"Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук".
консультация (старшая группа) на тему

Бурдина Т.В. Алексина И.С.

В данной статье раскрыта работа по развитию мелкой моторики рук воспитателей группы детей с ФФНР, отражена системность проводимой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Росинка»

города Балашова Саратовской области»

Тема:

«Система работы с детьми старшего дошкольного  возраста по развитию мелкой моторики рук»

   

Подготовили:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Алексина Ирина Станиславовна

Воспитатель 1 квалификационной категории

Бурдина Татьяна Васильевна

г. Балашов

В настоящее время ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев положительно влияет на функционирование речевых зон человеческого мозга. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей, учеными была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует их возрасту, то и речевое развитие находится в норме. Если же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме и даже выше нормы.

      Для того чтобы выявить у детей уровень сформированности мелкой моторики в начале года проводим обследование. Мы предлагаем  детям выполнить ряд статических и динамических упражнений. Предлагаем детям удержать фигурку из пальцев под счет от 1до10. Во время динамических упражнений предлагаем работу с бумагой (резать по прямой, обрывать по линии сгиба). Проводим определение предметов на ощупь (узнавание качества предметов, формы, узнавание самого предмета), определение силы тонуса ( сжатие руки взрослого двумя руками, одной рукой), определение координации движений ( уметь переключать пальцы рук с одного движения на другое, точность движений), выявляем  умение правильно держать карандаш, выполнять динамические упражнения щепотью.

     Результаты обследования говорят о низком уровне сформированности мелкой моторики рук у детей. Этот факт подтвердил наши убеждения в том, что детям необходимо уделять как можно больше времени в работе по развитию тонких движений пальцев рук. Обследование показало, каким детям требуется индивидуальный подход в работе по развитию мелкой моторики. Таким детям ежедневно в утренние и вечерни часы предлагаем игры и упражнения для развития мелкой моторики, например, мозаика,  шнуровка, штриховка и т. д., на улице выкладывание фигурок из камешек, веточек, рисование по мокрому песку. Консультируем  родителей по поводу того, какие игры для развития мелкой моторики можно проводить дома. Привлекаем  родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики, например, сшить развивающий коврик с пуговицами, крючками, застежками, липучками.

    Работу с детьми по развитию мелкой моторики проводим  систематически, в течение всего дня. Ежедневно в утренние, вечерние часы и на прогулке предлагаем работу с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, паззлы, шнуровки, вкладыши, но в определенные дни отдаем предпочтение той или иной форме работы, как например:                                                     понедельник – пальчиковая гимнастика;  вторник – ориентировка на плоскости листа;                                                среда – различные виды шнуровок; четверг – игры с природным ( бросовым) материалом;                             пятница – работа с бумагой.

   В своей работе по развитию тонких движений пальцев рук мы стараемся использовать различные по форме и содержанию игры, упражнения и задания, т. к. они развивают внимание, память, воображение ребенка, готовят его руку к письму. Большое значение мы придаем развитию пальчиковой моторики на занятиях, используя физминутки и пальчиковую гимнастику. В группе создана картотека «Пальчиковая гимнастика», в которой содержаться стихотворные тексты и комплексы упражнений к ним. В основном пальчиковую гимнастику проводим стоя. В это время у детей происходит переключение на двигательную активность, повышается работоспособность, снимается нагрузка, связанная с сидением. Во время проведения таких игр происходит автоматизация звуков, развивается интонация и выразительность голоса, точность и координация мелкой моторики. В ходе физминуток  предлагаем  детям как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т. д. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Выполнение фигурок из пальчиков сопровождаем небольшими стихотворениями. Например, «Собачка»:                                          

  У собачки острый носик,                                                                                  

  Есть и шейка, есть и хвостик.                                                                                  

 Для тренировки пальцев  используем упражнения и без речевого материала. Объясняем детям выполнение того или иного задания, демонстрируя его. «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев  и мизинца. При выполнении упражнений пальчиковой  гимнастики  следим за тем, чтобы в работу были включены все пальцы, упражнение выполняли как  правой, так и левой рукой. Игры с пальцами проводим эмоционально, чтобы занятия приносили детям радость, хорошее настроение, желание выполнять даже сложные упражнения.

    Помимо пальчиковой гимнастики, «конструирования» фигур из пальцев используем множество других форм работы, по развитию мелкой моторики. Выкладывание букв из различных материалов – одно из любимых занятий детей. Это достаточно сложное занятие, которое требует от детей усидчивости и терпения. Занятие разбиваем на несколько этапов. Сначала выкладываем букву – образец, знакомим с ней ребенка. Затем предлагаем скопировать букву из любого материала ( мозаика, различные семена, палочки, пуговицы и т. п.) Затем выложить слоги  МА, ПА, НА и др. И в заключении простые слова «мама», «папа» и др., учим  читать их. Во время прогулок дети самостоятельно находят материал для выполнения предложенного задания. Чтобы поддержать интерес к таким заданиям, используем стихотворные тексты.                                                                           Буквы из мозаики

Нравятся и зайке,                                                                                                  

И ежу, и мишке -                                                                                                

 Вот они детишки.

     Интересны для детей игры с бумагой. Такие игры помогают узнать детям, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Например, достаточно простое и интересное задание: скомкать лист бумаги, затем обмотать цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры. Такие забавные мячи мы используем для метания в коробку или мишень на столе. Развитию точных движений и памяти помогает плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетов и других фигур. Такую работу проводим  на занятиях по конструированию и ручному труду.

    Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш, тем легче ему будет выполнить свои первые буквы и строчки. Мы стараюсь использовать любую возможность для того, чтобы привлечь детей к рисованию. Рисовать предлагаем карандашами, красками, фломастерами, цветными мелками, пальцами. В группе дети рисуют на бумаге и картоне, на доске и запотевшем окне. Во время прогулки предлагаем рисовать на песке, асфальте, в зимнее время – на снегу. Детям нравиться обводить разные фигуры, затем выполнять штриховку. Предлагаем  детям дописывать строчки по образцу, продолжить незаконченный узор. Проводя эти игры,  используем  метод «от простого к сложному». Таким образом, все эти игры и упражнения решают несколько задач – развитие мелкой моторики, зрительной памяти, цветоощущения, мышления, творческого воображения, закрепляют знания детей о форме предметов.  

   С детьми  проводим  и различные графические упражнения. Дети пальчиком или фломастером проводят от начального пункта к конечному. Вначале предлагаем                « пройти» просто по прямой или ломаной дорожке, а затем уже по лабиринту. Такие упражнения заставляют ребенка основательно потрудиться, т. к. проводимая линия не должна выходить за края дорожки, быть прерывистой и проходить по середине.

    Игры со счетными палочками так же одно из любимых занятий детей. Нехитрые задания помогают ребенку развивать внимание, закреплять знания о геометрических фигурах, знакомить с понятием о симметрии.

    С детьми мы организовали  давнюю игру в бирюльки. Бирюльками называют мелкие предметы, которые высыпают горкой на стол. Дети с интересом по очереди вытаскивают по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние, выигрывает тот, кто к концу игры вытащил больше предметов. В этом соревновании дети приобретают необходимую ловкость пальцев, развивают терпение и выдержку.

   Параллельно с гимнастикой для пальчиков, различными играми и упражнениями проводим обучение детей элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Обучаем детей следующим приемам самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, активные и пассивные движения. Используя стихотворные тексты, следим, чтобы дети выполняли движения соответственно темпу и ритму стихотворения.

   Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает  хорошего развития мелкой моторики рук. Это не только оказывает благотворное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. У детей совершенствуются такие процессы, как внимание, память, мышление, творческое воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы с детьми с ЗПР по развитию тонкой моторики пальцев рук

Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки, которая учитывает такие компоненты готовности руки ребенка к обучению письму, как:кинестетический п...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию...

Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.

laquo; Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»  В.А. Сухомлинский....

"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики"

В статье рассматривается использование малых фольклорных жанров в целях развития мелкой моторики у детей. Раскрывается значение мелкой моторики для образовательного процесса. Приводятся...

Консультация «Нетрадиционные формы работы с детьми с ОВЗ на развитие мелкой моторики рук»

   Научно доказано, что уровень развития  речи ребёнка находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соо...

Перспективный план Работы с детьми и родителями по развитию мелкой моторики в младшей группе. На 2020-2021 год.

Перспективный план Работы с детьми и родителями по развитию мелкой моторики  в младшей группе. На 2020-2021 год....