Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Фантазёры» на тему: «Дружат дети всей земли»
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Курамшина Раиля Рамисовна

Открытое занятие

в подготовительной группе «Фантазёры»

на тему: «Дружат дети всей земли»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhat_deti_na_planete.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение            детский сад №89 Приморского района Санкт-Петербурга.

Конспект открытого мероприятия в подготовительной группе по социально коммуникативному развитию на тему: «Дружат дети всей земли»

Воспитатель:
Курамшина Раиля Рамисовна

Санкт-Петербург
2015г.

Цель занятия:

Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.

Задачи занятия:

Познавательное развитие:

  1. Знакомство детей с разными народами, населяющими планету.
  2. Знакомство с культурой различных народов.
  3. Формирование представления различия и сходства людей разных рас.
  4. Создание условий для формирования интереса, любознательности к культуре, языку, деятельности, быту других народов.
  5. Воспитание доброжелательного отношения ко всем народам Земли.

Речевое развитие:

  1. Закрепление умения описывать внешний вид людей.
  2. Обогащение словарного запаса.
  3. Закрепление умения подбирать родственные однокоренные слова.
  4. Упражнение в подборе синонимов, составление сложных прилагательных.
  5. Развитие интонационной выразительности речи.
  6. Упражнения в изменении силы и высоты голоса.
  7. Совершенствование артикуляционного аппарата и развитие речевого дыхания.
  8. Развитие грамматического строя речи.

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Воспитание уважения к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету.
  2. Развитие умения участвовать в совместной игре с другими детьми.
  3. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умение соблюдать правила.
  4. Закладывание нравственных основ личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений, желания поддерживать друзей, заботиться о них; побуждение дошкольников к добрым поступкам.

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Приобщение к музыкальной культуре.
  2. Донесение до сознания детей эмоциональной окраски музыки путем выразительных средств.
  3. Развитие способностей передавать в движениях характер музыкального произведения.
  4. Формирование эстетического восприятия окружающего мира.

Физическое развитие:

  1. Укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, развитие координации движений под музыку.
  2. Воспитание и развитие чувства ритма, воспитание умения перевоплощаться.

Оборудование занятия:

  • магнитофон, аудио записи «Большой хоровод», восточная музыка и т.д.;
  • доска с макетом Земного шара;
  • физическая карта России с изображением живущих на ней народов разных национальностей;
  • мольберт, волшебный экран с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д.;
  • атрибутика Феи цветов: цветик-четырехцветик, указка;
  • картонные куклы разных рас;
  • танграм «Колумбово яйцо»; 
  • карточки с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами;
  • бумажный хоровод народов мира;
  • льдины из картона

Предварительная работа:

  • изучение карты мира для детей, глобуса;
  • беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране», рассматривание иллюстрационного материала по теме;
  • просмотр мультфильма и чтение произведения чтение сказки Катаева В. «Цветик-семицветик»;
  • просмотр мультфильма «Катерок»;
  • чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;
  • загадывание загадок о дружбе;
  • разучивание наизусть стихи о дружбе;
  • изготовление атрибутов: картонных кукол разных рас, цветика-четырехцветика, волшебного экрана с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д., одной большой льдины для подвижной игры, бумажного хоровода народов мира, карточек с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами,
  • на каждого ребёнка: конверт с игрой «Колумбово яйцо», по 2 льдины;
  • подвижная татарская игра «Хлопушка», бурятская народная игра «Волк и ягнята», игра народов Севера «Ловля Оленей» и т. д.;
  • танец «Чунга-Чанга»;
  • решение головоломок.

Ход занятия:

  1. Введение в тему.

Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б.Савельева, сл. М.Танича) дети входят в центр зала, образуя круг.

«Солнечный круг» Воспитатель: — Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.

А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.

Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.

И начнем наше путешествие...

  • Посмотрите на карту — сколько разных народов живет в нашей стране! А как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: — Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)

  • Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным цветом кожи, глаз и волос…
  • Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
  • Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.

  1. Игровая ситуация

Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов. 

Фея Цветов:

  • Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в Фею цветов.

А значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)

- Правильно, цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцветиков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».

Давайте скажем все вместе громко... Дети произносят громко. 

- А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.

3.  Путешествие по земному шару.

Включается экран: Дети монголоидной расы.

— Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)

  • Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)
  • Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
  • Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы . (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).
  • Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии.

Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. Фея цветов показывает указкой Японию.

- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

- В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).

(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.) Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)

  • Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).
  • Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)
  • А как бы нам подружиться с этими детьми?
  • Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
  • В Японии очень любят различные головоломки, среди них (воспитатель демонстрирует) и танграм — выкладывание геометрических фигур - есть и другое название этой игры: Колумбово яйцо. Мы сейчас с вами поиграть в такую игру.
  • Возьмите каждый по конверту и сядьте на ковёр лицом к экрану и так, чтобы друг другу не мешать.

«ТАНГРАМ»

— Откройте конверт. Каждому из вас предлагается набор десяти фигур. Вы должны сложить все фигуры так, чтобы у вас получилось яйцо. (Звучит восточная музыка.)

Дети выполняют задание на ковре, возле мольберта, а затем рассматривают, что получилось.

  • Ребята, вам понравилась эта игра? (Да)
  • Молодцы, ребята! Все справились с заданием. А теперь складывайте свои детали в конверт.
  • На память о нашей встрече нам осталась кукла - японка и еще интересная игра ТАНГРАМ, в которую вы сможете поиграть в свободную минутку.

  • Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается экран: Дети негроидной расы.

  • Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)
  • Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?

Дети:- Девочка с чёрным цветом кожи живёт в Африке.

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка. Фея цветов показывает указкой Африку.

- А теперь расскажите, как выглядит девочка.

- Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза, темные волосы, кудрявые волосы.. . (Кареглазая, большеглазый, темноволосый)

  • Какая одежда у неё?

Дети: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая.

- Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

- А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище — однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;

Они занимаются земледелием: выращивают некоторые  виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища — каши, лепёшки, кислое молоко,  мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

  • Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)
  • Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
  • Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? Дети: Африканские дети больше всего любят танцевать.

- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки.)

Танец «Чунга-Чанга».

 Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах.
В память о них у нас остался этот танец и африканская кукла.

  • Сколько у нас осталось еще лепестков?

Дети: У нас осталось еще 2 лепестка.

- Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова. (Фея цветов предлагает детям повторить ее ясно и отчетливо, на одном выдохе.)

Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).

Посмотрите на экран!

  • Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.) 
  • Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

-Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

  • А теперь расскажите, как выглядят дети?
  • Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

—Какое у детей настроение?

— Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

  • Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу.
  • Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.
  • А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.
  • Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.
  • А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.
  • Молодцы, ребята.
  • А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)
  • Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

— Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

- Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?

1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок: Друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок: Друзья познаются в беде.

4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!

5 ребёнок: Живи не скупись с друзьями делись!

6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,

друга потеряешь - уже не вернёшь.

  • Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И память о них осталась эта подвижная игра и эскимосская кукла.

  • У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой...

Давайте-ка, скажем, волшебные слова... Тихо…

Включается волшебный экран: Дети европеоидной расы,

— Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)

— А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

— И они приготовили для вас один сюрприз.

Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.

Дети выполняют задание под музыку.

— Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)

— Почему это важные слова?

—А вы по-настоящему дружные ребята?

— Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?

— А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и внимание к другому...)

И на память вам ребята дарят русскую куклу.

4. Стихи о дружбе:

1 ребёнок: Дружба — это тёплый ветер,

Дружба — это светлый мир,

Дружба — солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба — это только счастье,

Дружба — у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой — жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом — даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Вам она сослужит службу.

Ведь дружба — это ценный дар!

2 ребёнок: Голубь белый, голубь смелый

Сделал он большое дело

По полям, лесам летал

И от нас привет всем детям

Белым, желтым всем на свете

Белый голубь передал.

3 ребёнок: «Мы разные».  

Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,

Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!

4 ребёнок: «Много у меня друзей»

Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,

А Серёжке целый день
Нас дразнить совсем не лень!
Здесь все дружно мы живём:
Вместе учимся, растём,

Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.

Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.

Мы умнеем и растём,
Здесь мы весело живём.
Пусть воспитательница верит

– Мы её не подведём!

5 ребёнок: «Про дружбу»

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

6 ребёнок: «Дружба – это дар»

Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе .

Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.

— Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?

• мы разговариваем на разных языках;

• по-разному одеваемся;

• выглядим по-разному;

• у нас разные жилища (дома);

• мы живем в разных уголках земного шара.

— Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

— Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

5. «Дружат дети всей земли»

—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соединим его вокруг земного шара. 

— Как красиво у вас получилось.

А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню «Большой хоровод».

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Дружат дети всей Земли»

Цель НОД: уточнение знаний детей о многообразии народов мира и их культуре. Воспитание толерантности.Задачи НОД:Задачи приоритетной образовательной области:«Познавательное развитие&ra...

Конспект основной образовательной деятельности в старшей группе по познавательно - речевому развитию Тема: «Дружат дети всей земли»

Основная образовательная деятельность:  познавательная деятельностьИнтеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие ,речевое развитие, физическое развитие.Цель: Формировать...

Образовательная деятельность в подготовительной группе на тему: «Дружат дети всей земли»

Образовательная деятельность в подготовительной группе  на тему: «Дружат дети всей земли»...

Конспект ОД в подготовительной к школе группе на тему: " Дружат дети всей Земли!"

Формирование у детей понятия дружбы между людьми разных стран....

Конспект открытой ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) во второй младшей группе на тему: «Дружат дети всей Земли»

Конспект открытой ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) во второй младшей группе на тему:«Дружат дети всей Земли»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Насекомые». Буква Е.

Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового и буквенного анализа слов....