нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Степанова Ирина Леонидовна

организация активной мыслительной деятельности у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsion.formy_raboty_s_detmi.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста широко использую                     нетрадиционные формы. Считаю, что детей  просто  необходимо научить  логично  рассуждать, продуктивно мыслить. В процессе решения проблемных задач ребёнок открывает для себя те законы, правила, принципы, которые составляют главное достояние человечества. Он не получает их в готовом виде, и приобщается к творческому процессу путём открытия нового. Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных процессов. Для того, чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной мыслительной деятельности. И в этом помогут нетрадиционные занятия.

Можно выделить такие нетрадиционные формы:                                                *Игры- соревнования ( выстраиваются на основе соревнования между детьми Кто быстрее назовёт? (найдёт, определит, заметит и т.д.)                  *КВН ( предполагает разделение детей на две подгруппы и проводится как  математическая, экологическая и литературная викторина ).                      *Театрализованные игры ( разыгрываются минисценки, несущие детям познавательную информацию).                                                                      *Сюжетно-ролевые игры (Педагог входит в сюжетно- ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).                                                                                     *Игры-путешествия. Сказки.                                                                                             *Игры по взаимообучению (Ребёнок- консультант обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать).                                                                   * Игры типа «Поле чудес» ( для читающих детей).                                                 *Игры викторины (проводятся с ответами на вопросы: Что? Где? Когда? )                                              

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Например, в игре»Палочки Кюизенера» дети знакомятся с комплектом палочек, закрепляют количественный и порядковый счёт, образование чисел в пределах 10, учатся сравнивать, знакомятся с составом числа из единиц, упражняются в уравнивание палочек по сумме. В подготовительной группе - дети закрепляют  состав числа из двух меньших, учатся складывать и вычитать, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры.                                                               Развитию логического мышления, сообразительности способствуют логические задачи, упражнения, головоломки.                                        Например: Какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? Чем 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы? Что общего между лисой и стулом? Почему летит мыльный пузырь?   И т. д .  И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан , помидор, апельсин . Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни- Пух – не красное?                                                                                                         Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов. Животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Детей увлекает результат – составить увиденное  на образце или задуманное.Это такие игры: «Танграм», «Пифагор»,»Монгольская игра», «Колумбово яйцо». Дети учатся анализировать способы расположения и планировать  ход составления.   Игры посложнее, это: «Вьетнамская игра»,  «Волшебный круг», «Пентамино». Здесь сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на составные части, а также способы соединения одной части с другой.  Из всего многообразия головоломок, дети отдают предпочтение  головоломкам с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т.е дети составляют фигуры из определённого количества палочек , изменяют её, убрав определённое количество палочек или их перекладывают.                                                                                                                    Детям старшего дошкольного возраста очень интересны:                                            *методы экспериментирования и занимательные опыты, например: Эксперимент «Как вода исчезает» с использованием различных предметов (губка, газета, кусок ткани, полиэтилен, металлическую пластинку, кусочек дерева, фарфоровое блюдце) с фиксацией в Дневнике наблюдений и многие другие.                                                                                                                             *Метод проектирования                                                                               Практические виды деятельности доступны ребёнку: сравнение, классификация, преобразование, воссоздание, измерение, комбинирование, моделирование и др. В основе большинства проектов лежит групповая работа детей, при этом работа в группах организуется с учётом  индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных участников проекта. Ребята сами определяют старшего в группе и распределяют роли. При таком подходе и  работают активно, и самостоятельно.  Роль воспитателя в этом случае – ненавязчивый контроль, и по необходимости, консультация детей перед выходом на защиту проекта Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки.                                                                    Метод проектов может использоваться по любой теме. Каждый проект соотносится с определённой темой и разрабатывается в течение нескольких дней. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные задачи», задачи из жизни группы, познавательные задачи и т.д.   Всесторонний подход к проектной деятельности обуславливается тесной связью занятий познавательного и художественного циклов, изобразительной деятельностью, музыкально-театральным творчеством.                                   Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод:                           Использование нетрадиционных форм в работе с детьми помогает привлечь к работе всех детей, можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль, способствует умению работать самостоятельно, в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы-партнёры).


Центр развития ребёнка – Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 291 г. Омска.

Нетрадиционные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)      

                                                                      Подготовила: Степанова И.Л.                                            




23 ноября 2017г.  В группе « Теремок» ко Дню Матери проведён досуг:

«Кафе для любимой мамочки». Ребята смогли проявить свои творческие

 таланты: читали стихи, пели песни, танцевали, приготовили подарочки

 для мам. Мамочки со своими детьми танцевали так задорно и  эмоциональ-

но, что так и хотелось пуститься с ними в пляс. Очень приятно, что мамы

и бабушки с огромной радостью принимали участие в различных конкурсах.

Праздник удался! Море положительных эмоций, улыбок и горящих глаз.

Это лучшая награда для воспитателя.

                                                               Воспитатель: Степанова Ирина Леонидовна.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста

Основная задача работы - выявить детей данной категории и помочь им как можно раньше. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересо...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста"

Автор в своей разработке представляет современные и наиболее актуальные для нашего времени методы работы с дошкольниками....

Выступление на методическом объединении: «Изотерапия , как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста»

Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять  дидактические подходы к процессу воспитан...

Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста.

Коллеги, сдесь вы узнаете о моем опыте работы. Я с удовольствием с вами поделюсь....

Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.

laquo; Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»  В.А. Сухомлинский....

Доклад НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА...