Мастер – класс:«Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ»
материал на тему

Петрова Светлана Алексеевна

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ   ГОРОДА   ПСКОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 42 «ЖУРАВЛИК»

Сиреневый бульвар, д.5, г. Псков, 180019                                                      тел(8112) 537520   тел/факс (8112) 538751        

e-mail: org2037@pskovedu.ru

сайт: http://mdou42.wordpress.com

Мастер – класс:

«Использование ИКТ

в образовательном процессе

в условиях введения ФГОС ДОУ»

                                                               Подготовила и провела:

                                                                           воспитатель  Петрова С.А.

Псков-2015

«Человек образованный — тот,

кто знает, где найти то, чего он не знает»

 (немецкий философ и социолог Георг Зиммель)

      Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного  роста информационного потока, развития  новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека.  Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.  

 

                                                   Что же такое ИКТ?

     Хотя аббревиатурой ИКТ ныне широко пользуются, этот термин имеет разные значения, в зависимости от ситуации. В контексте образования это понятие обычно подразумевает средства ИКТ и методы их использования для поддержки процессов обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности.  

   Вашему вниманию представляю небольшой глоссарий по данной теме:

  (СЛАЙД №2)

Глоссарий:
     Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

    Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским ) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

    Информация  – совокупность каких – либо данных, знаний.

   Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

   Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.

    Т.е. под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития.

 (СЛАЙД №3)

ИКТ –  это технологии обмена информацией, коммуникации

Подразумевается использование:

информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение

информационных носителей: DVD, CD, флэш-памяти

 мультимедиа: игровые компьютерные программы, презентации и др.

 аудиовизуального оборудования: компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски….

  

    Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к информатизации и в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-компьютерные технологии стали активно применяться в ДОУ.   Нормативно-правовой базой для этого процесса является ряд нормативных документов. Вот некоторые из них:

(СЛАЙД №4)

Нормативные документы:

*Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

*«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. 1155

*"Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" "СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26

* «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03

* Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16

* Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.

     

 В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. 

(СЛАЙД №5)

 Федеральный закон   "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 16.«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационных  технологий,  технических  средств,  а  также информационно-телекоммуникационных сетей…»

Статья 18. «В организациях, осуществляющих образовательную  деятельность, в

целях  обеспечения  реализации  образовательных  программ  формируются

библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки…»

Статья 29. Образовательные организации формируют открытые  и общедоступные информационные ресурсы, содержащие  информацию  об  их деятельности, и обеспечивают  доступ  к таким  ресурсам  посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в  том  числе  на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

 

    В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» отражены требования к условиям реализации Программы, которые включают: требования к психолого-педагогическим условиям; требования к кадровым условиям; требования материально-техническим условиям; требования к финансовым условиям; требования к развивающей предметно-пространственной среде.

     В связи с  рассматриваемой сегодня темой, мы обращаем внимание на два требования ФГОС ДО  

(СЛАЙД №6)

ФГОС ДОУ.

3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

     Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими)… (в соответствии со спецификой Программы).

 3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы.

      Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»

         ЕКС: Должен знать: … основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;… 

     Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности. В частности, к коммуникативной, предполагающей способность успешно выстраивать коммуникации в различных форматах: устной, визуальной, компьютерной, электронной.

      В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года определены требования к педагогам. 

(СЛАЙД №7)

• Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

   Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения.  При использовании компьютерных технологий воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений» и «Гигиеническими требованиями к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы»

  (СЛАЙД №8)

«Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03

4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.

4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

 4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. « Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» 

     

     С детьми младшего возраста использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога.    

      Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но с преобладанием других методических приёмов.

       Для снижения утомляемости детей необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности, расстояние до экрана не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.

     Поскольку вся современная лицензированная компьютерная техника выпускается с учетом всех гигиенических норм, при должном уходе за ней, никаких нарушений при ее использовании возникать не должно. Самая большая опасность при работе в модели «1 ученик : 1 компьютер» связана с нарушениями зрения и осанки в результате слишком длительного использования компьютера.

  Области применения ИКТ педагогами ДОУ 

      На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

      В нашем дошкольном учреждении педагоги активно используют в своей деятельности ИКТ. Можно выделить 4 основных области применения ИКТ:

 (СЛАЙД №9)

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1. Ведение документации.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
3. Работа с родителями.

4.  Воспитательно – образовательный процесс.

1. Ведение документации.
    В процессе образовательной деятельности педагоги нашего ДОУ составляют и оформляют календарные и перспективные планы, готовят материал для оформления родительского уголка, печатают характеристики детей для комиссии, оформляют табель посещаемости детей в Excel  и т.д. Согласитесь, что, например, напечатать характеристику ребенка с помощью компьютера легче и быстрее, чем написать от руки: ошибку сделал – переписывать, а в Microsoft Office можно исправить, дополнить, вставить целые «куски» из другого источника, сохранить в памяти и на основе одной характеристики написать другую. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно  сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации.  

   Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации: оформление документации, подготовка портфолио. Конечно, это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы, а современные требования в образовании диктуют свои правила. Сегодня я хочу представить вашему вниманию моё портфолио, выполненное с использованием компьютерной техники. Считаю, что выполненное от руки, портфолио «проиграло» бы в качестве.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
    В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

      Предлагаю вам список сайтов, информацией с  которых я чаще всего использую в своей работе:

(СЛАЙД №10)

Полезные сайты

http://planetadetstva.net/- «Планета детства», интернет-журнал для педагогов, http://www.maam.ru/ - «МААМ», международный образовательный портал, учебные материалы для детского сада,

 http://nsportal.ru/ - «Наша сеть», социальная сеть работников образования,

 http://dohcolonoc.ru -  «Дошколенок», сайт для воспитателей детских садов,

http://detsad-kitty.ru – «Детсад», сайт для детей и взрослых,

 http://pochemu4ka.ru – «Почемучка», сайт для детей и их родителей,

 http://doshvozrast.ru -  «Дошкольный возраст», сайт для детского сада, воспитание ребенка в детском саду и семье,

 http://www.o-detstve.ru/ - «О детстве», педагогический интернет-портал,

 http://doshkolnik.ru/ -  «Дошкольник», сайт для всей семьи,

 http://igrateshka.ru/ - «Игратешка», игры, игрушки, викторины, головоломки, развлечения, розыгрыши, фокусы, сценарии праздников и др.

 

   Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

   Например, в социальной сети работников образования «Наша сеть» у меня собственная страничка, где размещены мои дидактические материалы и электронное портфолио, имеются соответствующие сертификаты о публикации.
   Современное образовательное пространство требует от педагога регулярного повышения своей квалификации. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности. В прошлом году 3 воспитателя нашего ДОУ (в том числе и я) проходили очно – дистанционное обучение в ПОИПКРО  по курсу "Содержание и условия реализации ФГОС ДО":  по очной форме 24 ч. и  заочной форме  (дистанционное обучение) с использованием сети Интернет 48ч. Зарегистрировавшись на сайте ПОИПКРО, по индивидуальному плану группы мы изучали предоставленный материал, отвечали на вопросы, дискутировали. После выполнения итоговой работы, мы получили сертификат об обучении на 72ч.
    Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. Некоторые педагоги нашего ДОУ уже не только принимали участие в таких конкурсах, но и являлись победителями (Казакова Т.С., Юрис Э.А., Петрова С.А., Игнатенко Т.А., Ильина О.О. и др.). Дипломы и сертификаты таких конкурсов пополняют портфолио педагога.

   Также владение компьютером помогает осуществлять методические разработки. Мною  разработано несколько дидактических игр по ознакомлению с родным городом. Помогло мне в этом умение работать с программами Photoshop, MicroSoft Office Picture Manager (Диспетчер рисунков). Представляю вашему вниманию дидактическую игру «Найди ошибку»: с помощью программы Photoshop я убрала или добавила некоторые детали на фотографии псковских достопримечательностей. Получилось необычная «головоломка» для ребят.

   Также и другие игры «Псковская мозаика», «Отгадайте, ребятки, о Пскове загадки», «Как пройти к…» были выполнены с применением этих программ.

3. Работа с родителями.

    Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

    Важную роль в этом направлении также играет использование интерактивных технологий.  

(СЛАЙД №11)  

    В нашем ДОУ создан официальный сайт https://mdou42.wordpress.com, что дает родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, здесь можно делиться информацией о мероприятиях, организованных в детском саду, что в свою очередь позволяет участвовать в жизни детского сада, получать информацию в форме объявлений, педагогических советов на форуме сайта и др. Это очень актуально, так как в настоящее время родители торопятся и не всегда успевают прочитать информацию, размещенную в уголке для родителей. А дома вместе с ребенком интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, узнать о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы и детского сада в целом. В результате родители внимательнее прислушиваются к советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах и мероприятиях.

  (СЛАЙД №12)

    Музыкальный руководитель нашего ДОУ Казакова Т.С. создала страничку ВКонтакте:  группа «Любимый «Журавлик» и постоянно пополняет её интересной информацией. Станьте подписчиками этой группы, посоветуйте это сделать и родителям ваших воспитанников! И вы будете в курсе «педагогических новинок».    

     Такие же странички в интернете создают и сами родители наших воспитанников

 («Детский сад «Журавлик» №42, группа5»- http://vk.com/club80403981,  «МБДОУ №42 «Журавлик», г.Псков»- http://vk.com/club31130586, «6 группа 42 детсад "Журавлик"-http://vk.com/detkithebest , «Детский сад ЖУРАВЛИК. Группа ПОДГОТОВИШКИ» - http://vk.com/club64877163, «Детский сад № 42 "Журавлик", 11 группа»- http://vk.com/club77256352). Очевидно, родители испытывают необходимость общаться друг с другом, обмениваться информацией, мнениями, и в этом им помогает интернет.

     Сама я тоже хотела создать страничку для родителей ВКонтакте, там это сделать не трудно. Но, чтобы её пополнять содержательной информацией, необходимо свободное время, с которым у меня проблемы. Размещать фотографии детей в открытом доступе в интернете можно только с  письменного согласия их родителей. Кроме того, уже имеются сайты и странички ВКонтакте, о которых я говорила выше. Поэтому создание такой страницы своей группы в данный момент я посчитала нецелесообразным.

    Представляю вашему вниманию подшивки групповых газет для родителей и детей, которые я  выпускала с помощью компьютера и копировально-множительной техники: за 2007-08 учебный год ежемесячная газета «Синичкины новости», и за 2011-2012 учебный год  ежеквартальная газета «Журавлёнок». Вы заметили, что сначала газета была ежемесячной, а затем выпускалась 1 раз в квартал. Все дело в том, что выпуск такой газеты занимает много времени, требует определенных навыков, а цветная распечатка ещё и материальнозатратна. А при появлении сайта ДОУ все новости можно размещать в интернете. Хотя для меня газета все же приоритетнее.

     Современные технические средства используются нами также при оформлении родительских уголков, объявлений, поздравлений и другого наглядного материала, при подготовке рекомендуемых заданий для повторения лексических тем, проведении родительских собраний и т.д.

       Родители и педагоги используют цифровую фото- и видеоаппаратуру и программы их редактирования .Кроме того, родители используют компьютер для создания портфолио своего ребенка.

     А на выпускных балах просмотр подготовленной мультимедийной презентации из старых фотографий вызывает отклик в сердцах и детей, и взрослых. На последнем нашем выпуске при просмотре мультимедиа под песню «Прощайте, игрушки, мы взрослыми стали…» некоторые дети и взрослые прослезились.

    Когда есть видео выступлений наших ребят на конкурсах на городской сцене, на разных мероприятиях, простых моментов повседневной жизни, то  их просмотр вызывает живой интерес у детей и родителей.

4.  Воспитательно – образовательный процесс.

   Основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно - образовательного процесса, который включает в себя:
- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

   Современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации занятия особого внимания и особых средств воздействия.

     У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. И использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми.

     Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

   Для меня компьютер – это инструмент, который дает мне возможность делать обучение детей более интересным и простым, а получаемые знания более глубокими. С помощью ИКТ разрабатываю наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям, которое позволяет сделать их более насыщенными, интересными, разнообразными. На мой взгляд, использование ИКТ базируется на подходах, в основе которых лежат естественное детское любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.

    Считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, которые открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.

      Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная мини-библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, мнемотаблицы, раскраски к лексическим темам, схемы лепки и рисования для доски памяти и т.д.. Материалы мною постоянно добавляются.

   Для использования видеоматериалов нам понадобится только флешкарта с закаченным видео и телевизор. А вот, чтобы использовать материал в формате Power Point необходим персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран. Но экран и проектор в нашем ДОУ имеется в единственном экземпляре. Мы с Татьяной Алексеевной использовали такой набор оргтехники на открытом занятии, но в ежедневной работе пришлось искать компромисс. Приобрела специальный кабель VGA , который соединяет ноутбук с телевизором и отражает на экране телевизора все, что есть в ноутбуке.  В настоящее время VGA считается устаревшим и активно вытесняется цифровыми интерфейсами, но это не мешает мне активно его использовать.

   Свои мультимедийные презентации я разделила на разделы. В комьютере я храню всю информацию в соответствующих папках.

     (СЛАЙД №13)

Использование ИКТ

1.Тематические

презентации в (Видео/PowerPoint)

2. Дидактические игры

3. Речевое развитие

4. Физминутки

5. Гимнастика для глаз

6. ФЭМП

7. Проекты

8.Релак

9. Тематические мультфильмы, литературные произведения

10.Спорт.ЗОЖ

11.«Семейное»

видео/ слайд-шоу

12.Музыка. Звуки

    Каталог имеющихся презентаций Power Point и видео постоянно пополняется. Могу поделиться с педагогами различным материалом: «Голоса животных»- дети увидят изображение животного и услышат его реальный голос, «Пробуждение весны» - увидят, как тает снег, как вылезает из земли подснежник, в презентациях из раздела ФЭМП  есть видеозадачи, закрепление дней недели, ориентировка в пространстве и др., есть ряд презентаций по народно-прикладному творчеству, ОБЖ и т.д.

1.  Тематические презентации

     Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций. Мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука.

    Видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: как прорастает цветок, как из куколки появляется бабочка, как разговаривают звери и птицы и т.д.

    Давайте посмотрим короткое видео.

   1* Просмотр видео «Скворец».

    Хороша весенняя песня скворца!  Всего 36 сек. длится видео, а сколько приятных эмоций. Можно вблизи рассмотреть эту красивую птицу с чёрными перышками, блестящими примесью металлических оттенков, послушать, как он распевает свою песенку на разные голоса.

     Важно отметить, что, несмотря на огромное количество презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который педагог может использовать без предварительной обработки. Причем имеющийся материал не всегда соответствует по содержанию дошкольному возрасту, часто не учитываются принципы обучения и воспитания детей с речевыми проблемами. Поэтому его доработка и расширение является на сегодняшний день актуальной задачей.

     Когда сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, можно самим создать презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.

   Microsoft Power Point — самая популярная на сегодняшний день программа для создания и проведения презентаций, которая является частью Microsoft Office.  

  С помощью этой программы можно  создать дидактическую игру. Давайте поиграем в такую игру.

    Практический пример мультимедийной дидактической игры.

3 педагога в качестве детей играют в дидактическую игру   2*  «Собери фрукты в вазу». 

   

     Сегодня предлагаю  вам познакомиться с некоторыми приемами создания презентации (дидактической игры) в  Power Point.

Практическая работа «Создание дидактической игры» с использованием программы PowerPoint.

   1.  Для запуска Power Point нажимаем кнопку Пуск и в открывшемся Главном (стартовом) меню щелкнем команду Программы. Запускаем программу Microsoft Power Point.

    Ниже строки Заголовка на синей полосе  находится Строка меню.

Строка меню предоставляет доступ ко всем важным командам программы Power Point. Вы хотите вставить рисунок на слайд. Ключевое слово, здесь требуемое действие, то есть вставить. Какое меню вам нужно? Правильно - Вставка.

Вы хотите изменить фон документа. Следовательно, вы хотите работать с оформлением документа. Нужное вам меню - Формат.

2.Выбир дизайна.

    Можно из предложенных Тем, или использовать Стили фона, Формат фона (сплошная заливка, градиентная заливка, рисунок или текстура) 

    Что касается выбора цвета фона, то психологи пришли к выводу о том, что определенный цвет влияет на психическое состояние человека. Если кратко изложить теорию цвета, то она выглядит следующим образом:

(СЛАЙД №14) 

                                              ЦВЕТОВОЕ  ОФОРМЛЕНИЕ  СЛАЙДА

   Теория цвета:

   красный –позитивный и веселый, но после 18 слайда вызывает агрессию и не учебное состояние;

   желтый -  лучше приглушить ближе к бежевому, хороший цвет для учеников младшего и среднего звена;

   зеленый (мягкий, приглушенный) – до 29-30 слайда воспринимается оптимально;

   синий (мягкий) – позитивный цвет до 30 слайда;

   фиолетовый – не способствует запоминанию информации;

   белый -  способствует воспроизведению информации от 50 до 70%;

   черный – цвет агрессии и стресса;

  коричневый (яркий) – после 23 слайда вызывает подъем артериального давления;

   серый – вызывает тревогу. 

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что цвет фона лучше всего делать в светлых, пастельных тонах.

3. Заполнение первой страницы:

                                               заголовок слайда (Дидактическая игра);

                                              подзаголовок слайда (Что лишнее?).

4. Создание нового слайда Создать слайд. Выбираем макет содержимого Пустой слайд

 5. Вначале нужно на слайде разместить объекты. Для выбора рисунка нажмем на панели инструментов кнопку Вставка, Рисунок и далее выбираем фото или рисунок двойным щелчком из папки их расположения. Для нашего примера добавляем картинки: художник, мольберт, краски, дрель.

 6. Нужно продумать каким образом к ним будет применена анимация и триггер.

(Триггер, или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его или другие объекты слайда. Применение триггеров в презентации придает игровой момент и интерактивность самой презентации. Теперь картинки, тексты, отдельные слова могу появляться не по порядку, а в произвольном порядке по замыслу и по мере выполнения задания.)

 По нашему замыслу надо сделать так, чтобы не нужное удалялось, а нужное оставались.

Задаем выбранную анимацию. Для этого на верхней панели Показ слайдов откроем Настройка анимации...

Кнопкой мыши выделяем нужные объекты. В области задач «Настройка анимации» щелкаем по кнопке «Добавить эффект».

Присваиваем им анимацию: дрели - анимацию выхода (исчезновение), мольберту и краскам - анимацию изменения размера.

  7. Создаем триггер (переключатель). В области задач «Настройка анимации» нужно щелкнуть стрелку рядом с эффектом, чтобы открыть раскрывающееся меню, и выбрать команду «Время».

  Нажимаем кнопку «Переключатели» в левой нижней части окна. Выберираем параметр «Начать выполнение эффекта при щелчке». Будет отображен список. Выбрать нужный элемент из предложенного списка ( какому объекту применяем триггер- рисунок2).

8.  После создания презентации просмотрим ее в режиме показа слайдов. Для этого в строке меню выберем Показ слайдов. По окончанию показа нажмите клавишу ESC (расположена на клавиатуре верхнем левом углу), чтобы вернуться в предыдущий режим Power Point.

Практическая работа «Как заставить объект в программе Power Point двигаться в нужном направлении» 

  1. Для выбора рисунка нажмем на панели инструментов кнопку Вставка, Рисунок и далее выбираем фото или рисунок двойным щелчком. 

 2. Этот рисунок мы можем заставить двигаться по слайду, как пожелаем. Уменьшаем рисунок в размере. Перетаскиваем к краю слайда. Выделим его. Выбираем Анимация Настройка анимацииДобавить эффектПути перемещенияНарисовать пользовательский путьРисованная кривая

   Появившимся карандашом рисуем от выделенного рисунка путь, по которому должен перемещаться этот рисунок.

   3.Добавим к движущейся картинке звук. В области задач «Настройка анимации» щелкнем стрелку справа рядом с эффектом, чтобы открыть раскрывающееся меню, и выбрать команду Параметры эффектов, выберем звук аплодисментов, и подтвердим ОК. Теперь наш рисунок будет двигаться по указанному пути под аплодисменты. Можно выбрать и свою «озвучку», для этого в развернутом меню выбираем Другой звук. В презентации вы можете использовать два типа звуковых файлов: файлы с расширением MP3 и WAV.

   MP3-файлы наиболее распространены. Но эти файлы не встраиваются в саму презентацию, а устанавливаются как гиперссылки на файл. Звуки в формате .wav будет работать на любом компьютере, куда вы перенесете презентацию. Чтобы конвертировать звуковой файл в wav, можно воспользоваться  программой  «Онлайн ауди конвертер» или определенными действиями звук можно присвоить к слайду или к объекту на слайде.

   4.Просмотр презентации.

    Необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность продемонстрировать детям опыт, явление в реальности или сделать самим, то презентацию лучше не использовать.

Практический показ применения ИКТ в работе с детьми.

1. Презентация

-Ребята, кто знает, что такое море! (ответы детей)

-Вы знаете, одному человеку тоже задали такой вопрос. Хотите узнать, как он ответил? Он прислал нам свой ответ в видеописьме.

После просмотра  3* презентации «Что такое море?» снова задается вопрос:

-Подумайте и ответьте еще раз – Что такое море?

2. Развитие фонематического слуха.

4* Видео «Узнай по голосу»

  Несколько педагогов в роли детей сидят спиной к экрану. Они на слух по голосу животного определяют, какое животное изображено на экране.

   

3. ФЭМП.

5* Игра «Кто, где находится?»

6* Игра «Что лишнее?»

4.Физминутки

ИЗО «Елочка». Средняя группа.

 Елочка красивая, стройная, потому что всегда делает зарядку. Елочка предлагает детям выполнить вместе с ней физминутку. На экране появляется елочка и под музыку дети вместе с ней выполняют упражнения.

 7* Физминутка «Елочка»

  5. 8* Гимнастика для глаз «Игрушки на елочке»

 После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз. 

 

   6. 9* Релакс  «Рыбки»

                                   

Применение в работе с детьми специально разработанных компьютерных игр.

    Все дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом для выполнения заданий. Игры создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше. Использование компьютера даёт ребенку с речевыми недостатками возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий.
     Хорошо зарекомендовали себя такие  специально разработанные компьютерные программы, которые можно использовать на занятиях с детьми «Баба-яга учится читать», «Несерьезные уроки от 3-8», «Рекс в детском саду», «Трое из Простоквашино: Дядя Федор идет в школу», «Трое из Простоквашино: Шарик учит азбуку» и др.
     При коррекции и формировании фонетической стороны речи наши учителя-логопеды использует компьютерную программу «Игры для Тигры», где содержатся задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности каждого ребёнка.
У дошкольников начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающею нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т.д. Формирование и развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств у детей старшего дошкольного возраста. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
   В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю посредством сочетания различных приемов. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у детей дошкольного возраста такие качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также учит их сопереживать, помогать герою программы.

     

                                                       Заключение.

      Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
   

     При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.
   Для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.
2.
Защита здоровья ребенка.
     Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
   Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
3.
Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
      Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, специфику технических правил действия с каждой из них, разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.
    Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником.
   Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.
   Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

         

    Благодарю за внимание  и  хочу пожелать, чтобы компьютер для вас стал лучшим помощником при работе с детьми и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Специфика построения образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО»

С 1 сентября вступил в силу ФЗ «Об образовании» «273-ФЗ, который внёс ряд существенных изменений в систему образования РФ, в частности в дошкольное образование. «Закон» выделяет дошкольное образование...

Кадровое обеспечение образовательного процесса в условиях введения ФГОС в ДОО

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...

Мастер класс «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ»

Мастер класс «Использование ИКТ  в образовательном процессе  в условиях введения ФГОС ДОУ» Спасибо чей материал использовала...

Учебный проект «Планирование и построение образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО (образовательная область «Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни»)

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА по программе «Дошкольная педагогика и психология» Учебный проект «Планирование и построение образовательного процесса в услов...

Практикум по планированию и построению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО Проект методической разработки «Развитие познавательных способностей у детей 3-4 лет в процессе экспериментальной деятельности»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности.      В настоящее вре...

Мастер-класс "Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО".

Практика работы дошкольных образовательных учреждении свидетельствует о необходимости расширения использования информационно - коммуникативных  технологий в организации образовательного процесса....

КПК "Проектирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"

КПК "Внедрение образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"...