Главные вкладки

    Знакомство со свойствами песка и глины
    опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Митина Людмила Александровна

    Это занятие позволяет детям на основе наблюдения, эксперимента, опыта прийти самостоятельно к выводу и закрепить знания о свойствах песка и глины.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pesok_i_glina_2.docx23.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    «МДОУ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТОПОЛЁК» ГОРОДА ЕРШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Конспект опытно-экспериментальной  деятельности в старшей группе

    «Знакомство со свойствами песка и глины»

    Митина Людмила Александровна

    03.09.2013


    Программное содержание: 

    Продолжать знакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду).

    Сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок состоит из очень мелких частиц, «зёрнышек» - песчинок, а глина – из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком.

    Словарная работа: Сыпучий, рыхлый, песчинки, лупа.

    Оборудование: Лейка с водой, формочки; стаканчики с песком, глиной, бутылочка с водой, бутылочка с песком, лупа на каждого ребёнка.

    Ход занятия

    Дети с воспитателем подходят к песочнице.

    Воспитатель. Ребята, вы любите играть с песком? А что можно вылепить из песка?

    - Куличики.

    Воспитатель Я тоже хочу слепить куличик. Посмотрите, как я это делаю (пытается слепить куличик из сухого песка).

    - Ой, почему он не получился?

    - Песок сухой, он рассыпался.

    - Значит песок у нас какой?

    - Сыпучий, рыхлый.

    - Что нужно сделать, чтобы получился куличик?

    - Полить.

    - Давайте его польём и посмотрим, получится ли куличик.

    (Поливаем, дети лепят куличики).

    Воспитатель - Ребята, когда мы полили песок он стал каким?

    - Мокрым, липким.

    Воспитатель - Ребята, а сейчас я вам предлагаю стать исследователями. Давайте подойдём к столам. Посмотрите, здесь стоят стаканчики с песком и глиной. Давайте рассмотрим песок через увеличительное стекло - лупу.

    (Дети выполняют работу).

    Воспитатель - Из чего состоит песок?

     - Из мелких зёрнышек, песчинок.

    - А как они выглядят?

    - Они очень маленькие, круглые, жёлтого, белого цвета.

    - Из чего состоит глина? Видны такие же частики в глине?

    - Нет, в глине много комочков.

    - Глина, ребята, состоит из очень мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

    А теперь высыпьте немного песка из стаканчика на лист бумаги. Получилось?

    (Дети выполняют).

    - Да.

    Воспитатель:  Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика?

    - Он рыхлый, сыпучий.

    - Правильно. А теперь высыпьте немного глины. Получилось? Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается?

    - Она слиплась комочками, твёрдая.

    - Скажите, чем песок отличается от глины?

     (Песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).

    Воспитатель:  Вы сейчас назвали свойства песка и глины. Хотите узнать дружат ли глина и песок с водой?

    - Сейчас возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды в стаканчики с песком и глиной. Что вы видите?

    - Вода, налитая в песок, ушла во внутрь, а вода, налитая в глину, стоит наверху.

    Воспитатель:   Как вы думаете, почему вода в песке так быстро просочилась во внутрь стаканчика? (песок мягкий, рыхлый, пропускает воду).

    Воспитатель:   Верно, песок рыхлый, поэтому его песчинки расположены отдельно друг от друга, это помогает воде легко пройти в песок.

    - Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности?

    - Глина твёрдая.

    Воспитатель:  Вы уже знаете, что глина твёрдая и состоит из слипшихся комочков. Когда вы налили воду, глина слиплась ещё больше и воде стало трудно просачиваться сквозь неё.

    - Так кто больше дружит с водой, песок или глина?

    - Песок.

    - Почему вы так решили?

    - Песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо.

     - Всё правильно. Но если воду надолго оставить налитой в глину, то глина станет мягкой, и из неё можно будет лепить. Об этом мы поговорим в следующий раз.

     Воспитатель:  А теперь скажите, вы любите рисовать? А чем вы любите рисовать?

    - Карандашами, красками…

    - А я вам предлагаю нарисовать песком, возьмите бутылочки с песком, когда вы их будете наклонять, то из дырочки в крышке бутылки будет сыпаться струйка песка. Нарисуйте на асфальте песочными струйками простые предметы: грибок, солнце, домик…

    (Дети выполняют работу).

    Воспитатель:  Ребята, что мы сегодня с вами рассматривали?

    - Что вы узнали про песок?

    - А что узнали о глине?

    - А чем вы рисовали?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материал на тему "Знакомство со свойствами песка и глины"

    Используют материал для экспереминтированию....

    Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Знакомство со свойствами песка и глины»

    Познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песч...

    Культурные практики "Знакомство со свойствами песка, глины, воды.

    Культурнаые практики для ознакомления детей среднего возраста с песком, глиной, водой....

    «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

    Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от ...

    «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

    Актуальность. Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходи...

    Самоанализ образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

       Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние ...

    Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство со свойствами песка и глины»

    Образовательные задачи: Закрепить первоначальные знания детей об природных материалах: песке, глине. Учить сравнивать два объекта, выделяя различия (сыпучий – несыпучий, движется, рыхлый &ndash...