Программа кружка «В мире сказок» для детей 3-4 лет
методическая разработка (младшая группа) на тему

Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Задачи:  

    1. Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через произведения русской народной литературы: потешки, песенки, сказки.
2. Разыгрывать с помощью воспитателя знакомые потешки, песенки сказки с использованием игрушек, плоскостных фигур, шапочек-масок, изготовленных воспитателем в присутствии детей.
3. Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в сказках, потешках; развивать умение вести диалог; обогащать речь детей образными выражениями, яркими средствами художественной выразительности, особенностями русской речи.
4. Формировать эмоциональную отзывчивость, желание обыгрывать сказки потешки.
5. Знакомить детей с приёмами кукловождения театра картинок (фланелеграфа), театра кружек, пальчикового театра.
6. Поддерживать стремление детей использовать игрушки и театральные куклы в самостоятельной деятельности.
 

Кружок  рассчитан на 1 год обучения, с детьми второй младшей группы (3-4 года).

Кружок проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительность 15 мин.  Общее количество часов за год – 30 часов.

(1 час- продолжительность одного занятия).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10

Структурное подразделение «Детский сад  «Березка»

г.о.Чапаевск Самарской области

Программа  кружка «В мире сказок»

для детей 3-4 лет

Разработала

Воспитатель

Родионова Татьяна Александровна

Пояснительная записка

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) . Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться самостоятельной деятельностью детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и д. р.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, и умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Задачи:  

    1. Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через произведения русской народной литературы: потешки, песенки, сказки.
2. Разыгрывать с помощью воспитателя знакомые потешки, песенки сказки с использованием игрушек, плоскостных фигур, шапочек-масок, изготовленных воспитателем в присутствии детей.
3. Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в сказках, потешках; развивать умение вести диалог; обогащать речь детей образными выражениями, яркими средствами художественной выразительности, особенностями русской речи.
4. Формировать эмоциональную отзывчивость, желание обыгрывать сказки потешки.
5. Знакомить детей с приёмами кукловождения театра картинок (фланелеграфа), театра кружек, пальчикового театра.
6. Поддерживать стремление детей использовать игрушки и театральные куклы в самостоятельной деятельности.
 

Кружок  рассчитан на 1 год обучения, с детьми второй младшей группы (3-4 года).

Кружок проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительность 15 мин.  Общее количество часов за год – 30 часов.

(1 час- продолжительность одного занятия).

Сентябрь
1. Обыгрывание потешки «Пошёл котик на торжок»
Выучить потешку с детьми, давая возможность самим закончить фразу; беседа по потешке, учить интонацией передавать вопросы и ответы.
 Потешка «Танечка, баю-баю-бай»
Повторить известный текст; учить с помощью жестов, мимики передавать своё отношение к героям потешки с помощью куклы обыгрывать потешку.
2. Этюд «Наши уточки с утра…» (картинки на фланелеграфе) 
Предложить детям изобразить разговор птиц; прочитать потешку по ролям; с помощью иг-ры «Мамы и их дети», учить детей с помощью голоса (высокий, низкий) изобразить, как поёт мама и как поёт её птенец.
 Игры с ручками и пальчиками «Где же наши ручки», «пальчик, пальчик, где ты был?» 
Учить детей действовать руками и управлять пальчиками в ритм стихотворного текста. 
3. Потешка «Сорока-Белобока»
Беседа по потешке, обыгрывание потешки, раскрасить вместе с детьми рисунки маленько-го и большого горшков цветными карандашами. 
 Этюд «Курочка-рябушечка» (картинки на фланелеграфе) 
Заучивание потешки, чтение её по ролям.
4. Потешка «Козочка-белоногушка»
Учить детей обыгрывать потешку по ролям, используя настольную игрушку, беседа по потешке, учить выражать интонацией разные чувства.
 Игры с пальчиками «Этот пальчик – бабушка…», «Мой мизинчик»
Развивать мелкую моторику рук, заучить новую потешку, побуждать детей выразительно говорить текст.
Октябрь
1. Потешка «Тили-тили-тили-бом»
При чтении стихотворения вызвать у детей желание пожалеть, оказать помощь больному зайчику; выучить потешку, побуждать детей поиграть зайчиком, управляя игрушкой так же, как взрослый.
Спектакль «Алёнушка и лиса» (на фланелеграфе)
Вызвать сочувствие к бедной Алёнушке, желание помочь, радость, что всё закончилось хорошо.
2. Повторение сказки Алёнушка и лиса»
Помочь детям самостоятельно выкладывать картинки на фланелеграф, в определённом порядке; предложить самостоятельно играть роли лесных зверей медведя, волка, лисы.
Игры с пальчиками и ручками «Топ-топ, топотушки»
Выучить новую игру с пальчиками; развивать у детей интонационную выразительность; перед зеркалом учить изображать радость.
3. Потешка «Наша-то хозяюшка» 
Разучить потешку; с помощью жестов учить передавать действия персонажей, побеседовать по потешке; вспомнить, кто как кричит.
Изготовление масок. 
Привлечь детей к изготовлению масок-шапочек из бумаги, побуждать к стремлению помочь воспитателю; обыграть с масками потешку «Наша-то хозяюшка»
4. Народная игра «Солнышко и дождик»
Выучить игру, привлечь к игре всех детей, учить с выражением говорить слова, действовать в соответствии с текстом, вызвать у детей желание играть.
Иры с пальчиками и ручками «Вот, как пальчики шагают» 
Выучить названия пальчиков с помощью текста игры; добиваться согласованного движения пальчиков на обеих руках; вызвать у детей эмоциональный отклик на игру.
Ноябрь
1. Песенка «Каравай»
Вспомнить с детьми знакомый хоровод; предложить детям слепить из пластилина три каравая разного размера: папе – большой, маме – поменьше, малышу – маленький.
Этюд «Котик серенький сидит» (картинки на фланелеграфе)
Продолжать учить детей действовать с картинками на фланелеграфе; учить передавать голосом нежность по отношению к персонажу, радость от его пробуждения.
2. Потешка «Кисонька-мурысонька» 
Предложить детям выучить новую потешку, учить детей диалогической речи: вовремя задавать вопрос и вовремя отвечать на него; обыграть потешку, используя характерные мимику и жесты.
Игры с пальчиками и ручками «Кто приехал?»
Выучить новую игру с руками; развивать мелкую моторику рук, добиваться четкого произношения слов текста в соответствии с движением пальчиков; повторить игру «Этот пальчик – дедушка»
3. Изготовление картинок для сказки «Репка»
Привлечь детей к изготовлению картинок для фланелеграфа к сказке «Репка»; по ходу изготовления вспомнить сказку.
Сказка « Репка» (картинки на фланелеграфе)
Привлекать детей к самостоятельному показу сказки; учить распределять роли, передавать голосом характеры персонажей.
4. Повтор потешки «Пошёл котик по дорожке»
Повторить знакомые потешки, используя настольные игрушки; побуждать детей к самостоятельному показу характерных движений игрушки: идёт, говорит; упражнять в интонационной выразительности.
Пальчиковая сказка «Упрямые козы» 
Вспомнить знакомую сказку, учить обыгрывать, используя шапочки пальчикового театра; побуждать к выразительному произношению диалога.
Декабрь.

1. Потешка «Приходите в гости» 
Вспомнить потешку; с помощью масок-шапочек инсценировать её; учить детей четко выговаривать слова, соблюдать интонации.
Сказка «Снегурочка и лиса» (картинки на фланелеграфе)
Вызвать интерес у малышей к новой сказке; посочувствовать снегурочке; побуждать детей к повторению реплик из диалогов.

2. Игры с пальчиками и ручками. Повторить игру «Топ-топ-топотушки»
Побуждать к эмоциональной выразительности при произношении слов; учить согласовывать слова с движениями рук и пальчиков. 
Народная игра «Мыши водят хоровод» 
Выучить с детьми новую игру; использовать маску кота, учить детей выполнять движения в такт стихам.

Изготовление картинок для теневого театра «Заюшкина избушка»
Рассказать детям о теневом театре, в присутствии детей изготовить фигурки из сказки, побуждать детей к узнаванию персонажей. 

3. Показ сказки «Заюшкина избушка» (теневой театр).
Вызвать у детей интерес к спектаклю в теневом театре; поощрять узнавание персонажей; развивать творческое воображение.
Показ сказки «Заюшкина избушка» (теневой театр). 
Учить детей управлять фигурками в теневом театре; вызывать желание к самостоятельному показу сказки; продолжать учить детей правильному произнесению диалога (вопрос-ответ).

4. Игры с пальчиками. 
Вспомнить с детьми знакомые игры: «Этот пальчик – бабушка…», «Мой мизинчик»; продолжать развивать мелкую моторику рук; учить соотносить действия пальчиками со словами.

Январь.
1. Потешка «Эти сани-самокаты» (картинки на фланелеграфе).
Познакомить детей с новой потешкой; объяснить непонятные слова; показать, как в потешке передаётся образ саней; поощрять самостоятельный показ с детьми картинок.
Инсценировка потешки «Как на тоненький ледок»
Учить детей действиями передавать текст песенки; точно выполнять действия в соответствии со словами; развивать творческое воображение.
2. Изготовление шапочек для спектакля «Колобок»
Вызвать у детей интерес к знакомой сказке; заинтересовать процессом изготовления атрибутов; вспомнить песенку колобка.
Сказка «Колобок»
Учить детей передавать образы героев сказок, их характерные особенности; продолжать учить детей диалогической речи; показ сказки с использованием шапочек-масок. 
3. Слушание сказки «Колобок» в записи.
Учить детей слушать сказку в записи, быть внимательным; обратить внимание на то, как рассказчик голосом передаёт особенности героев.
Игры с пальчиками и ручками «Как живёшь?»
Выучить новую игру; продолжать учить детей соотносить действия рук со словами; учить иг-рать перед зеркалом. 
Потешка «Тень-тень-потетень» (картинки на фланелеграфе).
Вспомнить знакомую потешку; побуждать детей повторять слова персонажей, голосом изображая героев; продолжать учить самостоятельно выставлять картинки в соответствии с текстом.
4. Показ пальчикового театра «Алёнушка и лиса».
Показать знакомую сказку с помощью кукол пальчикового театра; вызвать у детей интерес, желание самостоятельно обыграть сказку.
Февраль
1. Этюд «Идёт коза рогатая» (театр игрушки).
Рассказать потешку, показать игрушку; учить управлять игрушкой, согласовывая движения с ритмом текста потешки и побуждая произносить текст выразительно.
Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».
Вспомнить знакомую потешку; жестами и голосом передавать основные характеристики персонажей; учить последовательно, без пауз вступать друг за другом.
2. Народная игра «Баба сеяла горох».
Познакомить детей с игрой; продолжать учить согласовывать действия со словами текста; обращать внимание детей на то, какие действия производит ведущий; предложить всем детям побыть в роли ведущего.
Пальчиковая игра «Четыре брата».
Повторить название пальчиков; развивать мелкую моторику.
3. Изготовление картинок к сказке «Теремок». 
Вместе с детьми изготовить картинки к сказке «Теремок»; вспомнить основные цвета всех животных, их прозвища, последовательность прихода в теремок; поддерживать интерес к сказке.
Слушание сказки «Теремок» в записи.
Продолжать учить детей слушать сказку в записи; быть внимательными; обратить внимание на то, как рассказчик интонационно передаёт образы героев сказки.
4. Показ сказки «Теремок» (картинки на фланелеграфе).
Учить детей воспринимать знакомую сказку не только на слух, но и зрительно; соотносить образы героев с характерными для них интонациями; побуждать к самостоятельному показу сказки, передавать голосом особенности персонажей.
Игра с пальчиками и ручками «Вот как пальчики шагают».
Вспомнить знакомую игру; учить одновременному действию обеих рук; следить за вырази-тельностью речи.
Март.
1. Потешка «Алёнка-малёнка».
Обыграть потешку; учить соотносить слова потешки с действиями; передавать быстроту и стремительность.
Этюд «Киска» (театр игрушек).
Прочитать потешку, управляя игрушкой, заучить потешку наизусть; учить детей самостоятельно управлять игрушкой, произнося слова кошки жалобным голосом. 
2. Этюд «Котик серенький» (театр кружек).
Познакомить детей с новым видом театра – театром кружек; прочитать потешку, объяснить трудные слова; показ потешку с помощью кружки.
Пальчиковый театр «Кисонька-мурысонька».
Вспомнить знакомую потешку; с помощью кукол пальчикового театра побуждать выразительно рассказывать потешку (вопрос-ответ); продолжать учить согласовывать действия пальчиков со словами.
3. Показ сказки «Лиса, заяц и петух» (театр игрушек). 
Вспомнить знакомую сказку; отметить основные характерные особенности персонажей; учить передавать голосом; продолжать учить детей управлять игрушками во время рассказывания сказки.
Слушание сказки «Лиса, заяц и петух в записи».
Учить, слушая сказку, подмечать, какие голосовые интонации использовал рассказчик; учить характеризовать героев сказки.
4. Народная игра «Огуречик». 
Разучить новую игру; выучить текст; побуждать детей к согласованным совместным действиям; доставить детям радость.
Игры с пальчиками и ручками «Как живёшь». 
Вспомнить знакомую игру; продолжать учить выражать слова действиями; с помощью зеркала обращать внимание детей на то, как точно они выполняют движения.
Апрель.
1. Потешка «Небывальщина» (картинки на фланелеграфе).
Познакомить детей с юмористической потешкой, сопровождая показом картинок; помочь детям осознать юмор этой потешки.
Изготовление атрибутов к сказке «Репка» для показа в театре кружек.
Вместе с детьми изготовить кружки (приклеить картинки); вспомнить персонажей сказки; в какой последовательности происходило действие; вызвать у детей интерес и желание самостоятельно показывать сказку.
2. Сказка «Репка» (театр кружек).
Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию знакомой сказки, сопровождая показом кружек с картинками; учить соблюдать последовательность повествования.
Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять».
Вспомнить знакомую игру; учить синхронно выполнять все движения руками, согласовывать движения со словами.
3. Слушание сказки «Теремок» в записи.
Приучать детей внимательно слушать сказку; обратить внимание на музыкальное сопровождение: как с помощью музыки переданы характеры героев сказки.
Показ сказки «Теремок» (театр игрушек).
Привлекать детей к самостоятельному управлению игрушками; учить голосом передавать особенности персонажей.
4. Народная игра «Рыбаки и рыбы»
Познакомить детей с правилами игры; выучить стихотворение; учить говорить слова чётко, выговаривая все звуки; соблюдать правила игры.
Игры с пальчиками и ручками «Две сороконожки».
Разучить новую игру; продолжать учить согласовывать движения рук со словами, соблюдать ритм; развивать мелкую мускулатуру рук.

Май.
1. Этюд «Тили-бом» (картинки на фланелеграфе).
Вспомнить знакомую потешку с помощью показа картинок; разучить текст; учить рассказывать потешку, соблюдая интонационную выразительность.
Изготовление масок –шапочек для спектакля «Теремок».
Привлечь детей к изготовлению атрибутов к сказке; вспомнить их диалоги; отметить характеристики голосов.
2. Показ сказки «Теремок» для детей группы раннего возраста (шапочки-маски).
Поощрять детей к выступлению перед зрителями: громко и чётко произносить диалоги, эмоционально и выразительно передавать образы героев; доставить радость малышам.
Игры с пальчиками и ручками «Топ-топ».
Продолжать развивать мелкую моторику рук и пальчиков; учить согласовывать слова с движениями рук; для игры использовать зеркало, чтобы дети могли контролировать свою мимику.
3. Сказка «Репка» (теневой театр).
Вспомнить сказку; учить детей управлять фигурками из теневого театра; согласовывать движения фигурок со словами персонажей; выделять голосом их особенности.
Слушание сказки «Бычок-смоляной бочок» в записи.
Познакомить детей с новой сказкой; дать характеристики героям.
4. Сказка «Бычок-смоляной бочок» (картинки на фланелеграфе).
Привлечь детей к показу сказки; продолжать учить вовремя выставлять картинки на доску, во-время убирать их; передавать голосом характеры героев; вести диалог.
Народная игра «Мы на луг ходили»
Выучить новую игру; использовать шапочку-маску зайки; учить слова, согласовывать с движениями.

Список литературы

1. Е.А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г.

2. М.Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в деском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.

3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по художественной литературе «В мире сказок» для детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание:- формирование у детей  интереса к художественной литературе (русским народным сказкам);- обучение умению грамотно и связно высказывать свои суждения;- развитие творческих,...

Конспект спортивного досуга: «В мире сказок» для детей средней группы

Цель:• продолжать развивать двигательные умения и навыки;• расширять представление детей о вариативном использовании физических   упражнений для укрепления здоровья;&bull...

Дополнительная образовательная программа ознакомлению с художественной литературой «В мире сказок» для детей раннего возраста " «город Бугуруслан» «Детский сад №16"

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для ...

Логопедическое пособие « В мире сказок» для детей 6-7 лет с задержкой психического развития (ЗПР)

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нар...

Проект по неделе книги и театра "В мире сказок" для детей младшей группы

В марте месяце в нашем детском саду проводилась неделя книги и театра. Мы читали сказки, играли в подвижные игры, ходили на экскурсию в библиотеку. Итогом неделе театра была совместная деятельность с ...

Лепбук. Тема: "В мире сказок" для детей среднего и старшего возраста.

Лепбук . Тема: "В мире сказок" . средний- старший возраст....