Обеспечение психологической преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС
проект (подготовительная группа) на тему
Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который пришел на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_tekst.docx | 70.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3
- Анализ внешней и внутренней ситуации ………………………………… 4
- Целеполагание, ожидаемые результаты………………………………….. 6
- Концептуализация………………………………………………………….. 8
- Этапы реализации проекта ………………………………………………... 8
- Мониторинг…………………………………………………………………18
Заключение ……………………………………………………………………..24
Список литературы …………………………………………………………….25
Приложение ………………………………………………………………….. .28
Введение
Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который пришел на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.
В настоящее время общими проблемами для всех уровней образования (дошкольное и начальное общее, начальное общее и основное общее и т.д.) являются несовпадения препятствующие стабильности и качественности в процессе получения образования. В «Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» отмечается, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены, в том числе на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования. Вместе с тем в одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
Несомненно, преемственность должна обнаруживаться в содержательных аспектах, формах и технологиях обучения.
- Анализ внешней и внутренней ситуации
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.
Одни ученые считают, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой. Преемственность охарактеризована ими со стороны динамики развития детей, организации и осуществления самого педагогического процесса.
Другие ученые основным компонентом преемственности считают взаимосвязь в содержании учебно-воспитательного процесса. Некоторые характеризуют преемственность в формах и методах обучения.
В центре исследований, выполненных под руководством Н.Н. Поддьякова, находятся вопросы специальной подготовки детей. Совершенно очевидно, что этим не исчерпывается вся проблема преемственности.
Н.В. Нижегородцева, Е.Н. Рубина, В.Д. Шадриков рассматривают преемственность через готовность детей к обучению в школе и адаптацию к новым условиям жизни, через перспективные связи между возрастными линиями развития. Авторы отмечают, что педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.
Отдельные теоретико-методические стороны данного вопроса раскрываются в работах Л.А. Венгера, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева и других. На современном этапе к вопросам преемственности в образовании обращались Ю.К. Бабанский, М.С. Годник, М.А. Данилов, В.С. Леднев, А.А. Люблинская, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др. В указанных исследованиях преемственность рассматривается в разных аспектах: как педагогический принцип, как условие, как базовый механизм, обеспечивающий непрерывность образования.
В 1996 г. коллегия Министерства образования Российской Федерации впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития - как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного - начального школьного образования.
На современном этапе преемственность как многоаспектное явление рассматривается в рамках системы развивающего обучения. Ученые указывают на необходимость формирования на дошкольной ступени не праобраза учебной деятельности, а ее универсальных психологических предпосылок. Особое внимание уделяется обогащению образовательного процесса творчески развивающими формами деятельности, которые обеспечивают создание психологического фундамента готовности ребенка к начальному обучению. Понятие «преемственности» обогащается новыми содержательными компонентами: эмоциональным, деятельностным, содержательным, коммуникативными. Определены принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также условия и педагогические направления реализации преемственности дошкольного и начального образования.
Анализ современной ситуации позволил выявить противоречие между тенденциями к минимизации содержательных связей в образовательных программах дошкольного и начального уровней образования, все большей рассогласованности деятельности воспитателей детских садов и учителей школы и необходимостью системных взаимосвязей на уровне важнейших элементов смежных образовательных систем.
- Целеполагание, ожидаемые результаты
В соответствии с различными действующими программам старшие дошкольники довольно много времени уделяют систематическим занятиям, что, однако, в подавляющем большинстве случаев не обеспечивает ни реального развития детей, ни их полноценной готовности к школьному обучению. Психологами, педагогами, медиками отмечается опасная тенденция снижения физического и психического здоровья дошкольников вследствие откровенного форсирования учебной деятельности, организуемой без достаточного учёта природных законов развития ребёнка. В результате вместо полноценного развития и подготовки к школьному обучению многие дети на момент поступления в школу не только заметно снижают учебную мотивацию, но и в значительной степени исстрачивают свои физические и психические ресурсы. В итоге наблюдается противоречивая и даже парадоксальная картина. С одной стороны, в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы активной деятельности ребёнка-дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества). Они либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами существенно изменяются — в их содержании начинает зримо проступать черта учебных предметов. Иначе говоря, вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольника пытаются сформировать её элементы. С другой стороны, начальная школа, по выражению В.В. Давыдова, «подхватывает» и утилизирует наличный репертуар дошкольных форм познания (житейские, эмпирические познания действительности).
В связи с этим, целью нашего проекта является обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
- Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
- Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
- Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
Мы считаем, что преемственность дошкольной и начальной общего образования может быть обеспечена, если:
- будут согласованы цели воспитания, обучения и развития на уровне дошкольного и начального отделений школы;
- определены структура и содержание воспитательно-образовательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности;
- формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольника, а не её элементов.
Результатом реализации проекта сотрудничества должно стать создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
- комфортной психологической атмосферы по отношению к обучающимся, воспитанникам.
- Концептуализация
Введение в школах ФГОС НОО нового поколения, в дошкольных учреждениях ФГОС ДО определяет ряд высоких требований к современному младшему школьнику и выпускнику детского сада. Психолого-педагогической основой концепции ФГОС являются:
- партнерские отношения: общество-школа-семья-личность.
- типы образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные.
- типы универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
В своей работе мы так же опирались на основные положения следующих концепций:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования.
- Теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
- Этапы реализации проекта сотрудничества
В проекте сотрудничества раскрыты принципы:
Принцип развития.
Принцип целостности.
Принцип культуросообразности.
Принцип содержания образования.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Таблица №1
План реализации проекта сотрудничества
Направления деятельности с детьми | Направления деятельности с родителями | срок | ответственные | |
Подготовительный этап | Мониторинг уровня сформированности предпосылок учебной деятельности | Анкета 1 «Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы». Анкета 2 «Изучение потребности родителей» | сентябрь | педагог-психолог |
Основной этап | 1. «Знакомство: «Я + Ты = Мы» | Занятие 1. Физиология и психология шестилеток
| сентябрь | педагог-психолог / педагог |
2. «Школа и школьные правила» | сентябрь | педагог-психолог / педагог | ||
3. «Я и Ты = школа. Экскурсия по школе» | Занятие 2. Мой ребенок
Дети с ослабленным здоровьем. | сентябрь | педагог-психолог / педагог | |
4. «Развиваем пальчики рук» | октябрь | педагог-психолог | ||
5. «Штрихуем контурно - изображенные предметы» | Занятие 3. Плохое поведение
Шумный класс. | октябрь | педагог-психолог | |
6. «Дорисуй предмет. Цветовое изображение предметов» | октябрь | педагог-психолог | ||
Детско-родительское игровое занятие на свежем воздухе «Скоморошки» | октябрь | педагог | ||
8. «Путешествие по сказкам» | ноябрь | педагог-психолог | ||
9. «ШКОЛА» - Школьные предметы. Школьные принадлежности. | Занятие 5. Новые программы
Несколько слов о чтении | ноябрь | педагог-психолог | |
10. Сказкотерапия «Белочкин сон» | ноябрь | педагог-психолог | ||
11. «ЖИВОТНЫЕ». Домашние животные. | Занятие 6. Адаптация ребенка к школе. 1. Признаки успешной адаптации. 2. Что надо знать родителям? 3. Не навреди! | ноябрь | педагог-психолог | |
12. Дикие животные. |
| декабрь | педагог-психолог | |
13.«РАСТЕНИЯ». Овощи. Фрукты. | декабрь | педагог-психолог | ||
Тема: «МИР УВЛЕЧЕНИЙ» – Игры, игрушки | декабрь | педагог-психолог | ||
15. «ДОМ» Одежда. Обувь. Головные уборы. | январь | педагог-психолог | ||
16. Одежда. Сказкотерапия «Новое платье короля» | Занятие 8. Учимся слушать и слышать.
| январь | педагог-психолог | |
17. Обувь. Видеотренинг «Возвращение блудного попугая» | январь | педагог-психолог | ||
«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». Человек. | февраль | педагог-психолог | ||
19. Сказкотерапия с элементами Арт-терапии – «Снегурочка». Разминка.Расширение. Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода. | февраль | педагог-психолог | ||
20. ТЕМА: «ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ». | Занятие 10. Сеанс библиотерапии (М. В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых») | Февраль | педагог-психолог | |
21. Видеотренинг «Снегурочка». Разминка.Расширение. Просмотр сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование одного из героев. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода. | Февраль | педагог-психолог | ||
22. Время суток. | Занятие 11. Встреча со школьным психологом. | Март | педагог-психолог | |
23. Сказкотерапия «Кто раньше всех встает» | Март | педагог-психолог | ||
ТЕМА: «СЕМЬЯ» – Члены моей семьи | март | педагог-психолог | ||
25. Видеотренинг «Чиполлино». Разминка.Расширение. Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев.Ри-сование продолжения сказки. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода. | Март | педагог-психолог | ||
Заключительный этап | Детско-родительское занятие «Веселое космическое путешествие в созвездие знаний» (итоговое занятие) | Апрель | педагог-психолог | |
Мониторинг уровня сформированности предпосылок учебной деятельности | Анкета «Что изменилось во мне». Обратная связь |
- Мониторинг
Задача мониторинга: индивидуальная диагностика уровня сформированности предпосылок учебной деятельности.
Обследуемые: дошкольники 6-7 лет
Характеристика методик:
№
| Название теста, автор | Исследуемые функции | Факторы, влияющие на результат | |
1 | Тестовая беседа С.А.Банкова | Степень психосоциальной зрелости | Общая осведомленность, культурная образованность | |
2 | Ориентировочный тест школьной зрелости Я.Йирасика | Развитие мыслительных операций, общая осведомленность. | Умственная и социальная зрелость. | |
3 | Методика школьной мотивации Т.А.Нежновой. | Мотивационная направленность | Ориентация на школьную или дошкольную деятельность. | |
4 | История в картинках | Уровень образования понятий. | Умственное и речевое развитие | |
5 | Графический диктант Д.Б.Эльконина | Сформированность произвольности | Умение внимательно слушать и выполнять указания взрослого. |
Оценочные шкалы:
№ | Название шкалы
| Статистические данные (уровни) |
1 | Уровень психосоциальной зрелости | Высокий – от 24 до 29 баллов Средний – от 20 до 24 баллов Низкий – от 15 до 20 баллов |
2 | Уровень сформированности мыслительных операций: | Высокий – 24 и более баллов Выше среднего – от 23 до 14 баллов Средний – от 13 до 0 баллов Низкий – от -1 до -10 баллов Очень низкий – менее -11 |
3 | а) высокая школьная мотивация б) положительное отношение к школе в) несформированная мотивация (неопределенная) г) дошкольная мотивация | а) А >> В б) А > В в) А = В г) А < В |
4 | а) нахождение смысловой связи б) составление связного рассказа | Высокий – 7 баллов Выше среднего – 5 баллов Средний – 3 балла Низкий – 2 балла Очень низкий – 0 баллов |
5 | а) произвольность. б) перенос навыка. | Высокий – 4 балла Выше среднего – 3 балла Средний – 2 балла Низкий – 1 балл Очень низкий – 0 баллов |
Задача исследования: групповая диагностика уровня сформированности предпосылок учебной деятельности.
Обследуемые: дошкольники 6-7 лет
Характеристика методик:
№
| Название теста, автор | Исследуемые функции | Факторы, влияющие на результат |
1 | Тест Тулуз-Пьерона | Особенности нейродинамики, внимания, работоспособности | Особенности функционирования мозга; скоростные характеристики психических процессов. |
2 | Тест Равена | Визуальное мышление | Уровень и особенности интеллектуального развития |
3 | Визуальный анализ-синтез | Интуитивное мышление | Уровень развития понятийного мышления |
4 | Визуальные аналогии | Логическое мышление | |
5 | Тест «Дерево» | Личностные особенности | Личностное развитие |
Оценочные шкалы:
№ | Название шкалы
| Статистические данные (уровни) |
1 | а) скорость переработки информации б) внимательность | а) Высокий – >40 баллов Хороший – 30-39 баллов Средний – 18-29 баллов Низкий – 15-17 балла Патология – <14 балл б) Высокий – >0,98 баллов Хороший – 0,96-0,97 баллов Средний – 0,91-0,95 баллов Низкий – 0,89-0,9 балла Патология – <0,88 балл |
2 | а) линейное визуальное мышление. б) структурное визуальное мышление | а) Высокий – 12 баллов Хороший – 10-11 баллов Средний – 7-9 баллов Низкий – 5-6 балла Патология – 0-4 балл б) Высокий – 12 баллов Хороший – 9-11 баллов Средний – 5-8 баллов Низкий – 2-4 балла Патология – 0-1 балл |
3 | Понятийное интуитивное мышление | Высокий – 8 баллов Хороший – 6-7 баллов Средний – 4-5 баллов Низкий – 2-3 балла Патология – 0-1 балл |
4 | Понятийное логическое мышление | Высокий – 11 баллов Хороший – 8-10 баллов Средний – 4-7 баллов Низкий – 2-3 балла Патология – 0-1 балл |
5 | а) самооценка б) отношение к себе в) характер взаимоотношений с окружающими г) личностные особенности. |
Качественный анализ. |
Анкета для родителей №1 «Особенности воспитания ребенка в семье,
его склонности, интересы»
- С какого возраста посещает ребенок детский сад?
- Какие игрушки, игры, материалы есть у ребёнка?
- Кто чаще воспитывает ребёнка?________________________
- Вмешивается ли старшее поколение в воспитание? Как Вы к этому относитесь?_________________________________________________
- Есть ли трудности у ребёнка (подчеркните) в одевании, в засыпании, в умывании, в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании в туалете ?________
- Какой режим в семье (подъём, кормление, прогулки, сон) _________
- Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают или запрещают? (единодушны, не всегда, нет), __________________________________________________
- Какие меры воздействия на ребёнка применяются? (поощрения, наказания, внушения, выговор, объяснения, рассуждения)? ____________________________________________________
- Кого в семье ребенок слушается? (маму, папу, всех, никого) ___________________________________________________________
- Помогает ли ребёнок по дому? _______________________________
- Назовите любимые игры и игрушки ребёнка, любимые сказки и книжки, любимую пищу ____________________________________
- Какие качества ребёнка Вы особенно цените? (доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)_________________
- Существуют ли у ребёнка следующие проблемы: мочится в постель (ночью или днём), грызёт ногти, сосёт палец или др.? _________________________________________________________
- Является ли религия важной частью семейных традиций? Какой религии следуете? ____________________________________________
Анкета для родителей №2 «Изучение потребностей родителей»
Уважаемые родители!
Вы – главное для ребенка люди на Земле. Наша задача – помочь Вам в его воспитании. Цель данной анкеты: изучить Ваши потребности и интересы в вопросах сотрудничества с детским садом. Ваши искреннее и полные ответы позволят нам построить работу так, чтобы она максимально соответствовала Вашим ожиданиям. Это поможет нам с вами воспитать здорового физического, умственного и нравственного развитого ребенка.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
Ваша ФИО___
Фамилия, имя ребенка___
1. Считаете ли Вы необходимой совместную работу ДОУ и семьи?
- Да
- Нет
- Частично
2. Что является для Вас главным в воспитании ребенка?
- здоровье и физическое развитие;
- развитие нравственных качеств;
- развитие умственных способностей;
- развитие художественных способностей;
- ранее обучение ребенка чтению, письму;
3. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?
- информационную помощь;
- диагностическую;
- консультативную;
- другую помощь (какую именно) укажите;
4. По каким вопросам воспитания и обучения хотели бы получить консультацию?
- о питании детей
- о развитии умственных способностей;
- о психофизиологических особенностях ребенка;
- о воспитании сына (дочери) ;
- об успехах ребенка;
- об общении с ним;
- об организации жизни ребенка в семье;
- об организации его досуга, семейных праздников;
5. Какие формы работы с семьей Вы считаете для себя наиболее интересными, значимыми?
- консультации;
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания;
- практические семинары;
- школы молодых семей;
- семейный клуб;
- другое (что именно) укажите;
6. В каких формах работы Вы хотели бы принять личное участие?
- родительские собрания;
- лекции;
- групповые досуги;
- тематические консультации;
- семинары-практикумы;
- тематические выставки;
- родительские клубы;
Заключение
В данной работе мы раскрыли один из аспектов актуальной и сложной проблемы преемственности дошкольного и начального образования в аспекте формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников. В своей работе мы сделали попытку сблизить теорию с практикой и показали необходимость дальнейших разработок данного вопроса. Аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы показал, что проблема переходных периодов и, в частности, переход от дошкольного к младшему школьному возрасту, изучена недостаточно. Особую остроту она приобретает из-за слабого учета психологического фактора при подготовке дошкольников к обучению в школе, чем не обеспечивается в полной мере органический переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
В заключении можно сделать вывод, что преемственность дошкольной и начальной общей ступеней образования становится эффективнее при организации специальной деятельности, при которой выполняются следующие условия:
- интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка;
- основными компонентами психолого-педагогической готовности предпосылок учебной деятельности является, принятие учебных задач, овладение обобщёнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки;
- сотрудничество (психолого-педагогическое взаимодействие) ребёнка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.
Разработанный нами проект сотрудничества по формированию предпосылок готовности к овладению учебой деятельностью позволит существенно повысить уровень, готовности к обучению и придать ему устойчивость.
Список литературы
1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003
2. Белошистая А.В. О преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Вопр. психологии. – 2008. - № 6. - С. 39-45.
3. Белошистая А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / А.В. Белошистая // Начальная школа: плюс - минус. - 2012. - № 2. - С. 2-3.
4. Веденеева И.М. Преемственность предшкольного и начального образования // Начальная шк. плюс до и после. – 2010. - № 4. - С. 39-42.
5. Волошина Л.Н. Современные проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования // Начальная шк. – 2011. - № 6. - С. 1-3.
6. Волошина Л. Новая педагогическая реальность или Снова преемственности дошкольного и начального общего образования // Нар.образование. – 2009. - № 4. - С. 176-181.
7. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры: Избранные психологические труды / Л.С. Выготский // Серия «Психологи Отечества» / Ред. М.Г. Ярошев-ский. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 344 с.
8. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках начальной школе. Москва2007
9. Голиков А.И. Преемственность ведущих видов деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Начальная шк. плюс до и после. – 2007. - № 12. - С. 67-69.
10. Герасимова Р.Е. Педагогические условия обеспечения единой системы дошкольного и начального образования: дис. ... канд. пед. наук / Р.Е. Герасимова. - Якутск, 2001. - 182 с.
11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов - М.: ИНТОР. 1996. - 544 с.
- Дынник Л.Г. Подготовка дошкольника к школьному обучению // Завуч начальной шк. – 2011. - № 5. - С. 91-93.
Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ. Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1986. - Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.
- Кулешов И.В. Современная концепция непрерывного образования. // Педагогическое обозрение – 2012 - №4
- Кукушин В.С. Современная педагогическая технология в начальной школе. Ростов-на-Дону.,2004
- Курлат А.М. Компетентностный подход в подготовке будущего педагога к реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования // Начальнаяшк. - 2008. - № 11. - С. 32-37.
- Опанасенко Л.Н. Опыт организации преемственности между начальной школой и дошкольным образовательным учреждением // Начальная шк. плюс до и после. – 2011. - № 7. - С. 54-59
- Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Свищева Е.Е. Обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной школы // Справ.руководителя дошк. учреждения. – 2011. - № 9. - С. 63-68.
- Соколова Е. Преемственность дошкольного и начального школьного образования // Дошк. воспитание. – 2010. - № 11. - С. 36-39.
- Соломенникова О.А. Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения. Гендерный подход // Начальная шк. – 2008. - № 2. - С. 3-6.
- Татанов Н.Е. Непрерывное образование. // Вестние КГУ – 2012 - №4
- Федосова Н.А. Подготовка к обучению в школе - основа преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Проект «Преемственность» // Начальная шк. – 2010. - № 10. - С. 21-26.
- Чейли Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Пер. с англ. Н.В. Елизаровой. М.: Смысл. 2002. – 354 с.
- Шемина Т. Преемственность дошкольного и начального школьного образования в условиях перехода на новые стандарты // Педагог. – 2011. - № 5. - С. 76-78.
- Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности дошкольного и начального школьного образования // Начальная шк. плюс до и после. – 2009. - № 12. - С. 54-57 ; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.school2100.ru/arch_mag_stat/magst_12-09_12.pdf (04.10.13)
- Четыз Т.Н. Реализация принципа преемственности между дошкольным образованием и начальной школой // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. - 2005. - № 3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-preemstvennosti-mezhdu-doshkolnym-obrazovaniem-i-nachalnoy-shk... (04.10.2013).
Приложение 1.
Занятие 8. Путешествие по сказкам.
1. Ритуал начала занятия.
Игра «Я рад(рада) тебя видеть...»
Дети встают в круг и передают друг другу мячик со словами «Я рад тебя видеть... (Петя)».
Игра «Передай мяч как...»
Психолог просит детей представить, что сейчас мяч будет превращаться в разные вещи и его нужно будет предать так, как будто эта вещь.
- Маленький котенок, который спит
- Горячая картошка
- Стакан до краев полный воды
- Тяжелый арбуз
2. Основная часть занятия
Посмотрите, что принес нам Незнайка на занятие? (психолог показывает мешочек). Это мешочек со сказками. Какие вы знаете сказки? А сегодня мы попробуем сочинить свою сказку.
Игра «Мешочек сказок»
В этом мешочке находятся карточки с разными картинками, на них нарисованы какие-то сказочные вещи, персонажи и т. п. Вы по очереди вытаскиваете карточку, кладете ее на стол и начинаете рассказывать историю: «Однажды...». Затем следующий берет карточку из мешочка, кладет ее рядом с предыдущей и рассказывает продолжение истории и т. д.
А сейчас Незнайка предлагает нам немного отдохнуть.
Игра «Волшебное слово-пожалуйста»
Психолог называет различные движения (руки на пояс, руки вверх и т. д.). Дети должны выполнить только те движения, если психолог говорит слово «Пожалуйста» (Пример: пожалуйста руки в стороны).
Посмотрите, что Незнайка достал из своего кармана? (варежки)
Задание «Две варежки»
Дети объединяются в пары. Каждой паре необходимо договориться друг с другом, и украсить пару варежек. Каждый разукрашивает свою варежку, но узоры у двух варежек должны получиться одинаковые и красивые.
Данная работа оформляется на страницу книги «Летопись наших занятий».
3. Рефлексия прошедшего занятия
- Чем мы сегодня занимались?
- Что было интересным?
- Что вызвало трудности?
- Что понравилось больше всего?
А сейчас появляется еще один лепесток настроения, разукрасьте его тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и приклейте его к Дереву настроения. Какое у вас настроение?
Вы сегодня очень активно работали, смогли выполнить разные задания и Незнайка принес вам еще одну «монетку мудрости» (Знание лучше богатства). Психолог детьми обсуждает прочитанную мудрость и помещает монетку в шкатулку.
4. Ритуал прощания
Дети становятся в круг, соединяют свои ладошки в середине — «по типу ромашки» и все вместе произносят «До свидания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
Проблема преемственности между ДОУ и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федерал...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.
Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН:"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ....
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ....
Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."
Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....
Статья. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.
В статье раскрывается проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования, как одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики....
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...