Консультация на тему: "Организация и планирование режимных моментов в детском саду"
консультация (старшая группа) на тему

Бугрова Анна Якимовна

Цель: Познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации и планированию режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деятельности, на формирование общей культуры и развития личностных качеств ребёнка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_planirovanie.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №5 «Золотая рыбка»

Консультация

на тему:

«Организация и планирование режимных моментов в детском саду»

     

Подготовила:

воспитатель 1кв.категории

Бугрова Анна Якимовна

г.Богородск

2015г

Цель: Познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации и планированию режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деятельности, на формирование общей культуры и развития личностных качеств ребёнка дошкольного возраста.

Решение программных образовательных образовательных задач решается не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребёнка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС  ДО

«формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»

Хотелось бы остановится на проблеме формирования общей культуры и развития личностных качеств ребёнка дошкольного возраста в процессе организации режимных моментов.

Основными составляющими общей культуры являются:

  • Культура здоровья (культура питания, культура сна, культура безопасности жизнедеятельности);
  • Культура социальная (культура поведения и общения, культура деятельности).

При планировании режимных моментов следует обратить внимание:

  • Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребёнка.
  • Организация каждого из режимных моментов должно обеспечивать всестороннее развитие ребёнка.
  • В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство задач образовательного процесса детей дошкольного возраста.
  • Организация режимных моментов должна «строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей».

В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием по организации режимных моментов-является режим дня, (который утверждается заведующим).

Режим дня предусматривает организацию совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимные моменты, так и между ними.

Варианты организации различных видов деятельности в различные режимные моменты-очень разнообразны и зависят от возраста детей, их интересов, сезонности и событий.

В режиме дня мы можем выделить следующие режимные моменты:

  1. Приём детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика
  2. Подготовка к завтраку, завтрак
  3. Игры и детские виды деятельности
  4. НОД
  5. Подготовка к прогулке, прогулка
  6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед
  7. Подготовка ко сну, дневной сон
  8. Подъём после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия
  9. Игры, самостоятельная деятельность детей
  10. Ужин

                  11.Прогулка, уход домой

В каждом из перечисленных режимных моментов (кроме утреннего приёма и ухода домой) обязательно существует подготовительный и завершающий этап (подготовка к завтраку, завтрак, завершение завтрака).

Каждый режимный момент может включать следующие организационные моменты (структурные компоненты):

  • Подготовка к режимному моменту (к прогулке, к приёму пищи и т.д.)
  • Сам режимный момент (прогулка, приём пищи, сон)
  • Завершение режимного момента (возвращение с прогулки, постепенный подъём и т.д.)

Следует не забыть и о других формах работы при организации режимных моментов:

  • Дежурство;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Встреча детей;
  • Осмотр;
  • Опрос;

И т.д.

Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

Прием детей воспитателем может осуществляться  в группе, приемной или на участке. Самое главное - это создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.

Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Конечно же пришедшие дети должны здороваться с воспитателем и другими детьми группы, включаться в игры, разговаривать при этом негромко, не кричать.

Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.

Также воспитатель обеспечивает условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Для этого систематически меняет интерьер групповой комнаты, вносит новые (или уже подзабытые) пособия, которые будут способствовать возникновению игровых или творческих замыслов у детей.

В утренний отрезок времени воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

Подготовка к завтраку, завтрак

Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей - они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи.

При организации завтрака воспитатель обращает внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, дает оценку детям-дежурным. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий.

В процессе еды воспитатель постоянно контролирует осанку детей, мотивирует, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако, если аппетита у ребенка нет и он отказывается от еды, то лучше не заставлять. Насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи.

Игры и детские виды деятельности

В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных видов деятельности, а в плане отражает, для каких видов деятельности создана предметно-развивающая среда - с указанием названия и цели деятельности. При индивидуальной работе с детьми, необходимо указать и тему, и цель, с уточняющими подробностями.

Непосредственная образовательная деятельность

Непосредственная образовательная деятельность должна органично вытекать из тех видов деятельности, которыми были заняты дети на предыдущем этапе. Проводится НОД согласно календарному плану, в котором указаны программное содержание и цели.

Подготовка к прогулке, прогулка

Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности.

Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.

Организация прогулки.

В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.

Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит за процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

См. пункт «Подготовка к завтраку, завтрак».

Подготовка к сну, дневной сон

ВАЖНО! После обеда ни в коем случае не нужно сразу укладывать детей спать. После приема пищи должно пройти не менее 20 минут.

Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.

Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия.

Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, после подъема организуются закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой и родителями воспитанников.

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.

Игры, самостоятельная деятельность детей

Организуется аналогично пункту «Игры и детские виды деятельности».

Подготовка к полднику, полдник

Организуется аналогично пункту «Подготовка к завтраку, завтрак».

Игры, прогулка, уход детей домой

Организуется аналогично пунктам «Подготовка к прогулке», «Игры» и «Прием детей».

На вечерней прогулке а присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим родителей вопросам.

ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала положительное, потом отрицательное. Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он вам не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.

Отдельно стоит обратить внимание уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация режимных моментов в детском саду"

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха....

Конспект для воспитателей о режимных моментах. Тема: «Режимный момент в детском саду: подъем после сна»

Правильный режим дня-это рациональная продолжительность и разумное, чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток,непременного условия, здорового образа жизни и успешного раз...

Консультация “Организация режимных моментов в детском саду”

Консультация “Организация режимных моментов в детском саду&rdquo...

Консультация для педагогов "Организация и планирование режимных моментов в детском саду"

quot;Организация и планирование режимных моментов в детском саду"...

Консультация для педагогов « Виды и организация режимных моментов в детском саду»

Режим - научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Распорядком дня предусмотрены р...

Консультация для воспитателей «Фоновая музыка в режимные моменты жизни детского сада»

Консультация для воспитателей«Фоновая музыка в режимные моменты жизни детского сада»...