Тренинг с педагогами "Сказочный калейдоскоп"
план-конспект занятия на тему

Смирнова Наталия Геннадьевна

Психологический тренинг с педагогами по профилактике профвыгорания с элементами сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnyy_kaleydoskop.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема: «Сказочный калейдоскоп».

    Цель: научить создавать сказки, гармонизация внутреннего состояния, развитие креативности, творческого самовыражения, создание гармонии  в группе, обучение саморегуляции.

    Материалы и оборудование: маркеры, альбомные листы овальной формы, листы бумаги, аудиокассета с записью спокойной музыки.

Ход занятия:

  Вед. Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие.

          «Передай по цепочки». Сигнал к отправлению. Сейчас все участники должны положить свою правую руку на левое колено соседа справа, левую – на правое колено соседа слева. Я даю сигнал отправления – хлопок по колену коллеги. Сигнал передаётся по кругу, пока не вернётся.

 Ведущий  Пока мы добираемся я хочу сказать вам несколько слов. В это путешествие мы отправились, чтобы научиться создавать гармонизацию внутреннего состояния, творческому самовыражению, создание гармонии  в группе, саморегуляции.

    Наверное, нет человека, который не любил бы сказки. Те из нас, кому не интересны классические варианты сказочных историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, любовные романы, фэнтэзи. Но что это, если не современные сказки?

    Сейчас я предлагаю каждому вспомнить ту сказку, которая нравилась в детстве, и подумать, за что вы её полюбили, что вам в ней запомнилось больше всего.

  Какая сказочная галерея у нас получилась! В ней ваша любовь и тепло.

Ведущий  Что вы чувствуете сейчас? Чего ждёте от этого путешествия? (высказывания участников)

   Ну, вот мы и прибыли, но чтобы туда попасть, нужно преодолеть сказочное испытание – пройти через волшебный тоннель.

   Упражнение «С корсажной лентой»  Все участники становятся в круг, берутся за руки. У ведущего наискосок через плечо висит корсажная лента (Д=110см). Каждому участнику нужно попытаться каким-нибудь образом передать ленту на плечо рядом стоящего участника. Через ленту можно переступать либо перебрасывать её через голову, не разъединяя рук. Помощь соседей при этом допускается. Упражнение проходит до тех пор, пока каждый из участников не «пройдёт» через ленту и она не вернётся к ведущему с другой стороны круга.

Ведущий Ну, вот мы и в волшебной стране. И нас встречает первая сказка.

  Чтение сказки о Волшебнике. (приложении № 1)(музыка)

Ведущий Мы научились волшебству. И вдруг неожиданно нашли огромные, необычные яйца.

    Сейчас я дам вам всем по одному такому яйцу, вы их согрейте своим теплом, и из них вылупятся маленькие сказочные существа.

      Нарисуйте, кто появился из яйца,  и придумайте, как его зовут, какой у него характер.

 (Через 2-3 мин участники рассказывают о своих сказочных существах).

Ведущий. Какие замечательные существа появились в нашей сказочной стране! У каждого свой характер. Но мы ещё очень мало знаем о них. Где они живут, что с ними происходит? Я предлагаю вам сейчас разбиться на  четыре подгруппы и сочинить четыре истории о ваших персонажах.

   (неожиданно) «Встаньте те, кому в детстве нравились сказки о животных?» (Первые четверо, кто встал, набирают свои подгруппы)

    Сочинение Сказки (6-7 мин) Каждая подгруппа сочиняет сказку с обязательным участием всех сказочных существ, которые есть в данной подгруппе. Затем зачитывают получившиеся сказки.

   Ведущий.  - Как  быстро вам удалось придумать общий сюжет сказки?

                      - Какую стратегию выбрала группа?

                      - Довольны ли вы получившейся сказкой?

Ведущий Над нашей сказочной страной взошло волшебное солнце.

            Игра « Солнце светит тому…»

Ведущий. Но в сказочной стране, как и в нашей реальной жизни, не всегда светит солнце.

   В сказках мы встречаемся с опасностями. А в реальности часто с конфликтами.

        Упражнение «Разгладим море»

     Представьте себе какую-то конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем теле. Часто в таких ситуациях возникает дискомфортное состояние за грудиной (давление, сжатие, жжение, пульсация).

    Закройте глаза, посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее море «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала.

   Что вы теперь чувствуете? Попробуйте ещё раз.

Ведущий  Вот, мы преодолели одно препятствие. Это упражнение поможет вам быстро в любой ситуации.

 Ведущий Только в сказке человек может увидеть себя ребёнком.

   Упражнение «Внутренний ребёнок»

    Обычно в конфликтных ситуациях включается наш «внутренний ребёнок», и мы начинаем действовать исходя из эго-состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать.

       А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго-состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему «внутреннему ребёнку».

     Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребёнком 4-5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Теперь подойдите к этому ребёнку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: «Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать». Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребёнок, прижмите его к себе.

   Уменьшите ребёнка до размеров горошины и положите в своё сердце. Посмотрите, как он там себя чувствует. А как себя чувствуете вы?

      В конфликтной ситуации, если вы себе позволите, то вполне можете привести себя в следующее спокойное состояние с помощью этого упражнения: «В целом всё нормально, а теперь давай-ка посмотрим, что же я могу сделать с этой проблемой, в этой ситуации?»

    Ведущий   Как бы хорошо не было в сказке, нам пора возвращаться в нашу реальность. Только давайте посмотрим на наш мир другими глазами через призму прекрасного.

Исполняем песню «Как прекрасен этот мир посмотри»

Ведущий – Какие чувства вы испытывали во время занятия?

-  Возникли ли трудности? Если да, то, какие?    

 - Какие чувства вы испытываете сейчас?

Приложение №1

Сказка о Волшебнике

    Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он Красив и добр. Трудно сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: « Он очень молод». Но, глядя на его седые волосы и длинную бороду, они говорили: « Он стар и мудр».

    Этот  человек умел делать то, чего не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корнями. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Люди приходили к нему за советом.

   Они называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он родом, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким же, как и все. Менялись поколения, а Волшебник всё жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой.

    Как-то раз Волшебник сказал людям:

 - Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь.

- Зачем же ты оставляешь нас, - грустно сказали люди. – Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку твоей мудрости.

- Посмотрите вокруг, - сказал Волшебник. – Вы живёте в прекрасном мире. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля. Давайте на минуту замрём и прислушаемся. Чувствуете? Всё, что нас окружает, живёт в своём ритме. И свой ритм  у каждого у нас.

     Люди замерли, закрыли глаза и услышали, КАК дышит земля – ровно и спокойно, КАК плещутся о берег волны – то быстро, то не торопясь. И главное – каждый из них услышал свой собственный ритм: спокойное биение сердца, свободное дыхание…

    И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное.

     - Удивительное и волшебное растёт внутри нас, - с восторгом сказали они волшебнику.

     - Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, улыбнулся Волшебник. – Ведь волшебство – это умение слышать и чувствовать ритм природы и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий мир. Надо только услышать свой ритм и разбудить творца, живущего внутри каждого, и начинается волшебство.

     - А как мы будем им пользоваться? – спросили люди.

    - Можно представить себя здоровым и красивым человеком, рассмотреть свой образ и запечатлеть его в своём сердце, а потом вылепить его из глины, - ответил Волшебник.- И постепенно, даже незаметно для  себя, вы начнёте меняться.

    Можно научиться слышать внутренний ритм другого человека, находить соответствие со своим ритмом, и тогда каждый день будет дарить радость взаимопонимания.

      Можно научиться видеть в каждом событии урок для себя, и тогда на смену тревогам и волнениям придут покой и ясность…

   

   

   

Тренинг с педагогами:

«СКАЗОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».

                                                                                          Составила

                                                                                           педагог-психолог

                                                                                             д/с №63

                                                                           Смирнова Н.Г.

                                                                                                                                                                                                                 

2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...

Тренинг: «Сказочный калейдоскоп: жить в ладу с собой»

Задачи тренинга: создать атмосферу доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга; развить у педагогов коммуникативные умения; сформировать навыки пози...

Методическая разработка тренинга для подготовительной группы "Калейдоскоп эмоций"

Эмоциональная компетентность – это то, что позволяет не только быть высокоэффективным членом любой команды, но и уверенно двигаться к лидерским позициям.В последние десятилетия эмоциональный инт...