Конспект образовательной деятельности "Воронежская матрешка"
учебно-методический материал (старшая группа)

Бурова Ирина Владимировна

В конспекте раскрывается методика ознакомления детей с краеведением с помощью художественно-эстетического восприятия народно-прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronezhskaya_matreshka.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по лепке в старшей группе.

Автор. Бурова И.В., воспитатель МКДОУ БГО Детский сад № 7 комбинированного вида. 

Тема. Воронежская матрешка.

Задачи:

-  познакомить с происхождением  Воронежской матрешки;

- знакомить с народными прикладными промыслами по производству матрёшек; обогащать представления о материале характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, связь формы предмета и его назначения);

- формировать чувство гордости за русский народ, за свою Родину;

-  формировать духовно – нравственные чувства на основе изучения традиций родного края.

- быть терпеливым и аккуратным в процессе изготовления игрушки;

-  продолжать формировать навыки организации и уборки рабочего места.

- продолжать учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания;

- добиваться передачи выразительности образа с помощью стеки.

- закреплять умение соблюдать необходимые правила безопасности во время работы со стекой

- выполнять пластичные движения под музыку.

Материал:  матрешки, хохломские ложки, миски, пластилин, стеки, клеенки, тряпочки, презентация «Матрешки России».

Содержание.

Дети и воспитатель стоят около выставки посуды.

В: посмотрите на нашу выставку и назовите знакомые вам предметы? (Дети перечисляют: ложки, миски, доска, солонка и пр.)

В: как вы думаете, что общего у всех этих предметов, таких разных? ( Ответы детей: это посуда. Она расписная, сделана руками человека.)

В: все эти предметы когда-то давным-давно придумали русские мастера. У них было много учеников, ученики становились мастерами и учили других людей своему мастерству. Так и дошло до наших времен искусство делать такие замечательные предметы, которыми восхищаются не только в нашей стране, но и в других странах мира.

- А вот что мы будем делать сегодня, вы узнаете из загадки:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, 

В этой молодице        

Прячутся сестрицы.

 Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(Матрешка)

Как вы догадались, что это матрешка?

Что значит – темница?

- Что вам известно про эту игрушку? ( Ответы детей: она сделана из дерева. В большой матрешке много маленьких. Матрешка раскрашена красками).

В: все верно, ребята!

Просмотр слайдов.

Считается, что русская матрешка родилась в конце 19 века в Москве в мастерской, которая принадлежит Анатолию Мамонтову. Однажды ему привезли в подарок фигурку мудреца Фукурумы. У мудреца была вытянута голова от множества дум. А внутри него пряталось ещё несколько фигур. Кукла настолько понравилась, что сразу решили создать свой образ. В мастерской работал художник Малютин, которому показали эту фигурку. Он и сделал эскиз первой куклы – это была девочка, одетая в сарафан, с черным петухом на руке. Куклу назвали Матреной. Оттуда и пошло название «матрешка». Она сразу приобрела популярность, и в каждой области стали делать свои фигурки. Так появились: Cергиево-Посадская матрешка, Полхов – Майдановская, Тверская, Вятская, Семеновская. И, конечно же, матрешка наша, родная, Воронежская. Она появилась не так давно, «мамой воронежской матрешки» стала Елена Геннадиевна Матвеева. Наша воронежская матрешка имеет форму яйца.  Елена Геннадьевна случайно увидела бракованную заготовку – слишком округлую и с торчащим сучком. У художницы сразу появилась идея одеть эту деревяшку в народный костюм, а сучок изобразить как прядку непослушных волос, выпадающих из-под платка. Матрешка одета в традиционный воронежский костюм. На голове – большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Черная понева (юбка), прорисованная красными линиями, образующая клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Ромб – это символ солнца.

В:

Давайте немножко отдохнем и станцуем танец матрешек!

«Мы веселые матрешки,

ладушки-ладушки!»

 (Дети выполняют танцевальные движения под слова песни)

В: а хотите сами слепить матрешку? Проходите за столы. Возьмите матрешку в левую руку, проведите по ней пальчиком. (Дети садятся за столы. Берут в руки матрешек, проводят обследовательские действия).

-  Какая матрешка?  (матрешка гладкая, скользкая, твердая, без углов).

- Правильно, у матрешки обтекаемая форма, яйцеобразная, внизу круглая, вверху заостренная.

-Для того чтобы слепить матрешку, надо подумать из какой формы легче будет лепить матрешку? ( выставляю  шар, куб, цилиндр)

- Как вы думаете? (Дети высказывают предположения)

- Изготавливать форму матрешки легче из шара. Сначала разминаю глину, затем скатываю шар между ладонями вот так (показ). Из шарика вытягиваю форму яйца.  

- Скажите, что еще нужно сделать? (украсить матрешку, нарисовать ей лицо).

- Да. Затем стекой прорисовываю лицо.

 ( Дети приступают к работе, педагог следит за последовательностью лепки, за правильностью использования стеки)

Давайте посмотрим, какие у нас получились матрешки. Для этого поставим их в хоровод.

Как вы думаете, какая матрешка самая веселая? Устойчивая?

Теперь эти изделия оставим до полного высыхания. Затем обожжем в печи и только потом разукрасим их.

Вы замечательно сегодня потрудились. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Давайте познакомимся - русская матрешка"

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством русского народа - деревянной матрешкой...

Непосредственно образователная деятельность Образовательная область"Художественное творчество" Конспекты: "Украсим сарафан матрешки", "Бабочки" "

Занятия рисованием, лепкой – одни из самых больших удовольствий для ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фанта...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшей группы «Сказочное путешествие с матрешкой в русскую избу».

Сформировать образные представления о мудром устроении внутреннего пространства избы;Познакомить детей со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, люлька или колыбелька);Познакомить д...

Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе "Матрешка в гостях у ребят"

Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе по ФЦКМ "Матрешка в гостях у ребят"...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ область « Познавательное развитие» – формирование элементарных математических представлений на тему: «В гости по дорожке к вам идет Матрешка….» для детей средней группы

Цель:  развивать интерес к формированию элементарных математических представлений, познавательную  активность   и любознательность.Программные задачи:  учить детей поряд...

конспект образовательной деятельности "Матрешки-крошки"

Предлагаемый конспект разработан для детей раннего возраста по сенсорному воспитанию....

конспект образовательной деятельности "Матрешки-крошки"

конспект занятия по сенсорному воспитанию на закрепление основных сенсорных эталонов....