Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.
методическая разработка

Соколова Анна Петровна

« Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»  В.А. Сухомлинский. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx22.03 КБ
Файл prezentatsiya_2.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.

Соколова А.П. воспитатель

ГБДОУ № 11 Адмиралтейского района

Г.Санкт-Петербурга

« Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании,  это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет, характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Развивается звуковая сторона речи. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым.            

Здоровый и развитый ребенок – это счастье родителей. Разве найдутся на свете мать и отец, которые не хотели бы видеть своего ребёнка крепким, подвижным и умным?

В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чём причины задержки речи?

Раньше считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи, так как в головном мозге речевой центр находится рядом с центром, отвечающим за моторику. Развивая мелкую моторику, то есть тонкие движения пальцев рук,  мы, таким образом,  стимулируем речевой центр, развиваем речь.

Мы, воспитатели, в детском саду уделяем большое внимание развитию мелкой моторики рук. На таких занятиях, как рисование, аппликация, конструирование, лепка, дети учатся работать руками и пальцами. Пальчиковые игры и упражнения являются важной частью занятий по физической культуре, развитию речи, ознакомлением с окружающим и т.д.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? 

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать,  гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Особенно важно развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.  

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 

В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений, психических процессов, можно использовать такие предметы-заместители, как скрепки разных цветов и размеров. На занятиях и в свободное время скрепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, творческого воображения, внимания (произвольное и непроизвольное), память, логическое мышление, закрепление цвета, счёта.  

Игры интересны и увлекательны. Могут использоваться педагогами при реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие (Здоровье)», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».     

Цель нашей работы познакомить и обучить детей  играм. Дети с удовольствием играют со скрепками и прищепками,  видят результат своей работы, вечером с удовольствием рассказывают родителям об играх. 

Варианты игр

  1. Воспитатель предлагает ребёнку сделать ёжику колючки.

Когда ребёнок закончит выполнять задание, надо спросить его, скрепки  какого цвета он использовал. 

  1. Сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть солнышко, у которого уже есть лучики с чередующимися скрепками двух цветов, предлагает найти закономерность и продолжить составлять лучики в определённом порядке, это позволяет не только развивать мелкую моторику рук, а также восприятие, внимание, память и мышление. 
  2. Детям предлагается , взять столько скрепок , чтобы их количество соответствовало предложенной цифре
  3. Воспитатель предлагает доделать недостающие детали предметам. Когда дети выполнят задание, спросить у них, какую часть предмета они доделали и какого цвета скрепки использовали. 
  4. Прикрепить прищепку напротив того животного, название которого начинается с этой буквы. Вместо игрушек, можно приклеить картинки. Возьмите старые и не нужные журналы, подберите и вырежьте картинки так, чтобы получился полный комплект букв алфавита.
  5. Определить какой знак <, > = нужно поставить, прикрепить нужную скрепку.
  6. Правильно соединить все скрепки с цифрами с изображениями на картинках.
  7. Задача ребенка прикрепить скрепки правильно по цвету. Задания при этом могут быть разными, в зависимости от возраста ребенка. Если ребенок ещё плохо знаком с названиями каждого цвета, он может просто прикреплять скрепки подбирая при этом правильно цвет. Если ребенок постарше, задание можно усложнить. Например: вы называете цвет, задача ребенка найти нужную скрепку и прикрепит нужному цвету и т.д.

В заключении хочу отметить, что игры со скрепками –  одно из интереснейших занятий для малышей, которое развивает творчество, благотворно влияет на развитие ребёнка в целом. Играйте с удовольствием, Играйте  на здоровье!

Библиография

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

2. Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, Академия развития, 1998 г.

3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.

4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

5. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБДОУ Д / с № 11 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга Воспитател ь: Соколова А. П . Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.

Слайд 2

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В.А.Сухомлинский Цель нашей работы познакомить и обучить детей играм. Дети с удовольствием играют со скрепками и прищепками, видят результат своей работы, вечером с удовольствием рассказывают родителям об играх.

Слайд 3

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи, так как в головном мозге речевой центр находится рядом с центром, отвечающим за моторику. Развивая мелкую моторику, то есть тонкие движения пальцев рук, мы, таким образом, стимулируем речевой центр, развиваем речь.

Слайд 4

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!

Слайд 5

В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений, психических процессов, можно использовать такие предметы-заместители, как скрепки разных цветов и размеров.

Слайд 6

На занятиях и в свободное время скрепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, творческого воображения, внимания (произвольное и непроизвольное), память, логическое мышление, закрепление цвета, счёта.

Слайд 7

Игры интересны и увлекательны. Могут использоваться педагогами при реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие (Здоровье)», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Игры со скрепками таят в себе нераскрытые возможности, требуют усидчивости и терпения. И так, играем…

Слайд 8

Воспитатель предлагает ребёнку сделать ёжику колючки. Когда ребёнок закончит выполнять задание, надо спросить его, скрепки какого цвета он использовал. Сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть солнышко, у которого уже есть лучики с чередующимися скрепками двух цветов, предлагает найти закономерность и продолжить составлять лучики в определённом порядке, это позволяет не только развивать мелкую моторику рук, а также восприятие, внимание, память и мышление.

Слайд 9

Прикрепить прищепку напротив того животного, название которого начинается с этой буквы. Вместо игрушек, можно приклеить картинки. Возьмите старые и не нужные журналы, подберите и вырежьте картинки так, чтобы получился полный комплект букв алфавита. В заключении хочу отметить, что игры со скрепками – одно из интереснейших занятий для малышей, которое развивает творчество, благотворно влияет на развитие ребёнка в целом. Играйте с удовольствием, Играйте на здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста"

Автор в своей разработке представляет современные и наиболее актуальные для нашего времени методы работы с дошкольниками....

Выступление на методическом объединении: «Изотерапия , как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста»

Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять  дидактические подходы к процессу воспитан...

нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста

организация активной мыслительной деятельности у дошкольников...

Консультация «Нетрадиционные формы работы с детьми с ОВЗ на развитие мелкой моторики рук»

   Научно доказано, что уровень развития  речи ребёнка находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соо...

Буклет для родителей «Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук»

              «Нетрадиционные методы работы с детьмидошкольного возраста  по развитию мелкоймоторики рук»...

Буклет для родителей «Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук»

            «Нетрадиционные методы работы с детьмидошкольного возраста  по развитию мелкоймоторики рук»...

Доклад НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА...