Материал на тему "Знакомство со свойствами песка и глины"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Используют материал для экспереминтированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_so_svoystvami_peska_i_gliny.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Знакомство детей с основными свойствами песка и глины.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка., позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования помогают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Как показывает практика, знания,  полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, легче сделать все самому и оставить роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были  действия педагога,  ребенок быстро устает наблюдать за ними.

В начале занятий объясните ребятам, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований, но не оценивайте высказывания. Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формулируйте за ним выводы,

сделайте это совместно.

 Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой работы с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице. Содержание опытов может стать основой для составления различных творческих, логических заданий.

Для проведения опытов нам нужны стаканчики с песком и глиной для каждого ребенка ( можно использовать разноцветные стаканчики из – под йогурта, сметаны или плоские емкости – упаковки), стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки. Лупы. Все это размещаем на небольшом подносе.

Во время прогулки разыскиваем небольшие палочки на земле или веточки, похожие на деревья. У каждого ребенка должно быть свое дерево. Кроме того надо приготовить песок и глину.

Песок не должен быть очень мелким и глинистым. Хорошо подходит крупнозернистый речной (озерный).

Глину лучше взять природную, так как имеющая в продаже ,белая глина, используемая для изготовления посуды и поделок, несколько отличается по своим свойствам. Где найти глину? В ближайшем кирпичном карьере, в канаве, в яме для погреба.

Как определить, что у вас в руках именно глина, а не суглинок? Возьмите немного земли и попытайтесь скатать между ладонями продолговатую колбаску. Если получится тонкая колбаска с заостренными кончиками, которая легко сгибается в кольцо, - глина настоящая. Это важно, так как в природе глина и песок бывают перемешаны в разных пропорциях, и их смесь не дает желаемых результатов во время опытов.

Итак,  необходимый материал готов и мы начинаем исследования.


Опыты с глиной и песком.

Опыт № 1Возьмем стаканчик с песком и насыплем немножко песка на листочек бумаги. Легко ли сыпется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок сыпучий. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок - рыхлый, в отличии от глины.

Опыт № 2.Внимательно рассмотреть из чего состоит песок (из очень мелких зернышек песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем они похожи и чем отличаются? Одни дети отвечают, что похожи, а другие, что нет и не нужно их переубеждать. Важно в процессе сравнения дети внимательно рассмотрели песчинки. Затем рассматриваем комочек глины. Видны ли  такие песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине -  слипшиеся, очень мелкие частички, Чем - то глина похожа на пластилин. Предложить детям рассмотреть растертую глину в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт №3. Во время проведения нужно быть осторожным, чтобы песчинки не попали детям в глаза. Чтобы избежать этого , можно проводить опыты в большой посуде. Положить посуду на бок, насыпать тонким слоем песок или глину и закрыть полиэтиленовой крышкой с отверстием, в которое вставлена трубка для вдувания воздуха. Создайте в банке искусственный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются.  Потом также подуем на комочки глины. Что же мы видим? Также ли они легко сдуваются, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с увлажненным песком и глиной.

Опыт № 4.Возьмем палочку и попробуем «посадить ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что его легче поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга» и поэтому ее воткнуть ее легче. Мы ведь уже выяснили, что песок рыхлый.

Опыт № 5.Аккуратно нальем воду в стаканчик с песком. Каким он стал? Потрогаем его. Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим,  как водичка впитывается быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается на глине Для большой наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика, и следить, в какой из них вода впитывается быстрее. Сажаем деревце во влажную глину. Легче сажать деревце во влажную глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах. Он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Опыт №6. Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем создать таких же червяков из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики все-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухие и крепкие. А что можно сделать из влажного песка?  Напомнить детям, когда они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич- из сухого или мокрого? Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии сделать 2 кулича. Обратите внимание  их на то, что,  если налить много воды, получится не «тесто» для куличей, а «каша - малаша», Правда и с ней прият


Наблюдения на прогулке

  1. На прогулке обратите внимание детей на песочницу во время дождя и в сухую погоду. Чем отличается песок? Пусть дети попытаются слепить замки из сухого и мокрого песка. Что означает выражение: «Строить замки на песке?»

  1. Предложите детям сначала пройти по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает?

  1. После дождя дети часто приносят на обуви грязь. Откуда она берется? Предложите детям пройти в резиновых сапогах по песчаной дорожке.

  1. Внимательно исследуйте участки., на которых после дождя скапливается вода и подолгу стоят лужи. Где чаще появляются лужи на песке или на глиняной почве? Проверяем это на нашем участке.

  1. В ветряную погоду понаблюдать за песком - уносит ли его ветер?

  1. Во время игры в песочнице аккуратно ссыпаем с совочка сначала мокрый, а затем сухой песок. Какой песок более сыпучий?

Творческие задания

  1. Древние люди лепили тарелки, кувшины, чашки из глины. А если бы посуда была из песка? Даже если нам удастся слепить глубокую тарелку из песка и налить туда суп, то съесть его мы не успеем. Такая посуда бы пригодилась только тем, кто не любит есть первое: вся вода бы просочилась через тарелку, и суп бы сразу превратился во второе блюдо.
  2. Многие ребята видели в медицинских кабинетах песочные часы. Можно ли сделать такие же из глины? (пусть дети объяснят свои ответы)

  1. В пустынях и полупустынях, где часто бывают пыльные и песчаные бури, обитают звери с необычными большими носами верблюды и сайгаки. Как вы думаете,  для чего им нужны такие носы – противогазы? Ветер поднимает песок , ион попадает в нос животным. Внутри большого горбатого носа воздух фильтруется, и песок оседает.

  1. Почему растениям трудно расти на сыпучих песчаных холмах-барханах? Вспомните о том, что песок рыхлый, легко переносится ветром с места на место. Он может совсем засыпать растение или, наоборот, открыть его корни  палящему солнцу. В таких условиях выживают только самые выносливые растения.

  1. Представьте, что вам нужно быстро выкопать нору, чтобы вам спрятаться от жары или от врагов. В каком месте это лучше сделать- с песчаной или с глиняной почвой? А если нужно, чтобы нора была прочной и не осыпалась, тогда где?

  1. Песком часто посыпают дорожки. Это делают для красоты? А может быть, для того, чтобы впитывалась вода и не было грязи? Подумайте каким животным понравилось бы, что бы дорожки в парке песком, а каким не очень (например дождевому червяку и лягушке – нет, пустынной ящерице, черепахе- да)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства песка и глины

 Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного видаКировского района Санкт-Петербурга Творческая группа«Маленький исследователь»  Конспект занятияпо детскому ...

Опытно – экспериментальная деятельность на прогулке с детьми средней группы «Свойства песка и глины»

Цель:1. Познакомить с такими свойствами песка и глины, как рыхлость и впитываемость;2. Развивать трудовые навыки;3. Воспитывать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентиро...

Знакомство со свойствами песка и глины

Это занятие позволяет детям на основе наблюдения, эксперимента, опыта прийти самостоятельно к выводу и закрепить знания о свойствах песка и глины....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Знакомство со свойствами песка и глины»

Познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песч...

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

«Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от ...