«Дидактическая игра, как одна из возможностей активизации учебной деятельности на занятии».
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Известно, что обучение эффективно, если обучающиеся проявляют собственную активность, то есть являются субъектами деятельности. Поэтому  в настоящее время становятся наиболее актуальными методы, основанные на использовании активных технологий при обучении, основная задача которых состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса детей к занятию и придания ему эмоциональной окраски.

Одним из методов активного обучения является дидактическая игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра, как одна из возможностей активизации учебной деятельности на занятии».

 «...без игры (педагогической) на уроке невозможно увлечь учеников в мир знании и нравственных переживаний, сделать их активными участниками, творцами урока».

             Ш.А. Амонашвили

Известно, что обучение эффективно, если обучающиеся проявляют собственную активность, то есть являются субъектами деятельности. Поэтому  в настоящее время становятся наиболее актуальными методы, основанные на использовании активных технологий при обучении, основная задача которых состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса детей к занятию и придания ему эмоциональной окраски.

Одним из методов активного обучения является дидактическая игра.

Дидактическая игра — это вид учебного занятия, организуемого  в виде учебных игр, реализующего  ряд принципов игрового, активного обучения и отличающегося наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи.

Структура дидактической игры

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры.

Игровые действия способствуют познавательной активности обучающимся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. 

Правила помогают направлять игровой процесс, регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. 

Результат является решением поставленной учебной задачи и даёт обучающимся моральное и умственное удовлетворение (для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений обучающихся в освоении знаний        или и в их применении). 


Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие        любого из них разрушает игру.                                        

Функции дидактических игр:

Образовательная (ведущая, так как содержит дидактическую цель, которая ставится перед обучающимися в форме игровой задачи.  В период её выполнения дети усваивают общие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы).

Воспитывающая   (проявляется через воспитание положительного отношения к предмету, трудолюбие и усердие в познании нового);

Развивающая  (проявляется в развитии познавательных способностей детей).

Типы дидактических игр:

В первую очередь коллективные игры в группе следует разделять по дидактическим задачам занятия:

Обучающие (приобретение новых знаний, умений и навыков, причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании теоретического материала).

Контролирующие  (повторение, закрепление, проверка ранее полученных знаний).

Обобщающие (требующие интеграции знаний; способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях).

Виды дидактических игр:


Игра-поиск. Обучающимся предлагается найти ошибки, допущенные учителем       («-Посмотрите, тут и там булки скачут по ветвям! Едят тетерева зимою берёзовые полки, хвою.»)

Игра - соревнование. Это конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д                                                                                                                                          ( «Какая команда назовёт больше ласковых слов») 


Сюжетно – ролевая игра. Их особенность в том, что обучающиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным педагогом. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Обучающиеся могут исполнять роли специалистов математиков, художников и т.д.                                                                                  («Вы сейчас закроете глаза, а когда откроете, то превратитесь в поэтов, которому необходимо закончить  чесверостишее:                                                         Снова к нам пришла зима…»)

Игра - путешествия. В предлагаемой игре обучающиеся могут совершать «путешествия» в математическую страну, на планету информатики, труда и т.д. В игре могут сообщаться и новые для обучающихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания.                                                                                                 («Путешествие по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами»).

Игра-поручение. В их основе лежат действия с предметами, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать.      («Помоги Буратино определить, с какого дерева упали листья»,                           «Найди спрятанное слово». В этой игре нужно в слове найти другое слово. Например: в слове ДОРОГА «спряталось» слово РОГА, в слове город – род, сурок-урок).

Игра-предположение.  Перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы…" или "Что бы я сделал...". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. («Что было бы, если бы вода не замерзала?»)

Игра-загадка. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Главной особенностью загадок является логическая задача.                                                                                       (Он умен не по годам                                                                                                               И похож на чемодан.                                                                                                                     (Ноутбук))

Игра-беседа (диалог). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. В игре-беседе педагог часто идет не от себя, а от близкого   детям персонажа. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.                                        (Рассказ о происхождении ткани, письмо от Живульки).

Особенности дидактических игр:

- усвоение знаний происходит не по необходимости, а по  желанию детей;

- игра воспринимается радостно, а это в свою очередь стимулирует расположение к учебному процессу;

- предоставляется возможность оценить себя на фоне других;

-создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования;

- обучающиеся стремятся самостоятельно преодолеть трудности;

- предоставляется возможность установления межпредметных связей;

- возможность использование игр на всех этапах изучения различного по характеру теоретического материала;

- игра обладает психотерапевтической возможностью;

- игровая деятельность выполняет существенную роль в формировании творческой личности ребенка;

-дидактическая игра создаёт оптимальные условия для дифференцированного обучения;

- игра учит обучающихся применять знания в новых условиях и ставить такие задачи, решение которых требует проявления разнообразных форм учебной деятельности.

Таким образом,  дидактические  игры способствуют формированию теоретических и фактических знаний, практических трудовых умений, развитию        абстрактного,        наглядно-образного  мышления,  памяти и речи.

Условия активизации учебной деятельности посредством дидактической игры:

  • каждый участник выдвигает конкретные требования к каждому этапу игрового взаимодействия с постепенным усложнением игровых ситуаций и формирует внутриличностное отношение к игре с постепенным переходом его в межличностное отношение;
  • при разработке или выборе дидактических игр учитываются цели, задачи занятия и содержание учебного материала;
  • игровая деятельность на занятии научно-методически обеспечена;
  • дидактические игры предполагают интеллектуально-познавательный поиск, обеспеченный педагогом, в результате которого обучающийся демонстрирует проявление новых качеств личности (инициатива, предвидение, самооценка, самоконтроль, готовность к проявлению творчества в учении);
  • лишь систематическое целенаправленное использование дидактических игр может дать определённые результаты как в изменении основных качеств личности ребёнка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом.

В.А.Сухомлинский: «Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Литература:

Интернет-сайты

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как одна из значимых форм развития мыслительной активности детей в математической деятельности.»

Интерес к проблеме детской игры имеет глубокие корни в отечественной педагогике. Игра с давних времен была частью народной педагогики, ведущей моделью досуга. Методику использования дидактических игр ...

Учебно-методическое пособие дидактическая игра "Назови одним словом".

Дидактическая игра по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста....

Личный творческий план. "Речевые игры, как одно из средств активизации и обогащения словарного запаса детей подготовительной логопедической группы". 2015 - 2016 учебный год.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного раз...

Курсовая работа "Развивающие игры, как одно из средств формирования учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

В курсовой работе представлена экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы по формированию учебной деятельности......

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Данная статья может быть интересна учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим в группах компенсирующей направленности, родителям детей с ОВЗ....