Дополнительная образовательная программа ознакомлению с художественной литературой «В мире сказок» для детей раннего возраста " «город Бугуруслан» «Детский сад №16"
консультация (младшая группа)
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.
Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) . Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Для развития детей 2-3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Возможности сказки велики, он позволяют проводить "сказочные занятия" с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития. Тексты сказок просты, но их можно ещё более упростить. Простота звукоподражания стимулирует малыша к повторению упрощенных слов, а позже - и слов, связанных со звукоподрожаниями по смыслу. Таким образом, стимулируется развитие активной речи. Именно сказки помогут пробудить интерес к слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnit_programma_dlya_detey_rannego_vozrasta_v_mire_skazok.docx | 70.7 КБ |
Предварительный просмотр:
02-02
Согласовано на педагогическом Совете МАДОУ «Д/с № 16» протокол от «____» _____2020 г. №____ | Утверждаю Заведующий МАДОУ «Д/с № 16» ______________ Гладенькова С.В. приказ от «____» _______2020г. № _____ |
Дополнительная образовательная программа ознакомлению с художественной литературой
«В мире сказок»
для детей раннего возраста
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования
«город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №16»
на 2020-2021 учебный год.
Разработчики программы: Татарницева Л.А.,
воспитатель высшей квалификационной категории
Зиборова Е.И. воспитатель первой квалификационной категории
Срок реализации: 1 год
Бугуруслан, 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.3 |
1.1.Пояснительная записка | стр. 3 |
1.2.Цели задачи программы | стр.4 |
1.3.Основные принципы построения программы | стр.4 |
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет: | стр. 4 |
1.5.Планируемые результаты освоения программы: | стр. 5 |
2. Содержательный раздел | стр. 6 |
2.1. Особенности образовательной деятельности | стр. 6 |
2.2.Формы и методы реализации программы | стр. 6 |
| стр. 6 |
| стр. 11 |
3.1.Организация кружковой деятельности | стр. 11 |
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды: | стр. 11 |
| стр. 12 |
3.4.Список использованной литературы | стр.12 |
| |
4.1.Диагностический инструментарий | стр.13 |
4.2.Приложение | стр. 14 |
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.
Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) . Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Для развития детей 2-3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Возможности сказки велики, он позволяют проводить "сказочные занятия" с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития. Тексты сказок просты, но их можно ещё более упростить. Простота звукоподражания стимулирует малыша к повторению упрощенных слов, а позже - и слов, связанных со звукоподрожаниями по смыслу. Таким образом, стимулируется развитие активной речи. Именно сказки помогут пробудить интерес к слову.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться самостоятельной деятельностью детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и д. р.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, и умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в образовательной деятельности.
Дополнительная программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:
№ | Основные показатели | Полная информация |
1 | Полное название образовательного учреждения Сокращённое | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №16» МАДОУ «Д/с №16» |
2 | Юридический адрес Фактический адрес | 461630 Оренбургская область г. Бугуруслан ул. Некрасова, 22 «а» тел. (35352) 3-61-92 461630 Оренбургская область г. Бугуруслан ул. Некрасова, 22 «а» тел. (35352) 3-61-92 |
4 | Режим работы ДОУ | 10,5-часовой, с 8.00 до 18.30. Реализация Программы осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. |
1.2. Цели и задачи Программы
Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
Задачи:
1. Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через произведения русской народной литературы: потешки, песенки, сказки.
2. Разыгрывать с помощью воспитателя знакомые потешки, песенки сказки с использованием игрушек, плоскостных фигур, шапочек-масок.
3. Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в сказках, потешках; развивать умение вести диалог; обогащать речь детей образными выражениями, яркими средствами художественной выразительности, особенностями русской речи.
4. Формировать эмоциональную отзывчивость, желание обыгрывать сказки потешки.
5. Знакомить детей с приёмами кукловождения театра картинок (фланелеграфа), театра кружек, пальчикового театра.
6. Поддерживать стремление детей использовать игрушки и театральные куклы в самостоятельной деятельности.
1.3. Основными принципами построения программы являются:
- Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрасту.
- Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
- Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;
Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет:
На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотреть книгу, аккуратно положить её в отведенное место. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей. Иногда – это целая система образов, сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры, стиль, язык, звуковая организация высоко поэтичны, содержание более значительно.
Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка». Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Используя в своей речи поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонационно – окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, поговорки и др. являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко). Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить – овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребёнка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы. Ребёнок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль малых фольклорных форм песенок, потешек, поговорок, прибауток, закличек и др.
Ребёнок – один из главных образов поэзии малых форм. «Наша Маша маленька» - и о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображен ярко и красочно. В этой потешке отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идет гулять. Ведь это о нём самом потешка. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное, овладевать средством общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую.
Знакомство детей суетным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка, водичка…»), накормить («травка - муравка»). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под
звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. Особенно много радости доставляют игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
Знакомя детей с потешками «Курочка - Рябушечка», «Наши уточки»,
«Кисонька - Мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка» со стихотворением А. Барто «Кто как кричит» воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.
Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые приходится преодолевать, рассматривание иллюстрации – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
В наше время, когда вопросы нравственно-эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.
Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе развития речи детей.
Если ребёнку систематически рассказывают сказки, потешки, прибаутки и т.д. у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться.
В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте – эстетического восприятия художественной литературы.
Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть этот путь будет освещен солнцем народного творчества.
1.5.Планируемые результаты освоения программы:
- Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями;
- Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
- Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками;
- Дети пользуются настольным и пальчиковым театром;
Мониторинг проводится два раза в год по средством бесед и наблюдений согласно инструментария (Приложение 1.)
Учебно-методический комплекс:
Гербова В.В., Комарова Т.С. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада – М.: Мозаика-синтез, 2006
О.М. Ельцова Реализация образовательной области «речевое развитие в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст) СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016г.
2.Содержательный раздел:
2.1.Особенности образовательной деятельности
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Продолжительность образовательной деятельности не более 10 минут в первую и вторую половину дня.
Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
В соответствии с требованием СанПиН
Вариативная часть проводится 1 раз в неделю во второй половине дня продолжительность 10 мин. Общее количество часов за год – 1час,40 минут.
2.2. Учебно – тематический план
Месяц | Тема | Программное обеспечение | Театрализованные игры |
Октябрь | 1.Чтение потешки «Тили - бом! Тили - бом!» | Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать действиям персонажа | Игра - имитация «Кто как кричит». Этюд «Кошка испугалась». |
2. Русская - народная сказка «Курочка Ряба». | Прочитать знакомую детям сказку, поощрять при произношении отдельных слов из текста. Рассмотреть с детьми иллюстрации к сказки, обратить внимание детей на яркость красок. | Этюды: «Хочет дед разбить яичко». «Плачет дед, плачет баба». Игра - имитация «Курочка -Хохлатка». | |
Ноябрь | 3.Стихотворение Александра Блока «Зайчик». | Помочь детям запомнить и с минимальной помощью воспитателя, читать стихотворение | Импровизация «Ветер - ветерок». Этюд «Бегал заяц по болоту». Игра «Зайка серенький сидит». Игра «В огороде заинька». |
4.«Собачка Жучка» | Развивать познавательный интерес к окружающему миру; формировать представление о собаке как о домашнем животном; развивать понимание речи, мышление, внимание, наблюдательность: закреплять правильное произношение звуков, развивать интонационную выразительность. | Игра-имитация «Кто как кричит?» Игра «Вот собачка Жучка» | |
Декабрь | 5«Колобок» | Развивать познавательный интерес к окружающему миру; ° побуждать к диалогической речи посредством совместных игр-инсценировок; побуждать к самостоятельному выбору игрового материала; . развивать интерес к совместной игре. | Этюды: «Колобок и заяц». «Колобок и волк». «Колобок и медведь». «Колобок и лиса». Проигрывание потешки «Ладушки — ладушки! Пекла бабка оладушки». Пальчиковый театр «Колобок». |
6. Русская - народная сказка «Репка». | Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Способствовать формированию навыка перевоп-лощаться в образы сказочных героев. | Игра «Огород наш хорош». Этюд ~ импровизация «Овощная история». Этюд «Как дед репку вытаскивал» Хоровод - огород. | |
Январь | 7.Стихотворение Л. Воронкова «Снег идёт». | Познакомить детей с новым для них художественным произведением | Игра «Снег идёт». Этюд «Зимние забавы». Этюд «Одеваемся на прогулку». Игра - упражнение «Снежки». |
8.В. Берестов «Курица с цыплятами». | Учить детей воспринимать художственный текст без наглядного сопровождения, побуждать повторять отдельные слова при повторном чтение текста. | Игра «Эхо». Двигательная игра - импровизация «Вышла курочка гулять». Игра «Кура и петух». Игра - имитация «Петух, курица, цыпленок». | |
Февраль | 9.Потешка «Мыши водят хоровод». | Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик | Игра «Превращение детей». Игра «Мышиная зарядка». Этюд «Кот просыпается».». Игра «Кошки-мышки |
10.Песенка «Жили у бабуси». | Вызвать у детей эмоциональный отклик , желание вернуться к нему снова. | Игра - имитация «Два весёлых гуся». Игра «Волк, пастух и гуси». | |
Март | 11.Сказка «В гостях у солнышка». | Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в драматизации отдельных эпизодов. | Этюды: «Грусть и радость». «Дорога к солнцу». Игра «Поможем солнышку». |
12.К.Чуковский «Цыпленок» | Продолжать учить детей слушать художественное произ-ведение без наглядного сопровождения. Учить изображать действия персонажей. | Двигательная игра «Петух» .Имитационная игра «Зеркало». Двигательный этюд «Цыпленок». | |
Апрель | 13.Белорусская народная сказка «Пых». | Познакомить детей с новой для них сказкой. Формировать умение слушать молча, не отвлекаясь. | Игры - инсценировки: «Большие ноги». «Маленькие ножки». Песенка - игра «дедушка -ежок». Игра - импровизация «В гостях у ёжика». Этюд: «Кто как испугался». |
14.«Зайка, зайка, что с тобой?» хороводная игра. | Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствую-щими движениями | Игра имитация «Зайчонок» | |
Май | 15.«Мишка» А. Барто -чтение стихотворения. | Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Этюд «Мишка косолапый» Игра «Мишка шел,шел и ягодку нашел» |
16 Р усская народная сказка «Снегурочка и лиса». | Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев. | Интонационная игра «Ау». Игра «Угадай кто я». Игра «У медведя во бору |
блок | раздел | месяц | ТЕМА ЗАНЯТИЙ | ЧАСЫ |
Дополнительное образование «В мире сказок». | Речевое развитие | Октябрь | 1. Чтение потешки «Тили - бом! Тили - бом!» 2. Русская - народная сказка «Курочка Ряба». | 20 мин |
Ноябрь | 3. Стихотворение Александра Блока «Зайчик». 4.Собака Жучка» | 20 мин | ||
Декабрь | 5. «Колобок» 6. Русская - народная сказка «Репка». | 20 мин | ||
Январь | 7.Стихотворение Л. Воронкова «Снег идёт». 8.В. Берестов «Курица с цыплятами». | 20 мин | ||
Февраль | 9.Потешка «Мыши водят хоровод». 10.Песенка «Жили у бабуси». | 20 мин | ||
Март | 11.Сказка «В гостях у солнышка». 12.К.Чуковский «Цыпленок» | 20 мин | ||
Апрель | 13.Белорусская народная сказка «Пых». 14.«Зайка, зайка, что с тобой?» хороводная игра. | 20 мин | ||
Май | 15.«Мишка» А. Барто чтение стихотворения. 16. Р усская народная сказка«Снегурочка и лиса». | 20 мин |
3.Организационный раздел:
3.1. Организация вариативной части программы
Формы и методы обучения:
Словесные – объяснение;
Наглядные – показ;
Креативные – творческий подход.
Используются:
Игровые упражнения;
Игры - драматизации
Группа: раннего возраста
Периодичность занятий: один раз в неделю.
Место кружка в сетке занятий: пятница, вторая половина дня.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды:
Предметно-развивающая среда рассматривается как комплекс эргономических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Развивающее пространство для малышей 2-3 лет безопасно.
Основными характеристиками развивающей предметной среды являются:
- разнообразие (наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребенка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами);
- доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребенка), а также доступность по показателям возрастного развития;
- эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия) - среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции; позволить ребенку проявить свои эмоции;
- удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст – возраст
- повышенной двигательной активности, исследовательского характера).
Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы:
- художественная литература (русские народные сказки;
- альбом «Сказки», «Герои сказок», «Домашние животные», «Дикие животные»;
- атрибуты для организации театрализованной деятельности: ширма, ширма настольная, различные виды тетра (плоскостной, магнитный, пальчиковый, куклы «би-ба-бо», настольный (конусный, резиновый, деревянный, театр из бросового материала) и пр.)
- д/и Лото «Сказки», «Собери сказку», «Герои сказок» и др.
Специально организованная образовательная деятельность осуществляется в виде игры и игровых упражнений по пятницам во вторую половину дня, продолжительностью 10 минут.
3.3 Материально-техническое обеспечение занятий:
Печатные пособия :
• наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой;
• репродукции картин в соответствии с тематикой;
• детские книги разного типа из круга детского чтения;
• иллюстрации;
ИКТ-средства;
• ноутбук;
Оборудование группы:
• столы со стульями для занятий;
• магнитная доска;
• демонстрационная полка для детских работ и книг;
• наборы для детского творчества;
• театральные костюмы и куклы.
3.4.Список литературы
1. Е.А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г.
2. М.Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.
3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010
4.Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 2003 г.
5.Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 2005. - 399с.
6. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000 г
7.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2002 г.
8.Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. Маленькие подсказки для родителей. Издательство Сова Москва СПб 2007г.
9.Т.И. Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки» Я.: «Академия развития» 2005г.
4. Дополнительный раздел
4.1. Диагностический инструментарий
Мониторинг проводится два раза в год по средством бесед и наблюдений.
Критерии оценка:
Диалоговая речь (Ребенок участвует в диалоге, может рассказать историю из личного опыта из 2-3 предложений) | Словарь (Словарный запас ребенка разнообразен, использует в речи распространенные предложения) | Знание 2-3 программных произведений (Название, главных героев) | Интерес к инсценировкам (Активно участвует в театрализованных играх, драматизациях) |
Что нас радует:
У ребенка развита диалогическая речь, свободно и легко общается со взрослыми и сверстниками; в играх пытается договориться с партнером: говорит фразами, использует в речи глаголы, предлоги, существительные и глаголы в множественном числе, умеет передавать свои мысли и чувства, вести беседу. Словарный запас ребенка разнообразен, использует в речи распространенные предложения.
Знает наизусть 2-3 программных произведения, называет название и главных героев, с помощью взрослого определяет основные черты (злой, добрый, большой, маленький и пр.). Участвует в театрализованных играх, драматизациях, обыгрывании.
Что нас огорчает:
У ребенка плохо развита диалоговая речь, в общении со сверстниками и взрослыми сдержан: в речи использует отдельные слова или словосочетания, не поддерживает беседу
Имеет представление о программных произведениях, но не называет название . Не охотно принимает участие в театрализованных играх, драматизации, обыгрывании.
Данная программа рассчитана на 23 ребенка из которых 11 девочек и 12.мальчиков:
Список детей :
4.2. Приложение
Октябрь
1. Чтение потешки
«Тили - бом! Тили - бом!» Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать действиям персонажа
2. Русская - народная сказка
«Курочка Ряба». Прочитать знакомую детям сказку, поощрять при произношении отдельных слов из текста. Рассмотреть с детьми иллюстрации к сказки, обратить внимание детей на яркость красок.
Ноябрь
3.Стихотворение Александра Блока «Зайчик». Помочь детям запомнить и с минимальной помощью воспитателя, читать стихотворение
4.«Собачка Жучка» Развивать познавательный интерес к окружающему миру; * формировать представление о собаке как о домашнем животном; развивать понимание речи, мышление, внимание, наблюдательность: закреплять правильное произношение звуков, развивать интонационную выразительность.
Декабрь
5«Колобок»
Развивать познавательный интерес к окружающему миру; ° побуждать к диалогической речи посредством совместных игр-инсценировок; . ° побуждать к самостоятельному выбору игрового материала; . развивать интерес к совместной игре.
6. Русская - народная сказка «Репка».Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Способствовать формированию навыка перевоплощаться в образы сказочных героев.
Январь
7.Стихотворение Л. Воронкова «Снег идёт».
Познакомить детей с новым для них худож. произведением
8.В. Берестов «Курица с цыплятами».
Учить детей воспринимать художственный текст без наглядного сопровождения, побуждать повторять отдельные слова при повторном чтение текста.
Февраль
9.Потешка «Мыши водят хоровод».
Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик
10.Песенка «Жили у бабуси».Вызвать у детей эмоциональный отклик , желание вернуться к нему снова.
Март
11.Сказка «В гостях у солнышка». Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в драматизации отдельных эпизодов.
12.К.Чуковский «Цыпленок».Продолжать учить детей слушать художественное произ-ведение без наглядного сопровождения. Учить изображать действия персонажей.
Апрель
13.Белорусская народная сказка «Пых .Познакомить детей с новой для них сказкой. Формировать умение слушать молча, не отвлекаясь.
14.«Зайка, зайка, что с тобой?» хороводная игра .Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствую-щими движениями
Май
15.«Мишка» А. Барто чтение стихотворения .Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
16 Р усская народная сказка« Снегурочка и лиса» .Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Солнышко – колоколнышко» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Солнышко – колоколнышко»Воспитатель Быченко...
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная образовательная программа хореографического кружка (художественно-эстетическое направление) для детей раннего дошкольного возраста
Программа предназначена для детей раннего дошкольного возраста (от 2-х до 4-х лет),модифицирована с учётом программ А.И.Бурениной,Т.Сауко "Топ-хлоп, малыши",А.И. Бурениной "Ритмическая мозайка". В нас...
НОД по художественной литературе «В мире сказок» для детей старшего дошкольного возраста.
Программное содержание:- формирование у детей интереса к художественной литературе (русским народным сказкам);- обучение умению грамотно и связно высказывать свои суждения;- развитие творческих,...
Занятие по ознакомлению с художественной литературой "Удивительный мир сказок К.И. Чуковского" (ИКТ)
Презентация "переносит" воспитанников в дом-музей К.И. Чуковского, знакомит с его биографией. С помощью интересных заданий дети закрепляют знания произ...
Творческая разработка занятия по ознакомлению с художественной литературой "По дорогам сказок"
Детям предлагается множество интересных заданий для закрепления знаний о русских народных сказках....
Рабочая программа "Ознакомление с художественной литературой детей 6-7 лет"
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Дет...