ПРОЕКТ «Музейная педагогика в детском саду».
проект (старшая группа) по теме

Масленникова Лариса Владимировна

ПРОЕКТ «Музейная педагогика в детском саду».

Структура проекта:

·        Пояснительная записка с обоснованием взятой темы проекта.

·        Цели проекта.

·        Задачи проекта.

·        Предполагаемый конечный результат.

·        Перспективный план работы с детьми.

·        Методическое обеспечение проекта.

 

Вид проекта: познавательно-творческий, объединяющий несколько образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Возраст детей: 5-7 лет.

Обоснование проекта.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

   Одним из вариантов отдельных программ, углубляющих основное образовательное содержание в соответствии с актуальными детскими интересами, запросами семьи, возможностями региона и задачами обогащенного развития дошкольника может являться -  ознакомление дошкольников с малой Родиной. Перечень дополнительных программ может изменяться в зависимости от особенностей образовательной ситуации города и конкретного ДОУ.

  Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Модернизация образования, выстраивая образовательные модели, отмечает необходимость проводить их с учетом регионального опыта и местных условий.

  Известно, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Как же лучше и доходчивее рассказать ребенку о прошлом своего края, культуре, быте, традициях? Ответ на этот вопрос дает музейная педагогика. Ведь музей – это   вместилище культуры, накопление не только краеведческого материала, но и предметно-бытовой среды наших предков.

    В нашем ДОУ при активном участии родителей наших воспитанников более 10 лет назад были оформлены и стали функционировать следующие  мини-музеи: «Костюм Воронежской губернии», «Комната русского быта», «Народные куклы», «Комната сказок», ведется  тесное сотрудничество с областным краеведческим музеем и гимназией №1.

  Цель мини- музеев: воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории.

Задачи:

Ø воспитание любви к семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;

Ø формирование бережного отношения к природе;

Ø воспитание уважения к труду;

Ø развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Ø формирование элементарных знаний о правах человека;

Ø знакомство с символами государства;

Ø развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

         В мини-музее «Комната русского быта» происходит знакомство с жилищем русского человека – избой, с предметами домашнего обихода и старинными орудиями труда, с традициями и праздниками русского народа, с национальной кухней.

        В мини-музее «Костюм Воронежской губернии» дошкольники знакомятся с историей русского народного костюма, детально рассматривают элементы женской, девичьей и мужской одежды, отмечают своеобразие головных уборов, обуви, украшений свойственные жителям Воронежской губернии.

       В мини-музее «Народные куклы» дети могут познакомится с историей народной игрушки, сделать ее своими руками.

       В мини-музее «Комната сказок» происходит знакомство детей с фольклорными произведениями, развивается речь, воображение и фантазия.

Полученные в мини-музеях знания применяются в разнообразных видах деятельности, органично вплетаются в воспитательно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО.

 

Ожидаемые результаты:

1.     Дети проявляют интерес к истории и культуре Воронежского края, быту и традициям русского народа, праздникам, костюмам Воронежской губернии.

2.     На примере фольклорных произведений дети имеют представление о взаимосвязи человека и природы, о роли природных явлений в жизни наших предков.

Перспективное планирование

месяц

тема

содержание

СЕНТЯБРЬ

На пути

к музею

 

1. Как все начиналось. Знакомство с понятиями «музей», «экспонаты», «экскурсовод», с правилами поведения в музее.

2.Обзорная экскурсия в мини-музей «Комната русского быта» (рассматривание экспонатов)

3. Обзорная экскурсия в мини-музей «Костюмы Воронежской губернии» (рассматривание экспонатов)

4. Обзорная экскурсия в мини-музей «Комната сказок» (рассматривание экспонатов)

ОКТЯБРЬ

 

Мой любимый край Воронежский

1.История возникновения г. Воронежа.

2.Путешествие в прошлое г. Воронежа (рассматривание репродукций, открыток)

3.Петр I – основатель корабельного флота в г. Воронеже.

4.Воронеж – его улицы, площади, памятные места.

НОЯБРЬ

Где наши корни?

1. Дать представление о  семье, роде.

2. Рассказ детей о себе, семье, родственниках. Отгадывание загадок о членах семьи, разучивание пословиц и поговорок.

3.Рассматривание семейного альбома.

4.Изготовление семейного (родословного древа)

ДЕКАБРЬ

Мир старинных вещей

1. «Печка - матушка» - познакомить детей с назначением русской печи и приспособлениях для нее (рогач, кочерга, чугунок и др.)

2. «Воду кипятит и как зеркало блестит» - знакомство с самоваром.

3. «Свет в оконце» - познакомить детей со старинными приспособлениями для освещения (лучина, свеча, лампа)

4. «Хлеб всему голова»- знакомство со старинными орудиями труда: серпом, косой и способами обработки хлеба в старину.

ЯНВАРЬ

В гостях у Хозяюшки

1. «Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна» - познакомить детей с традиционными видами женского рукоделия: прядением, плетением.

2. «Пошла хозяюшка по водицу» - познакомить детей с предметами быта: коромысло, ведро.

3. «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» - знакомство детей со способами глажки белья в старину.

4. «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» - познакомить детей с поговорками, пословицами, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.

ФЕВРАЛЬ

У нас в гостях Марьюшка и Иванушка

 

1. Знакомство с русским народным костюмом: женским, девичьим, мужским. Игра «Одень куклу в народный костюм»

2. Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими. Украшение головного убора.

3. Знакомство с костюмом жителей Воронежской губернии на примере сел Пузево, Гвазда, отметить отличительные особенности.

4. Знакомство со старинными украшениями. Изготовление оберега.

МАРТ

Делу время – потехе час

 

 

1. «Воронежские пряники – резные сладеньки» (чаепитие, культура общения)

2. «В гостях у Воронежских мастеров» - познакомить детей с русской народной игрушкой-самоделкой, свистульками. Изготовление игрушки по выбору детей.

3. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами (бубен, дудка, балалайка и др.) Слушание народных музыкальных произведений в грамзаписи.

4. Русские народные игры и забавы (разучивание считалок, старинных хороводных игр)

 

АПРЕЛЬ

На печи лежим, сказки слушаем

1.Русские народные сказки. Инсценировка русской народной сказки (по желанию детей)

2. Сказки из бабушкиного сундука (о воронежской сказительнице – А.Н.Корольковой и ее сказках)

3.Сказки А.К.Барышниковой.

4.Сами сказки мы читали – сами будем сочинять (придумывание сказок детьми)

МАЙ

Как жили наши предки

 

1. «Русская изба» - итоговая экскурсия в мини-музей, закрепление представлений об облике русской избы, ее внутреннем убранстве.

2. «Выставка старинных вещей»- итоговая экскурсия в мини-музей, обобщить знания детей о предметах народного быта, их назначении.

3. «Путешествие в прошлое одежды»- итоговая экскурсия в мини-музей, закрепить представление детей о русском народном костюме, его элементах, целевом назначении, уточнить знания детей об отличительных особенностях костюма жителей Воронежской губернии.

4. Викторина «Колесо истории».

 

Список литературы:

1. «Мини-музей в детском саду» / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008.- 256с.

2. Тихонова М.В., Смирнова Н. С. «Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада» – СПб.: «Детство-пресс», 2004.-208с.

3. Князева О.Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е  изд., перераб. и доп. – СПб.: «Детство-пресс», 2002.-304с.

4. Дыбина О. В. «Что было до… Игра – Путешествие в прошлое предметов» - М.: 1999.-160 с.

5. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла».- СПб.: «Паритет», 2006. – 240 с.

6. Толкачева С.П. «Народный костюм Воронежской губернии конца XIX – начала XX». – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007. – 224 с.

7. Матова В. Н.  «Краеведение в детском саду».- СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 – 176с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в детском саду.

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,так как без корней в родной местности,на стороне человек похож на иссушенноерастение перекати-поле».Академик Д.С.Л...

Презентация "Музейная педагогика в детском саду "

Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....

Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.

Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...

Музейная педагогика в детском саду

Формирование у дошкольников представления о музее...

Музейная педагогика в детском саду.

Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она...