочку с грибом, снеговиков. На аппликации клеили ёлочки, из разного материала снеговиков, зимний сказочный домик.

В развлечениях и праздниках дети принимали активное участие, эмоционально выражали настроение, исполняя знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передавали характер персонажа.

Двигательная сфера ребёнка среднего дошкольного возраста характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Восприятие становится более развитым. Совершенствуется ориентация в пространстве. Дети удачно имитируют голоса,  действия животных и птиц, принимая активное участие в подвижных играх.    («Цапля и лягушки», «Птички и кошка», «У медведя во бору», «Лошадки», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается» и другие.)

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливается тем, что их тематика практически неограниченна. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

 

Работа с родителями

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания собственных детей.  

В своей работе с родителями я ставила следующие задачи:

  1. Заинтересовать родителей развитием театрализованной деятельности детей.
  2. Познакомить родителей с разнообразием театров.
  3. Информировать родителей о художественных произведениях, рекомендуемых для чтения.
  4. Рассказать родителям о создании театра дома.
  5. Вовлечь родителей в жизнь детского сада.

Вниманию родителей были представлен альбом «Виды театров», консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества), «Мама, спой мне песню!» (колыбельных), «Современная детская книга в зеркале психологии», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с малышами», «Домашний театр устраиваем дома».

Родители участвовали в пополнении сундучка с костюмами: вязали шапочки животных, шили разнообразные кокошники для девочек.   Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей.

А в конце года было проведено собрание, на котором дети и родители показывали сказки.

 

Выводы

Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла свои результаты:

  • Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.
  • Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
  • Через театрализованную  игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
  • У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
  • Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
  • У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
  • Активизировался словарь детей, её  интонационный строй, улучшается диалогическая речь.
  • Дети стали раскрепощаться и творить.

Ещё на третьей конференции по дошкольному воспитанию (1926 г.) Н.К. Крупская поставила вопрос о том, что уже в дошкольном возрасте надо формировать такие способности, которые требуются для подготовки «умелых работников» во всех областях труда. В дальнейшем в своих работах Н.К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать у детей творческое начало.

В настоящее время нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен усвоить доступные ему общечеловеческие ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....