Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему

Суркова Ольга Александровна

Проблема воспитания детей изучалась и рассматривалась педагогами и психологами с давних времён и до нашего времени. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, О.А. Соколова, А.М. Виноградова, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, В.И. Логинова, М.Э. Вайнер, В.А. Петровский и др.

 Дошкольный возраст – это важный период развития ребёнка, а также активного усвоения ребёнком навыков и привычек культурного и организованного поведения и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt_o_vospitanii.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья воспитателя Сурковой Ольга Александровны

МБДОУ «Детский сад № 96»

 

                                                                                              «Все правила достойного поведения

                                                              давным - давно известны,

                                                       остановка за малым –

                                                                  умением ими пользоваться»

                                                                                                                                          Паскаль.

Воспитание культуры  поведения детей старшего  дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей изучалась и рассматривалась педагогами и психологами с давних времён и до нашего времени. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, О.А. Соколова, А.М. Виноградова, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, В.И. Логинова, М.Э. Вайнер, В.А. Петровский и др.

 Дошкольный возраст – это важный период развития ребёнка, а также активного усвоения ребёнком навыков и привычек культурного и организованного поведения и развития.

Мы работаем в старшей группе с детьми пяти лет. В содержание образования нашего детского сада  заложена основная образовательная программа дошкольного образования нашего МАДОУ. Исходя из наблюдений за детьми отмечалось:

  • Недостаточное выполнение детьми норм культуры поведения, культуры общения. А ведь поведение детей – это именно то, на что чаще всего жалуются родители и воспитатели.
  • недостаток культуры поведения и доброжелательности в их отношении не только друг с другом, но и с окружающими людьми в детском саду.

               Начали мы работу с обследования особенностей поведения, сознания и чувств детей в соответствии с задачами воспитания:

  • Проведена дополнительная диагностика «Типы поведения детей», предложенная М.Э. Вайнер.  
  •  психолог провела дополнительное обследование при помощи методики «Закончи историю». Исходя из результатов исследования социального сознания детей, заметили, что 19 детей из 25 не объясняют и не мотивируют нравственную оценку поведения людей. Дети знают, как надо поступить, но не всегда могут это объяснить, что говорит о недостатке нравственного сознания, а это в свою очередь влияет на культуру поведения детей.
  • психолог провела обследование коллектива детей нашей группы методом социометрии. Была использована методика Коломинскго Я.Л. «Выбор в действии». Цель: Изучение и оценка межличностных отношений в группе, их симпатий и антипатий.  Исходя из результатов социометрии мы видим, что психологическая обстановка в группе благоприятная, что способствует формированию дружелюбия, взаимопонимания, вежливости и взаимопомощи.

     Проведя диагностику, мы поставили перед собой  цель работы: обеспечить воспитание культуры поведения у  детей  старшего дошкольного возраста.

Работа проходила в три этапа.

1 этап - первичное восприятие материала: сообщить знания и  сформулировать конкретные навыки культуры поведения. Преобладание объяснительно - репродуктивных методов.

2 этап – повторение знаний, закрепление их при восприятии нового материала. Наряду с  объяснительно – репродуктивными  методами  используются проблемно – ситуативные методы.

3 этап – использование знаний в новой ситуации, опираясь на сделанные ранее выводы. Преобладают проблемно – ситуативные методы.

      В образовательной деятельности мы используем методики Волчковой В.Н. и Степановой Н.В., Груба Г.В. и Помеловой И.К., Николаевой С.О. и других  и игровые технологии, опираясь на методику Вайнер М.Э.  

Содержание занятий объединено игровым сюжетом, мотивацией, что помогает заинтересовать детей и включить их в деятельность.  Например, к нам часто приходит Незнайка, и дети вместе с ним учатся правилам культуры поведения, делятся своими знаниями, помогают, выходят из проблемных ситуаций.

В содержание всех занятий входят игры, упражнения, направленные на воспитание культуры поведения у детей, а также элементы самомассажа, психогимнастики, пальчиковой гимнастики, физкультминутки. В конце каждого занятия подводится итог деятельности, дети привлекаются к самооценке: «Как ты думаешь, что было самым трудным?»,  «Какие ошибки допускали?», «что больше всего запомнилось?».

В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по воспитанию культуры поведения у детей, опираясь главным образом, на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных на занятиях.  В игре особенно проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. В своей деятельности дети используют различные вида игр.

По -  прежнему,  любимыми остаются сюжетно – ролевые игры, где дети  отражают элементы окружающей действительности, изображают героев прочитанных книг. В утренние и вечерние часы дети любят поиграть в настольные игры, которые формируют привычку самостоятельно и постоянно соблюдать установленные правила. Наблюдая за поведение детей в играх, отмечаем, что они тали проявлять больше умений, сдержанности и самостоятельности в определении замысла, в выборе сюжета и распределении ролей.

Ежедневно мы предусматриваем труд для всех детей группы и для каждого в отдельности. В самообслуживании мы используем умения детей для организации взаимопомощи и воспитания моральных норм (помочь завязать шарф, научить завязывать шнурки, навести порядок).

В уголке «Дежурства» мы помещаем фотографии детей, назначенных дежурными по столовой, уголку природы и занятиям. При назначении дежурных мы учитываем тип поведения и сформировавшиеся навыки детей.  Дети вместе с нами контролируют работу дежурных и оценивают её; всегда охотно помогают, если одного из дежурных нет в детском саду.

В течение дня читаем детям художественную литературу, небольшие рассказы из книги «Азбука поведения», обсуждаем жизненные различные ситуации (что бы ты сделал? как бы поступил? что хорошо и что плохо?).

Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить их практический опыт культуры поведения, углубить знания и моральные представления, чувства и отношения.

В конце января 2015 года нами была проведена промежуточная диагностика особенностей поведения детей по методике «Закончи историю».

Видна положительная динамика в освоении правил культуры поведения у детей. Дети стали больше общаться друг с другом; самостоятельно следовать правилам культуры поведения; научились давать оценку своим поступкам и поступкам сверстников; стали эмоционально - отзывчивее и доброжелательнее.

Большая роль в воспитании к.п. детей отводится родителям.

     Для эффективности взаимодействия с родителями в деле воспитания детей мы выбрали такие методы, как:

           - наблюдение (общение родителей с детьми во время утреннего прихода

             в д/с и ухода домой; в проведении совместных мероприятий);

           - опросные методы (беседы, тестирование, анкетирование, изучение    

             продуктов детской деятельности);

      - вовлечение родителей в единое образовательное пространство.

Результатами нашей работы стало более тесное  взаимодействие с родителями  и их  интерес к воспитанию своего ребенка. Родители чаще стали обращаться за советами, ответственнее стали  относиться  к нашим рекомендациям и пожеланиям.

Результатами проделанной работы стали:

  1. Повышение формирования нравственных представлений, суждений, оценок.
  2. Повышение уровня овладения детьми нормами и правилами поведения.
  3. Развитие культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности.

Итак, главным результатом нашей работы стало повышение уровня развития и воспитания культуры поведения детей нашей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание у детей дошкольного возраста положительной привычки безопасного поведения на улицах города"

В статье описан опыт работы МДОУ ЦРР - д/с № 27 "Сказка" по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизиа....

Групповое родительское собрание на тему: «Воспитание у детей старшего возраста настойчивости и ответственности в труде»

      Вопросы организации жизни ребёнка в детском саду и семье органически входят в работу с родителями, которая ведётся систематически и планово как со всем коллективом, так и индивидуально....

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. По моему глубокому убеждению, с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь, чувство гордости за свою страну.

В жизни каждого человека есть памятные даты, свои праздники. Но весь многонациональный народ России объединят великий день 9 мая – День Победы. У нас создан не один проект по патриотическом...

Физкультурное занятие в ДОУ для детей старшегодошкольного возраста с элементами степ-аэробики.

В статье описывается здоровьезберегающая технология-"степ-аэробика", как один из видов организации физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартно...

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

В современном мире, в его быстроразвивающихся событиях не всегда уделяется особое внимание развитию детского  творчества. Это может быть связанно с тем, что родителям проще дать ребенку в руки га...

Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшегодошкольного возраста

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...

Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей

Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...