Культурные практики "Знакомство со свойствами песка, глины, воды.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Андросова Ольга Викторовна

Культурнаые практики для ознакомления детей среднего возраста с песком, глиной, водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kult._pr.znak_._so_sv._p.g.docx249.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко»

Культурная практика организации познавательно-исследовательской деятельности:  «Знакомство со свойствами песка и глины».

Подготовила воспитатель: Андросова О.В.

                                                             Средняя  группа

Программное содержание: познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок, а глина из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание помочь персонажу, интерес к окружающему.

Словарная работа: сыпучий и рыхлый песок, а глина - вязкая, липкая, пластичная.

Оборудование: посылка с мешочками с глиной и песком, стаканы с песком и глиной, листы бумаги, лупы, лопаточки или пластиковые маленькие ложечки, поднос на каждого ребенка, столы с песком и водой, картинка дома из кирпича, красный кирпич, бумажные полотенца для рук.

Ход занятия:

1 часть. Ребята, я  получила посылку от трёх поросят Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф. Они просят вас о помощи. Им нужно построить крепкий, надежный и красивый домик, чтобы он защищал их от волка. Для строительства можно использовать только один из двух видов материала. Они просят нас помочь выбрать  материал.

Из меня кулич испечь удобно,

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,

Догадался, кто я? Я - … (Песок)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

/достает из посылки мешочки с глиной и песком/.

-  Что это? /песок и глина/.

- Сложное задание задали нам поросята. Дом должен быть крепким, не рассыпаться,  не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет?

 Давайте посмотрим картинку домика.  Из чего он построен? /кирпича/. Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи: из песка или из глины? Как можно проверить? /предположения детей/.  

Дети проходят за столы с песком.

2 часть. Опыт 1.  Что лучше лепиться

-Возьмите в ладонь сухой песок и сыпьте его струйкой на блюдце. Легко ли сыплется  песок? /ответы детей/. Что можно сказать о песке?

Вывод: Сухой песок сыпучий.  / показ модели песка: опыт №1/

- Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок?  Проверим  /дети пытаются лепить сухой песок/.

Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

- Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

Смачивают водой песок.

- Куда исчезла вода? /она забралась в песок и спряталась/. Какой стал песок? /мокрый/.  Можно ли теперь лепить его? Попробуйте слепить кирпичик.  

                Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

- Как думаете, а какая должна быть глина, чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины.

- Что мы можем сказать про нее, какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая.

Вывод: когда глина вязкая из неё можно слепить разнообразные фигурки, как из пластилина /показ модели глины:  опыт №4/

-  Что лучше лепится: глина или песок? /глина/. Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

   Вывод: сухой песок не лепится, а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки.

                                                       Дети моют руки.

 - Как вы думаете, какой кирпичик прочнее: песочный или глиняный? Как можно узнать? /предположения детей /. Проверим.

Опыт 2. Что легче ломается?

Дети пробуют пальчиком разломать кирпичи. Что случилось с песочными кирпичами? Рассыпались. А глиняные рассыпаются?

Вывод: из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать.  /показ модели: глина опыт №5, песок опыт№5/

  - А  для прочности глиняные фигурки обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. /показ красного кирпича/. 

Дети моют руки.

- Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет? Давайте  рассмотрим песок и глину.

                                      Дети садятся за круглые столы.

Опыт 3. Из чего состоят песок и глина?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу /показ модели: песок опыт №4/

- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине? / в песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельча песчинок.  /показ модели: глина опыт №1/

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Физминутка:

А теперь сами попробуем превратиться в песок и глину.

Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.

Дунул сильный ветерок, натворил переполох.

Легкие песчинки - поднял он как пушинки. (Прыгают)

И закружил легко. (Кружатся)

Но ветер вдруг угомонился.

Песчинки разом приземлились.

Вокруг себя повернитесь и в глину превратитесь.

Разгулялся ветерок, поднял снова переполох,

Но глины толстые куски,

Не поднять ему никак.

Будем дружненько стоять.

Молодцы, проходите на свои места.

- Ребята,  как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину? Как можно проверить?

 Опыт 4. Проходит ли вода через песок и глину?

 В стаканы помещаются  песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду.

Выяснить, что произошло в ёмкости с песком и глиной.

(Вся вода ушла в песок,) показ модели: песок опыт №3/

(А на поверхности глины вода стоит, значит глина – водонепроницаемая)

но стоит на поверхности) показ модели: глина опыт №2/

 Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?

Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки  не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

   - Так, какие же кирпичи лучше защитят от дождя: песочные или глиняные? Почему?  Верно, песочные кирпичи будут пропускать воду, а глиняные – нет. Молодцы!                   

 - Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства дома? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей: сухая или сырая? Что случится с домом во время дождя, если кирпичи будут песочные?  Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Я думаю, поросята будет рады нашей помощи. Давайте отправим ему нужный материал.  /кладут мешок с глиной в посылку/.

C:\Users\Ольга\Downloads\307268_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства песка и глины

 Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного видаКировского района Санкт-Петербурга Творческая группа«Маленький исследователь»  Конспект занятияпо детскому ...

Конспект познавательного занятия "Знакомство со свойствами камня,глины, песка"

Конспект познавательного занятия с использованием метода моделирования и опытно- экспериментальной деятельности детей...

Опытно – экспериментальная деятельность на прогулке с детьми средней группы «Свойства песка и глины»

Цель:1. Познакомить с такими свойствами песка и глины, как рыхлость и впитываемость;2. Развивать трудовые навыки;3. Воспитывать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентиро...

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Свойства песка и воды

Конспект НОД по познавательному развитиюИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Социа...

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности «Свойства песка и воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды и песка, обратить внимание детей на то, что даже такой объект, как вода и песок, таит в себе много неизвестного.Задачи: Познакомить детей с составом и свойст...