Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.
материал по теме

Ткачева Надежда Яковлевна

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного и начального образования

в условиях реализации ФГОС .

        

Проблема преемственности между дошкольным общеобразовательным учреждением  и  начальным  образованием надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У  программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Особенностью новых стандартов является формирование и развитие  у детей учебной деятельности - умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества.

В настоящее время федеральным государственным требованиям соответствуют комплексные программы:

«Примерная основная образовательная программа дошкольного образования одобренного решением федерального объединения по общему образованию».

«От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой),

Для осуществления преемственных связей необходимо:

1.Укрепление здоровья детей;

-  обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;

-организация двигательной активности детей.

 2. Формирование положительной мотивации:

- проведение занятий в форме - игры.

3. Формирование предпосылок учебной деятельности;

- восприятие инструкций;

- планирование деятельности;

- умение выполнять задание до конца;

- способность выполнять задание в течение определённого времени.

4. Развитие познавательных функций:

-речь;

- внимание;

- память;

- восприятие;

- воображение;

- мышление.

5. Организация разнообразных форм занятий:

- наблюдение;

- работа парами;

- работа по подгруппам;

6. Активизация любознательности и инициативности детей:

- умение задавать вопросы;

- высказывание собственных суждений;

- умение делать простые практические выводы.

7. Организация сотрудничества детей и педагогов.

8. Создание развивающей среды.

Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.Основными целями образования становится формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения, любви к окружающей природе, Родине, семье.Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения.

   Дошкольники и младшие школьники очень любознательны, поэтому проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в учебно-воспитательный процесс.

В соответствии ФГОС  «Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа» выглядит так.

Преемственность возможна на основе учёта того общего, что объединяет две ступени развития. Успешность реализации преемственности определяется рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной средой.

В нашем дошкольном отделении №6 "Солнышко" состоялась встреча наших выпускников: уже учащихся начальной школы, и ребят подготовительной группы, на празднике, посвященном Дню космоса. В рамках этой встречи были проведены увлекательные викторины, спортивные эстафеты и просмотр познавательного фильма о космонавте Ю.А.Гагарине.

А также в нашем дошкольном отделении "Солнышко" состоялась встреча учащихся спортивной школы г. Москвы из Северного Чертаново с нашими подготовительными группами, где ребята показали свои спортивные достижения.

Литература

  1. Кузнецова В.К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно- воспитательного комплекса»// Нач. школа. – 1996 №8
  2. Фельдштейн Ф.М. «Проблемы возрастной и педагогической психологии,- М.: Международная педагогическая академия», 1995.
  3. Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС»

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Проблема преемственности между ДОУ и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федерал...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

Обеспечение психологической преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который пришел на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необх...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН:"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ....

Статья. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

В статье раскрывается проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования, как одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики....

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...