«Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно
статья на тему

Михеева Любовь Васильевна

Известно, что художественно-эстетическое развитие  играет огромную роль во всестороннем развитии личности ребенка,  в формировании его эстетического отношения к миру, к социальной действительности Работая воспитателем в детском саду на протяжении многих лет, убеждена в том, что чем раньше ребенок будет вовлечен в творческий процесс познания окружающего мира, тем активнее будут формироваться и  развиваться у него  такие психические процессы, как  восприятие окружающего мира, образное мышление, воображение, внимание, память, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

Известно, что художественно-эстетическое развитие  играет огромную роль во всестороннем развитии личности ребенка,  в формировании его эстетического отношения к миру, к социальной действительности Работая воспитателем в детском саду на протяжении многих лет, убеждена в том, что чем раньше ребенок будет вовлечен в творческий процесс познания окружающего мира, тем активнее будут формироваться и  развиваться у него  такие психические процессы, как  восприятие окружающего мира, образное мышление, воображение, внимание, память, речь.

ФГТ направлены сегодня  на достижение у дошкольников целей развития познавательных  интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (пункт 3.3.6).

Детское изобразительное творчество как раз и направлено на достижение данных целей развития детей дошкольного возраста.

Ведь занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, ручному труду способствуют развитию познавательных  интересов ребенка, способствуют его интеллектуальному развитию, а это  в  свою очередь выражается в создании детьми разнообразных поделок, рисунков, индивидуальных  и коллективных работ по художественному творчеству.

Детское  изобразительное  творчество развивает  сенсорное  восприятие детей  путем наблюдений, обследований, анализа объектов  и явлений природы, конструктивного строения предметов, разнообразия цветовых оттенков предметов.

Считаю, что для успешного творческого развития детей  должны быть созданы определенные условия. Это в первую  очередь,  постоянно меняющаяся развивающая среда, которая должна соответствовать возрастным особенностям детей. С этой целью в группе создан уголок творчества «Маленькие художники», в котором есть все необходимое для  самостоятельной изобразительной деятельности детей.

. Дети могут выбрать любой  художественный материал для своих рисунков и поделок, рассмотреть иллюстрации в книгах и альбомах художественного содержания.

Уголок творчества постоянно обновляется предметами народно-прикладного искусства, дидактическими и демонстрационными  материалами, репродукциями картин художников.

 Знакомя детей с народными промыслами России, были организованы тематические выставки, где были представлены предметы народно-прикладного искусства, такие как

«Гжель», «Хохлома, «Дымковская игрушка», «Жостовские подносы», альбомы и иллюстрации по темам выставки, рисунки детей по народно-прикладному искусству.

В уголке творчества стараюсь создать условия для детского экспериментирования, которое отвечает возрастным возможностям детей. Вижу, как дети с большим интересом и  удовольствием используют  для своих рисунков восковые мелки, различные оттиски, любят рисовать пальчиками, ладошками, заниматься декупажем, кляксографией.  

На занятиях по художественному творчеству я  использую, как индивидуальный подход в работе с детьми, который позволяет учитывать индивидуальные  особенности каждого ребенка, так и групповые формы работы, то есть коллективные работы. Исходя из своего опыта работы и многолетних наблюдений, хочу подчеркнуть, что коллективное художественное творчество формирует у детей коммуникативные способности, то есть способности общаться друг с другом, а так же способствуют  более свободному общению ребенка со взрослыми.

Особенно ценно, что совместное коллективное творчество позволяет детям, которые испытывают определенные трудности при общении с другими детьми, быстрее наладить диалог с ними, снизить конфликтность, агрессивность, повышенную эмоциональность, замкнутость, застенчивость. В процессе выполнения коллективных работ вижу, как дети учатся  договариваться о выполнении совместной работы, учатся  уступать друг другу, помогать, подсказывать по ходу работы.  

В младшем дошкольном возрасте коллективное творчество помогает ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду, группе, быстрее наладить отношения с окружающими. Поэтому считаю, чем раньше дети будут вовлечены в творческий процесс создания коллективных работ, тем быстрее будет   создан благоприятный психологический климат в детском коллективе.

При выполнении коллективных работ отдаю предпочтение совместно-индивидуальной форме организации коллективной деятельности, что позволяет каждому ребенку выполнять свою часть общей работы самостоятельно, но в итоге при составлении коллективной композиции, она становится частью их общей совместной работы. Приятно смотреть, когда в глазах ребенка отражается радость от того, что он видит свой рисунок или поделку в общей коллективной работе.

Специфика выполнения коллективных работ в каждой возрастной группе имеет свои особенности. Так выполняя коллективные работы в младшем дошкольном возрасте, обогащаются художественные навыки ребенка, закрепляются простейшие технические умения и навыки по работе с кистью и красками, пластилином, бумагой, природным материалом.

Выполняя коллективные работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, стараюсь совмещать в одной работе два вида изобразительной деятельности:  рисование и аппликацию, лепку и аппликацию, аппликацию и художественный труд. Особенно детям младшего дошкольного возраста  нравятся коллективные работы, в которых ребенок создает образы знакомых и близких ему объектов живой природы, таких например, как домашние животные. В дальнейшем  коллективные работы такие как: «Кошка с котятами», «Курица с цыплятами», «Веселый двор» я использую на занятиях по развитию речи и на занятиях по формированию элементарных математических представлений. На  занятиях по развитию речи   дети составляют  предложения и короткие рассказы о внешнем виде  домашних животных, их поведении образе жизни. Детям  интересно описывать домашних животных, которых они сами же и нарисовали. Используя коллективные работы, выполненные детьми накануне занятий по формированию элементарных математических представлений, ставлю перед детьми  вопросы: сколько? где? кто и  что ближе или дальше? кто и что выше или  ниже? На что по форме похож предмет? Закрепляю счет и математические представления о форме, размере предметов, закрепляю пространственную ориентацию на листе бумаге.

Таким образом, коллективное творчество  способствует интегрированному подходу к обучению детей, отвечает принципу единства воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.    

Некоторые коллективные работы выполняются  на нескольких занятиях и объединены одной темой. Так, например, создавая коллективную работу с детьми старшего возраста на тему «Наша улица», на первом занятии создается улица города из домов разной высоты, на другом транспорт. В итоге занятия решаются сразу несколько образовательных задач: познавательно-исследовательская задача, когда дети осваивают новый метод художественного творчества такой, как пластилинография, а так же продуктивная и игровая.

Метод пластилинографии  позволяет ребенку открыть для себя новые возможности использования конструктивных свойств пластилина, побуждает детей к экспериментированию с ним.

Так при знакомстве  детей со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», была выполнена коллективная работа «Сказочный дворец». При создании этой работы был так же использован метод пластилинографии. Намазывая пластилин на готовую форму, ребенок в последуюшем самостоятельно украшал свою заготовку различными конструктивными элементами. Для украшения  деталей сказочного дворца были использованы трубочки от детских соков, кусочки цветного пластика от флаконов из-под шампуней разной формы и величины. Создавая сказочный дворец, дети получили большое удовольствие, так как в процессе работы экспериментировали со знакомыми для себя материалами и пришли к выводу о том, что бросовый материал может быть использован для украшения поделок. В коллективных работах «Космос» и «Жар-птица», выполненных в той же технике, что и коллективная работа «Сказочный дворец» для украшения отдельных  элементов: космических кораблей, звезд, планет, перьев Жар-птицы были использованы мелкие и крупные пуговицы, бусинки, блестки. Работы получились яркими, необычными, были отмечены грамотами на творческих выставках внутри сада за оригинальность  выполнения.

Экспериментирование с разными материалами побуждают исследовательскую активность детей, включает их в процесс поисковой деятельности, обогащает их жизненный опыт. Большое удовольствие детям доставляет работа с природным материалом: шишками, семенами, сухими осенними листьями, скорлупой орехов, морскими камешками, ракушками.  

Особенно меня привлекает авторская программа И.А.Лыковой «Цветные ладошки», так как в ней представлен новый подход к художественно-творческому развитию детей. В данной программе сочетаются новаторские, нетрадиционные методики для организации изобразительной деятельности детей. Программа предусматривает инновационный подход к обучению, в ней отражена взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей.

Считаю, что для успешной совместной творческой деятельности, должны быть созданы доброжелательные, доверительные, партнерские отношения между самими детьми, а так же между педагогом и детьми. Только в этом случае все мы вместе сможем создать неповторимые, незабываемые коллективные творческие работы.

«Чего один не сделает – сделаем  вместе…» - В. Маяковский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество в детском саду

Презентация для педагогов к семинару по Изо....

Художественное творчество в детском саду: история и потенциал.

Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребен...

КРУЖОК «ВОЛШЕБНИКИ» (дополнительные занятия по художественному творчеству в детском саду)

Развитие и активизация творческого воображения детей в процессе занятий изобразительной деятельности, посредством сказки.Методика работы со сказкой. Перспективное планирование и конспекты занятий....

Программа дополнительного образования по художественному творчеству в детском саду

Программа дополнительного образования по художественному творчеству в детском саду "Разноцветный калейдоскоп"...

Художественное творчество в детском саду

Детский сад является основной ступенькой для социального развития малышей. Посещение его, ребёнку необходимо для комфортного восприятия окружающего мира. В детском саду с малышами занимается, обучают,...

«Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

В свободной деятельности по художественному творчеству я использую, как индивидуальный подход в работе с детьми, который позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, так и групповые...

Доклад на педагогический совет "Условия для самостоятельного художественного творчества в детском саду"

Доклад раскрывает условия создания в группе условий для самостоятельной деятельности детей...