Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
статья на тему

Никитченко Елена Петровна

Проблема преемственности между ДОУ и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

«Школьное обучение никогда не начинается

 с пустого места, а всегда опирается на определённую

стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский

Проблема преемственности между ДОУ и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

     Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У  программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении).

 Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.

    Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

   В настоящее время наш детский сад работает по программе

«От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой),

Для осуществления преемственных связей строим свою работу следующим образом:

1.Укрепление здоровья детей;

-  обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;

-организация двигательной активности детей.

 2. Формирование положительной мотивации:

- проведение занятий в форме - игры.

3. Формирование предпосылок учебной деятельности;

- восприятие инструкций;

- планирование деятельности;

- умение выполнять задание до конца;

- способность выполнять задание в течение определённого времени.

4. Развитие познавательных функций:

-речь;

- внимание;

- память;

- восприятие;

- воображение;

- мышление.

5. Организация разнообразных форм занятий:

- наблюдение;

- работа парами;

- работа по подгруппам;

6. Активизация любознательности и инициативности детей:

- умение задавать вопросы;

- высказывание собственных суждений;

- умение делать простые практические выводы.

7. Организация сотрудничества детей и педагогов.

8. Создание развивающей среды.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Преемственность возможна на основе учёта того общего, что объединяет две ступени развития. Успешность реализации преемственности определяется рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной средой. В нашем детском саду работа по преемственности ведется уже давно и включает следующие этапы:
1. Составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности;
2. Проведение профилактических мероприятий, таких как:
"День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;
3. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
4. Взаимные посещения занятий, с целью знакомства с формами и методами работы

5.Проведение МО, с участием специалистов детского сада и школы; 6.Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
7. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению  должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне.  Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

                             

Литература

  1. Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
  2. Кузнецова В.К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно- воспитательного комплекса»// Нач. школа. – 1996 №8
  3. Фельдштейн Ф.М. «Проблемы возрастной и педагогической психологии,- М.: Международная педагогическая академия», 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС»

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

Обеспечение психологической преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который пришел на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необх...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН:"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ....

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ....

Статья. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

В статье раскрывается проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования, как одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики....

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...