Проблема духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Новикова Ирина Андреевна

Развитие современного общества на данный период выдвигает проблему формирования нравственной личности, требует осмыслить, каким должен быть современный человек. Среди наиболее важных вопросов выступают такие как отношение человека к обществу, активное понимание им своих социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, отношение к умственному и физическому труду, эстетическим нормам. Актуальность проблемы нравственного воспитания старшего дошкольника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми к системе дошкольного образования, необходимостью приобщения детей к системе общечеловеческих ценностей, формирования у детей духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.

Основы нравственного поведения, системы ценностных отноше­ний личности к себе, обществу и к окружающей среде должны фор­мироваться именно в дошкольном детстве, функция которого определяется его неповторимой ценностью в становлении и развитии личности ребен­ка. Кроме того, система дошкольного образования в силу своей особой специфики, связанной с тем, что воспитательный процесс осуществляется в основном одним педагогом, является самым удачным звеном в системе общего образования в части целенаправленного формирования нравственных ценностных ориентации личности в ходе всего образовательного процесса.

Говоря о духовно-нравственном воспитании необходимо изыскивать наиболее эффективные методы управления этим процессом, поскольку содержание и высота нравственности человека определяется его постоянным развитием, воспитанием и самовоспитанием. Педагоги, воспитатели, психологи ведут интенсивные поиски путей решения одной из сложнейших проблем, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением – проблемы формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_statya_novikova.docx14.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема духовно-нравственного воспитания

детей старшего дошкольного возраста

Формирование личности растущего человека составляет одну из главных задач современного общества. В процессе исторического развития общества, формирование духовно развитой личности не совершается автоматически, она обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

В современном российском обществе происходят коренные изменения во всех сферах жизнедеятельности, что обусловливает изменение запросов общества и требований государства в сфере образования. В новых социально-экономических и политических условиях повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. В связи с этим государственный заказ в образовании направлен на «формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, формирование гражданской идентичности», на подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан. Решение этих задач целенаправленно обеспечивают стандарты второго поколения, в которых приоритетное значение имеет не только усвоение системы знаний, умений и навыков, но и развития личности, обретения ею духовно-нравственного и социального опыта, приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование системы личностных качеств.

Развитие современного общества на данный период выдвигает проблему формирования нравственной личности, требует осмыслить, каким должен быть современный человек. Среди наиболее важных вопросов выступают такие как отношение человека к обществу, активное понимание им своих социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, отношение к умственному и физическому труду, эстетическим нормам. Актуальность проблемы нравственного воспитания старшего дошкольника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми к системе дошкольного образования, необходимостью приобщения детей к системе общечеловеческих ценностей, формирования у детей духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.

Основы нравственного поведения, системы ценностных отношений личности к себе, обществу и к окружающей среде должны формироваться именно в дошкольном детстве, функция которого определяется его неповторимой ценностью в становлении и развитии личности ребенка. Кроме того, система дошкольного образования в силу своей особой специфики, связанной с тем, что воспитательный процесс осуществляется в основном одним педагогом, является самым удачным звеном в системе общего образования в части целенаправленного формирования нравственных ценностных ориентации личности в ходе всего образовательного процесса.

Говоря о духовно-нравственном воспитании необходимо изыскивать наиболее эффективные методы управления этим процессом, поскольку содержание и высота нравственности человека определяется его постоянным развитием, воспитанием и самовоспитанием. Специалисты, воспитатели, психологи ведут интенсивные поиски путей решения одной из сложнейших проблем, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением – проблемы формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема являлась актуальной в течение длительного периода времени, она достаточно широко исследуется философами, психологами, педагогами.

Однако, проблема духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, сформулированная в педагогической науке, не является до конца решенной; имеется широкий круг вопросов, которые возникли в период общественных изменений, повлекших за собой перекос в формировании ценностных ориентаций в сторону вещизма, материальных потребностей в ущерб духовному началу. Данное противоречие нуждается в дополнительной разработке. Перед педагогами и родителями ставится задача добиться органического единства обучения и воспитания, формировать у школьников научное мировоззрение, высокие гражданские качества. Проблема духовно-нравственного воспитания рассматривается широко как проблема осмысления нравственного облика личности в системе сложных общественных отношений. Нравственные отношения включены во многие другие общественные связи: трудовые, политические, экономические, семейные, эстетические и т.д. Нравственное сознание и нравственная деятельность должны быть направлены через нравственные отношения на активное участие личности в различных сферах общественной жизни. Мы можем говорить о том, что существует противоречие относительно актуальной необходимости духовно-нравственного воспитания старших дошкольников и отсутствия однозначных методов и технологий ее формирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания,  уважения  и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея «Песни, опаленные войной»

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея "Песни опаленные войной"

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...