Проблема гражданско-правого воспитания детей младшего дошкольного возраста.
материал (средняя группа) на тему

Тунегова Наталья Вячеславовна

Прроблема данной темы носит актуальный характер в современных условиях. В этом разделе говорится о блемах гражданско-правого воспитания дошкольников, о необходимости с раннего возраста воспитывать законо-послушных граждан,соблюдающих права и обязанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_prav_reb.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12

Проблема гражданско-правового воспитания детей младшего дошкольного возраста.

        Подготовила воспитатель:

        Тунегова Н.В.

                            г.Армавир

             2015г.    

Проблема данной темы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы по данной проблеме. При решении этого вопроса вытекает не  мало противоречий, одно из которых это высокая значимость и недостаточная практическая разработанность «защиты прав ребёнка дошкольного возраста».

Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос : с какого возраста надо начинать знакомить ребёнка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО (1974г.), эту работу предлагается начинать ещё в дошкольном возрасте, однако это процесс долгосрочный. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребёнку в возрасте 4-5лет трудно осознать. Не смотря на то, что это очень серьёзный и сложный вопрос, я считаю возможным и необходимым знакомить детей с Конвенцией о правах ребёнка уже с раннего дошкольного возраста, используя в своей работе специфические методы и приёмы. Для знакомства с правами ребёнка помогут хорошо знакомые произведения, среди которых могут быть изображены сказочные, антропоморфные животные (а не люди или дети), которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детёнышей.

Однако, требуется учёт современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы, главная цель которой – дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о Международном документе по защите прав ребёнка. Работа по данной теме предусматривает взгляд на ребёнка как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества. Специфика её предполагает чёткое реагирование на изменения социальной ситуации в современном мире, варьирование, интеграцию и постоянное совершенствование.

В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Среди авторов, занимающихся изучением данного вопроса наиболее популярны С.Шабельник и С.Усачёв. Они предлагают свою форму работы по ознакомлению дошкольников с правами ребёнка на основании своего опыта.

Зачастую, права ребёнка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители – не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребёнка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того , пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, тепла и ласки.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально  дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшие воспроизводство жестокости .

Нарушению прав ребёнка могут способствовать следующие факторы риска :

) неполные и многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, с наличием отчимов и мачех;

) присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения своды;

) безработица, финансовые трудности, постоянные супружеские конфликты;

) статус беженцев, вынужденных переселенцев;

) низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;

) нежеланный ребёнок;

) умственные или физические недостатки ребёнка;

) «трудный» ребёнок.

На сегодняшний день проблема домашнего насилия стоит особенно остро. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих питомцев.

В чём же причина нарушения прав ребёнка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребёнка и, следовательно, не имеют возможности реализовать её статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребёнка.

Проблема гражданско-правого воспитания ребёнка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: её невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в неё детей, родителей, педагогов и психологов.  

   




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Проблема становления речи у детей младшего дошкольного возраста»

Для преодоления задержки речевого развития рассмотрим основные направления комплексной системы работы по развитию речи, которая позволит малышу шаг за шагом научиться произносить звуки и слова, говори...

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эстетическое воспитание ребёнка, развитие его художественного вкуса, умения воспринимать произведения искусства и оценивать своё эмоциональное отношение в процессе такого восприятия становится первооч...

Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста.

С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего голос матери с убаюкивающими  интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка о...

Проблема духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Развитие современного общества на данный период выдвигает проблему формирования нравственной личности, требует осмыслить, каким должен быть современный человек. Среди наиболее важных вопросов выступаю...

Современные проблемы обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста

Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которых практически не существов...