Развитие познавательной мотивации дошкольников через экспериментально – исследовательскую деятельность
статья (средняя группа) на тему

Жарикова Людмила Александровна

Опыт работы по развитию познавательной мотивации через экспериментально-исследовательскую деятельность с детьми среднего возраста. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tazieva.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

 «Не отягощайте детей мертвым грузом фактов,

обучите их приемам и способам,

которые помогут им постигать»

Антуан де Сент-Экзюпери.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира, открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. Образ мира – это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать; … способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения, в различных видах деятельности».

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов, создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Дети по природе своей  исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снега на участке, объем воды и т.д. Всё это для него – объекты исследования.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Становится важным для ребенка умение делать вывод об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, т.е. стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Технологию детского экспериментирования  в детском саду можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению  поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.

Слово эксперимент в переводе с «греческого» – проба, опыт.

Цель моей работы - развитие познавательной мотивации у детей дошкольного возраста и развитие стремления к самостоятельному познанию через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  • Формировать у детей умение ставить перед собой цель исследования, умение отбирать средства и материалы для поисково-экспериментальной деятельности.
  • Развивать мыслительную деятельность детей: суждение, умозаключение в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их, выдвигать гипотезы и строить предположения.
  • Развивать личностные качества: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность.
  • Воспитывать уважение к сверстникам, к их точке зрения.
  • Привлечь родителей к участию в исследовательской деятельности.

В своей деятельности я руководствовались ведущими принципами развития дошкольников.

Для развития творческой исследовательской активности и познавательной мотивации в группе  постоянно пополняется  уголок экспериментирования. Грамотное сочетание материалов и оборудования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Материалы для исследовательской деятельности:

  • Приборы-помощники – лабораторная посуда, весы, емкости для игр с водой различной формы и объёмов.
  • Природный материал – камешки, глина, песок, ракушки, перья, спилы, листья деревьев, семена, шишки и т.д..
  • Бросовый материал – проволока, кусочки кожи, пробки, ткани, губки, меха.
  • Разные виды бумаги, гуашь, акварельные краски.
  • Медицинские материалы – пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл).
  • Прочие материалы – зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.

Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) мотивируют их на исследование этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность. Материалы, мотивирующие ребенка на экспериментирование, располагаются не только в специально оборудованном уголке, ведь детское экспериментирование тесно связанно с другими видами деятельности детей. Благодаря этим связям  у детей формируется целостное представление о мире.

 Мои методические разработки ориентированы на интересы и потребности детей, связаны с жизненным опытом ребенка, я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей группы, выстраиваю субъект – субъектные отношения, создаю проблемное поле,  мотивирую активную деятельность детей. Также мною была разработана картотека опытов, игр по экспериментированию.

В процессе работы с детьми успешно применяю мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес детей. Намного интересней не просто послушать рассказ воспитателя о каких – либо объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты  природы, или же я подключаюсь к деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то.

Только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи:

  • рекомендовали  родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
  • просили помочь нам  в оформлении разнообразных коллекций (коллекция семян, коллекция камней, коллекция ракушек). Экспонаты собирались во время отпуска, на даче, на прогулках.

Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

По результатам проделанной работы мы пришли к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (дерево, металл, резина и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появились навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, любознательность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Из бесед с родителями, выяснялось, что  дети чаще стали экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие.  

Таким образом, разработанная и апробированная на практике система по развитию познавательной мотивации  через детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников:

  • дети активно участвуют  в предложенных экспериментах, самостоятельно действуют  с предметами, выявляя их особенности,
  • с небольшой помощью взрослого дети ставят перед собой цель исследования, отбирают средства и материалы для опытов,
  • дети высказываются  более точно, логично и понятно,
  • проявляют инициативу, любознательность, интерес к экспериментированию,
  • прислушиваются к сверстникам, к их точке зрения, обсуждают различные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей : «Развитие познавательной активности детей через экспериментально - исследовательскую деятельность».

Обучение воспитателей разработке проектов по развитию познавтельной активности у детей( метед трех вопросов и метод мыслительная карта)....

"Развитие познавательной активности дошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"

статья из опыта работы "Развитие познавательной актианости лошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"...

Развитие познавательной мотивации дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность

Развитие познавательной мотивации дошкольников через эксперементально-исследовательскую деятельность...

Психологическая гостиная «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность естественнонаучной направленности»

Цель: Формирование представлений у родителей об особенностях развития познавательной активности  у детей дошкольного возраста экспериментально-исследовательскую деятельность Задачи:1. О...

Проект в средней группе «Развитие познавательных интересов дошкольников посредством экспериментально – исследовательской деятельности»

Проект в средней группе «Развитие познавательных интересов дошкольников посредством экспериментально – исследовательской деятельности»...

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

ДОКЛАД На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

"Развитие познавательных интересов детей через экспериментально-исследовательскую деятельность"

ОПЫТ РАБОТЫ.Актуальность:Развитие познавательных интересов дошкольника является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, свободную к саморазвитию и самосовершенствовани...