Возможности применения ИКТ в музыкальном образовании дошкольников
методическая разработка на тему

Мальцева Елена Ивановна

Выступление на семинаре музыкальных руководителей ДОО Зерноградского района по теме: "ИКТ в современном образовательном процессе"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  детский  сад  компенсирующего  вида

«ЗВЁЗДОЧКА» г.Зернограда

                                   

                                   Мальцева  Елена Ивановна,

                         музыкальный руководитель

                          высшей квалификационной категории

2014г.

        Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, вызванными развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

        Основной целью педагогических коллективов в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей развитые компетентности и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

        Никого уже не удивляет тот факт, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это ещё один источник информации и развития. И мы, педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования!

        Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология». Но ведь любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её преобразование. Поэтому наряду с другими педагогическими технологиями важным составляющим компонентом профессионализма педагога является владение информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ).

        Современный детский сад – часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

           Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:

  • делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей;

  • использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.;

  • становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

        Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем встаёт вопрос: как сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным? Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывать интерес у дошкольников к творческому процессу и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки к развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой желание действовать, изучать, понимать. Поэтому использование ИКТ поможет успешно решить данную проблему.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

1.     создание презентаций к занятиям;

2.     работа с ресурсами Интернет;

3.     использование готовых обучающих программ;

4.     разработка и использование собственных авторских программ.

        Каковы же функции информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя?        

В первую очередь - это источник учебной и музыкальной информации, средство подготовки текстов, оформления  наглядных пособий, выступлений.  Одним из основных достоинств образовательной деятельности с использованием ИКТ является усиление наглядности. Не всегда у нас есть необходимый наглядный демонстрационный материал: репродукции, иллюстрации, картинки или же они не очень высокого художественного качества. Благодаря огромным возможностям Интернета можно найти и использовать разнообразный иллюстративный материал. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Да и мы с вами можем сказать, что занятие, включающее слайды презентации, данные электронной энциклопедии, вызывают у детей эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, вызывает огромный интерес каждого ребёнка.

Какие же мультимедийные  средства обучения наиболее доступны музыкальному руководителю в его практической работе с детьми?

  • Видеоряд: фрагменты из опер, балетов,  концертов классической  музыки, фрагменты мультипликации;

  • синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики; тематические рисунки,  репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, видовые художественные фотографии и др.;

  • звуковые фонограммы музыкальных произведений;

  • творческие (интерактивные) задания для детей.

        Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к занятиям  можно назвать создание мультимедийных презентаций.  Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать зрительное и слуховое восприятие, ассоциативное мышление и творческое воображение детей.

        Но следует помнить, что подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей, их возрастных особенностей. Используя возможности программы Power Point  можно разработать и использовать презентации по всем видам музыкальной деятельности:

  • восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора используется показ портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.;
  • музыкально-ритмические движения: показ клипов для знакомства с различными танцами, использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев, видеоигры на ориентировку в пространстве;
  • пение: по графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни;
  • музыкально-дидактические игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.;
  • игра на детских музыкальных инструментах: используются презентации – концерты для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания, приёмами звукоизвлечения; имеют место так же видеоподсказки для детей, играющих в оркестре;

  • Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видеоролики.

        На развлечениях и праздниках также можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон, в качестве декораций. Готовые презентации можно с успехом интегрировать в другие образовательные области: познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественное творчество, коммуникацию; использовать в режимных моментах ДОУ, в работе с родителями, при подготовке собраний, проведении консультаций.        

        В настоящее время в музыкально-образовательной деятельности применяются различные электронные издания. Широкое применение получили музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку».

        Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» возможно использование тематических экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.

        Энциклопедия «Музыкальные инструменты» - в ней собрана редчайшая коллекция музыкальных инструментов различных стран и народов, включая археологические находки. Совершая виртуальную экскурсию по любой из выбранных стран (США, Англия, Германия, Польша, Австрия, Франция, Италия, Россия), можно познакомиться с многовековой историей возникновения и развития инструментов, особенностями их устройства и звучания. Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей данных программ (видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, викторины) процесс обучения становится более эффективным и интересным.

        Программа «Шедевры музыки» - в ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Кроме этого, представлены биографии композиторов, история создания известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты.

        Практический курс «Учимся понимать музыку» позволяет легко ориентироваться в многообразном и изменчивом мире музыки. Все занятия построены в современной мультимедийной форме. Материал предлагается в интересном и увлекательном виде и не только рассказывает о музыкальных жанрах, стилях и направлениях, но и учит слушать и понимать музыку.

      Таким образом, можно говорить о компьютере, как о мощном инструменте в педагогической деятельности музыкального руководителя. Работа с готовыми программами вызывает интерес и подталкивает на продолжение общения с компьютером. Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point, позволяет прекрасно иллюстрировать занятия произведениями живописи, музыки, развивает способности сравнивать, сопоставлять.

           Но применяя компьютерные обучающие программы на музыкальных занятиях, нельзя забывать о том, что мы общаемся с искусством. Важно не подменить его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Важно помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребёнка.

        И в заключение хочется подчеркнуть, что, использование информационных технологий позволит сделать процесс познания и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. При этом, конечно же, не стоит забывать, что в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий в музыкальном образовании дошкольников

Это универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, изменить развивающую среду детского сада....

«Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников».

Преодоление речевого нарушения у детей путём развития,воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность...

Выступление на педагогическом совете ДОУ "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном образовании дошкольников"

Сообщение о взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального образования дошкольников....

Опыт работы "Применение ИКТ в экологическом образовании дошкольников"

применение ИКТ в экологическом образовании дошкольников...

Консультация для воспитателей на тему : « Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему :  « Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»....

Консультация для воспитателей Тема: «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»

Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой.От уровня и компетентности зависит качество музыкального образования дошк...