Главные вкладки

    Выступление на методическом объединении: «Изотерапия , как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста»
    консультация на тему

    Горкина Светлана Сергеевна

    Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять  дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.

    Одним из ведущих направлений, используемых в педагогической практике, считается

    «Арт- терапия» для дошкольников.

    Данный метод заключается в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной деятельности и соединяет в себе педагогические и  психологические знания.

    Любое творческое занятие благотворно влияет на  внутренний мир ребенка. Ведь развитие происходит в деятельности, а именно это лежит в основе арт- терапевтического воздействия.

    Широкое развитие получили разные виды арттерапии , но сегодня поделюсь опытом работы по ИЗОТЕРАПИИ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_izoterapiya.docx33.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ  Пышминского городского округа   «Пышминский детский сад №7»

    Выступление на методическом объединении:

    «Изотерапия , как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста»

    Воспитатель: Горкина С.С.

    первая квалификационная категория

    2016 г. ноябрь

    Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять  дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.

    Одним из ведущих направлений, используемых в педагогической практике, считается

    «Арт- терапия» для дошкольников.

    Данный метод заключается в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной деятельности и соединяет в себе педагогические и  психологические знания.

    Любое творческое занятие благотворно влияет на  внутренний мир ребенка. Ведь развитие происходит в деятельности, а именно это лежит в основе арт- терапевтического воздействия.

    Широкое развитие получили разные виды арттерапии , но сегодня поделюсь опытом работы по ИЗОТЕРАПИИ.

    Ознакомившись с методической литературой,  пришла к выводу, что на сегодняшний день специалистами накоплен богатый опыт использования методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

    Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

    Изобразительная деятельность детей, имеющих нарушения в развитии, служит выражению чувств и настроения, которые, зачастую, ребенок не способен выразить словами.

    Рисунок здесь не является самоцелью, в арт-терапии занимаются не рисунками или другими продуктами – они являются лишь поводом для нашего внимания к личности ребенка. Именно в этом и состоит ценность изотерапии.

    Изотерапия является универсальной технологией, которую можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества.

     Таким образом, изотерапия позволяет:

    • с одной стороны, как метод художественной рефлексии, обогатить и развить внутренний мир ребенка,
    • с другой стороны,  как технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику,
    • с третьей стороны - это метод психокорекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.

    Обратила  свое внимание на два направления в изотерапии:

    1) педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации – это забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности;

    2) практическое -применения техник изотерапии в образовании  приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей, чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается, и становиться терпимее, мудрее по отношению к другим.

    Перед собой поставила  цель и задачи в работе с дошкольниками, используя изотерапию:

    Цель: Помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.

    Задачи:

    • создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
    • обогащать индивидуального художественно-эстетического опыта;
    • стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения;
    • поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
    • формировать собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающим;
    • воспитание гармоничной личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.

    А также принципы (общепедагогические принципы):

    -Принцип систематичности и последовательности;

    -Принцип оптимизации и образовательного процесса;

    -Принцип культуросообразности ;

    -Принцип интереса.

    Специальные принципы  обусловленные использованием в работе изотерапии и нетрадиционных техник :

    -Принцип обогащения сенсорно - чувственного опыта;

    -Принцип естественной радости;

    -Принцип эстетизации предметно - развивающей среды и быта в целом;

    -Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

    -Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.

    Основные этапы изотерапии:

    1) свободная активность перед собственно творческим процессом - непосредственное переживание;

    2) процесс творческой работы - создание феномена, визуальное представление;

    3) дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения (интенциональность, интенция – устремленность, направленность сознания, мышления на какой-либо объект).

    4) вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.

    Первые шаги  в своей деятельности  я начала с предметно – развивающей  среды в группе. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, среда  без слов и назиданий  формирует у него представление о красоте, вкусе, ценностных ориентаций. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность.

    Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.

    Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.

    Занятие по изотерапии, я стараюсь строить таким образом, чтобы каждый ребенок сохранил свою индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения видов изобразительного искусства.

    Придаю большое значение разнообразии  и вариативности работ с детьми на занятиях. Чем разнообразнее будут условие проведения занятия, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

            Основной путь развивающего обучения – это творческие задания и экспериментирования во время которых дети находят новое выражение своих чувств и мыслей, а также знакомятся со свойствами материалов, учатся комбинировать (соединять аппликацию с рисованием) совершенствуют навыки в своей деятельности.

            Обучение детей на занятии  строится, как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Так, на занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим.

    Поэтому в своей работе я использую разные виды организации занятия:

    • Занятие – драматизация (лесные животные рассказывают о своих впечатлениях о лесе, используются костюмы, атрибуты для подвижных игра).
    • Занятие – путешествие («путешествие в зимний лес», «на поляне осенью»).
    • Занятие – сказка («В гости к Старичку - Лесовичку», где дети получают знания о колорите осеннего леса, о разнообразии деревьев).
    • Занятие – открытие (проблемное занятие).
    • Занятие – эксперимент (исследование разных способов изображения).

    Больше всего дети любят занятие – путешествие. На занятии мы отправляемся путешествовать вместе с Мудрой совой, которая помогает осуществлять желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть листок, облако. А также с помощью познавательных минуток дети познают, исследуют, наблюдают.

    Используя в работе изотерапию, считаю целесообразным включать в занятие    художественное  слово. Впечатления, полученные детьми во время чтения художественных произведений, находят отражение в творческой продуктивной деятельности детей – в рисунках, лепке, играх – драматизациях. А музыка создает настроение и сюжет детской работы, а если необходимо, то может послужить моментом релаксации.

    Новые подходы и пути  в развитии художественной деятельности, позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как развитию личности ребенка, так и в целом творческому потенциалу ребенка.

     Применяя в своем творчестве нетрадиционные техники, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать, а следовательно и арттерапевтический эффект от таких занятий выше .

    В своей работе использую нетрадиционную технику – рисование песком, рисования на камнях, рисование  пластилином  и т.д.

    Наиболее эффективно использовала прием: детского экспериментирования с различными материалами. Экспериментирование с различными материалами обогащают знание ребенка об их свойствах, возможностях применения.

    В этой связи мною был выбран способ проявления творческих способностей детей  в создании коллажей.

    Рисуя, вырезая готовые  формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь  прекрасных результатов.   Руководствуясь данными взглядами, разработала и внедрила в образовательный процесс цикл занятий с использованием нетрадиционных техник, для работы с детьми в кружковой деятельности.

    В своей практической деятельности  проводила занятия по изобразительной деятельности с применением изотерапевтических техник, с детьми имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений.

    Пытаясь создать прекрасное в своей работе, ребенок начинает постепенно открывать прекрасное в жизни, он приобретает дополнительный язык. Когда что - то трудно сказать словами, можно выразить изобразительными средствами.

    Основной формой работы является игра: от дидактических упражнений до подвижных пластических имитаций. ("Изобрази березку на ветру", "Задумчивая веточка", "Загадочное облако", "Снежинка кружится в воздухе", и т д.). Игра способствует сохранению здоровья детей: снимает стресс, помогает наладить общение.

    Посредством заданий, которые включают в себя много веселого, занятного, театрального: это развлечения, исследования, различные игры с цветом. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение, печаль и страх, удивление и восторг.

    Постепенно  результаты меняются: снизилось проявление негативных эмоций, тревожность, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей.

    Изотерапия позволяет педагогу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.

    Коллективные формы организации изобразительной деятельности, детям очень нравятся:

    • во-первых, потому что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту;
    •  во-вторых, результат – картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально затрагивающая детей.

    Дети понимают, что от качества работы каждого зависит общий результат: чем лучше ребенок выполнит свою часть работы, тем красивее, интереснее будет общая композиция. Поэтому, все дети стараются выполнить свою часть работы, как можно лучше.

    Работа в данном направлении дает свободу творчества, предоставляет детям, как можно больше самостоятельности, свободы самовыражения, творчества, поисков передачи своих ощущений, чувств, переживаний.  

    Таким образом, считаю, что участие дошкольников в совместной  деятельности дает возможность выявить и реализовать природные задатки и творческие способности, общая коллективная деятельность способствует выработке умения оптимально сочетать личные и групповые интересы.

    Для успешного достижения ребенка необходимо согласованная совместная работа всех участников образовательного процесса: детей, воспитателей, родителей.

    Мое взаимодействие с родителями осуществляется через коллективные формы работы:

    • Выставки семейного рисунка.
    • Семейная гостиная (обсуждение проблем и вопросов нравственно-эстетического воспитания ребенка в уютной, «домашней обстановке»).
    • Информационный стенд «Рубрика полезных советов и рекомендаций».
    • Совместные досуги и праздники (налаживание эмоционального контакта).
    • Проекты, походы выходного дня и т.д.

    Важно и то, что отношение детей к искусству передается и родителям.

    Организуя совместные занятия с детьми и родителями, можно отметить удачное сотрудничество: с одной стороны они учатся не расставаясь, а с другой, встречаются в непривычных ролях. Это уже и соперники, и одновременно помощники друг другу. Одни задания быстрее и интереснее получаются у детей, а другие  у их родителей. Обе стороны обмениваются идеями, подсказывают друг другу решения.

    В работе с дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:

    -обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование;

    -способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;

    -создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;

    -оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;

    -содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе.

    В процессе занятий мы получаем продукты детской деятельности: живописные картины, образные скульптуры, предметы декоративно - прикладного искусства.

    Результаты   работы показывают, как постепенно воспитанники  не только учатся новым техникам рисования, но и вносят элементы творчества, выполняют работы с желанием, положительным эмоциональным настроем. В процессе использования  изотерапии происходит развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности, психических процессов.

    Дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются  агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.

    Работая в тесном взаимодействии с педагогами детских садов, Центром дополнительного образования, школой искусств  над развитием воспитанников средствами "изотерапии", можно с уверенностью сказать: дети умеют разграничивать внутренние и внешние причины происходящего, начинают уверенно контролировать свои чувства. Ребята с большим желанием  закрепляют полученные впечатления в свободной творческой деятельности, в группе.

    А также   воспитанники  являются призерами муниципальных  и всероссийских  конкурсов; активно принимают участие с родителями в выставках, конкурсах .


     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    " Изотерапия- как нетрадиционная форма работы с детьми"

    Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и даже педагогами. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации ...

    Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста"

    Автор в своей разработке представляет современные и наиболее актуальные для нашего времени методы работы с дошкольниками....

    Выступление на методическом объединении на тему: «Физкультурно – оздоровительная работа с детьми раннего возраста»

    Физкультурное занятие-это основная форма обучения детей физическим упражнениям, т.е. оно носит учебную направленность....

    Выступление на методическом объединении: «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

    Арт-терапия - это метод  оказания психологической помощи посредством художественного творчества....

    нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста

    организация активной мыслительной деятельности у дошкольников...

    Тема выступления: "Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста".

    quot;Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста"....

    Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.

    laquo; Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»  В.А. Сухомлинский....