Статья "Актуальность проблемы речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"
статья на тему

Яковлева Наталья Юрьевна

Речевые нарушения у детей – серьезная проблема нашего времени. В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.К сожалению, уровень речевого развития детей раннего возраста, поступающих в детский сад, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Многие дети, имеют проблемы в речевом развитии. В последнее время проблема задержки речевого развития у детей младшего возраста становится особенно актуальной. Большое количество детей уже при рождении имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию, что в свою очередь влияет на развитие речи малыша.На третьем году жизни речь ребенка становится доминирующей линией развития. В норме быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Дети же  раннего возраста с ЗРР достаточно ярко выделяются среди своих сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_problemy_rechevyh_narusheniy_statya.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Актуальность проблемы речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»

Речевые нарушения у детей – серьезная проблема нашего времени. В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

1 -й–подготовительный (с момента рождения до 1 года)

2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет)

3-й –дошкольный (от 3 лет до 7 лет)

4-й– школьный (от 7 лет до 17 лет)

Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь.Именно в раннем возрасте закладывается фундамент для развития всех видов восприятия, непроизвольной памяти,мышления и речи.

Речевые нарушения

К сожалению, уровень речевого развития детей раннего возраста, поступающих в детский сад, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Многие дети, имеют проблемы в речевом развитии. В последнее время проблема задержки речевого развития у детей младшего возраста становится особенно актуальной. Большое количество детей уже при рождении имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию, что в свою очередь влияет на развитие речи малыша.На третьем году жизни речь ребенка становится доминирующей линией развития. В норме быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Дети же  раннего возраста с ЗРР достаточно ярко выделяются среди своих сверстников.

  • у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
  • Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
  • Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
  • Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний.
  • Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения.
  • Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
  • Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу.
  • Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение),  не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
  • Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
  • Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин     (не связанное с ростом зубов)

Профилактика речевых нарушений:

Профилактика – система мер  по  предупреждению  речевых  нарушений.  Она  является  одной  из важнейших  задач  образовательного  учреждения  и   родителей, одним  из  важных направлений работы по развитию речи. Работа по профилактике речевых нарушений рассчитана на то, чтоб максимально рано выявить детей с задержками речевого развития, сократить разрыв между   моментом выявления речевого нарушения и началом логопедического воздействия, целенаправленно вовлекать родителей в процесс развития речи детей. Профилактика речевых нарушений будет эффективной:

  • если  осуществляется взаимосвязь и преемственность в работе всех специалистов и родителей,
  •  если организовывать в группах раннего возраста соответствующую предметно-развивающую среду.
  • необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков.
  • немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот»
  • необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.

Работа  и  коррекция речи особенно актуальна в работе с детьми  младшего    дошкольного    возраста,    так  как  показывает практика,  с  каждым  годом  число    неговорящих    детей  не сокращается,  а  возрастает.

Одной из центральных задач на современном этапе – это поиск  путей наиболее эффективного обучения для профилактики речевых нарушений.  Актуальность  проблемы  определяет  цель  работы  –  развивать коммуникативные  умения,  речь  и  создавать    благоприятные  условия  для индивидуального развития каждого ребёнка.   Реализация  этой  цели  требует  выполнения  ряда  взаимосвязанных видов работы, как с родителями детей, так и непосредственно с детьми.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспит...

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МБДОУ.

В целях профилактики речевых нарушений, нами была разработана  программа речевого развития, предназначенная  для детей 3-4 лет. Предварительно было проведено логопедическое обследование в мл...

Консультация для родителей. "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

В статье говорится о том, как развивается речь детей 2-3 лет в норме, что является отклонением от нормы и как родители могут приблизить речь своего ребенка к этой самой норме....

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЁМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

        В последнее время за 2012 – 2017 год отмечается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения. Одной из наиболее значимой  проблемой является нарушение р...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Для профилактики речевых нарушений у детей, важно развивать общие речевые навыки, развивать мелкую моторику, слуховое внимание и фонематический слух, а главное - общаться с детьми....

Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреж...

МПО воспитателей младших групп "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в детский сад с диагнозом «Задержка речевого развития в раннем возрасте». Чтобы уменьшить количество детей с отклонениями ...