Преемственность дошкольного и начального образования
статья на тему

Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_preemstvennost.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного и начального общего образования

в условиях реализации ФГОС ДО      

     Каждая ступень образования содержит свои цели, задачи и реализует свои функции, но все они нацелены на формирование личности. Поэтому в единой системе образования переход с одной ступени на другую не должен быть для человека стрессом или периодом тяжелой адаптации. Особенно это касается младшего возраста, когда все функции организма еще неустойчивы и ребенок не имеет достаточного опыта приспособления к изменяющейся социальной среде. Данное положение позволяет выделить преемственность как один из основных принципов в системе образования.

    Преемственность рассматривается как «…связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка» [2, с.5].  Данное определение показывает, что реализация этого принципа требует, прежде всего, анализа различий и схожих элементов  дошкольного и начального общего образования в современных условиях реализации ФГОС [5,7]. ( см.таб. 1)

     Анализ документов позволяет констатировать, что проблема преемственности возникает по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное, изменение методов и содержания обучения, которое при переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу приводит к росту психологических трудностей у ребенка. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

     Реализация ФГОС ДО и НОО предполагает, с одной стороны, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося, а с другой стороны, школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника, организовывать учебную деятельность с учётом накопленного им опыта.

     Все вышеизложенное послужило основой реализации идеи о разработке программы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС. Программа регламентирует деятельность ДОУ. Данная программа призвана обеспечить преемственность в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным уровнями  общего образования, способствовать построению целостного образовательного пространства на этапе перехода ребёнка из дошкольного учреждения в школу.

     В ходе реализации программы будут решаться следующие задачи:

1. Создание единого образовательного пространства между дошкольным и начальным образовательным учреждением для облегчения естественного процесса адаптации первоклассников.

 2. Организация прочных долговременных связей между педагогами  и воспитателями  с целью обеспечения преемственность в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным уровнями  общего образования.

3. Формирование мотивации воспитанников подготовительных групп к обучению в школе.

 4. Реализация единой стратегии в работе с родителями дошкольников и младших школьников.

5. Обеспечение профессионального рост педагогов и воспитателей.

Реализация данных задач осуществляться по нескольким направлениям:

- организационно-методическое обеспечение процесса, включающее установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов, что приведет к разработке и созданию единого банка диагностических методик предшкольного образования и формирования УУД первоклассников;

- психолого-педагогическая подготовка детей к школе, способствующая совместному изучению интегративных качеств личности ребенка и проведению адаптационных мероприятий с детьми дошкольных групп и учащимися 1-х классов;

- взаимодействие педагогов и родителей, обеспечивающие повышение мотивации детей к обучению в школе.

     Разработанная программа рассчитана на три года и реализуется в несколько этапов: 1) подготовительный этап включает диагностическую, прогностическую и организационную деятельность, которая позволит обобщить и проанализировать существующий опыт работы по выявлению условий и диагностики  воспитанников и обучающихся в процессе их образования с целью выяснения уровня адаптации первоклассников; совершенствовать материально-техническое обеспечение программ; 2) основной этап включает в себя мероприятия по адаптации детей к начальной школе; 3) аналитико-коррекционный этап позволит провести мониторинг адаптации учащихся 1-х классов, уровня сформированности УУД.

    Реализация программы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС будет способствовать:

- обеспечению высокого качества образования, его доступности, открытости и привлекательности для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей);

-гарантии охраны и укреплению физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

-созданию комфортной среды для обучающихся, воспитанников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогических работников;

- личностно-ориентированному взаимодействию взрослых с детьми;

-построению образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми.

     Таким образом, выполнение  нового ФГОС для дошкольного образовательного учреждения означает достижение более высоких, чем прежде, результатов и эти изменения должны быть не фрагментарными, а системными. Важнейшим условием, обеспечивающим высокое качество образовательной программы дошкольным образовательным учреждением является коллективный характер деятельности по ее разработке и реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС»

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального...

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС

Доклад на семинаре- практикуме для воспитателей " Использование разнообразных форм работы с родителями при подготовке к школе", + анкеты для родителей и тесты....

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества".                                ...

Опыт работы по преемственности дошкольного и начального образования

О преемственности дошкольного образования и начального школьного образования много говорят в последнее время. Поднимаются вопросы  отсутствия единых программ воспитания и обучения, несогласованно...

Преемственность дошкольного и начального образования

7 ноября 2013 года в рамках преемственности была проведена экскурсия детей в СОШ №2. Это дети групп №7,8,9,10,11 подготовительного возраста, именно те, которые собираются идти в школу. Все ребята оста...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Проблема преемственности между ДОУ и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федерал...

Конспект ООД согласно плану отдела образования и в рамках творческой группы «Преемственность дошкольного и начального образования»

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему " Космос"         [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11534610","attributes":{"alt":"",...