Главные вкладки

    Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста».
    консультация (старшая группа) по теме

    Ботякова Татьяна Александровна

    Предложенный материал поможет воспитателям ДОУ грамотно  организовать воспитательно - образовательный процесс по формированию социальной уверенности детей дошкольного возраста, который научит ребенка устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sots_uverennost.docx31.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей ДОУ на тему:

    «Формирование социальной уверенности у детей

    старшего дошкольного  возраста».

           В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию.

          Как показывает практика, многие дети не  умеют сотрудничать со сверстниками. Преобладание эгоистических мотивов, мотивов соперничества в коллективной деятельности ведет к возникновению конфликтных отношений, психологических травм. Появляется разочарование, обида, агрессивность, эмоциональная подавленность.  В дальнейшем, для  успешного обучения в школе, детям необходимо научиться  работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам. Такого уровня взаимодействия ребенок может достичь только в условиях специально организованной деятельности, направленной на приобретение позитивного опыта совместного с другими существования.

    Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, с окружающим миром.  Социальная неуверенность - прежде всего неуверенность в самом себе, в своей уместности в социуме, неумение реализовать свою индивидуальность и найти свое место среди людей. Социальная неуверенность может стать личностным качеством и перейти во взрослую жизнь.

     Личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность (физическую, эмоциональную, умственную и т.д.). В результате этой активности появляются новые качества личности, физические изменения в организме, преобразования в окружающей среде. В процессе взаимодействия с объектами, с людьми ребенок самостоятельно вырабатывает свое отношение к ним.

    Для благополучного роста каждый ребенок нуждается в атмосфере любви и психологического благополучия. Если это условие отсутствует, ребенок, может быть даже неосознанно, испытывает негативные переживания, что отражается на его развитии.

    Социально неуверенное поведение характеризуется

    несколькими аспектами:

    1. Причинами социально неуверенного поведения являются социальные страхи (страх расставания с близкими, страх быть в центре внимания, страх социальных контактов и т.д.) и дефицит социальных навыков.

    2. Порочный круг «социальный страх -  социально неуверенное  поведение» постепенно становится установкой, которая приводит к реакции беспомощности и проявляется в форме пассивности, избегания, отчуждения, неприятия, безынициативности и т.п.

    3. Социально неуверенное поведение возникает в определенной ситуации при мысленном или реальном взаимодействии с социумом.

    4. Для социально неуверенного поведения характерно: повышенное внимание к себе, которое выражается в неадекватном, искаженном восприятии воздействий, в желании играть одному, разговаривать с самим собой, сочинять истории и т.п.; неадекватная самооценка, ожидание неудач, неуспешность; повышенная зависимость от оценки окружающих, недоверие к себе.

    5. Признаками социально неуверенного поведения являются поведенческие стереотипы.

    Признаки социально неуверенного ребенка

          Для социально неуверенных людей характерна беспокойная моторика или пониженная моторная активность; вялая мимика, трудности в установлении перцептивных и эмоциональных контактов (прикосновение, взгляд и т.п.); тихая, невнятная, невыразительная или громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная речь; трудности в вербальном выражении своего эмоционального состояния, в ласковом назывании себя по имени; отказ от социальных контактов (особенно с незнакомыми людьми), самоизоляция в группе; неумение самоутверждаться (выдвигать требования к другим, отказывать, высказывать свое мнение, критиковать и принимать критику, идти на компромисс); неумение налаживать контакты, сближаться с другими людьми; паника при трудностях.

    Поэтому перед педагогами стоит задача помочь  детям найти свое место в обществе, приобрести социальную уверенность.

    Социальная уверенность - это осознанный способ гармоничного взаимодействия с самим собой, с людьми, с окружающим миром, применяемый на основе освоения личностью позитивного социального опыта в процессе деятельности.

    В основе социальной уверенности лежит положительная «Я-концепция», возникающая у человека в процессе социального взаимодействия.

    Социально уверенное поведение характеризуется

    следующими умениями:

    - проявлять волю, принимать собственное решение, прогнозировать последствия своих действий и ситуаций;

    - выбирать способ поведения и действия, оптимальные и характерные для той или иной коммуникативной ситуации;

    - управлять блокирующими чувствами,  т. е. негативными эмоциями (гнев, агрессия, ненависть, обида, вина и т.п.), трансформировать их в продуктивную форму поведения;

    - реализовывать самоутверждающие способы поведения (без агрессии и не за счет других); к умениям выражать свои права и чувства по отношению к другому человеку относится умение сказать «нет»; умение выражать желания и требования, позитивные и негативные чувства; коммуникативные умения (налаживать контакты, вести и заканчивать разговор, обращаться с просьбой и т.п.);

    - адекватно воспринимать и интерпретировать похвалы, адекватно оценивать себя в общении с другими людьми;

    - разрешать проблемные ситуации, осуществлять компромисс, прогнозировать и устранять конфликт.

    Признаки социально уверенного ребенка

    У социально уверенного ребенка сияющие глаза, прямая осанка; движения энергичны, походка гибкая, эластичная; в теле отсутствует напряжение; отмечается выразительность, связность, средний темп речи. Он эмоционально открыт для контакта с другими, для предложений и побуждений, может заявить о себе, выступить в роли лидера, с ним можно договориться. Он стремится к установлению контактов, умеет выразить свои намерения и чувства.

    Основной деятельностью, в которой может полноценно осуществляться эмоциональное и социальное развитие дошкольника, является игра. В игре, не только моделируется деятельность человека, вырабатываются и усваиваются правила, но и происходит побуждение  ребенка к экспериментированию, созданию своих вариантов игры.

    Этапы развития социализации

    1-й этап  направлен на знакомство, объединение, эмоциональное сближение детей, создание коллектива.         

    2-й этап  направлен на развитие самосознания, позитивного самовосприятия и навыков самоутверждающего поведения.

    3-й этап  направлен на развитие эмоциональной сенситивности, социально-перцептивных способностей.

    4-й этап  направлен на приобретение детьми навыков сотрудничества.

     5-й этап  направлен на развитие социально-коммуникативных умений детей.

           Основной формой организации педагогической работы является занятие, проводимое один раз в неделю с небольшими подгруппами детей (10-12 человек).

    Структура занятия:

    Вводная часть, направленная на создание мотивации, установление контакта с детьми, эмоционального настроя. Для социально неуверенных детей во вводной части важна эмоциональная поддержка и контакт со взрослым.

    Основная часть, содержащая игры, упражнения, задания, несущие смысловую нагрузку по реализации поставленных задач. В этой части в дети погружаются в мир сказочных путешествий, приключений.  Дети осваивают новые знания о себе, сверстниках, окружающем мире, познают способы взаимодействия с ними, овладевают умениями и навыками общения в совместной деятельности.

    Заключительная часть, направленная на закрепление позитивного опыта переживаний, выражения своего эмоционального состояния, включающая подведение итогов. В этой части занятия важно еще раз подчеркнуть для социально неуверенного ребенка значимость его достижений, результата деятельности с другими детьми, что закрепит у него позитивные представления о себе и своих возможностях.

    В конце занятия или сразу же после него нужно подвести итоги:

    побеседовать с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры они хотели бы поиграть в свободное время, приятно ли им было общаться друг с другом, удавалось ли достичь согласия в игре. Расспросить детей о полученных переживаниях, о настроении. Предоставить возможность каждому высказаться, не принуждая при этом к ответу. Отметить те изменения, которые произошли в детях. Поделиться с детьми впечатлениями, чувствами, которые Вы испытывали на занятии.

    Перейти к другой деятельности поможет «прощание», когда дети собираются в круг, берутся за руки, подходят к центру круга и, соединяя руки вместе, смотрят в глаза друг другу.

    Формы организации деятельности

    с детьми вне занятий

    1.Групповые ритуалы (приветствия, прощания). 

    - Ритуал приветствия проводится в начале дня. Он выполняет функцию установления эмоционально позитивного контакта педагога с каждым ребенком.

    - Ритуал прощания проводится в конце дня. Он позволяет  закрепить положительные переживания ситуаций групповой деятельности и взаимоотношений в группе.

    Ритуалы должны быть динамичными, эмоциональными. Их продолжительность не более 3-х минут.  Использование ритуалов создает у детей ощущение безопасности, поддержки, способствует групповой сплоченности, более открытому выражению чувств.

    2. Минутки общения. Это  игры, включающие обмен действиями, высказываниями, цель которых - помочь детям сбросить напряжение после занятия, получить заряд радости, бодрости, поддержать атмосферу доброжелательности и доверия. Они проводятся в течение 3-5 минут на одном из перерывов между занятиями.

    3. Дружеские посиделки. Это 10-минутные беседы, которые проводятся в конце дня. Цель их - закрепить позитивные переживания детей, полученные ими в течение дня, развить способность к рефлексии как групповой, так и собственной деятельности.

    Дети могут  делиться своими достижениями, успехами дня, подводить итог своей и групповой деятельности. Педагог может стимулировать высказывания детей вопросами.

    Можно предложить детям высказаться по кругу или передавая «волшебный предмет» тому, кто хочет поделиться впечатлениями о проведенном дне. В заключение высказывается педагог, сообщая о своих чувствах, давая оценку группе в целом. Дружеские посиделки завершаются ритуалом прощания.

    4. Групповые дела. Они предусматривают участие детей и родителей в жизни группы. Это - оформление групповых помещений, создание групповых альбомов, стендов, групповой атрибутики и символики и т.д.

    5. Совместные мероприятия с детьми других групп. Предусматривают участие в совместных развлечения, играх, конкурсах детей, посещающих разные группы детского сада.

    6. Праздники - это совместная деятельность детей, организованная в рамках определенного сценария. Эта форма работы дает возможность социально неуверенному ребенку продемонстрировать свои умения, возможность включиться в общее эмоциональное действо. Сочетания сказочного сюжета, игр и различных заданий позволяют ему участвовать в общей деятельности детей, выполняя посильные для него действия (несложные танцы, пение вместе с другими детьми, чтение стихов).

    7. Инсценировка сказок. Важна для освоения социально неуверенным ребенком опыта взаимодействия в сказочных ситуациях. Общаясь от лица героя сказки, социально неуверенный ребенок может осваивать различные способы и формы поведения, не опасаясь ситуации неуспеха.

    8. Индивидуальная работа. Это могут быть индивидуальные беседы, поручения, обсуждение успешного опыта ребенка за день; нахождение вместе с ребенком различных стратегий поведения в конкретных ситуациях общения и др.

    Методы и приемы, используемые при развитии

     у детей  социальной уверенности:

    1. Наглядные:

    -  Показ используется педагогом и при организации творческих заданий и игр на сотрудничество;

    - Демонстрация желаемых форм поведения  помогает социально неуверенному ребенку  ориентироваться в многообразии человеческих взаимоотношений в ситуации общения;

    - Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и диафильмов.

    1. Речевые:

    - Объяснение способов взаимодействия детей друг с другом на занятиях, инструктирование при выполнении отдельных игр и заданий; групповая и индивидуальная беседа на темы человеческих взаимоотношений и способов общения;

    -  Чтение и обсуждение рассказов, стихов, сказок, содержащих в себе аспекты

    социальных взаимодействий между их героями;

    - Игры на развитие коммуникативных умений.

    3. Практические методы: создание педагогом конкретных коммуникативных ситуаций, в которых ребенок может освоить

    умения приветствия и установления контакта с другими детьми, взрослым,

    умение знакомиться, просить о помощи и оказывать ее.

    4.Игровые методы: создание  необходимых условий для личностного развития дошкольника в ведущем для этого возраста виде деятельности – игре.

    5. Различные виды игр:

    • Интерактивные  - включают обмен действиями между участниками,

    установление невербальных контактов.

    В работе с социально неуверенными детьми при использовании этого

    вида игр от взрослого требуется постепенность в усложнении игр и заданий и

    последовательность в установлении контактов (от социально безопасных,

    общепринятых, до тактильных, связанных с прикосновениями).

    • Ритмические  - связаны с ритмичным проговариванием слов и

    выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и

    передачей ритма;

    • Коммуникативные  - включают обмен высказываниями,

    установление вербальных контактов;

    • Игры-дискуссии - совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации.

    • Творческие  - подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы; игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации); ситуативно-ролевые

    (направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях).

    6. Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и

    невербальные техники):

    • Упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности, способности понимания состояний, особенностей людей, их перемещений, пространственного расположения, отношений между ними и т.п.

    • Упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве).

    Игровые методы и приемы особенно важны и эффективны в работе с

    социально неуверенными детьми. Ведь именно игра является той

    практической деятельностью, в которой ребенок познает окружающий мир,

    социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с

    другими людьми.

    Преимущества использования игровых методов для социально

    неуверенных детей заключаются в следующем:

    • игра помогает выразить скрытые чувства;

    • игра помогает социально неуверенному ребенку обсуждать различные вопросы и проблемы;

    • игра помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их

    мотивацию;

    • игра дает возможность поупражняться в различных типах поведения;

    • игра высвечивает общие социальные проблемы и динамику

    группового взаимодействия - формального и неформального;

    • игра дает возможность учиться различным способам общения и

    подчеркивает важность эмоциональных реакций;

    • игра является мотивирующей и эффективной, поскольку

    предполагает интересное действие;

    • игра обеспечивает быструю обратную связь каждому участнику

    игры;

    • игра центрирована на ребенке и обращается к его нуждам и заботам;

    содержание и темп игры зависит от группы;

    • игра устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными

    ситуациями;

    • в игре социально неуверенный ребенок учится контролировать свои

    чувства и эмоции;

    • игра помогает ребенку изменить негативные установки в ситуациях

    общения на позитивные.

    Для реализации всех техник важна внутренняя позиция педагога по  отношению к ребенку:

    • нужно быть готовым принять чувства ребенка, не оценивать и не

    осуждать их;

    • нужно хотеть услышать ребенка, быть полезным ему в обретении

    уверенности в себе, а не заставлять действовать по желанию взрослого;

    • нужно воспринимать ребенка как самостоятельную личность, не

    брать на себя ответственность за его выбор, не пытаться все сделать самому

    за ребенка, а искренне верить в его возможности разрешать свои проблемы.

    Важным условием результативности работы является взаимодействие педагога, родителя и ребенка. Родители являются активными участниками педагогического процесса.

     Только полная включенность в работу по освоению ребенком

    позитивного опыта как педагога в условиях образовательного учреждения,

    так и родителя в условиях повседневной жизни помогут ему в овладении

    социальными умениями, навыками, в развитии социальных способностей и

    социальной уверенности.

    Литература:

    1. Князева О. Л.:  «Я-ты-мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников».
    2. Пашкевич Т.Д  «Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет».
    3. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Молостова Н.Ю., Кольцова И.Н. «Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе»

    В данной консультации педагоги ДОУ могут ознакомиться с теоретическими вопросами воспитания у ребёнка самоуважения и уверенности, а также найти игры, которые будут подспорьем в работе с детьми....

    Родительская встреча на тему: "Формирование у ребенка уверенности в себе и своих возможностях"

    Формирование у ребенка уверенности в себе и своих возможностях...

    Статья на тему: "Формирование системы социального партнёрства между семьями воспитанников и детским садом"

    На современном этапе развития системы образования и, исходя из новых нормативно-правовых документов, следует, что одним из наиболее важным направлений в работе образовательной организации является фор...

    Консультация для воспитателей «Как приобщать ребенка к социальному миру».

    Консультация для воспитателей«Как приобщать ребенка к социальному миру».  Составил: Ланцова Ю. А.    МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 15 « Ёлочка» Как ...

    Консультация для воспитателей и педагогов Тема: «Формирование у дошкольников экологических представлений через проектную деятельность».

    Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности.  В этот период складываются основы личностной культуры. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культу...

    Консультация для воспитателей "Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания дошкольников"

    Усиление внимания к социальным аспектам поведения и деятельности связано с изменениями социальных, политических и экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации остр...

    Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности в себе на занятиях по физической культуре»

    laquo;Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности в себе на занятиях по физической культуре»...