Проект: «Воронежская Матрешка»
проект по теме

Смирнова Елена Александровна

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Приобщение детей к народному искусству – это именно тот "ключик", который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshki.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     МБДОУ "Детский сад комбинированного вида 80"

Проект: «Воронежская Матрешка»

Воронежская матрёшка

Воспитатель: Смирнова Е.А

Воронеж 2014

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное -                                                                                                                                                                                                                          качество не врожденное. Приобщение детей к народному искусству – это                                                                                                 именно тот                                                                                                                                                     "ключик", который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

В настоящее время в центре внимания общества находится проблема развития одаренности детей. Основой для развития художественно-творческой одаренности является дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте начинается становление личности ребенка, раскрываются потенциалы и способности, в том числе и художественные. Дошкольный возраст является сензитивным для развития художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста, которая проявляется у ребенка в творческом продукте и учитывает нравственные ценности социума.

Цель проекта:

Развитие художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста, передача детям творческого опыта, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.

Задачи проекта:

 Обучающие:

• познакомить с историей возникновения матрешки и видами росписи;

• изучить происхождение Воронежской матрешки;

• знакомить с народными прикладными промыслами по производству матрёшек; обогащать представления о материале характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, связь формы предмета и его назначения);

• развивать умение составлять узоры, украшать матрёшку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные);

• познакомить с традиционным народным костюмом Воронежской области;

• научиться владеть техникой работы папье-маше инструментами и приспособлениями для росписи матрешки;

• формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления матрешки.

Воспитательные:

• формировать устойчивый интерес к художественному творчеству;

• воспитывать чувство ответственности;

• воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре.

• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

• формировать духовно – нравственные чувства на основе изучения традиций родного края;

• ориентировать родителей на духовно – нравственное воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с культурным наследием Воронежа;

Развивающие:

• создавать условия для развития одаренности личности, раскрытия его способностей к творчеству;

• развивать положительные эмоции и волевые качества;

• развивать моторику рук, глазомер.

Всем нам нужно знать народное искусство своей страны. В этом залог сохранения художественной культуры прошлых поколений, развития ее традиций. Такая работа способствует формированию общих интересов детей и родителей, эмоциональной и художественной близости и развивает художественно-творческую одаренность детей, раскрывая их потенциалы и художественные способности.

Я решила познакомить детей с народным творчеством Воронежского края, чтобы воспитывать их на материале истории своего народа. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с изделиями народных умельцев Воронежа. Это даёт возможность нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свой край, богатый славными традициями.

Предварительная работа:

Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме: «Русская матрешка»:

- беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров;

- рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек;

- разучивание с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток, частушек о матрешках;

- обследование и рассматривание русских расписных кукол, материала (древесины), из которого они выточены;

- загадывание загадок о матрешках;

- чтение стихотворений о матрешках;

- рассматривание узоров рисунков в альбоме для раскрашивания;

- изготовление заготовок для плоскостных игрушек - матрешек.

Первым этапом работы было знакомство с историей появления первой матрешки на Руси.   Матрешка – деревянная игрушка, ставшая символом нашей страны и одним из самых любимых сувениров. 
          В зависимости от места изготовления, куклы отличаются друг от друга формой и росписью. Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо. Ценители увидели в нем глубокий философский смысл - символ бесконечности рода человеческого: яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо. Такая форма обусловлена исторически: в Воронежской губернии в моде были дородные женщины с толстыми ногами (для чего надевалось несколько пар суконных носков). На голове матрешки - большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Такие платки в позапрошлом веке пользовались большой популярностью у воронежских модниц. Черная понева (юбка) матрешки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Таким образом, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма.

Из картона дети вырезывали матрёшек разного размера и расписывали их. Эти матрёшки помогали нам на занятиях математики осваивать порядковый счёт, играть в игру «По порядку становись». Из геометрических фигур дети строили дом для матрёшки. А сделанные нами «матрёшки – колпачки» помогали делать глазную гимнастику.

Мы  изучили народный костюм, классифицируя его по принадлежности: праздничный, будничный, для женщин, девушки, женский, мужской. Рассматривали особенности элементов орнамента вышивки, цветовое сочетание одежды. Знакомились с декором костюма, материалом украшений, с самобытным головным убором, обувью.

В процессе работы над проектом были использованы коллективные и индивидуальные формы работы. Коллективная работа способствовала не только разностороннему развитию, но и формированию нравственных качеств. Дружно творить – вот что помогало получать для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с родителями и ребятами. Индивидуальный подход в работе создавал благоприятные возможности для развития познавательных способностей, активности, склонностей и одаренности каждого ребенка.

Кроме того, художественно-творческий проект «Воронежская Матрешка» позволил всем воспитанникам раскрыть свой талант, способности в области изобразительного искусства и прикладного творчества.

Итогом работы является выставка плоскостных кукол - матрешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

презентация "Воронежская матрешка"

Мастер-класс с пошаговыми фото по изготовлению сувенира -  "Воронежская матрешка"...

Конспект образовательной деятельности "Воронежская матрешка"

В конспекте раскрывается методика ознакомления детей с краеведением с помощью художественно-эстетического восприятия народно-прикладного искусства....

Презентация "Воронежская матрешка". Часть 1

Презентация работы по ознакомлению дошкольников с одним из народных промыслов Воронежской области....

Презентация "Воронежская матрешка". Часть 2

Презентация работы по ознакомлению дошкольников с воронежской матрешкой, как одним из промыслов Ворнежской области...

Проект "Воронежская матрешка"

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами....

Воронежская матрешка

Тема НОД: «Воронежская  матрешка». Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.Задачи:Образовательные:• Познакомить воспитан...