Сценарный план заседания ММО старших воспитателей, воспитателей групп раннего возраста, воспитателей ДОУ, по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»
методическая разработка

Железцова Елена Юрьевна

Тема заседания методического объединения: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО».

Цель: Содействие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, расширению и обогащению их профессионального опыта по проблеме формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников.

Задачи:

1. Актуализировать знания педагогов в области формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников.

2. Способствовать развитию профессионально-творческой инициативы, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

         3. Представить опыт работы педагогов МКДОУ д/с «Теремок» п. Керамкомбинат по проблеме формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Учебно — методический центр» Искитимского района

Сценарный план заседания ММО

старших воспитателей, воспитателей групп

раннего возраста, воспитателей ДОУ,

по теме:

«Формирование предпосылок функциональной грамотности

дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»

 Железцова Елена Юрьевна, методист УМЦ

2023 год

Сценарный план проведения заседания ММО

старших воспитателей, воспитателей групп раннего возраста,

воспитателей ДОУ

Актуальность

 Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) работа педагога в ДОО должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности педагога.

Тема заседания методического объединения: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО».

Цель: Содействие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, расширению и обогащению их профессионального опыта по проблеме формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников.

Задачи:

1. Актуализировать знания педагогов в области формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников.

2. Способствовать развитию профессионально-творческой инициативы, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

3. Представить опыт работы педагогов МКДОУ д/с «Теремок» п. Керамкомбинат по проблеме формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников.

Место проведения: учебно – методический центр Искитимского района.

Форма проведения: заседание ММО в форме семинара – практикума.

Участники: старшие воспитатели, воспитатели групп раннего возраста, воспитатели Искитимского района.

План проведения заседания ММО:

  1.  Заезд и регистрация участников.
  2. Сообщение по теме заседания ММО «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО» - руководитель ММО
  3. Форма работы с педагогами «Инсерт». Обсуждение и подведение итогов работы – ответственные в группах.
  4. Работа в группах.
  5. Представление опыта работы воспитателей МКДОУ детский сад «Теремок» п. Керамкомбинат – представители ДОУ.
  6. Оценка работы заседания ММО, используя методику «ПОПС - формула». Работа в группах и презентация - ответственные в группах.
  7. Рефлексия «Все в твоих руках» - руководитель ММО, все педагоги.

Демонстрационный и раздаточный материалы: презентация по теме семинара «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО», таблица с готовыми формами для заполнения на основе приёма «Инсерт», шаблон для заполнения на основе приёма «ПОПС - формулы», «Ладошки» для рефлексии на цветных листах бумаги.

Ход мероприятия:

При входе в аудиторию педагоги получают разноцветные карточки с изображением руки для деления на группы. Педагоги рассаживаются за столы по цвету карточки.

- В начале своего выступления мне хотелось бы рассказать вам одну легенду:

Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом. Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал:

– Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? – Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит. Если он скажет живая – я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.

Так всё и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?». Пристально глядя в глаза, мудрец сказал: «Все в твоих руках».

Это всего лишь притча, но очень мудрая притча. Ведь мы знаем, что человек сам кузнец своей судьбы. Какие он цели поставит, к тем и стремиться. А дети, которых мы воспитываем, тоже находятся в наших руках, и от нас зависит, что и кто из наших рук выйдет в жизнь и как он сможет применить полученные знания на практике! Это касается и темы нашего сегодняшнего заседания методического объединения. Какие предпосылки функциональной грамотности мы сформируем в наших детях, такие они смогут применить их в дальнейшей жизни!

Представление сообщения, сопровождающегося презентацией, по теме заседания МО: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО».

Форма работы с педагогами «Инсерт». Обсуждение и подведение итогов работы.

- Уважаемые коллеги! Я предлагаю Вам собрать ПАЗЛ компонентов включающих «Функциональную грамотность детей дошкольного возраста». Игра «Черный ящик» (педагоги по подсказкам разгадывают предмет из чёрного ящика).

Подсказки

1. Родиной этого предмета является Китай и Юго-Восточная Азия.

2. Этот предмет считаются плодами богов. Помните древнегреческие мифы про Геракла? В одной из легенд он украл яблоки гесперид, которые росли в саду Атланта. Считается, что эти «яблоки» на самом деле были этим предметом.

3. Знаменитый Бобби Лич, человек, спустившийся по Ниагарскому водопаду в специальной бочке, погиб из-за этого предмета — поскользнулся на корке этого предмета и упал, сильно ударившись.

4. Этот предмет занимает первое место в мире по весу урожая, собираемого ежегодно. На втором месте стоит банан.

5. Запах этого предмета — очень популярен. Он считается самым любимым в мире после аромата шоколада и ванили. Ответ АПЕЛЬСИН.

Работа в группах

Задача для 1 подгруппы: На рынке апельсины стоят 1 кг 245 руб. А если бы Вы купили 5 кг апельсин, сколько бы заплатили денег? Ваша знакомая сказала, что видела апельсины в магазине по более низкой цене – 195 рублей. Высчитайте разницу.

- Уважаемые коллеги, какая грамотность пригодилась вам, для решения этой задачи? (Математическая и финансовая). Совершенно верно. И первым компонентом функциональной грамотности является Математическая/финансовая грамотность. Математическая/финансовая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, использовать математические навыки в повседневной жизни.

Опыт работы воспитателя МКДОУ детский сад «Теремок» п. Керамкомбинат – презентация по теме: «Проект по финансовой грамотности для детей среднего дошкольного возраста».

Задача для 2 подгруппы: прочтите состав и калорийность апельсина Бета-каротин, фолиевая кислота, витамины группы В, А, В1, В2, В5, В6, С, Н и РР, калий, кальций, магний, цинк, железо, молибден, фосфор, натрий – все это очень полезные составляющие. В апельсине содержится 0,9 граммов белков, 0,2 – жиров и 8,1 – углеводов. При таком составе на 100 граммов приходится 36–43 ккал. Скажите в чем польза апельсин?

- Вторым компонентом функциональной грамотности дошкольника является естественно-научная и экологическая грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

Опыт работы воспитателя МКДОУ детский сад «Теремок» п. Керамкомбинат - видеофрагмент занятия: «Формирование естественнонаучной грамотности дошкольников через научно-исследовательскую деятельность».

Задача для 3 подгруппы. Предположим, что вы уже дома обнаружили, что Вам продали некачественный товар. Вы возвращаетесь в магазин, чтобы обменять или сдать товар. Какая грамотность, по Вашему мнению, пригодится для обмена покупки? Что необходимо для правильного взаимодействия в социуме?

- Третьим компонентом функциональной грамотности дошкольника является речевая активность - умение правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас. А для правильного взаимодействия в группе, социуме, обществе вам пригодилась социально-коммуникативная грамотность, которая является четвертым компонентом функциональной грамотности дошкольника.

Опыт работы воспитателя МКДОУ детский сад «Теремок» п. Керамкомбинат – презентация по теме: «Формирование предпосылок читательской грамотности дошкольников через проектную деятельность».

Задание для всех подгрупп: Представьте, что Вы работники магазина, и для того чтобы продать товар (апельсины) вам необходимо придумать рекламу. Какая это будет реклама?

- Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность. В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно, в основном, в отношении новых идей и неожиданных явлений. Что это такое Креативность – это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, создавать новое, аккумулировать идеи. Креативное мышление – это тоже вид функциональной грамотности, развивать которую должны педагоги, начиная с дошкольного возраста.

- Уважаемые коллеги, благодаря совместной работе мы вспомнили, ответили на вопросы и собрали ПАЗЛ о том, какие компоненты включает в себя «Функциональная грамотность дошкольника».

Опыт работы воспитателя МКДОУ детский сад «Теремок» п. Керамкомбинат мастер – класс по теме «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников через квест – технологию».

- Уважаемые коллеги сейчас я предлагаю Вам высказать своё мнение по теме сегодняшнего заседания МО «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО» используя методику «ПОПС - формула». Презентация от столов.

- Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами продолжили осваивать тему по формированию предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста - познакомились с опытом работы коллег МКДОУ д/с «Теремок» п. Керамкомбинат, работали в группах, высказали свое мнение по данной теме. Сейчас я предлагаю вам поднять правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.

- Попробуйте поаплодировать себе и коллегам, используя только поднятую руку.

- Не получается?

- Попробуйте сделать хлопок с вашими коллегами, которые сидят рядом с вами.

Это говорит о том, что сегодня и только вместе, а не по одному, в ходе нашей совместной плодотворной работы мы еще раз убедились, в том, что формировать предпосылки функциональной грамотности детей необходимо начиная с детского сада.

Рефлексия «Все в твоих руках» (обратная связь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА институционального эксперимента «Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья воспитанников как условие реализации требований ФГОС ДО»

Краткая аннотация ОЭР Гипотеза  исследования:Апробация  профилактических  модели  и  программы  ДОО, соответствующих  требованиям  ФГОС  ДО и  об...

"Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС ДО"

"Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС"...

опыт вебинара «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДО»

опыт вебинара «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей Паспортизация кабинетов и групп ДОУ как средство формирования условий реализации требований ФГОС ДО

Создание среды, отвечающей всем этим условиям- задача очень непростая, и для того, чтобы оптимизировать работу старшего воспитателя и педагогов ДОУ по оценке и самооценке созданной в каждой возрастной...

Использование здоровье сберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочн...

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

Материал выступления на Всероссийской научно-практической КОНФЕРЕНЦИИ "Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования". Тема выступления "Использование здоровьесб...