Театрализованные игры детей средней возрастной группы
методическая разработка (средняя группа) на тему

Вилистер Светлана Игоревна

Содержание

 

1.                Основные понятия театрализованной игры

2.                Методическая разработка конспекта НОД в средней возрастной группе  ДОУ по русской народной сказке «Колобок» с анализом проведённой деятельности

3.                Методическая разработка конспекта НОД в средней возрастной группе  ДОУ «Путешествие в мир театра» с анализом проведённой деятельности

4.                Методическая разработка конспекта НОД в средней возрастной группе  ДОУ «Страна Игралия» с анализом проведённой деятельности

5.                Список использованной литературы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №13 имени С.Я. МАРШАКА

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методика организации театрализованной деятельности»

Тема: Театрализованные игры детей средней возрастной группы

                                                                            Выполнила:

                                                                            студентка заочного отделения

                                                                            3 курса, группы 32-ВЗ

                                                                            специальность 050704

                                                                           «Дошкольное образование»

                                                                             Вилистер Светлана

                                                                             Игоревна

Преподаватель: Львова Лариса Семёновна

Оценка:

Дата сдачи:

Москва 2013 год

Содержание

  1. Основные понятия театрализованной игры
  2. Методическая разработка конспекта НОД в средней возрастной группе  ДОУ по русской народной сказке «Колобок» с анализом проведённой деятельности
  3. Методическая разработка конспекта НОД в средней возрастной группе  ДОУ «Путешествие в мир театра» с анализом проведённой деятельности
  4. Методическая разработка конспекта НОД в средней возрастной группе  ДОУ «Страна Игралия» с анализом проведённой деятельности
  5. Список использованной литературы

Основные понятия театрализованной игры

Театрализованная игра представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией, - сюжетом игры (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

По мнению Е.А. Антипиной, театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, и она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности. Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений.

   Театрализованная игра - эффективное средство для формирования творческих способностей дошкольника в процессе осмысления им нравственного контекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства.

О. В. Гончарова, считает, что театрализованная деятельность относится к художественно-эстетическому образованию и обладает наибольшими развивающими возможностями, соответствующими природе детства, в которой полнее проявляется потребность ребёнка в преобразовании.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, творчестве, познавательности, эмоциональности и  воздействии художественного образа на личность. Театр - самый доступный вид искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:

- с формированием творческих способностей;

- с художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А. Васильева, С.А. Козлова).

 

Т.В. Ендовицкая применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д.Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения. В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошина, Л.С. Фурмина).

Это открывает перспективы использования театрализованной игры в творческом развитии детей. По мнению Н.А. Ветлугиной, режиссёрская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоционально-творческой сферы ребёнка, умения отражать чувства и состояния других.

Выделяют различие сюжета и содержания игры (Д.Б. Эльконин). Сюжет - это сфера действительности, которая определена автором и моделируется, воспроизводится в игре. Содержание игры - то, что именно воспроизводится в сюжете, то есть моделирование социальных отношений и ситуаций в окружающем мире. Появление у детей замысла означает переход к творческой деятельности.

В раннем возрасте ребёнок идёт от действия к мысли, у дошкольника развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения (Л.С. Выготский).

 

Учёными разработаны критерии определения развития творческих способностей, навыков и умений детей, представленные в программах дошкольного воспитания по театрализованной деятельности («Детство», «Развитие»); сформулированы параметры диагностики и развития эмоциональной сферы у детей в процессе специально организованного общения с использованием игр-драматизаций; разработаны варианты включения театрализованных игр в другие виды деятельности (Н.Е. Веракса).

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (С.А. Козлова, Т.А. Куликова). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские, каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов.

 

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток).

Из-за особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театрально-игровая деятельность», что также вызывает определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; между импровизацией в игре и этапами подготовки театрализации; между акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошкольника.

Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для дошкольников 4 - 5 лет. У детей этого возраста отмечается освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек.

 

Вначале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не стоит требовать его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, необходимо подключать по возможности детей к игре, чтобы они активно участвовали в диалоге с вами, подыгрывали основной сюжетной линии, имитировали движения, голоса, интонации персонажей игры (Т.Н. Караманенко).

Далее небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений следует использовать высказывания только что выступавших персонажей.

В группе детского сада рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, театру на рукавичках (Н.В. Микляева). В уголке располагаются (Л.Н. Сорокина):

- различные виды театров: бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширма для кукольного театра, костюмы, маски

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, стул режиссёра, виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, коробки, банки, пуговицы, природный материал.

 

Ступени работы следующие:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

Однотомная бессловесная игра - импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра - импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Инсценировки фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Однотомная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников среднего возраста являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста: основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена (Н.Е. Веракса).

     

Задачи и содержание работы: в данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:

- многоперсонажные игры-драматизации по текстам сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Снегурочка»);

- игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

- постановка спектакля по произведению (Т.Н. Палашна).

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т.п.). Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»).

Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

             

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.). Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются во всех её аспектах.

Методическая разработка конспекта НОД в средней возрастной группе  ДОУ с анализом проведённой деятельности

Конспект занятия театрализованной деятельности в средней группе по русской народной сказке «Колобок»

Цели:

- Поддерживать стремление детей активно участвовать в драматизации, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

- Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

- Воспитывать желание управлять театральными куклами би-ба-бо.

- Совершенствовать артистические навыки детей.

Форма театральной зрелищности: стендовый, кукольный театр.

Форма педагогического руководства игрой:   преимущественно   косвенная.

Материал и оборудование:

Куклы би-ба-бо героев сказки: дедушка Молчок, колобок, заяц, лисица, волк, медведь

Импровизированная сцена

Музыкальный центр, фонограмма русской народной музыки «Барыня».

Место проведения – игровая комната.

Предварительная работа:   беседа по сказке, самостоятельный пересказ детьми  рассматривание   кукол,   разучивание   ролей персонажей  сказки, пробная   этюдная работа.

Ход проведения игры. Организация и руководство игровой деятельностью.

Сюрпризный момент. К детям приходит Дедушка Молчок (кукла би-ба-бо) и предлагает отгадать загадки. Загадывает детям загадки о героях сказки «Колобок». Дети отгадывают, Дедушка Молчок в знак благодарности предлагает поиграть в сказку.

         Дети рассаживаются на стульчиках в «зрительной» части игровой комнаты. Рассматривание кукол персонажей. Вопросы к детям:

Кто главный герой этой сказки?

Как называется эта сказка?

Есть ли автор у этой сказки?

Какие ещё герои есть в этой сказке?

В какой последовательности они появляются?

Что происходит, когда колобок встречает лису?

Вам нравится эта сказка?

Кто вам впервые ее рассказал?

        Поощряю детей за активность в ответах.

Предлагаю разыграть сказку. Дети поддерживают инициативу. Выбираем желающих и распределяем роли.  Дедушка Молчок на «сцене» готовит артистов к разыгрыванию. Настраиваю детей-зрителей на важность зрителя в театре и интерес к просмотру игры-представления. Нахожусь  с актёрами на «сцене» и играю роль автора, и, по необходимости суфлёра. Включаю музыку.

        Начинаю рассказывать сказку. Дети разыгрывают роли. Происходит игра-драматизация сказки.

   

  Предварительная работа                    Разве зайка боялся колобка?

  Рассказывание сказки                          Смотри, какой он безобидный!

         

После разыгрывания сказки организую поклон артистов и аплодисменты зрителей. Спрашиваю, что понравилось и запомнилось, активизирую интерес и желание разыграть сказку с другими исполнителями в следующий раз. Вместе с детьми благодарим наших актёров, прощаемся с дедушкой Молчком. Собираю кукол. Покидаем «зрительный» зал.

Методическая разработка конспекта НОД в средней возрастной группе  ДОУ с анализом проведённой деятельности

Конспект занятия театрализованной деятельности в средней группе «Путешествие в мир театра»

Цели:

 Формировать интерес к театрально-игровой деятельности.

 Учить находить выразительные средства для воплощения образа.

 Развивать выразительность речи

Создать положительный эмоциональный настрой.

Учить использовать атрибуты, детали костюмов.

Вид игры:  игровое занятие с элементами драматизации

Форма педагогического руководства игрой:   преимущественно   прямая.

Форма театральной зрелищности: кукольный и игровой театр

Материалы и оборудование к занятию:

Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы на гапите, королева-зеркальце, маски-шапочки, домик-теремок, шапочки кошек и мышек, костюмы медведя, лисы, зайцев, письмо с загадками.

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей. Рассказ воспитателя о театре.

Ход проведения занятия: Организация и руководство игровой деятельностью.

Ход занятия

Педагог приводит детей в музыкально-театральный зал.

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети: – ТЕАТР!

– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?             (Ответы детей)

– А вы хотели бы стать артистами?

Дети: – Да

– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

–Раз, два, три — повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника.

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Педагог достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку, а в ней маски с эмоциями радости и печали:

Дети рассказывают сначала о маске радости.

– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).

Затем дети рассказывают о маске печали, грусти.

 

– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно? (Ответы детей). (Показ презентации «Эмоции»)

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь. (На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят стульчики).

– Ребята, нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а педагог садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).

– Здравствуйте, ребята!

Я – забавный старичок,

А зовут меня — Молчок.

Мне, ребятки, помогите.

Скороговорки расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки? (Да). А как надо говорить скороговорки? (Быстро и понятно).

 Ребята рассказывают скороговорки (3 - 4). Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.

–  Что же дед хранит в шкатулочке?

–  Театральные ложки.

–  А сможете вы их оживить?

       

–  Вспомните потешку «У медведя во бору»:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит

–  Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.

– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу? (Ширма).

Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы. Как они называются? (Куклы на гапите).

– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?

Дети: – Надо научить ее говорить.

Дети берут куклу девочку и котика и показывают потешку «Киса».

– Здравствуй, киса. Как дела?

Что же ты от нас ушла?

– Не могу я с вами жить.

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

– А чему еще мы учим кукол?

Дети: – Учим двигаться.

– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».

Дети показывают этюд с куклами девочка и бабушка:

    Большие ноги шли по дороге,

    А маленькие ножки бежали по дорожке.

                     

– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.

(Я достаю красивое, резное зеркало в серебряной раме).

–  Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.

–  Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам надо сделать

Чтобы дальше нам идти.

Зеркальце (голос) – Подойдите к зеркалам и на них взгляните.

Вам задания я дам

Выполнить спешите. (Выполняется игровое упражнение «Зеркало»)

–  Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

–  И нахмурьтесь, как дитё.

–  Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.

Дети прощаются с королевой зеркал и продолжают свое путешествие. (Стоит домик).

–  Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

– Маски–шапочки живут.

В гости всех они нас ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь

– Я тут! Я на чеку-у!

– Я всех вас допеку-у!

– Кукареку! Кукареку!

Уснули дети. Свет потух.

(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).

– Молчи, горластенький петух!

(петушок тоже приседает)

                     

Танцевальная импровизация.

Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.

– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре — это сцена. А на сцене всегда оживает сказка (занавес открывается).

Стоит медведь, к нему скачут зайчата. Они жалуются медведю на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за медведя. Медведь ругает лису, а лиса убегает.

   

– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.

Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души! (звучит песня «Кукляндия»)

– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами. Спасибо всем!

 

После окончания занятия организую поклон артистов и аплодисменты друг другу. Собираем вместе с детьми реквизит и шапочки. По возращении в группу делимся впечатлениями с детьми, спрашиваю, что понравилось и запомнилось, активизирую интерес и желание разыграть этюды с другими исполнителями в следующий раз.

Методическая разработка конспекта НОД в средней возрастной группе  ДОУ с анализом проведённой деятельности

Конспект занятия по театрализованной деятельности в средней группе «Страна Игралия»

Цели:

Дать детям возможность самостоятельно сочинять сценки.

Активизировать имитационные способности.

Учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли.

Формировать пантомимические навыки и творческое воображение

Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.

Формировать исполнительские умения.

Вид игры:  игровой развивающий тренинг

Опорная методическая литература: Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет, Гончарова О.В. «Театральная палитра», Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду», Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников».

Опорные тексты:

Стихотворения детских поэтов, потешки, диалоги.

Планируемые методические приемы организации занятия:

Разминка на активизацию внимания, игровые  упражнения на различные действия, двигательную активность, интонационную выразительность, ролевые диалоги, этюды.

Материал и оборудование: фонограмма

Место проведения:  групповая комната

Форма педагогического руководства игрой:   преимущественно   прямая

Предварительная работа: чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок.

Ход проведения занятия: Организация и руководство игровой деятельностью.

Ход занятия

Разминка

Игра «Измени голос»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.

Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.

 

Старенькая бабуля                                   Красотка на подиуме

Игра «Воображаемое путешествие»

Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.

Педагог. Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение. Итак, возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить у вас: «Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит, их, не сразу можно увидеть — траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь мы идем дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске. Мы вошли в лес, где много грибов и ягод,— осмотритесь. Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзаков завтраки, которые вам дала в дорогу мама, и перекусите. А я буду угадывать, что вы «едите».

Игра «Сам себе режиссер»

Цель. Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных. Педагог объясняет детям: «Режиссер - это руководитель, организатор номера или спектакля, или циркового выступления артистов». Один ребенок (по желанию) берет на себя роль режиссера. Он набирает артистов, придумывает сценку, использует реквизиты, костюмы. Остальные ребята, не занятые в сценке, придумывают свои сценки.

   

 

Игра «Представьте себе»

Цель. Развивать имитационные способности.

- Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети перечисляют.) Сейчас вы придумаете, в кого превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что загадали, а я попытаюсь отгадать. Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д. Педагог отгадывает, уточняет.

- Солнышко скрылось за тучку, пошел дождь. Скорее под зонт!

   

Игровые упражнения

Игра-пантомима «Муравейник»

Цель. Учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли.

- Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко припекает, до дома далеко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень! Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете. И вдруг... что это? Кто-то ползет по вашим ногам... Ой, это муравьи! Вы сели на пень-муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в сторону...

Игра проводится несколько раз коллективно и по желанию индивидуально.

Игра-пантомима «Мухи»

Цель. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение.

Детям предлагается внимательно прослушать стихотворение, затем педагог читает, а дети, не произнося ни слова, «показывают» стихотворение мимикой и жестами. Можно использовать музыкальное сопровождение.

На паркете в восемь пар мухи танцевали.

Увидали паука - в обморок упали. Ах!

Стихотворение разыгрывается несколько раз. (Можно менять музыку.)

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель. Развивать пантомимические навыки. Педагог читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород, зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки. Но сначала все вскопает,

Там играл зимой в снежки, а потом всё разровняет,

Ну а летом - в прятки. Семена посеет ловко

А весною в огород и пойдет сажать морковку.

Ямка - семя, ямка - семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожаи свои соберет.

И как раз - здесь закончился рассказ!

 

Игра-пантомима «Жадный пес»

Цель. Развивать пантомимические навыки.

Педагог читает текст, дети имитируют движения по тексту:

Жадный пес - тесто замесил,

Дров принес. Испек пирожок,

Печку затопил, сел в уголок

Воды наносил, и съел его сам! Aм!

После каждой строки делайте паузу, чтобы дети успели импровизировать в движениях задания. Если есть затруднения, то вступайте в игру сами или наводящими вопросами помогите детям добиться более убедительной игры (Как тяжело нести дрова! Целая охапка в руках, под их тяжестью мы согнулись и т.д.)

Игра-пантомима «Сугроб»

Цель: Развивать пантомимические навыки, воображение (Дети имитируют движения по тексту).

На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.

- Почему река исчезла в озере?

Ролевые диалоги

Мини-сценка «Хозяйка и кот»

Хозяйка: Почему ты черен, кот?

Кот: Лазил ночью в дымоход.

Хозяйка: Почему сейчас ты бел?

Кот: Из горшка сметану ел.

Хозяйка: Почему ты серым стал?

Кот: Меня пес в пыли валял.

Хозяйка: Так какого же ты цвета?

Кот: Я и сам не знаю это.

После разучивания дети делятся на пары и, используя шапочки-маски - детали костюмов, разыгрывают мини-сценку.

Мини-сценка «Ёж»

Ребенок: Очень, еж, ты хорош, только в руки (в лапы) не возьмешь!

Ёж: Нехорош? Ну и что ж! Без иголок я - не еж!

Эту сценку педагог разучивает с детьми, а затем, меняя персонажей (ребенок, волк, лиса, медведь), предлагает разыграть ее по ролям, обращая внимание на интонационную выразительность. Дети разбиваются по желанию на пары и проигрывают эту мини-сценку, используя шапочки-маски.

Театральный этюд.

Мини-сценка «Великан и мышь» (А.Фронденберг)

с использованием кукол театра би-ба-бо.

Педагог: Тсс... Тихо! Слушайте, ребята!

Жил великан один когда-то.

Во сне вздохнул он что есть силы

И мышь живую проглотил...

Бедняга побежал к врачу.

Великан: Я мышку съел, я не шучу!

Помилуйте, какие шутки,

Она пищит в моем желудке!

Педагог: Был врач умнейший человек.

Он строго глянул из-под век...

Врач: Откройте рот, скажите: А-а-а. Живую мышь? Зачем? Когда?

Великан: Сейчас!

Врач: Так что же вы сидите? Идите, кошку проглотите!

 Мини-сценка «Жук»

педагог (или ребенок): На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жук: Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Обратить внимание на интонационную выразительность при произнесении слов жука.

 

Этюд «Утешение».

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).

Этюды - настроения

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Этюд "Новая кукла"

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

Этюд "Баба Яга"

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Этюд «Медвежата»

Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки - греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали.

 

Этюд "Фокус"

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Этюд "Один дома"

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно - а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Этюд "Лисичка подслушивает"

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Театральные загадки

Он по сцене ходит, скачет,

То смеется он, то плачет!

Хоть кого изобразит, -

Мастерством всех поразит!

И сложился с давних пор

Вид профессии - ...(актёр)

Всеми он руководит,

Мыслит, бегает, кричит!

Он актёров вдохновляет,

Всем спектаклем управляет,

Как оркестром дирижер,

Но зовётся - ...(режиссёр)

Спектакль на славу удался

И публика довольна вся!

Художнику особые овации

За красочные ...(декорации)

Если хочешь стать другим, -

Призови на помощь ...(грим)

Пришли в театр мы как-то с другом.

Искали долго, где нам сесть.

Сказали нам, что полукругом

Ряды для нас в театре есть.

С давних пор любой театр

Имеет свой... (амфитеатр)

Порой в театре так нужны,

А для спектакля так важны                                  Рыцарь без страха и упрёка

Такие вещи, что купить,

Доставить выстроить, сложить

На сцене просто невозможно.

Но сделать их подобье можно.

Есть в театре территория,

Где готовят … (бутафорию)

Встанут все актёры дружно

Там, где им по роли нужно.

Режиссёр зовёт на сцену -

Размечает … (мизансцену)

То царём, а то шутом,

Нищим или королём

Стать поможет, например,

Театральный… (костюмер)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.:Сфера, 2009.
  2. Александрова, О. В. Разыгрываем сказки / О.В. Александрова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
  3. Баряева, Л. В. Театрализованные игры - занятия./ - Л.В. Баряева, И.А. Вечканова, Е.Н. Загребаева, А.В. Зарин - СПб.: Союз, 2001.
  4. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество./ Н.Е. Веракса // Вопросы психологии. - 2005. - №4.
  5. Ветлугина, Н. А, Музыкальное воспитание в детском саду./ Н.А. Ветлугина - М.: Просвещение, 1981.
  6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте./ - Л.С. Выготский, СПб.: Союз, 1997.
  7. Генов, Г. В. Театр для малышей./ Г.В. Генов - М.: Просвещение, 1968.
  8. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2012.
  9. Гончарова О.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания. -  М.:Сфера, 2012.
  10. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика- Синтез, 2006.
  11. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. (Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей). – М.: ВАКО, 2007.
  12. Караманенко, Т. Н. Кукольный театр - дошкольникам./ Т.Н. Караманенко, Г.Н. Караманенко - М.: Просвещение, 1982.
  13. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: Академия, 2001.
  14. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей // Дошкольное воспитание. - 1994.
  15. Макаренко, Л. И. Здравствуй, театр! / Л.И. Макаренко // Дошкольное воспитание. - 1998.
  16. Нестеренко, А. А. Страна сказок./ А.А. Нестеренко - Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993.
  17. Соловьева, Е. Н. Театр кукол./ Е.Н. Соловьева - М.: Госиздат, 1960. -.319с.
  18. Соловьева, Е. Н. Встреча в гостиной "Театра" / Е.Н. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 1998.
  19. Сорокина, Н. Л. Театр - творчество - дети / Н.Л. Сорокина // Дошкольное воспитание. - 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной театрализованной деятельности в средней возрастной группе "Этюдный тренаж"

Этюдный тренаж расчитан на детей средней возрастной группы от 4-5 лет. В ходе совместной деятельности реализуются задачи направленные на развитие воображения у детей с помощью этюдов с воображаемыми п...

Квест-игра для детей средней возрастной группы "Космическое путешествие"

Цель: Формирование у детей представления детей о космосе.Задачи:Образовательные:Расширить представления детей об окружающем мире (космос);Обогащать лексический запас слов детей по теме:...

Театрализованная постановка детей страшей возрастной группы для первой младшей группы «Приключение Морского конька»

Театрализованная постановка детей страшей возрастной группы для первой младшей группы...