Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа) по теме

Ботякова Татьяна Александровна

Предложенный материал поможет воспитателям ДОУ грамотно  организовать воспитательно - образовательный процесс по формированию социальной уверенности детей дошкольного возраста, который научит ребенка устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_uverennost.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ на тему:

«Формирование социальной уверенности у детей

старшего дошкольного  возраста».

       В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию.

      Как показывает практика, многие дети не  умеют сотрудничать со сверстниками. Преобладание эгоистических мотивов, мотивов соперничества в коллективной деятельности ведет к возникновению конфликтных отношений, психологических травм. Появляется разочарование, обида, агрессивность, эмоциональная подавленность.  В дальнейшем, для  успешного обучения в школе, детям необходимо научиться  работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам. Такого уровня взаимодействия ребенок может достичь только в условиях специально организованной деятельности, направленной на приобретение позитивного опыта совместного с другими существования.

Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, с окружающим миром.  Социальная неуверенность - прежде всего неуверенность в самом себе, в своей уместности в социуме, неумение реализовать свою индивидуальность и найти свое место среди людей. Социальная неуверенность может стать личностным качеством и перейти во взрослую жизнь.

 Личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность (физическую, эмоциональную, умственную и т.д.). В результате этой активности появляются новые качества личности, физические изменения в организме, преобразования в окружающей среде. В процессе взаимодействия с объектами, с людьми ребенок самостоятельно вырабатывает свое отношение к ним.

Для благополучного роста каждый ребенок нуждается в атмосфере любви и психологического благополучия. Если это условие отсутствует, ребенок, может быть даже неосознанно, испытывает негативные переживания, что отражается на его развитии.

Социально неуверенное поведение характеризуется

несколькими аспектами:

1. Причинами социально неуверенного поведения являются социальные страхи (страх расставания с близкими, страх быть в центре внимания, страх социальных контактов и т.д.) и дефицит социальных навыков.

2. Порочный круг «социальный страх -  социально неуверенное  поведение» постепенно становится установкой, которая приводит к реакции беспомощности и проявляется в форме пассивности, избегания, отчуждения, неприятия, безынициативности и т.п.

3. Социально неуверенное поведение возникает в определенной ситуации при мысленном или реальном взаимодействии с социумом.

4. Для социально неуверенного поведения характерно: повышенное внимание к себе, которое выражается в неадекватном, искаженном восприятии воздействий, в желании играть одному, разговаривать с самим собой, сочинять истории и т.п.; неадекватная самооценка, ожидание неудач, неуспешность; повышенная зависимость от оценки окружающих, недоверие к себе.

5. Признаками социально неуверенного поведения являются поведенческие стереотипы.

Признаки социально неуверенного ребенка

      Для социально неуверенных людей характерна беспокойная моторика или пониженная моторная активность; вялая мимика, трудности в установлении перцептивных и эмоциональных контактов (прикосновение, взгляд и т.п.); тихая, невнятная, невыразительная или громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная речь; трудности в вербальном выражении своего эмоционального состояния, в ласковом назывании себя по имени; отказ от социальных контактов (особенно с незнакомыми людьми), самоизоляция в группе; неумение самоутверждаться (выдвигать требования к другим, отказывать, высказывать свое мнение, критиковать и принимать критику, идти на компромисс); неумение налаживать контакты, сближаться с другими людьми; паника при трудностях.

Поэтому перед педагогами стоит задача помочь  детям найти свое место в обществе, приобрести социальную уверенность.

Социальная уверенность - это осознанный способ гармоничного взаимодействия с самим собой, с людьми, с окружающим миром, применяемый на основе освоения личностью позитивного социального опыта в процессе деятельности.

В основе социальной уверенности лежит положительная «Я-концепция», возникающая у человека в процессе социального взаимодействия.

Социально уверенное поведение характеризуется

следующими умениями:

- проявлять волю, принимать собственное решение, прогнозировать последствия своих действий и ситуаций;

- выбирать способ поведения и действия, оптимальные и характерные для той или иной коммуникативной ситуации;

- управлять блокирующими чувствами,  т. е. негативными эмоциями (гнев, агрессия, ненависть, обида, вина и т.п.), трансформировать их в продуктивную форму поведения;

- реализовывать самоутверждающие способы поведения (без агрессии и не за счет других); к умениям выражать свои права и чувства по отношению к другому человеку относится умение сказать «нет»; умение выражать желания и требования, позитивные и негативные чувства; коммуникативные умения (налаживать контакты, вести и заканчивать разговор, обращаться с просьбой и т.п.);

- адекватно воспринимать и интерпретировать похвалы, адекватно оценивать себя в общении с другими людьми;

- разрешать проблемные ситуации, осуществлять компромисс, прогнозировать и устранять конфликт.

Признаки социально уверенного ребенка

У социально уверенного ребенка сияющие глаза, прямая осанка; движения энергичны, походка гибкая, эластичная; в теле отсутствует напряжение; отмечается выразительность, связность, средний темп речи. Он эмоционально открыт для контакта с другими, для предложений и побуждений, может заявить о себе, выступить в роли лидера, с ним можно договориться. Он стремится к установлению контактов, умеет выразить свои намерения и чувства.

Основной деятельностью, в которой может полноценно осуществляться эмоциональное и социальное развитие дошкольника, является игра. В игре, не только моделируется деятельность человека, вырабатываются и усваиваются правила, но и происходит побуждение  ребенка к экспериментированию, созданию своих вариантов игры.

Этапы развития социализации

1-й этап  направлен на знакомство, объединение, эмоциональное сближение детей, создание коллектива.         

2-й этап  направлен на развитие самосознания, позитивного самовосприятия и навыков самоутверждающего поведения.

3-й этап  направлен на развитие эмоциональной сенситивности, социально-перцептивных способностей.

4-й этап  направлен на приобретение детьми навыков сотрудничества.

 5-й этап  направлен на развитие социально-коммуникативных умений детей.

       Основной формой организации педагогической работы является занятие, проводимое один раз в неделю с небольшими подгруппами детей (10-12 человек).

Структура занятия:

Вводная часть, направленная на создание мотивации, установление контакта с детьми, эмоционального настроя. Для социально неуверенных детей во вводной части важна эмоциональная поддержка и контакт со взрослым.

Основная часть, содержащая игры, упражнения, задания, несущие смысловую нагрузку по реализации поставленных задач. В этой части в дети погружаются в мир сказочных путешествий, приключений.  Дети осваивают новые знания о себе, сверстниках, окружающем мире, познают способы взаимодействия с ними, овладевают умениями и навыками общения в совместной деятельности.

Заключительная часть, направленная на закрепление позитивного опыта переживаний, выражения своего эмоционального состояния, включающая подведение итогов. В этой части занятия важно еще раз подчеркнуть для социально неуверенного ребенка значимость его достижений, результата деятельности с другими детьми, что закрепит у него позитивные представления о себе и своих возможностях.

В конце занятия или сразу же после него нужно подвести итоги:

побеседовать с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры они хотели бы поиграть в свободное время, приятно ли им было общаться друг с другом, удавалось ли достичь согласия в игре. Расспросить детей о полученных переживаниях, о настроении. Предоставить возможность каждому высказаться, не принуждая при этом к ответу. Отметить те изменения, которые произошли в детях. Поделиться с детьми впечатлениями, чувствами, которые Вы испытывали на занятии.

Перейти к другой деятельности поможет «прощание», когда дети собираются в круг, берутся за руки, подходят к центру круга и, соединяя руки вместе, смотрят в глаза друг другу.

Формы организации деятельности

с детьми вне занятий

1.Групповые ритуалы (приветствия, прощания). 

- Ритуал приветствия проводится в начале дня. Он выполняет функцию установления эмоционально позитивного контакта педагога с каждым ребенком.

- Ритуал прощания проводится в конце дня. Он позволяет  закрепить положительные переживания ситуаций групповой деятельности и взаимоотношений в группе.

Ритуалы должны быть динамичными, эмоциональными. Их продолжительность не более 3-х минут.  Использование ритуалов создает у детей ощущение безопасности, поддержки, способствует групповой сплоченности, более открытому выражению чувств.

2. Минутки общения. Это  игры, включающие обмен действиями, высказываниями, цель которых - помочь детям сбросить напряжение после занятия, получить заряд радости, бодрости, поддержать атмосферу доброжелательности и доверия. Они проводятся в течение 3-5 минут на одном из перерывов между занятиями.

3. Дружеские посиделки. Это 10-минутные беседы, которые проводятся в конце дня. Цель их - закрепить позитивные переживания детей, полученные ими в течение дня, развить способность к рефлексии как групповой, так и собственной деятельности.

Дети могут  делиться своими достижениями, успехами дня, подводить итог своей и групповой деятельности. Педагог может стимулировать высказывания детей вопросами.

Можно предложить детям высказаться по кругу или передавая «волшебный предмет» тому, кто хочет поделиться впечатлениями о проведенном дне. В заключение высказывается педагог, сообщая о своих чувствах, давая оценку группе в целом. Дружеские посиделки завершаются ритуалом прощания.

4. Групповые дела. Они предусматривают участие детей и родителей в жизни группы. Это - оформление групповых помещений, создание групповых альбомов, стендов, групповой атрибутики и символики и т.д.

5. Совместные мероприятия с детьми других групп. Предусматривают участие в совместных развлечения, играх, конкурсах детей, посещающих разные группы детского сада.

6. Праздники - это совместная деятельность детей, организованная в рамках определенного сценария. Эта форма работы дает возможность социально неуверенному ребенку продемонстрировать свои умения, возможность включиться в общее эмоциональное действо. Сочетания сказочного сюжета, игр и различных заданий позволяют ему участвовать в общей деятельности детей, выполняя посильные для него действия (несложные танцы, пение вместе с другими детьми, чтение стихов).

7. Инсценировка сказок. Важна для освоения социально неуверенным ребенком опыта взаимодействия в сказочных ситуациях. Общаясь от лица героя сказки, социально неуверенный ребенок может осваивать различные способы и формы поведения, не опасаясь ситуации неуспеха.

8. Индивидуальная работа. Это могут быть индивидуальные беседы, поручения, обсуждение успешного опыта ребенка за день; нахождение вместе с ребенком различных стратегий поведения в конкретных ситуациях общения и др.

Методы и приемы, используемые при развитии

 у детей  социальной уверенности:

  1. Наглядные:

-  Показ используется педагогом и при организации творческих заданий и игр на сотрудничество;

- Демонстрация желаемых форм поведения  помогает социально неуверенному ребенку  ориентироваться в многообразии человеческих взаимоотношений в ситуации общения;

- Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и диафильмов.

  1. Речевые:

- Объяснение способов взаимодействия детей друг с другом на занятиях, инструктирование при выполнении отдельных игр и заданий; групповая и индивидуальная беседа на темы человеческих взаимоотношений и способов общения;

-  Чтение и обсуждение рассказов, стихов, сказок, содержащих в себе аспекты

социальных взаимодействий между их героями;

- Игры на развитие коммуникативных умений.

3. Практические методы: создание педагогом конкретных коммуникативных ситуаций, в которых ребенок может освоить

умения приветствия и установления контакта с другими детьми, взрослым,

умение знакомиться, просить о помощи и оказывать ее.

4.Игровые методы: создание  необходимых условий для личностного развития дошкольника в ведущем для этого возраста виде деятельности – игре.

5. Различные виды игр:

• Интерактивные  - включают обмен действиями между участниками,

установление невербальных контактов.

В работе с социально неуверенными детьми при использовании этого

вида игр от взрослого требуется постепенность в усложнении игр и заданий и

последовательность в установлении контактов (от социально безопасных,

общепринятых, до тактильных, связанных с прикосновениями).

• Ритмические  - связаны с ритмичным проговариванием слов и

выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и

передачей ритма;

• Коммуникативные  - включают обмен высказываниями,

установление вербальных контактов;

• Игры-дискуссии - совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации.

• Творческие  - подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы; игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации); ситуативно-ролевые

(направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях).

6. Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и

невербальные техники):

• Упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности, способности понимания состояний, особенностей людей, их перемещений, пространственного расположения, отношений между ними и т.п.

• Упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве).

Игровые методы и приемы особенно важны и эффективны в работе с

социально неуверенными детьми. Ведь именно игра является той

практической деятельностью, в которой ребенок познает окружающий мир,

социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с

другими людьми.

Преимущества использования игровых методов для социально

неуверенных детей заключаются в следующем:

• игра помогает выразить скрытые чувства;

• игра помогает социально неуверенному ребенку обсуждать различные вопросы и проблемы;

• игра помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их

мотивацию;

• игра дает возможность поупражняться в различных типах поведения;

• игра высвечивает общие социальные проблемы и динамику

группового взаимодействия - формального и неформального;

• игра дает возможность учиться различным способам общения и

подчеркивает важность эмоциональных реакций;

• игра является мотивирующей и эффективной, поскольку

предполагает интересное действие;

• игра обеспечивает быструю обратную связь каждому участнику

игры;

• игра центрирована на ребенке и обращается к его нуждам и заботам;

содержание и темп игры зависит от группы;

• игра устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными

ситуациями;

• в игре социально неуверенный ребенок учится контролировать свои

чувства и эмоции;

• игра помогает ребенку изменить негативные установки в ситуациях

общения на позитивные.

Для реализации всех техник важна внутренняя позиция педагога по  отношению к ребенку:

• нужно быть готовым принять чувства ребенка, не оценивать и не

осуждать их;

• нужно хотеть услышать ребенка, быть полезным ему в обретении

уверенности в себе, а не заставлять действовать по желанию взрослого;

• нужно воспринимать ребенка как самостоятельную личность, не

брать на себя ответственность за его выбор, не пытаться все сделать самому

за ребенка, а искренне верить в его возможности разрешать свои проблемы.

Важным условием результативности работы является взаимодействие педагога, родителя и ребенка. Родители являются активными участниками педагогического процесса.

 Только полная включенность в работу по освоению ребенком

позитивного опыта как педагога в условиях образовательного учреждения,

так и родителя в условиях повседневной жизни помогут ему в овладении

социальными умениями, навыками, в развитии социальных способностей и

социальной уверенности.

Литература:

  1. Князева О. Л.:  «Я-ты-мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников».
  2. Пашкевич Т.Д  «Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет».
  3. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Молостова Н.Ю., Кольцова И.Н. «Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе»

В данной консультации педагоги ДОУ могут ознакомиться с теоретическими вопросами воспитания у ребёнка самоуважения и уверенности, а также найти игры, которые будут подспорьем в работе с детьми....

Родительская встреча на тему: "Формирование у ребенка уверенности в себе и своих возможностях"

Формирование у ребенка уверенности в себе и своих возможностях...

Консультация для воспитателей «Как приобщать ребенка к социальному миру».

Консультация для воспитателей«Как приобщать ребенка к социальному миру».  Составил: Ланцова Ю. А.    МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 15 « Ёлочка» Как ...

Консультация для воспитателей и педагогов Тема: «Формирование у дошкольников экологических представлений через проектную деятельность».

Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности.  В этот период складываются основы личностной культуры. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культу...

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности в себе на занятиях по физической культуре»

laquo;Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности в себе на занятиях по физической культуре»...

Консультация для воспитателей. «Воспитание у детей самостоятельности и уверенности в себе посредством обучения спортивным играм».

В старших группах деятельность детей всё больше насыщается играми и упражнениями, требующими интенсивного движения, проявления ловкости, быстроты, самостоятельного выбора способа действия, определённы...

Сценарный план заседания ММО старших воспитателей, воспитателей групп раннего возраста, воспитателей ДОУ, по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»

Тема заседания методического объединения: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО».Цель: Содействие повышению у...